Комплексный анализ связного текста на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Едакина Марина Рэстэмовна

Данная статья показывает как нужно работать над комплексным анализом связного текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Комплексный анализ связного текста

                  на уроках русского языка

Комплексный анализ связного текста, как один из возможных ва риантов работы по развитию речи, целесообразно проводить в любом классе на протяжении всего учебного года. Содержание и объем его зависят от изучаемой темы и поставленной учителем цели. Особенно эффективен этот вид работы при подготовке учащихся к со чинению, закреплении пройденного, обобщающем повторении орфогра фии и пунктуации. И письменный, и устный анализ способствует форми рованию логического и грамматического мышления, обогащает культуру речи.

Для проведения такой работы в 5-8 классах предлагаются тексты, которые могут служить исходным материалом для объяснительных или контрольных диктантов, а также для изложений с дополнительными за даниями творческого характера. В соответствии с назначением работы (обучающая, контрольная и пр.) и подготовкой класса объем и форма выполнения заданий могут быть скорректированы по усмотрению учите ля. Введение заданий сопоставительного характера позволяет использо вать материал в школах и с русским, и с украинским языками обучения.

5 класс

Ранней весной в лесу много света. А пройдет немного времени, раскинут дере вья свой зеленый шатер из листьев, заслонят солнышко. Вот и пользуются первоцветы моментом. Вовсю торопятся листочки и цветки распуститься. Ягоды и в полумраке созреть могут. Успеть бы расцвести, да солнца накопить про запас. Вот почему подснеж ники начинают расти еще зимой и первыми появляются на проталинках. Вслед за ними цветет желтенькая мать-и-мачеха, лекарственная медуница, розово-фиолетовая хохлатка, белая ветреница, лиловатая печеночница.

С первоцветом можно встретиться и в поле. По обрывам, возле канав появляют ся красновато-белые сочные узловатые столбики с колоском на верхушке. Это поле вой хвощ.

Небольшой срок отвела природа ранневесенникам. Вот почему свидание с ними приятно и радостно. (По В. Вросиной).

Вопросы и задания:

1. Озаглавьте текст. («Первоцветы», «Цветочный перезвон»). Почему он являет ся связным? (Смысловая связь предложений, общность темы). Какие грамматические средства выражают связь предложений в нем? (Союз а, наречие вовсю, местоимения это, ними, слова вот и, вот почему; контекстный синоним первоцветы, видо-временная соотнесенность глаголов-сказуемых).

2. Объясните оправданность абзаца в этом тексте.

3. Подберите синонимы к фразеологическому обороту про запас и укажите, ка ким членом предложения он является.

4. Объясните, что обозначают глаголы отвела, распустить. Приведите словосоче тания, раскрывающие другие значения этих слов.

5. Подберите однокорневые слова к прилагательному узловатые таким образом, чтобы в корне появилась беглая гласная. Как иначе называется это явление? Приве дите несколько аналогичных примеров.

6. Запишите слова первоцвет, ранневесенник и разберите их по составу. Какое из этих слов не является пока общеупотребительным?

7. Подчеркните слова с приставками на з-с и переведите их на украинский язык. Сопоставьте правописание и произношение этих слов в русском и украинском языках.

8. Напишите изложение, дополняя его рассказом о других известных вам цветах, которые появляются раннею весной (например, морозник, калужница). При описании морозника используйте следующие слова и словосочетания: зеленая розетка, зеленова то-белые и розоватые чашелистики, желтовато-зеленые лепестки, горьковатый вкус. Говоря о калужнице, не забудьте упомянуть о ее пристрастии к воде, чем и объясня ется существование народных названий этого растения: лягушечник, курослеп, водя ная змейка. Введите также в текст следующие слова и сочетания слов: калужница болотная, красноватые прикорневые листья, ярко-зеленые воздушные стеблевые лис тья, цветочный побег, мясистый стебель, длинный подводный стебель, земноводное рас тение, махровые цветки.

6        класс

Два дня ходили мы по тайге. Но вот нашли заброшенную полянку и решили от дохнуть. Разложили костер и стали слушать рассказы проводника. Вдруг он осекся на полуслове и указал на изогнутое дерево. К стволу прижался и внимательно наблю дал за нами красивый зверек. Черно-бурая шерсть узенькой мордочки постепенно сме нялась белой и желтовато-золотистой на шее и животе. Под лучами солнца блестя щая шуба искрилась всеми цветами радуги. Это была харза. Хозяйку амурских лесов побеспокоили непрошенные гости. Она спрыгнула в глубокий сугроб. Отбежала в сто рону. Присела и долго не решалась сделать первого шага. Наконец любопытство взя ло верх, и она крадучись приблизилась. Потеребила ушами и снова осторожно ступила на рыхлый снег. Черные глаза изучали людей. Но вот они встретились с моим бинок лем, и зверек вскочил. Шерсть на спине стала гребешком, и хищница скрылась в чаще. (По К. Сергееву).

Вопросы и задания:

1. Докажите, что этот текст является связным. С помощью каких языковых средств обеспечивается в нем смысловая связь между предложениями? (Союз но, час тица вот, наречие вдруг, местоимение он, контекстные синонимы, видо-временная соот несенность форм глаголов-сказуемых, порядок слов в предложении).

2. Как проявляется авторское отношение к описываемому случаю? (Использо вание средств субъективной оценки: частицы, слова с оценочными  суффиксами).

3. Каким образом в этом отрывке автору удается избежать повторения слова харза? (Использование контекстных синонимов: хищница, она, хозяйка амурских ле сов, зверек).

4. Образуйте степени сравнений от наречий на -о. В чем сходство и различие в образовании степеней сравнения наречий и имен прилагательных? В роли каких чле нов предложения могут выступать формы сравнительной степени имени прилагатель ного и наречия?

5. Какой частью речи являются слова крадучись, гребешок? Подберите к этим словам синонимы. Как вы думаете, почему автор включил в текст именно эти слова?

6. Прочтите слова гости, сугроб, шаг, снег, не забывая при этом следить за пра вильным произношением звука, который обозначен буквой г.

7.Чем отличается произношение слов дерево, солнце, белый от их соответствий (эквивалентов) в украинском языке?

8. Напишите изложение, близкое к тексту. Включите в него описание зимней опушки и внешности харзы, используя наречия и слова с уменьшительно-ласкатель ными суффиксами. Изложение озаглавьте. («Харза»).

7        класс

На лесной просеке лежат непривычно сближенные рельсы. Из-под травы едва видны почерневшие от времени, растрескавшиеся шпалы. Это кусочек старой узко колейки, восстановленной в 1966 году украинскими студентами.

На установленном здесь щите написано: «Этот отрезок узкоколейной железной дороги - памятник подвигу киевских комсомольцев двадцатых годов». Стылой, до ждливой осенью они, замерзшие и полуголодные, каждую минуту ждавшие бандит ских пуль из чащи леса, прокладывали путь из Боярки к оставшемуся без топлива Киеву. Это они вывозили из лесных глубин дрова и спасали город от холодной смерти. Вместе с ними, скрывая от всех свой недуг, трудился Николей Островский. Позже, уже прикованный к постели, он описал подвиг этих ребят в бессмертной. книге «Как закалялась сталь».

Комсомольцы, двадцатых годов строили узкоколейку в несколько километров. Это было по тем временам трудной и сложной задачей. А комсомольцы семидесятыхгодов решают задачи иного масштаба - они строят Байкало-Амурскую магистраль, грандиозную стройку века, магистраль, проходящую через тысячекилометровые про странства дикой тайги. («Комсомольская правда»).

Вопросы и задания:

1. Можно ли данный отрывок назвать связным текстом? Почему? (Логическая и смысловая связь предложений).

2. В каком абзаце раскрывается основная мысль отрывка? (В третьем). Какое слово указывает на связь этого абзаца с предшествующей частью отрывка? (Местои мение это).        

3. С какой целью используется в тексте предложение с прямой речью? Замените прямую речь косвенной. Что для этого необходимо сделать? Изменится ли после этого интонационный рисунок текста? Если да, то каким образом?

4. Выпишите из текста причастия и назовите их грамматические признаки. По думайте, возможна ли замена вида причастия и как в зависимости от этого изменит ся смысл предложения.

5. Подчеркните однородные члены предложения и определите способы связи между ними.

6. Найдите обособленное определение, которое относится к личному местоимению, и укажите, чем оно выражено. На что и в какой последовательности вы обращали внимание, когда решали вопрос о его обособлении?

7. Объясните, какие могут быть допущены ошибки в произношении слов просе ка, недуг, километры, украинские, девятьсот под влиянием украинской речи. Разбейте эти слова на слоги, закрытые слоги подчеркните.

8. Сжато перескажите содержание отрывка, используя причастные и деепричаст ные обороты. Дополните текст описанием трудовых подвигов сегодняшних комсомоль цев и рассказом о своем участии в работе комсомольской организации школы. Изло жение озаглавьте. («Корчагинцы», «Достойные продолжатели дела отцов»),

9. Запишите под диктовку отрывок, расставьте и объясните знаки препинания.

8        класс

Октябрьская революция. Ее навечно принял в сердце свое наш народ, и каждое новое поколение сберегает, как святыню, память о ней.

Как питерские рабочие в семнадцатом, миллионы советских людей в грозные годы войны с фашизмом взялись за оружие, потому что к этому их вынудил жестокий враг. Ведь труженик становится воином лишь тогда, когда ему нужно отстоять свое право на свободу и счастье, труд и созидание. Захватчики стремились поставить на колени наш народ, но не смогли.

Кровь героев, миллионов советских граждан и всех борцов за свободу челове чества запылала над миром Вечным огнем, вечной славой, вечной болью. Горит огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, в тысячах советских городов и сел горят такие огни. И живые приходят к ним и склоняют головы перед памятью героев. Те, на ком держится сегодня мир, на ком ответственность за будущее: Кто строит заводские корпуса и жилые кварталы, сеет пшеницу, плавит сталь и снаря жает в путь космические корабли. (По Ю. Збанацкому).

Вопросы и задания:

1.         Прочитайте отрывок, Определите его тему, озаглавьте. («Живые у Вечного ог ня», «Ваш подвиг - бессмертен»),

2.         Подумайте, чем можно объяснить использование расчлененных конструкций в последнем абзаце и инверсии в третьем и четвертом предложении. Свой ответ обос нуйте.

3.         Объясните значение фразеологического оборота склонить голову. Какие значе ния данного фразеологизма вам еще известны? Приведите соответствующие примеры.

4.         Найдите обособленное определение, выраженное причастным оборотом, сделай те его необособленным и укажите, как меняется при этом интонация и смысл предло жения.

5.         Сделайте пунктуационный и орфографический разбор (по указанию учителя).

6.         Назовите типа придаточных предложений, встретившихся в тексте. Сделайте синтаксический разбор одного из сложноподчиненных предложений (по выбору).

7.         Как склоняется существительное время? Перечислите другие существительные, которые склоняются так же. Сравните, как пишутся эти слова в русском и украин ском языке.

8.         Передайте содержание отрывка, дополняя его рассказом о преемственности по колений, долге перед памятью о погибших. Постарайтесь при этом сохранить стили стическую тональность исходного текста.

 Комплексный анализ на уроках.

Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щед ро отдает свое тепло.

В август., в природ., улавливает., приметы пе рехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.

Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц.

Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление земли. Зеленая листва от служила свое и начинает блекнуть. Пол..няли крас ки летней поры.

Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.

(По А. Марину.)

Озаглавьте текст.

Тема текста

Основная мысль текста

Стиль текста

Тип текста

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Произведите фонетический разбор слова еще

Найдите и выпишите из текста эпитеты

Разберите по составу следующие слова:
прохлада, душистые, припекает

Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.

Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.

Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.

Карточка с заданием.

Общение — это воспитание себя и других, это взаимо воспитание, а не просто совместное проведение времени.

Культура общения строится на определенных нормах взаимоотношений между людьми.

Нужно уметь искренне и высоко ценить людей. Куль турный и развитой человек всегда3 найдет в другом хоро шие качества, которые делают его интересным. Это не просто — открыть изюминку5 в каждом нашем знако мом3, но это важно сделать, чтобы ни у кого не было чув ства неполноценности, чтобы каждый получал свою долю уважения. Говорят: лучше3 лишить человека пищи, чем лишить его внимания. Умение искренне ценить людей предполагает6 признание их превосходства в какой-то об ласти. Мы говорим: нет добрее души, нет светлее5 ума. Мы подчеркиваем: он — мастер на все руки, у нее — от личный вкус, они — знатоки своего дела. Будьте3 щедры на похвалу, высоко оценивайте истинные достоинства лю дей!

(А. Кочетов)

Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль.

Что нового и полезного для себя о правилах общения вы
узнали из этого текста?

Докажите, что это текст публицистического стиля.

Запишите первое и последнее предложения третьего абзаца, обозначьте в них грамматические основы, подчеркните наречия как члены предложения. Что общего вы можете отметить в этих предложениях? Чем они различаются?

Объясните значение фразеологизма мастер на все руки.

Укажите главные слова в данных словосочетаниях.


Воспитание себя, культура общения, нормы взаимоот ношений, хорошие качества, выразить уважение, про явить внимание, ценить людей, предполагать признание, истинные достоинства.

После изучения темы может быть предложена работа по выполнению комплексного анализа текста.


Комплексный анализ на уроках.

В любом названи.. места скрывает..ся тайна. И чем др..внее поселок улица или река, тем тайна глуб же. Каждый из нас обязательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решали задачи, если нашу деревню называют Сосновка Осиновка Дубовка Березовка. Тут все ясно, да (же) если сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. . Но вот уже чуть ел..жнее задача. Село Орлове Я ро дился, в этом селе и конечно где (то) лет в десять задаваясь вопросами к миру решил что в наших ме стах в..дилось много орлов. Отец с которым под..лил ся своим открытием сказал что (н..) когда селом правил барин Орлов. С возр.хтом инт..рес к такого рода исследованиям (не) проп..дает. Я с жадностью читал и расспрашивал обо всем что к.халось села. Я обнаружил что (н..) какой барин Орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным. Почему городок назывался Орловым так и (не) уда лось док..паться.

Иногда (не) надо много усилий что (бы) докупать ся до смысла названий. Но за годы поездок у меня в зап..сной книжк.. скопилось много любопытных названий.

(По В. Пескову.)

Озаглавьте текст.

Докажите, что это текст.

Тема текста

Основная мысль текста

Стиль текста (докажите свое мнение).

Тип текста (докажите свое мнение).

Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где
нужно, пропущенные буквы.

Запишите ряд однокоренных слов к собственным наименования

Произведите фонетический разбор слова конечно

Найдите в тексте 2—3 многозначных слова. В каких зна чениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.

Выпишите из текста 2—3 примера слов, соответствующие схемам:

Произведите морфологических разбор слова Орлово

 Определите способ связи между следующими предложениями текста:

Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте
его синтаксический разбор

Найдите в тексте сложноподчиненные предложения с при
даточными изъяснительными и определительными и графи
чески обозначьте их.

Кратко расскажите о том, что вам известно о тайне на
звания своего города (села).
 Задания для комплексного лингвистического анализа текста:

1.Выразительно прочитайте текст

2.Докажите, что это текст. Укажите признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).

3. Определите тему текста.

4. Определите его основную мысль.

5. Определите стиль текста.

6. Определите тип речи текста.

7. Выполните лексический анализ текста:

а) определите лексическое значение характерных для данного текста слов (двух-трёх по выбору);

б) определите, есть ли в тексте многозначные слова, слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и антонимы;

в) определите специфические особенности лексики.

8. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Проанализируйте орфографию и пунктуацию данного текста.

9. Выполните указанные виды разбора.

Тексты:
Текст №1
У нас в Р..сси.. так много чудес(?)ных названий рек озер сел и городов что можно при..ти в восх..щение. Одно из са мых точных и п..этич..ских названий пр..надлежит крошеч ной речк.. Вертушинке вьощ..йся по дну лесистых оврагов в Московской области (не) вд..леке от города Рузы.

Вертушинка все время вертит(?)ся как егоза шныря..т журчит бормоч..т звенит и пенится около каждого камня или упавшего ствола березы тихонько нап..вает разговаривает са ма с собой пр..шепетывает и несет по хр..щ..ватому дну очень прозрачную воду...

Названия это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склоннос тях и особе(н, нн)остях быта.

Названия нужно уважать. Меняя их в случае крайней (не) обходимости следует делать это прежде всего грамотно, (со) знанием страны и с любовью к ней. В противном случае названия пр..вращаются в словесный мусор, ра(с, сс)адник дурного вкуса и обл..чают (не) вежество тех кто их придумы вает.

(К. Паустовский.)
Текст №2
Глава 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ. Статья 1.
Р..ссийская Ф..дерация — Р..ссия есть демократиче ское ф..деративное пр..вовое г..сударство с р..спубликанской формой правления.


Наименования «Р..ссийская Ф..дерация» и «Р..ссия» (равно) значны.


Статья 2.

Человек, его права и св..боды ..вляются высш..й це(н, нн)остью в Р..ссийской Ф..дераци... Пр..знание, со блюдение и защита (не) отьемлемых прав и свобод человека и гр..жданина — обязанность г..сударства.

Статья 3.


Носителем суверенитета и единственным источником власти в Р..ссийской Ф..дераци„ ..вляется ее (много) н..цио нальный народ.


Народ Р..ссийской Ф..дераци.. осуществля..т свою власть (не) посредственно, а так (же) через органы государетве(н, нн)ой власти и органы мес(?)ного (само) управления.


Высшим выражением (не) посредственной власти наро да ..вляются р..ферендум и свободные выборы.


(Ни) кто (не) может пр..сваивать власть в Р..ссийской Ф..дераци... Узурпация государстве(н, нн)ой власти ..вляет  ся особо тяжким пр..ступлением.


Текст №3

С чего нач..нается переводчик? Что значит способность восприн..мать чужую жизнь, как свою, обмениват(?)ся не только языками — жизнями?.. Нации народы «языцы» тя нутся друг к другу как двое королевских детей из неме..кой народной ба(л, лл)ады. Те стояли на противоположных бере гах глубокой реки изнывая от невозможности пре..долеть разделяющ..е их пространство. Королевич бросился вплавь когда королева зажгла свечу что (бы) ему был виден берег...

Может быть переводчики лодочники?.. В силу одного своего призвания переводчик обязан вобрать в себя культуру мысль опыт ст..летий и он же должен себя самого — малень кое свое, частное, сформирова(н,нн)ое временем человече ское «я» — как бы отдать вечности (не) пр..рывному потоку времени.

(Л. Гинзбург.)

Текст №4

В м..нуту ж..зни трудную

Т..снится (ль) в сер(?)це грусть :

Одну м..литву ч..дную

Тв..ржу я (на) изусть.

Есть сила бл..годатная

В созвуч(?)е слов ж..вых,

И дыш..т (не) понятная,

Св..тая прелесть в них.

С душ., как бремя скатится,

Сомненье д..леко —

И верит(?)ся, и плачет(?)ся,

И так легко легко...

(М. Лермонтов.)


Текст №5

Директору

Управления информационных

технологий

Иванову А. И.

программиста

Леонтьева В. В.

докладная записка.

Довожу до Вашего сведения что отдел програ(м,мм)ирова ния нуждается в приобретени.. совреме(н, нн)ого оборудова ния для расширения возможностей использования новейших комп..ют..рных программ позволяющих оф..рмлять д..ку ментацию в соответстви.. с последними н..рмативами.

Прошу разрешить пр..обр..тение л..зерного пр..нтера ск..нера мультим..дийного комп..ют..ра.

6 октября 2000 г. Леонтьев


Текст №6

Еще в Древней Руси существовала д..ловая переписка. Об этом свидетельствуют берестя(н, нн)ые грамоты найде(н, нн)ые при раскопках; древнейшие из них относятся к IX веку.

С распростр..нением письме(н,нн)ости (к XIV—XV векам) содержание деловых бумаг становится все более разно..браз ным. Деловые документы используются как в деятельности государства так и в жизни отдельных людей. До наших дней сохр..нились духовные и договорные грамоты то есть княже ские завещания и акты, которые уст..навливали взаимоот ношения между князьями отношения Москвы с Тверью и Рязанью. В то время были уз..конены ч..лобитные такой формы: «Царю, государю и великому князю Михаилу Федо ровичу (упоминались все титулы того, кому подавалась ч..ло битная затем имя просителя, который нарочито прин..жал себя) бьет ч..лом Ивашка Федоров, сын Измайлов...» (после чего изл..гались дело и сод..ржание про..ьбы).

(По Д. Розенталю.)


Текст №7

Здорово добрые моло..цы

Здра(?)ствуй дедушка

Куда это вы путь держ..те 

Ед..м мы с поганым Чудом-юдом бит(?)ся ср..жаться род ную землю защ..щать

Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки а мечи булатные.

А где же их достать дедушка

А я вас научу. Поезжайте (ка) вы добрые моло..цы все прямо. Доед..те вы до высокой горы. А в той горе пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завал..н. Отв..лите камень войдите в пещеру и найдете там мечи булатные.

(Из сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо».)

Текст №8

Даша пол..жила на стол (не) больш..й квадратный пред мет завернутый а(к,кк)уратно в белую бумагу и т..ательно перевяза(н,нн)ый розовой ленточкой.


Я ей-богу (не, ни) виновата ваше с..ят..льство
зал..п..тала она вспыхнув румянцем от обиды. — Он приш..л
и сказал...


Кто такой — он?


Красная шапочка ваше с..ят..льство... посыльный.


И что же?


Приш..л на кухню и пол..жил вот это на стол. Пер..дай
те говорит вашей барыне. Но только г..ворит в ихние собст-
ве(н, нн)ые руки. Я спрашиваю: от кого? А он говорит: Здесь
(не) обозначе(н, нн)о. И с теми словами убежал.


Подите дог..ните его.


(Не, ни) как (не) догониш.., ваше с..ят..льство. Он
пр..ходил в середине обеда да я только вас (не) решилась
об..спокоить ваше с..ят..льство. (Пол) часа врем..н.. буд..т.


Ну хорошо идите.


(А. Куприн.)

Текст №9

Центральной грамматической ед..ницей синтаксиса явля ется простое предложение. Это определяется тем что простое предложение представляет собой эл..м..нтарную пр..дназначе(н,нн)ую для передачи относительно законченной информации ед..ницу обладающую такими языковыми свойствами которые делают возможным отнесение сооб ща..мого в тот или иной време(н, нн)ой план. Кроме того простое предложение это основная ед..ница уча(?)ствующая в формировании сложного предложения а также любого раз вернутого текста. Простое предложение является тем постро ением в котором прежде всего находят свое конструктивное применение словосочетание и форма слова.

Простое предложение имеет свои собстве(н,нн)ые грам матические характеристики. Оно образуется по сп..циаль ному грамматическому образцу обладает своими языковы ми значениями формальными характеристиками интонацио(н,нн)ой оформленностью а также способностью к из менениям — как собстве(н,нн)о формальным так и связа(н,нн)ым с выполнением одним и тем же предложением разных задач общения.

(Из «Краткой русской грамматики», 1989 г.)


Текст №10


Я в..звр..щался с охоты и шел по а(л,лл)ее сада. С..бака б..жала (в) пер..ди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала краст(?)ся как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул (в)доль а(л,лл)еи и увид..л молодого вороб(?)я с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гн..зда (ветер сильно качал березы а(л, лл)еи) и с..дел (не) подвижно бе..помощ(?)но ра..топырив едва прор..ставшие крылышки.

Моя собака медле(н,нн)о пр..бл..жалась к нему, как вдруг, с..рвавшись с бли..кого дерева, старый ч..рногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь вз(?)ероше(н,нн)ый искаже(н,нн)ый с отчая(н,нн)ым и жалким писком прыгнул два раза в направлени.. зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать он заслонил свое дет..ще... но все его мал..нькое тело тр..петало от ужаса, голосок од..чал и охрип он зам..рал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все (таки) он не мог усидеть на своей высокой б..зопас(?)ной ветке. Сила сильнее его воли сбросила его (от)туда.

Мой Трезор остановился попятился... Видно и он пр..знал эту силу.

Я посп..шил отозвать смуще(н,нн)ого пса — и удалился благоговея...

(И. Тургенев.)


Задания для комплексного анализа текста в 10-11 классах составляются с учётом требований к ЕГЭ по русскому языку.


* Задание1

Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?

Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства...

Недавняя трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. Бедствие проявило у людей самые добрые. горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали - деньгами, всем, чем могли. Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая...

Но Чернобыль, землетрясения, наводнения - аварийные ситуации. Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. По стоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом...

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.


(Д. Гранин)

Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Выразите в нем свое отношение к проблеме, затронутой автором. Согласны ли вы с позицией Д Гранина?

^ Оцените речевое оформление текста: отметьте 2-3 наиболее ярких языковых выразительных средства. Приведите примеры из текста.

Рекомендации.

Желательно, чтобы в сочинении-рецензии были отражены следующие мысли: 

- милосердие - это не жалость, а готовность помочь нуждающемуся из сострадания, человеколюбия; 

- воспитание гуманного отношения к живому - настоятель ная необходимость в наши дни; 

- художественная классическая литература играет большую
роль в формировании чувства сострадания; особенно сильно тема гуманности и милосердия звучит в произведениях, посвященных военной поре;
были отмечены 2-3 средства выразительности (синони мы, слова с переносным значением, вопросительные предложения, лексические повторы, противопоставление) и приведены примеры.

Желательный объем сочинения - не менее 150 слов.


Задание 2
(1) Ак..ред..тивы я пол..жил в чемодан. (2) Че моданы складывались (на) против дверцы. (3) Даль ше хвостовое отделение было забито (не) извес.ным мне грузом в мешках и ящиках. (4) (В) прочем ящи ков возможно и (не) было просто у меня осталось такое впечатление что их там было вид..мо (не) ви димо. (5) Мы взлетели и минут через двадцать я уб..дился что погода и в самом деле (не) летная. (6) Примерно через час после вылета я заметил что мой чемодан который я оставил в вертикальном пол..жени., лежит в лежку словно он уже заболел морской болезнью. (7) Я его пр..поднял встр..хнул для бодрости и поставил рядом с другими наиболее устойчивыми чемоданами. (8) Тут я заметил что в этом лежбище чемоданов (н..) мало экземпляров (не) отличаемых от моего. (9) Мне подумалось что та кое сходство к добру (не) приведет. (10) В к..рмане у меня ок..зался химический карандаш я пригнул ся над моим чемоданом и густо закрасил его верх нюю плоскость возле ручки. (11) Получилось доволь но (таки) симпатичное п..тно с (голуб..вато) зеле ным отливом напоминающее ..бстрактный рисунок. (12) Когда я р..з..гнулся взгляд мой встретился со взглядом п..с..ажира который сурово следил за мо ими действиями.

По Ф. Искандеру


Озаглавьте текст.
Докажите, что это текст.


3. Определите стиль текста (докажите свое мнение).

4. Определите тип текста (докажите свое мнение).
Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.


Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы,
повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений:


8. Из шестого предложения выпишите слово, в котором буква з обозначает звук [с], и произведите его фонетический разбор.

9. Укажите правильное объяснение написания не с выделенным
словом в восьмом предложении.


Прилагательное с 
не пишется слитно, так как
можно подобрать синоним без 
не.


Причастие с 
не пишется слитно, так как без
не не употребляется.


Причастие с 
не пишется раздельно, так как
есть зависимое от причастия слово.


Прилагательное с 
не всегда пишется раздельно


Определите, каким способом образовано слово 
плоскость.
Произведите его морфемный разбор.


Из третьего предложения выпишите все словосочетания, укажите тип связи в них.


Из одиннадцатого предложения выпишите причастие и про изведите его морфологический разбор.


Укажите номера предложений, в которых есть придаточное
определительное.


Укажите номер простого предложения с однородными ска зуемыми.


Произведите синтаксический разбор последнего предложения

Элементы комплексного лингвистического анализа текста можно использовать и на уроках литературы, выполняя анализ эпизода, главы, лирического произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".

Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.

Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом  даёт возможность каждому учен...

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

Комплексный анализ художественного текста на уроке русского языка (на материале стихотворения А.С. Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый…»)

Комплексный анализ текста предполагает рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Текст помог...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...