Тематический классный час "Знай и береги родной язык"
план-конспект занятия (русский язык, 6 класс) по теме

Кучумова Римма Геннадьевна

В рамках реализации ФГОСов  учащемуся было дано задание подобрать дидактический материал, который бы способствовал повышению качества речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znay_i_beregi_rodnoy_yazyk_-kuchumova_rimma_gennadevna.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

Кучумова Римма Геннадьевна

МБОУ СОШ № 200

Классный руководитель 6-а класса

Знай и береги родной язык.

Ведущий - Шалагин Георгий

«… Язык, по самой природе своей,

есть орудие общения»

(В.Г.Короленко)

«Язык – инструмент, необходимо

хорошо знать его, хорошо им владеть»

(М.Горький)

Посмотрим вокруг: можно увидеть много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека -  радио, телефон, компьютер, автомобили, корабли, самолёты, ракеты… Но самое выразительное и мудрое, что создало человечество, - это язык.

Люди не могут жить, не общаясь друг с другом, не обмениваясь своими мыслями и чувствами. Для этого им нужен язык. 

Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача – помогать людям понимать друг друга при общении, при общей работе. Без языка невозможна жизнь как одного человека, так и всего общества. Невозможно развитие науки, техники, искусства. Так в конце двадцатого века появились совершенно новые слова, которые мы сегодня называем неологизмами: интернет, компьютер, космонавт, банкомат, ксерокопия.

Конечно, люди общаются не только с помощью языка. Жест и мимика, музыка и рисунок могут рассказать об очень многом. Но основным орудием общения является родной язык. С его помощью человек способен сформулировать любую мысль, поделиться самыми заветными мечтами, выразить самые тонкие оттенки чувств.

Люди отличаются от животных тем, что они трудятся, создавая и используя орудия труда, и тем, что умеют мыслить (думать), но язык помог нашим далёким предкам выделиться из мира животных, создать человеческое общество. Во время общей, совместной работы у людей возникла потребность что-то сказать друг другу, чтобы организовать и облегчить общий труд.

Каждому понятно, что рисованию или музыке нужно долго и терпеливо учиться. А родному языку? Мы получаем этот инструмент общения, как подарок, в раннем детстве. Но любой инструмент полезен только тогда, когда им умело пользуются. А для этого нужно хорошо знать, и как он устроен, и как действует.

Давайте рассмотрим  типичные ошибки, допускаемыми при выборе и употреблении слов в речи. К числу таких ошибок  относятся:

  • лексическая (речевая) избыточность (лишние слова, многословие),
  • тавтология (необоснованное повторение в тексте однокоренных слов),
  • подмена понятий (неоднородные понятия в тексте представлены как однородные),
  • псевдовысокий стиль (стремление во что бы то ни стало "говорить красиво").

Давайте, выполним следующие задания.

Задание 1. Что значат эти пословицы? Почему так говорят? Как мы должны относиться к тому, что мы говорим и пишем?

  • Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь!
  • Что написано пером, того не вырубишь топором!
  • Самое сладкое - слово, самое горькое - слово.

Задание 2. Известно, что люди должны говорить точно и правильно. Важно выбирать слова и так строить свою речь, чтобы она была максимально понятна другим. Прочитайте стихотворения. Их автор показал нам, что бывает, если человек недостаточно думает над тем, что говорит. Действительно, что здесь не так?

 Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А.Хайт

Песенка про лишние слова.

Как проехать на вокзал? -
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
- В общем, где-то, так сказать.
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче:
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошёл
И коту заметил:
- Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного:
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать,
Что терпеть не стану:
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
А.Хайт

         Явление, которое, играя со словами, показал нам поэт А.Хайт в своём стихотворении "Песенка про лишние слова", называется "лишние слова". Существует и другой термин для данного явления - "речевая избыточность". Это один из часто встречающихся видов речевых ошибок. Кроме речевой избыточности, существует и такая речевая ошибка, как тавтология. Тавтология и речевая избыточность - сходные явления, но всё же отличаются друг от друга. Речевая избыточность - это повторение в тексте "лишних" слов с одинаковым или очень близким значением. Если в тексте необоснованно повторяются однокоренные слова, то это явление называется тавтология.

Задание 3. Выберите один из вариантов, который вы считаете правильным. Какую речевую ошибку вы нашли? Объясните, почему этот вариант лучше другого. Худший вариант зачеркните.

1. Он учился в музыкальной консерватории.

Он учился в консерватории.

2. Налицо разбазаривание государственного имущества.

Налицо незаконное разбазаривание государственного имущества.

3. Перед смертью он долго болел.

Перед своей смертью он долго болел.

4. Состоялся обмен имеющимся опытом.

Состоялся обмен опытом.

5. Они окончательно закончили работу.

Они закончили работу.

6. Художник мастерски описывает внешность своих героев.

Художник мастерски давал портреты внешности своего героя.

7. Суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту.

Главная суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту.

8. Он предчувствовал этот поворот в своей судьбе.

Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.

9. Эрмитаж - сокровищница нашей культуры.

Эрмитаж - ценная сокровищница культуры.

Задание 4. В таблице приведены предложения с речевой избыточностью и тавтологией. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? Объясните, в чём избыточность этих предложений и где есть тавтология.

1. Он был мужественным и смелым человеком.

 

2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.

 

3. Он облокотился локтем на стол.

 

4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.

 

5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок.

 

6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью

 

7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя.

 

8. Сонина комната походила как будто на сарай.

 

Задание 5. Приводимые ниже примеры содержат речевую ошибку, которая называется подмена понятий. Такая ошибка возникает в случае, если в один ряд как однородные попадают несовместимые понятия. Например, глагол как центр предложения может сочетаться только с частью слов (но не со всеми словами), которые за ним следуют. Как устранить ошибки в примерах? Ответ запишите в правой части таблицы.

1. На высоком столике стояли миска с водой, мыло, полотенце.

 

2. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и ремонта.

 

3. Школа опустела, не слышно привычного шума и ярких стенгазет.

 

Задание 6. Остановимся на ошибках, которые называются необоснованное стремление к псевдовысокому стилю. Такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова высокого книжного стиля в контекст разговорного стиля. В этом случае возникает стилистическое несоответствие. Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий данному стилю, а ненужное зачеркните.

Юрий Гагарин (был в космосе - посетил космос) в 1961 году.

Разговор по телефону: "Знаешь, в (данный момент - сейчас) я не могу прийти, я готовлюсь к экзаменам".

Мальчик услышал, что охотники ищут медвежью берлогу. Он бегом кинулся к медведям, чтобы (проинформировать их об этом - сказать им об этом).

Я так рада! Моя племянница (приобрела - купила), наконец, квартиру.

Медведь увёл медведицу с медвежатами (на другую жилплощадь - в другую берлогу).

Старый ворон (вступил в конфликт - начал спорить) со всей стаей.

Как мы видим, язык – это очень сложный инструмент. Не так-то просто разгадать секреты его устройства. Ещё труднее постигнуть тайны действующего языка – человеческой речи. А без знания этих тайн трудно избежать в речи ошибок и неточностей. Но неточная речь – всё равно, что фальшивая мелодия или искажённый рисунок. Даже маленькая ошибка в речи – это непонятная мысль, безответная просьба, неисполненная мечта.

Чем старше человек, тем шире круг людей, с которыми он общается, сложнее и разнообразнее мысли и чувства, которыми он с ними обменивается. Значит, всё более гибкой, точной и богатой должна быть его речь. Значит, всё глубже должен он проникать в тайны родного языка.

Вот почему писатели – люди, которые лучше других знают, как сказочно богат и невероятно сложен родной язык, - неустанно призывают учиться ему всю жизнь.

Resource id #6372

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Береги родную природу"

Разработка классного часа по экологии "Береги родную природу"....

Разработка классного часа "Береги родную природу"

Цель: формировать стремление учащихся к изучению родного края.Задачи: расширить представление детей об экологических законах;способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природ...

Презентация классного часа Международный день родного языка

21 февраля-Международный день родного языка...

«Береги родную природу» презентация для классного часа

Берегите эту землю, берегите эту воду,Даже малую былиночку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя!...

Презентация к уроку русского языка "Сочинение "Береги родную природу"

Данная презентация предназначена для проведения урока по развитию речи, где развиваются навыки написания сочинения-рассуждения....

Календарно-тематическое планирование 9 класс русский родной язык 7 часов

Календарно-тематическое планирование 9 класс русский родной язык 7 часов...

Тематический план ТП ОУД.01 Родной язык 2022-23 уч.год

Тематический план ТП ОУД.01 Родной язык 2022-23 уч.год...