игровые моменты на уроках
картотека по русскому языку (5 класс) по теме

А я  провожу  на  уроках элементы  игры. Вот некоторые  из  них

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_urokakh_russkogo_yazyka_ya_chasto_ispolzuyu_igry.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

На  уроках  русского  языка  я  часто  использую  игры.

Вот  некоторые  из  них.

МОРФОЛОГИЯ.

 Состав  слова. (Образование  слов).

Делаю дома  заготовки 75  карточек. Чёткими  буквами пишу красным  маркером  корни,  синим  -  приставки, зелёным – суффиксы,  а  чёрным – окончания. Другой  вариант: разным  шрифтом  печатую   части  слов.

Ученики  раскладывают  перед  собой  карточки: отдельно  - корни, приставки,  суффиксы, окончания.

Затем  можно  предложить  найти  карточки  с  корнем (нос – нож) и  составить с ним все  возможные  слова.(ноша, носитель, носильщик, вносить, приносить, подносить, поднос, перенос, взнос, и т.д.)

Можно  предложить  подобрать  слова с  одним  и  тем же  суффиксом ( водитель, учитель, носитель, двигатель и т.д.)

Игра  даёт  возможность  наглядно  прослеживать  различных  слов, но  и  наблюдать  различие  смысла  однокоренных  слов( носильщик – носить), чередование гласных  и  согласных (поместить  - помещение) и т.д.

КАРТОЧКИ

1)КОРНИ: 1.Вод,  2.(вед, вож, вожд),  3.Ход (хож, хожд),  4.Дви (двиг, движ),  5.Бег (беж),  6. Пут,  7. Стро ( стра),  8. Уч (ук),  9. Да,  10. Воз (вож), 11.Нос (нош), 12. Род (рожд), 13. Лож (лог,лаг), 14. Сто (ста, став), 15. Пис (пиш),  16. Гор, 17.  Гар, 18. Мест (мещ), 19. Зем (земл),  20. Рук (руч).

2) ПРИСТАВКИ: 1. Без- (бес-),  2. В-,  3. Вы- , 4. Воз-( вос-), 5. До-,  6. За- ,     7. Из- (ис-), 8. На-,  9. Над-,  10.  Об-,  11. От-,  12. По-,  13. Под-, 14. При-,  15. Пере-,  16. Пред-,  17. Про-,  18.  Раз- (рас),  19. С-,  20. У-.

3) СУФФИКСЫ: 1.- к-,  2.  –н- , 3.  –ян-, 4.  –ист-, 6.  –тель-,  7. –ани-,             8. – ени-,  9. – и –ть,  10. – а- ть, 11. –я – ть.  12.  –ну – ть,  13.  –ок - , 14 –л-,  

15. – ств-,  16. -  ен-,  17. –ник-, 18. – иц-,  19. –ев-,  20-ч-,  21. –чик-,  22. –лив-,23.  –чив-,  24. –а-,  25.  –и-.      

4) ОКОНЧАНИЯ: 1. –а,  2-  о, 3.  –е,  4. –и,  5. –ы,  6. –ый,  7. –ий,  8. – ой,      в

Морфологические  шарады.

Шарады  можно  составлять  самостоятельно.

Вот  несколько  примеров  таких  шарад.

  1. Корень  тот же  ,что и в  слове  целый , один  суффикс – как  в  слове  дружина, а другой – как в  слове высотник. ( Ответ: целинник).
  2. Приставка  и суффикс  те  же, что  в  слове  появление, а корень – как в  слове  ручка. (Ответ: поручение).
  3. Один  корень  из  слова всемирный, другой – из слова  любить, суффикс  и окончание  из  слова  красивый. ( Ответ: миролюбивый).
  4. Приставка  из  слова сотрудник , корень  из  слова присущий; один  суффикс  из  слова электричество, другой  - из  слова мировой, а  третий вместе  с  окончанием – из  слова собрание. ( Ответ: сосуществование).
  5. Корень  мой  находится  в  «цене»,

В  «очерке» найди  приставку мне,

суффикс  мой  в  «тетрадке»  все встречали,

весь же – в  дневнике я  и в  журнале.

  1. Корнем с «дорогой» роднится,

в «сборе» приставка  таится,

суффикс – как  в  слове «дневник»,

целым же  в  космос  проник.

  1. Мой  корень – родственник  сражению,

приставка – в  слове «заявление»,

в  «наборщике»  есть  суффикс  мой,

а  весь – тружусь  я  под  землёй.

ИГРА.  КТО  БОЛЬШЕ.

  За  условленное  время  требуется  подобрать  наибольшее  количество односложных  слов (им. Сущ.), состоящих  из  одного  только  корня (например, ход, бег, стол, гром…)

   Задачу  можно  усложнить , предложив  подбирать  имена  существительные  только  с  приставками ( восход, разбег,) или  только  с  суффиксами (ходок, беглец) и  т. д.

       Шуточные  вопросы. (местоимения).

1.Какие  местоимения  самые  чистые? (ВЫМЫТЫ).

2.Какие  два  местоимения  мешают  ездить  по  дороге? (ЯМЫ).

3.Какое  местоимение  требует  чистоты? (МОЙ).

4.Какое  местоимение  можно  считать и самым хвастливым  и  скромным?(Я: всегда говорит о  себе, но в  алфавите стоит  последнее).

5.Какое  местоимение  является помощником  прилагательного? (САМЫЙ).

6.Какие  местоимения,  дружа  с  частицами, недолюбливают  предлогов? (Отрицательные и  неопределённые: они  как бы  «разбегаются»  от  предлога.)

7.Что  находится  посередине  земли?(Буква М).

8. Что  у  зайца  позади ,а  у  цапли спереди? (Коленки).

9.Что  в  середине  капусты? ( Кочерыжка).

10. В  каком слове сорок  гласных? (Сорока).

11. В  каких  словах по  сто  согласных. (Стог, стол, стоп).

12. Какой  иглой  не  сошьёшь  рубахи?( Иглой ежа, ели, сосны).

13.В каком  магазине  ничего  не  купишь? ( В  магазине  автомата).

14.Можно  ли считать, не  имея  в  виду  числа? ( Да. Я  считаю, что…)

15.Какое  государство можно  носить на  голове? ( Панама).

 16.Какая  европейская столица  стоит  на  скошенной  траве?(Париж  на реке Сене).

17.Какой  город  летает? (Орёл).

18.Какую  реку можно  срезать  ножом? (Прут).

19.Какая  земля  никогда  не  состарится? (Новая  земля).

20.Что  можно  разбить, получив  за  это не  выговор, а благодарность?( клумбу).