Картины художников. Описание картин
проект по русскому языку по теме

Костючек Ольга Владимировна

Картины художников. Описание картин 

  1. И.Репин  «Бурлаки»,  «Иван Грозный и его сын Иван»

  2. В.Серов.  «Дети»

  3. И.И.Шишкин.

  4. В.Г.Перов «Тройка», «Птицелов»

  5. В.М.Васнецов

  6. И.Левитан «Березовая роща», «Весна. Большая вода»

  7. И. Айвазовский  «Девятый вал»

  8. К.Юон  «Конец зимы. полдень»

  9. К.А.Савицкий  «Ремонтные работы на железной дороге»

  10. Ф.П.Решетников  «Прибыл на каникулы»

  11. Ю.М.Непринцев  «Отдых после боя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartiny_khudozhnikov.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.Репин

«Бурлаки»,  «Иван Грозный и его сын Иван»

   Художники-передвижники верили в революционный переворот, их творчество было пронизано революционным содержанием. Репинские «Бурлаки», «Не ждали», «Отказ от исповеди перед казнью», «Арест пропагандиста» – эти  картины звучат грозным обличением и глубоко волнуют как великолепным мастерством, так и силой революционной мысли. Эти картины принесли в живопись новую, революционную струю. И язык их стал другим: художник обратился к реальной действительности и остался до конца верным правде. Творчество художников-передвижников не потеряло ничего в своей живописной прелести – оно зажглось  всем  разнообразием колорита.

   Репинские «Бурлаки» – это целая повесть о беспросветной жизни русского народа: тут мы читаем и покорность судьбе, и стихийную русскую силу, которая вот-вот воспрянет и разогнет могучую спину.

   В 1871 году молодой Репин дебютировал на выставке этой картиной, и сразу стало понятно: в России появился гений. Репин и Суриков поделили между собой пальму первенства, но у каждого наметился свой оригинальный путь. Суриков углубился в русскую историю и показал прошлое России как историю самих народных масс. Репин же сразу примкнул к освободительным идеям, которые владели умами передовой русской интеллигенции того времени.

   С проникновенной силой передает Репин мир душевных переживаний. Самое выразительное в его знаменитой картине «Иван Грозный и его сын Иван» – это глаза. Они передают душевный надрыв, отцовскую боль и бесконечную ласку, сознание непоправимой утраты и страстное желание вернуть жизнь умирающему сыну. Взор царевича Ивана как бы выражает последний дар сыновнего всепрощения и боли за исступленного отца. Судорожно сжатыми, слипшимися от крови пальцами прижимает к себе Грозный голову сына. Какая тоска, сколько желания вернуть невозвратимое в этом трагическом жесте – напрасно! Слабеющее тело подкошенным цветком сникает на узорный ковер – никакой  силой не вернуть ему жизни.

   Руки в картине говорят не менее лица. Беспомощно, как бы прощая, слабо лежит на подряснике Грозного холодеющая нежная рука царевича; обрызганная кровью  в ковер уперлась другая. Правая рука Грозного, покрытая вздутыми венами, судорожно обняла тело поверженного сына – в этой ее напряженности огромная сила чувства и трагическая боль.                                                                                                                          (По Яковлеву)

В.Серов.

«Дети»

   В 1899 году В.Серовым была написана небольшая картина «Дети». Она изображает сыновей художника. Двое  мальчиков стоят на террасе дачи. Старший смотрит на разворачивающуюся перед ним панораму уходящего вдаль Финского залива и угасающего вечернего северного неба, а младший глядит на зрителя задумчиво и серьезно. Это настоящая маленькая жанровая картина с содержанием, поддающимся описанию, но вместе с тем это и портрет двух мальчиков, очень похожих друг на друга. Оба одеты одинаково, у обоих вьющиеся темные волосы, в беспорядке спадающие на лоб. Но различие их характеров: серьезность, сосредоточенность старшего и мечтательная задумчивость младшего – подмечены художником.

   «Дети» – одно из самых поэтических созданий Серова. Здесь он говорит особым, ему одному присущим языком. Характерные, удачно найденные художником силуэты мальчиков выделяются на фоне пасмурного неба и моря. И вместе с тем они погружены в общую, насыщенную влагой, прохладную атмосферу морского пейзажа. Лица мальчиков написаны внимательно и строго.                                                                           (По Арбузову)

                                                         И.И.Шишкин.

   Легко и солнечно писал Шишкин небеса и дали: облака у него светятся, зноем пышет от таких пейзажей, как «Святой ключ», «Сосновый бор», «Дубовая роща». Великолепно обработан весь холст: ни в одном куске нет ни холостых мест, ни пассивно закрашенного сантиметра. Краска послушна художнику: то она показывает глинистую землю дороги, то сочную зелень листвы, то пушистые, топкие болотные кочки, то перистое кружево, то тончайшие орнаменты ветвей на фоне весеннего неба.

   С изысканным чутьем пишет художник воду: то это синеющие в «Лесных далях» затерявшиеся озера, то «Прозрачный ручей», бегущий по песчаному дну, блестящие струи которого несут отражения прибрежных деревьев, то это тихо дремлющая гладь реки в «Туманном утре». В этом пейзаже Шишкин свободно распахивает душу навстречу прекрасному: холодом раннего утра, запахом росистого луга, тихими всплесками воды веет от полотна. «Туманное утро» – драгоценный шедевр: здесь проявилась творческая зрелость художника.

В.Г.Перов

«Тройка»

   В середине шестидесятых годов Х1Х века В.Г.Перов много внимания уделял как крестьянской тематике, так и теме жизни города. К серии городских картин относится «Тройка», написанная в 1866 году. В этой картине художник дает трогательные типы детворы. В зимний вьюжный день по ухабистой, разбитой дороге трое детей-мастеровых везут обледенелую бочку с водой. Самый сильный из детей, очевидно старший, идет в середине. Лицо его энергично, глаза умные. Он весь подался вперед. На него падает главная тяжесть. Лицо девочки измученное, грустное. Видно, что ей очень тяжело. Резкий, холодный ветер треплет ее ветхую одежку. Но еще тяжелее младшему мальчику. Поза его выражает страдание, он настолько обессилел, что едва-едва держится на ногах. Измученные, бледные личики, чрезмерное напряжение детей, вытаскивающих из ухаба бочку, – все  это вызывает чувство горькой обиды за них, не видящих детства и радости. Голод и холод, и тяжелый непосильный труд, и частые жестокие побои – вот удел их «светлого детства».                                                                (По Архангельской).                

   …В зимний вьюжный день по ухабистой, разбитой дороге трое детей-мастеровых везут обледенелую бочку с водой. Самый старший  и сильный из детей идет в середине. Лицо его энергично, глаза умные. Он весь подался вперед. На него падает главная тяжесть. Лицо девочки измученное, грустное. Видно, что ей очень тяжело. Резкий, холодный ветер треплет ее ветхую одежонку. Но еще тяжелее младшему мальчику. Поза его выражает страдание, он настолько обессилел, что едва-едва держится на ногах.

В.Г.Перов

«Птицелов»

   «Птицелов» – одна из лучших картин художника Перова из серии охотничьего жанра. Она создана в 1870 году. Картина овеяна  поэзией. Ею проникнуты и лесной пейзаж, и захваченный страстью старик-птицелов и его спутник – мальчуган с клеткой. Они напряженно, выжидательно всматриваются в то, что происходит около силка. И позы, и движения, и лица – все полно жизни. Так хорошо передано напряжение охотников, высматривающих добычу, столько лиризма в картине, что Академия художеств признала Перова достойным звания профессора. Картина «Птицелов» демонстрировалась как на Академической выставке в России, так и на Международной выставке в Лондоне.

                                                                                                 (По Архангельской)

   На картине художник изобразил ловлю птиц. Птицелов, человек преклонных лет, вместе со своим внуком отправился в лес. Они развесили приманки, расставили сети и стали ждать наступления дня. В лесу стоит предрассветная торжественная тишина. Земля еще прикрыта  белым покровом тумана, сыро. Но вот робкие лучи солнца коснулись верхушек деревьев. Еще минута – и тихий лес наполнится причудливым пением. Солнце поднялось и заиграло веселыми лучами по верхушкам деревьев. Старик прилег и стал пристально следить за каждым движением птиц. Внук его присел рядом и выглядывает из-за огромного дуба.

   Преинтересно наблюдать, как ведут себя птицы. Синицы внимательно оглядывают со всех сторон ловушку и, почувствовав в ней что-то опасное, отпархивают дальше. Потом заходят с безопасной стороны и спокойно клюют зерна. Но синицы очень любопытны, и это губит их. Незаметно для себя они все же заходят в ловушку. Снегири глупее их: они стаей идут в приготовленную для них западню. Когда их прихлопнут, они очень удивляются и щиплют пальцы своими толстыми клювами. Можно беспрестанно смотреть на то, как ведут себя птицы.

 

В.М.Васнецов

   В.М.Васнецов родился в одном из заброшенных сел далеко за Вяткой.

   Рано проявилась в Викторе ни с чем несравнимая страсть к рисованию. Первым его учителем был преподаватель гимназии художник Чернышев. Васнецов решил стать художником. Отец, не препятствовавший стремлениям сына, содержать его не мог. Это не остановило юношу.

   Интересны иллюстрации Васнецова к русским пословицам, начатые им в 1866 году, но не законченные до отъезда в Петербург. В них есть недостатки, неизбежные для неискушенного художника. Но будущий мастер кисти проникся народными интересами. С детства полюбил он народное творчество, не испытавшее воздействия помещичьей культуры.

   Одним из учителей Васнецова в Петербурге был известный живописец Крамской. Глаза Крамского были наделены какой-то особой зоркость, не пропускавшей ни одного явления жизни. Васнецов беспредельно уважал Крамского и восхищался им.

                                                                                                   (По О.Галеркиной).

«Ковер-самолет»

   В.Васнецов очень любил народную сказку, так как видел в ней выражение (дерзкой) мечты и прославление инициативного, решительного, смелого русского человека.

   Перед  нами (известна) картина В.Васнецова «Ковер-самолет». В (мощном) полете  несется, как (огромная) птица,  (красивый и яркий) ковер-самолет. Под ним в нежно-голубом  утреннем тумане покоится родная земля. (Бесстрашный мужественный) герой сказки гордо стоит на (чудесном) летящем ковре. Он везет (прекрасную огненную) жар-птицу. Художник выражает мысль о том, что для несгибаемого, могучего русского человека нет непреодолимых препятствий. Он добьется желанного счастья.

«Витязь на распутье»

   Виктор Михайлович Васнецов хотел в живописи отразить основные черты русского народа. Художник остановил свое внимание на одной из былин об Илье Муромце, любимом народном герое. Богатырю на перекрестке трех дорог повстречался камень, который предвещал смерть тому, кто поедет по прямому пути, и блага тому, кто выберет боковые дороги. Илья выбрал самый опасный, но прямой путь. Его бесстрашие было вознаграждено благополучным исходом. Он преодолел все препятствия.

   Васнецов – замечательный мастер пейзажа. Он изобразил сумеречную степь, где было поле битвы. Догорает вечерняя заря. Мрачно стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Витязь остановился перед ним в глубоком раздумье. Под ним могучий белый конь. Каркающие черные вороны вносят тревожную ноту в картину. Эта картина и сейчас волнует зрителя и учит мужеству.                                                  («Огонек», 1965, №28).

И.Левитан

«Березовая роща»

   Перед нами картина, дышащая жизнью, переполненная (цветовым) богатством. На солнце сияет переливающаяся (сочная, влажная) зелень травы и деревьев. Бесчисленны  оттенки (изумрудной) зелени. (Нежно розовеющие) стволы берез на открытом солнце  (белые, в полутени жемчужные). Как будто слышишь шелест листьев, колеблемых (легким) ветерком. Почти осязаешь, как мягка и шелковиста трава, стелющаяся под ногами. Глядя на картину,  как бы вдыхаешь особый запах омытых дождем и согретых солнцем (молодых) берез.

«Весна. Большая вода»

   Когда смотришь на картину И.И.Левитана «Весна. Большая вода», чувствуешь (легкое влажное) дыхание (теплого апрельского) ветра. Широко разлились весенние воды. Они покрыли подножье (молодой) рощицы. (Тонкие) березки тянут свои (красноватые, молодые) побеги к (нежно-голубому) небу. По нему плывут (высокие легкие) облачка. Голубеют воды. Трепетно дрожат на их поверхности (нечеткие, то сиреневые, то розовато-желтые) отражения деревьев. Эта картина является одним из самых совершенных произведений Левитана.                                                                              

                                                                                                       (По Дружинину).

«Золотая осень»

   На картине И.И.Левитана «Золотая осень» изображен (ясный солнечный) день. Небо (чистое голубое).солнце освещает часть реки, луг на берегу, березы. В реке отражаются (легкие пушистые) облака, и она кажется серебристой. Блестят стволы берез. Одни деревья пожелтели, другие еще зеленые. На пригорке (багряный пышный) ковер из опавших листьев.

   На берегу реки растут кусты вишневого цвета. Там, где не отражаются облака, не проникает солнце, река – темно-синяя.

   На правом берегу реки, рядом с зелеными деревьями, одиноко стоит (стройная золотистая) березка. Она вся сверкает на солнце. Вдали видны долины и (зеленые необозримые) поля.

   Все в картине говорит о красоте природы осенью. Необычайно удачно сочетание красок, тонов, оттенков. Желтые листья на фоне голубого неба или зеленого луга. Деревья зеленые и золотистые.  

   Когда  смотришь на картину, чувствуешь бодрость и радость.

«Снегурочка»

   Зима. (Светлая лунная) ночь. Опушка леса. Запорошенные снегом деревья как будто слегка покачиваются от ветра. На опушке леса стоит Снегурочка. В (меховой нарядной) шубке и круглой (причудливой) шапочке она необычайно красива. Рядом с ней (стройная, белоствольная, грациозная) березка и маленькие зеленые елочки.

   На (белом пушистом) снегу видны следы человека. От деревьев и маленькой фигурки Снегурочки падают (голубоватые неясные) тени.

   Великолепный наряд Снегурочки ясно вырисовывается на фоне леса.

   Всё вокруг занесено снегом. Вдали за небольшим холмиком что-то мерцает. Это огни деревушки. Маленькие избушки наполовину занесены снегом и кажутся игрушечными. На (тёмном синем) небе кое-где мерцают (неяркие красноватые) звездочки.

   Снегурочка словно озарена лунным сиянием. Она полновластная хозяйка (сказочного зимнего)  леса. Кажется, что Снегурочка вышла осмотреть свои (огромные богатые) владения и как будто к чему-то прислушивается.

«Алёнушка»

   Ранняя осень. Гаснет румяная заря. Сумерки спускаются на молоденькие сосенки, осинки, на белоствольные березки. Падают на зеркальную поверхность воды золотистые, багровые и багряные листья. На сером камне одиноко сидит грустная Алёнушка. Задумчивый взгляд её устремлён в омут. Во всей её поникшей фигурке, в смуглом печальном лице выражены страдание и горе. Тёмные, широко раскрытые глаза её застилают слёзы. Взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядками рассыпались по плечам. Крепко сжаты тонкие пальцы худеньких рук, обхватывающих колени. Из полуоткрытого рта готов вырваться тяжёлый, горестный стон. Кто услышит этот стон, когда на всём белом свете нет у неё доброго отзывчивого человека, который бы пожалел и приласкал сироту?

   Одежда Аленушки бедна. На ней старенький ситцевый сарафан, к тому же порванный, полотняная кофта, ноги босые, а на дворе уже осень. За спиной Алёнушки застыли печальные молодые берёзки, осины и ели. Над головой девочки щебечут добрые и ласковые ласточки. Они стараются рассеять её грусть. Островерхие сосенки, раскидистые берёзки и острая осока как бы охраняют девочку, защищают от недобрых людей.

И. Айвазовский

«Девятый вал»

   В 1850 году Айвазовским была написана прославленная картина «Девятый вал». На картине изображено раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца осветили бушующий океан и громадную волну – «девятый вал», готовую обрушиться на группу людей, ищущих спасение  на обломках мачт погибшего корабля.

   Айвазовский умело ввел повествовательный элемент в картину. Зритель сразу же понимает, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля, как гибли моряки. Тем острее воспринимает зритель наступившее прояснение, яркий блеск утренней зари, живительный свет и тепло солнца, вселяющие уверенность в победном исходе борьбы. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Картина полна  глубокого внутреннего звучания. Несмотря на драматизм сюжета, она не оставляет мрачного впечатления, она, наоборот, полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей бодрый жизнерадостный характер.

                                                                                                        (По Бажамову)

   Поднялся (сильный, порывистый) ветер – и мгновенно все изменилось. (Грозовые) тучи быстро заволокли небо. Сверкнула (ослепительная, яркая) молния и озарила (кипучую) бездну. Кругом целые круговороты валов. Все в движении: (и брызги, и пена).

   На (жалких) обломках судна спасается (небольшая) кучка людей, (потерпевших кораблекрушение). Они машут флагом в надежде, что кто-то увидит их и (придет на помощь). А волны ревут, (пенятся, набегают одна на другую, вздымаются все выше и выше). Мгновение – и над кучкой людей поднялся девятый вал, (самый страшный и самый грозный и для рыбачьих лодок, и для больших кораблей). Сейчас он на них обрушится. Что ждет этих людей? Гибель или мимо пронесется (грозный и могучий) девятый вал?

К.Юон

«Конец зимы. полдень»

   На картине художника К.Юона «Конец зимы. Полдень» мы видим: наступает весна, ярче светит солнце, на снегу гуляют куры, видны темные проталины, но ребята катаются на лыжах. Сияющее солнце, белые березки и их редкие, четкие тени говорят об одном: пройдет две-три недели, и от снега не останется и следа. Природа уже ликует – мальчишки не хотят расставаться с зимой. Воспользовавшись пока хорошей дорогой, крестьянин на санях везет воз хворосту; сосед его уже запасся дровами до весны. На улице светло и весело: светит солнышко, елочки от света порозовели, снег кажется голубоватым, лес как бы позеленел, на дворе петух заботливо сзывает кур, ребята спешат покататься на лыжах. Вблизи стоит изба, освещенная солнцем, - неподалеку вторая изба кажется голубой. Пройдет немного времени – лес, луг станут ярко-зелеными и вся природа преобразится, наступит весна.

К.А.Савицкий

«Ремонтные работы на железной дороге»

   На картине художник показал дорожные работы во второй половине Х1Х  века… Картина Савицким была написана в 1874 году, а в 1875 году Некрасов пишет стихотворение «Железная дорога»,… Условия каторжного труда,…, воплощены Савицким в зрительных образах. Голод, нищета согнали людей на этот каторжный труд,… Среди рабочих мужчин есть дети,… Вся работа ведется вручную,… Рабочие возят тяжелые тачки… Они будут работать до тех пор,,, Им нет ни отдыха, ни срока… Наблюдает за их работой с палкой в руках надсмотрщик… Смотришь на картину Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» и вспоминаешь стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»… И Некрасов, и Савицкий показали все ужасы непосильного труда… Картина Савицкого имела огромный успех…

Ф.П.Решетников

«Прибыл на каникулы»

   На картине Ф.П. Решетникова «Прибыл на каникулы» мы видим юного суворовца, который приехал в родной дом.

   Каким подтянутым, стройным выглядит он в форме ученика Суворовского училища. Он отдает честь своему дедушке и рапортует об успехах в учении. Лицо его озарено счастливой улыбкой. Приятно дедушке, бывалому солдату, слушать рапорт внука, он серьезен и внимателен.

   В глубине комнаты мы видим сестру суворовца. Она приготовила брату новогодний подарок – две книги. Вся комната в праздничном убранстве. Нарядная елка напоминает о новогоднем празднике. На верхушке елки горит пятиконечная звезда. На правой стенке висит картина художника В.М.Васнецова «Три богатыря». Юный суворовец, глядя на нее, наверное, думает, что и он вырастет таким же мужественным и сильным и преданным своей матери Родине, какими были русские богатыри.

   На картине Ф.П.Решетникова мы видим, как радостно и торжественно  встречает дедушка своего внука-суворовца. Сияющий вид маленького суворовца говорит о том, как он любит своего дедушку и свою сестренку и рад встрече с ними. Суворовец отдает честь дедушке, который стоит перед внуком руки по швам. Сестричка-пионерка смеется, глядя на приехавшего брата, а рядом на стуле сидит большая белая кошка. В комнате светло и празднично. В углу стоит нарядная елка. На полу лежит яркий ковер. На стене висит портрет молодого офицера, а над диваном – какая-то картина. Мальчик знает, что его дома все очень любят и что он должен отрапортовать о своих успехах в учебе. Пройдут каникулы, и суворовец снова уедет учиться в далекий и большой город.

«На побывку»

   Картина «На побывку» художника Ф.П.Решетникова  рассказывает о суворовце, приехавшем на каникулы в свой родной город. Мальчик стоит на улице среди бывших товарищей по играм. Ребята смотрят на своего друга с восхищением. Тут и Жучка, верный их спутник во всех путешествиях.

   Группа малышей в бумажных шлемах и с деревянными пиками в руках застыла на месте от восторга.

   Между двумя группами происходит оживленная беседа, выражение лиц у всех радостное, настроение веселое. Особенно привлекательна фигура суворовца. Мальчик гордится своим необычным положением среди ребят. Ему приятно, что товарищи и малыши любуются его формой и военной выправкой.

   Эта картина – правдивая повесть о жизни детей в нашей стране.

Ю.М.Непринцев

«Отдых после боя»

   Художник Непринцев написал ряд картин, которые создали ему славу большого мастера-реалиста. Известны его картины – «Пушкин в селе Михайловском», «Ленинград в блокаде», «Здравствуй, Ленинград!» и др. Но лучшей картиной, которая была отмечена Государственной премией, является картина «Отдых после боя». Художник, чьи дороги сошлись с дорогами фронтовиков, видел, как бойцы жадно прочитывали в газете очередной отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин». В картине художник хотел создать образ советского солдата таким, чтобы его могли сразу узнать.

   Зимний день, обед. Единственный час, когда можно отдохнуть, поесть и послушать … Теркина…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Зима в картинах художников"

Данная презентация являлась частью урока-беседы в 4"В" - 5"В" классе коррекционной специальной школы VIII вида. Ребята с удовольствием смотрели репродукции, читали и даже узнавали имена некоторых худо...

"Недаром помнит вся Россия". Исторический вечер "Уж постоим мы головою за Родину свою" Сценарий составлен с использованием картин художников Ф.А. Рубо, В.В. Верещагина..

Исторический вечер"Уж постоим мы головою за Родину свою" сценарий мероприятия можно использовать на уроках истории, изо, классных часах и во внеклассной работе.Автор материалаНестерова Марина Георгиев...

05Беседа "РУССКОЕ ЧАЕПИТИЕ" - вернисаж по картинам художников (к проекту)

Вернисаж  "Русское чаепитие" по картинах русских художников...

О художниках и картинах

РоссияАйвазовскийАнтропов А.П.Аргунов И.П.Аргунов Н.И.Боровиковский В.Брюллов К.П.Васильев Ф.А.Васнецов В.М.Вишняков И.Я.Дрождин П.С.Кипренский O.А.Левицкий Д.Лосенко А.П.Матвеев А.М.Никитин И.Н.Рокот...

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...