русский язык для современных иностранных школьников.
статья по русскому языку по теме

В современной демографической ситуации, сложившейся в России, особое значение при­обретает осуществление успешной интеграции в общество представителей южных регионов Рос­сии. а так же жителей ближнего зарубежья. Такая интеграция должна осуществляться и средства­ми и в системе среднего общего образования. Ключевым фактором успешной интеграции описан­ного контингента в Российское общество является освоение ими русского языка на литературном уровне. При таком освоении учащиеся осваивают также и русскую культуру, что в значительной степени облегчает их интеграцию в общество. Кроме того незнание русского языка, недостаточ­ное владение им затрудняют в значительной степени и обучение другим предметам школьной программы. Поэтому освоение русского языка на литературном уровне оказывает комплексное воздействие на адаптацию, социализацию и интеграцию учащихся в Российском обществе.

П.С. данная статья расчитана на аудиторию 6-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_dlya_sovremennykh_inostrannykh_shkolnikov.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык для современных

иностранных школьников

Из опыта работы учителя русского языка и литературы  

ГБОУ ОСОШ №77 ВАО г. Москвы

                                                               Шпекторовой Т.Н.

Москва,2013


Обоснование необходимости внедрения в современных российских школах программы изучения русского языка как  иностранного.

В современной демографической ситуации, сложившейся в России, особое значение приобретает осуществление успешной интеграции в общество представителей южных регионов России. а так же жителей ближнего зарубежья. Такая интеграция должна осуществляться и средствами и в системе среднего общего образования. Ключевым фактором успешной интеграции описанного контингента в Российское общество является освоение ими русского языка на литературном уровне. При таком освоении учащиеся осваивают также и русскую культуру, что в значительной степени облегчает их интеграцию в общество. Кроме того незнание русского языка, недостаточное владение им затрудняют в значительной степени и обучение другим предметам школьной программы. Поэтому освоение русского языка на литературном уровне оказывает комплексное воздействие на адаптацию, социализацию и интеграцию учащихся в Российском обществе.

Таким образом решение задачи обучения русскому литературному языку учащихся, для которых русский язык не является родным, позволяет не только облегчить их интеграцию в российское общество, но и оптимизировать процесс их школьного обучения и воспитания.

Отдельное место в решении задачи обучения русскому литературному языку учащихся, для которых русский язык не является родным, занимает решение подзадачи поиска адекватных этой задаче методов обучения. Так система образования, при которой учащиеся, для которых русский язык не родной, обучаются в общем режиме, общими средствами обучения показывает свою неэффективность в решении указанной задачи, поскольку описанный контингент учащихся имеет ряд особенностей, затрудняющих освоение русского языка с опорой на общие средства обучения. Среди этих особенностей можно упомянуть следующие:

  • различается бытовая культура учащихся.
  • различаются способ и манера общения.
  • в своей семье учащиеся говорят на родном языке, а не на русском.
  • эти родные языки часто являются нелитературными, а иногда и бесписьменными.
  • эти родные языки самими учащимися освоены не на литературном, а на узко бытовом уровне.
  • все эти факторы определяют необходимость применения к указанному контингенту учащихся специальных средств обучения в рамках специально выделенных часов обучения.

Решая проблему поиска адекватного описанной задаче метода, мы пришли к следующим выводам. Основным методологическим ориентиром в обучении школьников, для которых русский язык не является родным, — должна выступать индивидуализация обучения, индивидуальный подход к учащимся. Действительно, специфика контингента не позволяет применять традиционную методику обучения русскому языку как иностранному, при которой за основу берется родной язык учащихся. Учащиеся не владеют родным языком на литературном уровне, как в силу своего возраста, так и в силу социальных и культурных особенностей своего взросления и языкового общения. Поэтому наиболее эффективным подходом к их обучению будет опора на типичные ошибки учащихся в русском языке, в процессе исправления которых учащиеся будут осваивать литературный русский язык.

Именно на таком понимании ситуации и строится программа обучения русскому языку как иностранному учащихся ГБОУ ОСОШ №77. Программа предполагает освоение всех основных морфологических, синтаксических правил русского языка, улучшение различения специфических для русского языка фонем, улучшение понимания русских морфем на основе создания образных ассоциаций с ними, расширение литературной начитанности и ряд других вспомогательных компонентов.

Программа обучения русскому языку как иностранному.

Данная программа - методическая основа уроков русского языка как иностранного. Каждый конкретный урок РКИ строится таким образом, чтобы его содержание способствовало наибольшему успешному решению важнейших задач изучения языка:

  1. Вооружать учащихся, для которых русский язык является неродным, знаниями основ науки о языке;
  2. Развивать их логическое мышление и речь;
  3. Формировать прочные орфографические, пунктуационные и стилистические навыки.

В настоящее время стали бесспорными, общеизвестными положения педагогики, лингвистики и методики о том, что в процессе овладения языком и, в частности, РКИ формируются не только знания, умения и навыки, но и компетенции, главным показателем которых становится владение письменной речью.

Основная цель обучения русскому языку как иностранному конкретизируется в следующих задачах:

  • формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях ,что позволит учащимся понимать речь учителей и своих сверстников и общаться с ними:
  • формирование культуроведческой компетенции: совокупности знаний о реалиях быта, материальной и духовной культуры России (в частности, начальные сведения о русском быте и правилах речевого этикета в типовых ситуациях общения), что позволит учащимся ориентироваться в новой культурной среде;
  • формирование умений и навыков коллективной учебно-познавательной деятельности. что позволит снять психологическое напряжение в период обучения в школе;
  • формирование навыков чтения и письменной речи.

Без грамматической базы практически невозможно формирование орфографических, пунктуационных и речевых навыков. Возможности развития речи учащихся, для которых русский язык неродной, заключены в самом лингвистическом материале, поэтому так важно установить уровень овладения русским языком и использовать тот или иной методический комплект учебных пособий.

Существует большое количество учебников и учебных пособий для начинающих изучать русский язык. Большинство из них созданы с учетом целей и сроков обучения, возраста обучаемых, их родного языка и т. п. Например, учебник «Радуга» (Забаиста Н. А., Попова Л. А.) предназначен для студентов подготовительного факультета. На краткосрочных курсах русского языка (от 2 недель до 3 месяцев) могут быть использованы учебник «Комета-1» (Белякова И. В. и др.) или «Русский язык за десять дней» (Акишина Т., Трескова С). Начинать изучать русский язык с детьми можно по учебникам «Горизонт» или «Русский язык-1»(пол ред. Вятютнева М. Н.). Хорошо зарекомендовал себя комплекс учебных материалов «Русский язык для всех» (под ред. Костомарова В. Г.), который выдержал 14 изданий.

Следует отметить, что спецификой преподавания РКИ в ОСОШ является учет возрастных особенностей учащихся, который не является единообразным как в средних школах, а разбросан в интервале 5-10 лет в одном и том же классе. Кроме того необходимо учитывать различные мировоззренческие и религиозные взгляды, языковые культуры, социальные статусы.

Учитывая разные уровни владения РКИ. отбираются различные учебные пособия, а в них - различные темы, разделы, параграфы и упражнения, формирующие те или иные языковые знания и умения. Так. например, при отборе упражнений по орфографии для конкретного уровня освоения языка учитывается целый ряд факторов, важнейшими из которых являются:

  • этапы формирования определенного языкового навыка,
  • лингвистическая природа изучаемого правила, изучаемой орфограммы.

Принимая во внимание эти факторы, следует выделить четыре типа упражнений:

  1. Упражнения на готовом языковом материале
  2. Упражнения, связанные с изменением языкового материала
  3. Изложения с грамматическими и орфографическими, пунктуационными и стили-

стическими заданиями

  1. Сочинения с грамматическими и орфографическими, пунктуационными и стилистическими заданиями

В вышеперечисленных школьных учебниках все пункту ационные правила иллюстрируются текстовыми примерами и графическими схемами предложений соответствующего типа. Умение «читать» такие схемы - это необходимая предпосылка широкого использования их в обучении пунктуации. Виды упражнений по пунктуации строятся в той последовательности, которая соответствует основному дидактическому принцип движения «от простого к сложному»:

  1. Упражнения на готовом языковом материале:
  1. составление схем предложений
  2. выборочное списывание с использованием схем
  3. выборочный диктант
  4. предупредительный диктант
  5. пунктуационный разбор
  1. Упражнения, связанные с изменением текстового материала:
  1. творческое списывание
  2. творческий диктант
  3. графический диктант
  1. Изложения с использованием графических схем
  2. Графическое конструирование

Упражнения с использованием графических схем способствуют развитию абстрактного мышления, активизируют познавательную деятельность. Для того, чтобы создать систему упражнений. направленных на развитие связной речи, необходимо учитывать все виды речевой деятельности:

1.        Восприятие речи (в устной речи - аудирование и понимание речи, в письменной - чтение и понимание текста).

2.        Воспроизведение речи (в устной речи - чтение наизусть и пересказ, в письменной - чтение вслух и понимание текста).

3. Порождение речи (в устной речи - говорение, в письменной - создание текста).

Учащиеся с неродным русским языком поставлены перед непростой задачей: в девятом классе написать сжатое изложение и сочинение-рассуждение, в одиннадцатом - полноценное сочинение-рассуждение. Думаю, что здесь в работе по развитию речи целесообразно использовать сборники ГИА и ЕГЭ с уже готовыми тестами с пересказом, отработкой плана написания сочинения, проговариванием темы, проблемы с активным использованием речевых клише, опорных слов для формирования навыков для написания будущих творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Функции современного русского литературного языка в Казахстане"

Разработка вводного урока для 8 класса по русскому языку...

Презентация "Верить в полный разума русский язык..." ("Русский язык в современном мире") для учащихся 10 классов

Данная работа содержит методическую разработку урока, презентацию учителя и учеников по теме : "Русский язык в современном мире."...

Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса

Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам  восполнить пробелы по очень актуальной пробле...

Урок русского языка по теме "Русский язык в современном мире: межнациональном и международном общении"

Данный урок предназначен для учеников 11 классе по программе Власенкова...

Урок русского языка в 8 классе по теме " Русский язык в современном мире"

Данный урок является вводным уроком в 8 классе по русскому языку ( учебник  Т.А.Ладыженской). Цель урока  -  показать роль русского языка в современном мире....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ "Русский язык в современном мире "

Урок русского языка в 8 классе на тему: "Русский язык в современном мире"...