урок русского языка в 6 классе "Путешествие в страну Морфемику"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Иванова Елена Геннадьевна

Урок русского языка в 6 классе в активной форме позволяет повторить изученный в разделе "Морфемика" материал. На уроке используется НРК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Путешествие в страну Морфемики.

Цели урока:

- повторить и закрепить материал, изученный в разделе «Морфемика»;

- развитие умений и навыков, полученных при изучении раздела «Морфемика»;

- воспитание культуры поведения и любви к малой родине( на примере текста).

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование урока: карта путешествия(на доске), сигнальные карточки, рабочие листы, жетоны (для оценивания учащихся).

Ход урока:

- орг.момент.

Учитель:

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда –

Вниманье ваших умных глаз.

Ребята! Мы с вами сегодня отправимся в путешествие по загадочной стране Морфемике, которая расположена между морем Знаний и водопадом Умений. Во время нашего путешествия вы должны будете изученные правила умело прменить на практике, поэтому для старта необходимо пройти теоретический осмотр ( за правильный ответ на вопрос – жетон):

- Что такое орфограмма?

- Что изучает орфография?

- Что изучается в разделе «Словообразование»?

- Что изучает морфемика?

- Назовите части слова.

- Какие морфемы служат для образования новых слов?

- Какая морфема может быть нулевой?

- Что образует окончание?

- Что такое основа?

- Что такое корень?

Учитель: Хорошо. Мы можем отправляться в путь.

( стук в дверь, входит Астролог; слова Астролога – приложение 1)

Учитель: Спасибо тебе, астролог, за напутствие. Посмотрите на карту. Наш корабль должен проплыть по морю Знаний, но на его пути рифы и айсберги. Необходимо умело обойти их – выполним задание «Найди однокоренные слова»:

Горный, горевать, гора, гореть, пригорок.

Накосил травы, девичья коса, косой взгляд, косарь, прикоснулся.

Учитель: Мы успешно справились с заданием и попали на остров Приставок.

Перед корнем есть приставка, слитно пишется она.

А при помощи приставки образуются слова.

А вспомнить, что приставки значат, нам поможет лингвистическая задача. (Приложение 2 – рабочий лист №1).

Учитель: Наш путь проходит по берегу Орфографии. Здесь свирепствуют орфографические вирусы, они очень опасны и оставили нам записку:

Вы в плену теперь у нас! Целый класс! Целый класс!

Мы вирусы свирепые, мы вирусы опасные,

Но если правило вспомните, то от нас избавитесь.

Ребята! Работаем с сигнальными карточками: поднимаем карточку, а потом объясняем: касание, прикоснулся, зорька, предложение, прикасался, заря, гореть, прикосновение, загар.

Учитель: Теперь мы можем углубиться по суше дальше. И попали мы на площадь Словообразовательную. Какие способы образования слов вы знаете? ( ответы учащихся ) Хорошо. Выполним задание Рабочего листа №2 (приложение 3).

Учитель: И вот мы перед  дворцом Морфемики. Царица приготовила для вас задание – филологический анализ текста. ( Приложение 4).

Учитель: Наше путешествие завершилось. Давайте подведём итоги: подсчитайте баллы и количество жетонов и получайте оценки! ( по общему количеству учитель оценивает ребят).

А ещё я попрошу Вас оценить наш урок: ( Приложение 5)

- на уроке я работал…

- своей работой…

- за урок я….

- урок ….

- моё настроение после урока….

Ребята! Большое спасибо вам за работу. Наш урок получился хорошим, вы все молодцы, и поэтому как напутствие  я  хотела бы закончить наше путешествие строчками Аси Горской:

Сколько хороших и добрых идей

Есть на планете Хороших Людей.

И если всё делать только добром –

Можно всю Землю наполнить теплом.

Приложение №1.

Слова Астролога: Ребята, остановитесь! А вдруг впереди вас ждут опасности? Может, лучше не рисковать и остаться дома? Не хотите? Так давайте я предскажу вам позвёздам, каким будет путешествие.

Козерогам, Водолеям и Рыбам надо опасаться моря Знаний, так как их могут подвести нетвёрдые знания.

Овны и Тельцы на площади Словообразования должны оказать уважение всем частям слова.

Близнецы, Раки, Львы и Девы  могут заразиться опасной болезнью ошибейкой.

Весам, Скорпионам и Стрельцам нужно беречь силы для прохождения по берегу Орфографии, где их может поразить орфографический вирус.

В целом, путешествие благоприятно подействует на ваши знания. Удачи вам!

Приложение 2.

Рабочий лист №1.

Задание 1: замените словосочетания одним словом и определите значение приставки:

Присоединять с помощью

-верёвки _______________________

-молотка и гвоздей____________________________

- клея_____________________________

- винтов и шурупов________________________________

Задание 2: замените существительные с предлогами прилагательными, определите значение приставки:

- площадь у вокзала ______________________________________________

- участок при школе _______________________________________________

- огород при усадьбе ______________________________________________

- канава при дороге _______________________________________________

Задание 3: замените словосочетания одним словом с приставкой и определите её значение:

- очень добрый _______________________________________

- очень светлый _______________________________________

- очень мудрый _______________________________________

- очень сильный _______________________________________

Приложение 3.

Рабочий лист №2.

Образуй слова:

- при помощи приставки : темнеть, расти, отличный.

- при помощи суффикса: берёза, дом, лента.

- при помощи приставки и суффикса: шея, рукав, езда.

- возить + бензин

  Лес + рубить

  Лес + степь

  Вода + лазить

Приложение № 4.

  1. Имя челябинской поэтессы Аси Горской хорошо известно челябинцам.
  2. Она автор двенадцати книг для детей и взрослых, четырёх музыкальных альбомов.
  3. Поражает широкий диапазон творчества Аси Горской: поэт – лирик, песенник, детский поэт, прозаик, руководитель школьного литературного клуба и музея южноуральских поэтов и писателей.
  4. Стихи Ася Горская начала писать рано.
  5. Занималась в студии «Алые паруса» при Дворце пионеров.
  6. Ася Горская окончила естественно-географический факультет Челябинского педагогического института.
  7. Она была не просто учителем географии, а Учителем с большой буквы.
  8. Ася Борисовна писала пьесы, печаталась в газетах.
  9. Во всех её произведениях чувствуется мудрое и доброе учительское отношение к детям и взрослым.

Задания:

  1. Из предложения 3 выписать слова с безударными гласными, подобрать проверочные слова.
  2. В предложении 1 найти и выписать слово, в котором основа – всё слово.
  3. Из предложения 3 выписать сложные слова.
  4. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор подчёркнутых слов.
  5. В предложении 4 указать слово, в котором нет и не может быть окончания.
  6. Найти и выписать однокоренные слова и формы слова.
  7. Выполнить синтаксический разбор предложения 8.

Приложение №5.

 - на уроке я работал  ( активно – пассивно)

- своей работой я ( доволен – не доволен)

- за урок я ( устал – не устал)

- урок ( полезный – не принёс пользы)

- моё настроение после урока ( хорошее – отличное – плохое)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение изученного по теме «Морфемика»»(Путешествие в страну «Морфемика»)

Итоговый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика" в форме урока- путешествия по стране Морфемика с героями сказки "Золушка". Вместе с героями ребятам предстоит выполнить задания по всем...

Урок русского языка 10 класс "Основные понятия морфемики и словообразования"

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие в страну Морфемика"

Презентация к уроку русского языка "Путешествие в страну Морфемика" по теме "Основа и окончание слова"...

Урок русского языка в 5 классе Тема: «Морфемика. Корень слова»

Данный урок предполагает дать учащимся возможность систематизировать знания по теме "Морфемика", проверить прочность знаний данной темы, убедить в необходимости понимания изученного материал...

Урок русского языка в 5 классе "Чудеса Морфемики"

Тема: «Повторение по теме «Морфемика».Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала, урок рефлексии.Цели урока:  повторить изученные орфограммы по теме ...

Презентации к урокам русского языка в 5 классе (раздел "Морфемика. Орфография. Культура речи").

Данные презентации, разработанные для проведения уроков русского языка в 5 классе, могут быть использованы при изучении раздела "Морфемика. Орфография. Культура речи."  Разнообразные за...