выступление "Родной язык" Сухомлинский
статья по русскому языку по теме

выступление "Родной язык" Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сл.1

Василий Александрович Сухомлинский был одним из образованнейших педагогов своего времени. В его трудах творчески переосмыслено наследие Аристотеля и Квинтилиана, Коменского и Григория Сковороды, Ушинского и Дистервега, Песталоцци и Януша Корчака... Он прекрасно знал наследие Яковлева, чувашского педагога. Своим учителем Сухомлинский называл Макаренко.

Сл.2

Он является горячим приверженцем идей Ушинского о принципе народности как наиболее полном отражении духовных сокровищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности. Сухомлинский практически доказал, что осуществление гениальных идей патриарха российской педагогики становится возможным только в условиях подлинно народной системы образования и воспитания.

Сл. 3                                                                                                                                ЧТО ТАКОЕ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА? Народная педагогика -система воспитания, основанная на национально-исторических особенностях конкретного народа, его традициях, обычаях, вере, и отражающая его менталитет, психологический склад и эмоционально-эстетические пристрастия.

Народное творчество доступно и понятно всем, и его сила в том, что оно не навязывается людям, а вырастает из недр собственной народной культуры, а его идеи впитываются человеком через колыбельную песню, сказку, мудрую пословицу и поговорку нужными обществу качествами гражданина.

Сл. 4

В последних книгах Сухомлинского, во всех его последних статьях красной нитью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Он рассказывает детям сказки, вместе с ними поет народные песни, организует проведение народных праздников. Его ученики сами придумывают сказки, пишут сочинения по пословицам, решают народные задачи-загадки. Элементы народного творчества используются в оформлении школы и классов. Он культивирует трудовые традиции, в целях воспитательного воздействия пропагандирует народное искусство и обрядность, обучает детей народным правилам приличия и хорошего тона. Обстановку, в которой общаются дети вне школы, он максимально приближает к той, в какой играли, трудились и развлекались дети народа.

Сл. 5

А сейчас, чтобы отдохнуть, сыграем в народную игру «Лебёдушка».

Вдоль по реченьке лебедушка плывет, (Ручки в стороны.)

Выше бережка головушку несет. (Ручки поднимаем.)

Белым крылышком помахивает, (Машем руками.)

На цветы водицу стряхивает. (Стряхиваем кисти рук.)

Сл.6

Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык - духовное богатство народа», - пишет он. «Сколько я знаю языков, столько я - человек», - гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты. По его мнению, речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания», - утверждает педагог, - «являются красота и величие, сила и выразительность родного слова».

Он постоянно внушал учителям и родителям: «Словом своим деды и прадеды наши передавали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и прежде всего - любовь к родному языку». Духовное единство подрастающего поколения с народом обеспечивается посредством родного языка, «...от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому - народ, его неумирающий язык, его культура, слава его многочисленных поколений, которые почивают на кладбищах, и будущее тех, которые родятся. Через посредство слова ребенок становится сыном народа».

Сл.7

Если мы посмотрим на карту Кировской области эпохи средневековья. То невооруженным взглядом видно, что самое большое количество археологических памятников – это памятники   на территории нашего Афанасьевского района.

Сл.8

По данным ученых эти памятники относятся к Ломоватовской и Родановской культуре.

Было исследовано 91памятник  средневековья : 14 городищ, 53 селища, 18 могильников,6 кладов. Эти племена – носители ломоватовской и родановской культур – явились той основой, на которой сложилась народность местных коми – пермяков.

Сл.9

По данным последней переписи населения 333 человека назвали себя, как коми пермяки, но по нашим исследованиям в настоящее время  около 2-х тысяч человек являются носителями языка афанасьевских коми пермяков.

Основными ареолами проживания современных коми пермяков являются такие населенные пункты, как Илюши, Ромаши, Пашино, Московская, Аверино. Очень много носителей  языка проживает в п.Афанасьево.  

Сл.10,11

Недавно прошедший праздник коми пермяцкого фольклора «Чудо» показал, что интерес к возрождению языка у народа поднимается.

Сл.12

По проведенным  нами исследованиям мы узнали, что с 1931 по 1939 годы в нашем районе шло преподавание на коми пермяцком языке в 6 школах из 35.  Это Аверинская, Даньковская, Илюшовская, Московская,  Пашинская  и Порошинская. Были подготовленные кадры, а методическая литература и учебные пособия доставлялись из г.Кудымкара Пермского края.

Сл.13

Нами был проведен опрос в 4-х современных школах района. Как видно по результатам более половины опрошенных учащихся хотели бы изучить родной коми пермяцкий язык, на котором разговаривают их бабушки и дедушки, но  в силу исторических обстоятельств не разговаривают родители.

Сл. 14

Наибольшую заинтересованность в изучении родного коми пермяцкого языка показали учащиеся Ромашовской школы.

Сл.15

Этим летом нами была совершена экспедиция по деревням Ромашовского сельского округа, д.Московской  и в с.Пашино.

Сл.16, 17,18,19

Что удивительно – язык коми пермяков жив, на нем разговаривают, даже поют. Так почему  же нам его не возрождать? Ведь это наша история, это малая родина.

Сл. 20

По мнению Сухомлинского, самая высокая и святая миссия народного педагога - научить молодое поколение уважать все созданное поколениями предшественников, каждое из которых влило свою каплю в тот океан, который представляет собой народная духовная культура.

Сл.21

Настолько восторженным было отношение Сухомлинского к народным пословицам как к педагогическим миниатюрам, что по их образцам он создавал свои афоризмы. Он считал эффективными народные формы сохранения и распространения педагогической мудрости. Вот некоторые из благопожеланий и назидательных советов Сухомлинского: «В какой бы далекий уголок нашей Родины ни забросила тебя судьба, не забывай своей колыбели», «Подлинная свобода сына и дочери - быть послушными детьми», «Храни и почитай память об умерших. У кого нет в душе прошлого, не может быть и будущего».

Сл.22

А теперь посмотрите коми пермяцкие пословицы. Они были сфотографированы мной в автобусах г.Кудымкара Пермского края.

КЕРКУСО ПЕРВОСЯНЬ КЕРОНЫ, СЫБОРЫН ОШШАСЬОНЫ (Сначала дом строят, потом хвастаются),   ГУТЫС НЕ  КАЙ, КОТЬ ТОЖО  ЛЭБАЛО (Муха – не птица, хоть и летает), БЫДОС БЫРО (Всё в мире не вечно!).

Сл. 23

Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил великий педагог, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей со временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся все ближе, нужнее новым поколениям. Так и гуманистическая педагогика Василия Александровича Сухомлинского продолжает активно воплощаться и развиваться в жизни современной российской школы. И этот процесс необратим.

Сл.24

И в заключении я хотела бы ещё зачитать одну коми пермяцкую поговорку, которую бы  могли сказать наши потомки и через 20 и через 50 лет: «Олан вэлан коми отир» в Афанасьевском районе.  Попробуйте перевести!