«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Осипова Ольга Александровна

Урок с самоанализом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_9_klasse.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока в 9 классе.

Тема урока: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Цели и задачи урока:

1.Учебные: актуализация знаний по различным способам сжатия текста (обобщение, исключение, замена); отработка техники сжатия текста; используя ИКТ на уроках русского языка, максимально образно донести до учащихся те задачи, с которыми они должны справиться для успешной сдачи экзаменов; формирование необходимых коммуникативно-речевых умений: отбирать в исходном тексте основное и существенное, умение сокращать текст разными способами, умение правильно и логично излагать свои мысли, умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

2. Развивающие: развитие устной и письменной речи учащихся; развитие умений и навыков определять тему и основную мысль текста, видеть структуру текста, определять смысловые части для использования приемов сокращения; развитие навыков групповой работы, умений аргументировано доказывать свою точку зрения.

3. Воспитательные: воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремлений к совместной деятельности и взаимопомощи;  воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний.

Тип урока:  урок-практикум.

Оборудование: презентация, проектор, раздаточный материал (карточки с текстами ).

ХОД УРОКА.

1.Организационый момент.

-Добрый день, ребята! Сегодня  у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.

-  Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

- Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.

(Учащиеся сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.)

2. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, что такое изложение?

- Какие виды изложений мы знаем? (Подробное и сжатое)

-Что такое подробное изложение? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его  композиционной и языковой особенностей)

-Какое изложение мы называем сжатым? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

- Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений.  (Максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации)

3. Повторение  приемов и способов сжатия текста.

- Суть сжатого изложения заключается в том, чтобы устранить из текста второстепенную информацию и оставить только нужную, необходимую для понимания смысла (основной мысли) текста.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

4. Практическая работа .

 Упражнения на понимание текста, восстановление логических связей.

( Раздаются карточки с заданием. Выполняется  в тетрадях, делаются пометы карандашом ).

- Прежде чем работать непосредственно с текстом, давайте попытаемся сами построить текст. Для этого нам необходимо соединить простые предложения в сложные и правильно их расположить.

Задание 1.

Среди приведенных предложений  найдите  предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения. Соедините простые предложения в сложные с  помощью  слов когда, потому что, однако.

В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?

  1. Этот обычай родился много столетий назад.
  2. Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
  3. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
  4. Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.
  5. Каждый встречный мог оказаться врагом.
  6. Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
  7. Открытая ладонь правой руки означала: «__________________________________».
  8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.

-Теперь проверим. правильно ли вы выполнили задание 1.

Правильным будет такой текст:

Слайд 5

-Любой текст состоит из предложений, связанных  по смыслу и грамматически. Вспомним, как логически связаны между собой элементы текста.

(Характер логической связи между отдельными элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова и конструкции.)

 Задание 2.

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.

Задания:

  1. Подчеркните ключевые слова в тексте.
  2. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как.
  3. Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например.
  4. Запишите логическую схему текста и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы:  и, или, то есть, а, но, чтобы, когда, если. (Тезис 1 – Пример 1 – Но Тезис 2)
  5. Кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические» слова.

      -Проверим задание 2

Вариант сжатого изложения:

Слайд 6

- Обратите внимание, что при сжатии текста, необходимо понять его смысл, увидеть логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.

 

  1. Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой.  

(Раздаются листы с текстом. Выполняется  задание на листах,  аккуратно делая карандашом необходимые пометки.  Каждая группа работает со своим заданием. Во время проверки с помощью проектора выводится на экран задание с вариантом ответа.)

1 группа: Произведите сжатие фрагмента, используя прием обобщения:

 О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно  узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом   словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной  лексики?  Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.

    Вариант ответа:

О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении общеупотребительного слова – в толковом словаре  русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических   словарях.

2 группа: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения:

 За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил  сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов  было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из  досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

   

 Вариант ответа:

     За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

    -Время истекло. Внимание на доску. Слушаем учащихся первой группы, а теперь второй.

Итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать тексты.

6. Анализ текста.

- А теперь перейдем непосредственно к анализу текста.

- Прочитайте, пожалуйста, текст изложения.

    Откуда берутся храбрецы и трусы? Почему люди совершенно по-разному реагируют на опасность? Конечно, немало зависит от врожденных свойств нервной системы, но не менее важен опыт детства. К такому выводу пришли ученые, наблюдавшие за поведением детенышей шимпанзе.

    В процессе развития у маленьких шимпанзе сменялись три типа реакции на опасность. Малыши, почуяв неладное, замирают на месте и громко кричат. Сами они пока ни на что не способны, их единственная надежда - старшие, и крик призван максимально облегчить родителям задачу- быстро найти детеныша и унести его в безопасное место. Обезьянки постарше при встрече с опасностью уже больше рассчитывают на собственные силы: они прячутся или со всех ног удирают. Родители порой прикрывают их бегство, но непосредственной помощи не оказывают. Наконец, шимпанзе- подростки в некоторых ситуациях пробуют «взрослое» поведение: они рискуют повернуться к опасности лицом и проявить агрессию, а именно напугать противника или вступить  в драку.

    Ученые заметили, что более взрослая реакция на опасность вступает в силу, только если на предыдущей стадии была удовлетворена потребность малыша в безопасности. Если к замершему на месте и кричащему от ужаса детенышу не бросаются на выручку родители, это вовсе не подталкивает его к раннему обретению самостоятельности. Напротив, он и впредь, уже став взрослым. В опасной ситуации будет беспомощно прижиматься  земле и плакать. Таким образом, чтобы стать храбрым, нужно сначала получить возможность побояться, побыть слабым и обрести своевременную поддержку.

    Эти наблюдения заставляют по- новому оценить стереотипы родительского поведения  у людей. Ряд ли стоит укорять пятилетнего мальчика за то, что он убежал от собаки или драчливого товарища. Ребенок почувствует себя брошенным, и возможно, что, став взрослым, будет пасовать перед трудностями, испытывать ужас и отчаяние при столкновении с любой необычной ситуацией. Родители подростков, напротив, не должны чрезмерно опекать свих детей; пусть пятнадцатилетние люди сами попробуют свои силы в реальных конфликтах.

-Давайте познакомимся  с текстом сжатого изложения

Слайд 7.

-Какие ошибки и недочёты в варианте сжатого изложения? (не все микротемы ,поэтому нарушена логика изложения, допущена фактическая ошибка, не удачен глагол в последнем предложении).

-Вспомним этапы работы над изложением.

Слайд 8.

-Работаем с текстом. Определим тему, идею, выделим микротемы.

Слайд 9.

-Исправляя все недочёты и ошибки, запишем получившийся текст.

Результат сжатого изложения.

Слайд 10.

-Попробуем оценить эту работу в соответствии с экзаменационными критериями.

             

ИК-1  Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.  (2)

ИК-2   Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)

ИК-3  Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения (2)

Всего- 7 баллов.

         Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной.

7.Итог урока.

-О чём мы говорили сегодня на уроке?

-Чувствуете ли вы,  что овладели приемами сжатия текста?

-Какой из приемов вам показался наиболее доступным?

  8.Выставление оценок за урок.

9.Домашнее задание: произвести сжатие текста. (Выдаются листы с текстом для сжатия).

  Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

   И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

   Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и  можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

   Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.

                                                  (По материалам энциклопедии) (248 слов)

Список использованных источников

1.Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: метод и практика./Лекции 1-4/.Москва. Педагогический университет «Первое сентября»,2010.

     2.Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред. Н.А.        Сениной. Ростов на/Д: Легион – М., 2010

Приложение.

Слайд 1

Информация

главная

та, без которой не был бы понятен

авторский замысел

(ключевые слова)

второстепенная

повторы, подробности, детали, примеры

*отсутствие второстепенной информации не мешает восприятию главной информации текста

Слайд 2

Приемы сжатия

1. Исключение второстепенной информации, не относящейся к сути высказывания

(в повествовании – к основной сюжетной линии, в рассуждении – к основной проблеме).

2. Обобщение – передача содержания частных понятий одним – более общим по смыслу

словом, словосочетанием, предложением

Слайд 3

Исключение

А) Исключение отдельных слов, словосочетаний, вводных слов и конструкций, уточняющих членов предложения.

Б) Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.

В) Исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную информацию, подробности, детали.

Г) Удаление поясняющих конструкций (однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части).

Слайд 4

Обобщение

А) Близкие по смыслу предложения внутри абзаца.

Б) Ряд однородных членов.

Слайд 5

Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потому что каждый встречный мог оказаться врагом. Тогда открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся». Теперь этот смысл утрачен – осталось правило этикета. Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.)

Слайд 6

Раньше торговали, обменивая одни товары на другие, например, металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.

Слайд 7.

Откуда берутся храбрецы и трусы?

Почему люди по-разному реагируют на опасность? Конечно, многое зависит от нервной системы ,но не менее важен опыт детства.

Ученые проводили опыт над шимпанзе. В процессе развития у малышей сменялись три стадии: совсем маленькие оставались на месте и плакали- они надеялись на поддержку старших; чуть взрослее- прятались и убегали- рассчитывали на себя; подростки старались напугать противника или вступить с ними в драку- пробовали свои силы.

Этот опыт позволил по- новому взглянуть на современное воспитание людей. Не следует ругать ребенка, убежавшего от собаки, но не нужно нянчить подростка- пусть сам опробует свои силы.

Слайд 8.

-тема текста

-идея текста

-структура текста

-микротемы

-моделирование сжатого текста

Слайд 9.

Тема- реакция людей на опасность.

Идея- то, как люди реагируют на опасность, обусловлено не только особенностями нервной системы, но и опытом детства.

Микротемы

1.Реакция на опасность зависит в том числе и от опыта детства- это установлено учеными, наблюдавшими за шимпанзе.

2.По мере взросления сменяются три типа реакции.

3.Более взрослая реакция появляется только тогда, если на раннем этапе ребенок чувствовал себя в безопасности.

4.Эти наблюдения помогают по-новому оценить родительское поведение у людей.

Слайд 10.

Откуда берутся храбрецы и трусы? Почему люди по-разному реагируют на опасность? Конечно, многое зависит от нервной системы ,но не менее важен опыт детства.

Ученые наблюдали за поведением шимпанзе. В процессе развития у малышей сменялись три стадии: совсем маленькие оставались на месте и плакали- они надеялись на поддержку старших; чуть взрослее- прятались и убегали- рассчитывали на себя; подростки старались напугать противника или вступить с ними в драку- пробовали свои силы.

Учёные заметили, что более взрослая стадия поведения наступала только после того, как была удовлетворена потребность малыша в безопасности на более раннем этапе. Чтобы стать храбрым, нужна  возможность побояться и обрести поддержку.

Этот опыт позволил по- новому взглянуть на современное воспитание людей. Не следует ругать ребенка, убежавшего от собаки, но не нужно нянчить подростка- пусть сам попробует свои силы.

Самоанализ урока русского языка в 9 классе.

ТЕМА УРОКА:  «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Тип урока: урок-практикум.

На уроке решались следующие задачи:

1.Учебные: актуализация знаний по различным способам сжатия текста (обобщение, исключение, замена); отработка техники сжатия текста; используя ИКТ на уроках русского языка, максимально образно донести до учащихся те задачи, с которыми они должны справиться для успешной сдачи экзаменов; формирование необходимых коммуникативно-речевых умений: отбирать в исходном тексте основное и существенное, умение сокращать текст разными способами, умение правильно и логично излагать свои мысли, умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

2. Развивающие: развитие устной и письменной речи учащихся; развитие умений и навыков определять тему и основную мысль текста, видеть структуру текста, определять смысловые части для использования приемов сокращения; развитие навыков групповой работы, умений аргументировано доказывать свою точку зрения.

3. Воспитательные: воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремлений к совместной деятельности и взаимопомощи;  воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний.

Данный урок является не первым по счету  по теме «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

 При планировании урока были учтены следующие факторы: знакомство детей с темой в 5-8 классах, ограниченное время занятия.

На уроке применялись такие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно – иллюстративный.

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная.

На 1 этапе урока была  использована  техника актуализации знаний.  Проблемные  вопросы  помогли при определении задач урока. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации деятельности учащихся.

При изучении темы урока были использованы: мультимедиа-проектор, раздаточный материал. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, творческое письмо.

Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной и коллективной работы. За урок учащиеся получили положительные оценки.

Применение на уроке рабочего листа позволило сэкономить время.

       Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.

В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.

 Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Задачи урока реализованы, программные требования учтены.

Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...