"Сложные предложения с разными видами связи"
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме

Кузнецова Елена Валерьевна

Урок направлен на активизацию и обобщение знаний, умений и навыков, необходимых для творческого развития учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Цель урока: актуализировать  и обобщить ЗУН, необходимых для творческого развития учащихся, полученные ранее по теме «Сложное предложение», в новых условиях,  формировать  умения  обосновывать признаки  сложного предложения с разными видами связи.

 Задачи:

  1. Определять виды связи  между простыми  предложениями в составе сложного.  
  2. Способствовать развитию  речевой культуры  учащихся, их творческих способностей.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе,  мотивировать на преодоление интеллектуальных трудностей.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный дидактический материал для групповой, индивидуальной работы.

Методы: методы и  приемы  интерактивного обучения, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-практикум

ХОД УРОКА

На слайде:

1.        Стадия «Осмысления». Слайд 1.

Обратите внимание на монитор. Прочитаем высказывания известных писателей:

Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия.

Максим Горький

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.

Толстой Л. Н. 

- Скажите, в чем эти высказывания противоречат друг другу? ( Горький утверждает, что нужно писать длинными предложениями, а Толстой говорит, что лучше употреблять короткие фразы).

-Известно, что вы чаще употребляете короткие   простые предложения.

- Чем они вас привлекают? (экономия времени, легкое понимание собеседника).

- Почему  трудно  выстраивать  сложные, развернутые   предложения?  

Тем не менее, все сложное становится простым, если рассмотреть его структурное  содержание.

«Слона можно съесть по частям» (слайд)

Поэтому сегодня мы будем разбирать сложные синтаксические конструкции на смысловые части и устанавливать виды связи.  

2. Актуализация опорных знаний.

Слайд 2

- Перед вами потребительская корзина, требующая знаний к данной теме.  Я предлагаю вам сложить в нее уже известную информацию о сложном предложении.

КЛАСТЕР

-На какие виды делятся сложные предложения по типам связи?

(союзные и бессоюзные)

-Назовите виды союзных предложений.

(ССЧ, СПП)

-Чем отличаются друг от друга эти виды предложений?

(средствами связи, типами отношений)

-А именно?

(ССП – сочинительные союзы и интонация; СПП – подчинительные союзы и союзные слова, интонация)

-Что является средством связи в БСП?

(интонация)

3. НОВАЯ ТЕМА.

    1) Слово учителя. Одной фразой.

- Можно ли в одном предложении соединить все или несколько видов связи?

-А  как будут называться такие предложения?

Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами связи.

СЛАЙД 3 Запишите тему урока в свои рабочие карты: «Сложные предложения с разными видами связи».

В зависимости от разных сочетаний видов связи выделяются следующие группы:

  • сочинение и подчинение;
  • сочинение и бессоюзная связь;
  • подчинение и бессоюзная связь;
  • сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

2) Коллективная работа с таблицей «Виды связи».

Задание: Составим опорный конспект по теме. 

У каждого из вас на партах рабочие карты. Ваша задача по представленным схемам составить из простых предложений сложное с разными видами связи.

  1.  СХЕМА. Установите виды синтаксической связи. Занесите схему в опорный конспект. Составьте из простых предложений сложное с сочинением и подчинением.

Виды связи

Схема

Примеры

 Сочинение + подчинение

     , и         ,,

     

     

Сырой ветер шумел в лесах, и было слышно, как весело и звонко журчат ручьи.

Сочинение + бессоюзная связь

    ,           , и

         

        .        

Крапива обожгла мне руки, спина ныла, и голова кружилась.

Подчинение + бессоюзная связь

         

         ,           ,

           

        ,          .

Когда наступила весна, солнце стало светить ярче, появились листья на деревьях, распустились цветы на лугах.

Сочинение + подчинение + бессоюзная связь

    ,           , и

    ,

     

    .        

На лугах созревали травы, в некоторых хозяйствах уже начали косить, и надо было смотреть, как шла работа.

   - С какими сочетаниями видов связи мы с вами познакомились?

  1. Тренировочные упражнения.

1) А теперь давайте с вами немного пофантазируем.  Для этого объединитесь в группы по 4 человека. Представьте, что вы

  • Спортсмены и у вас разные виды спорта.
  • А вы увлекаетесь компьютерными играми.
  • Ваши группы – это будущие путешественники.

Составьте предложения с разными видами связи, используя терминологию своей тематической группы. – 2 минуты.

- А теперь мимикой и жестами (невербальное общение) изобразите предложение со знаками препинания.

  – Какие виды связи вы использовали в составлении предложения?

- А какое было составлено предложение?  зачитывают (вербально).

  1. предложения. Остальных слушаем.

Хвалю за творчество. Установили  различные виды связи, проговорили и обменялись информацией друг с другом.

       2) Интерпретация текста.

Задание:

Трудно ли создавать то, что выглядит очень просто?

Давайте сейчас попробуем из сложного сделать простое.

Задания: прочитайте инструкции и сократите до одного простого предложения.

Раздаю по 5 листов шуточные инструкции.

5. Рефлексия. Оценивание.

Устная публикация (представление). Желающий  зачитывает свои миниатюры, всем предлагается в услышанном тексте  отметить, что понравилось, заинтересовало.

Слайд 15

- Станет ли  более емким  смысл коротких фраз, если вы научитесь правильно строить сложные предложения?

- Почему?  

(В  такой  простоте высказывания  скрыта  глубина  обобщения).  

Таким образом, вы убедились:  для того  чтобы создать то, что на первый взгляд  выглядит просто  -  требуется сложная мыслительная   работа.  

- Какой опыт извлекли из урока?

- Где чаще  можно использовать простые предложения?

- А где сложные?

-При общении с иностранцем?  Сверстниками? Сочинение на конкурс? В написании реферата? Смс для любимой девушки?

Мы живем в век коммуникации, когда искусство общения стало жизненной необходимостью.    Чтобы   собеседникам было проще понять вас,   я желаю вам  сложной  ежедневной работы  не только над содержанием, но  и над структурой вашей речи.  Поверьте, результат вас приятно удивит.

Д/З: дома повторите материал  по  опорному  конспекту.

Спасибо за урок! Общаясь друг с другом, мы растем и развиваемся.

При общении с иностранцем?  Сверстниками? Сочинение на конкурс? В написании реферата?  В СМС для любимой девушки?

Мы живем в век коммуникации, когда искусство общения стало жизненной необходимостью.    Чтобы   собеседникам было проще понять вас,   я желаю вам  сложной  ежедневной работы  не только над содержанием, но  и над структурой вашей речи.  Поверьте, результат вас приятно удивит.

материал  по  опорному  конспекту.

                 

Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы, ГКСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа»,

с. Костромское


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мысли великих писателей Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия. Максим Горький Л.Н.Толстой Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.

Слайд 2

СОЮЗНЫЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ: части автономны и связаны интонацией и сочинительные союзы БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ: части зависят друг от друга; подчинительные союзы и союзные слова СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: части автономны; интонация СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 3

Сложные предложения c разными видами связи

Слайд 4

Сочетания видов связи сочинение и подчинение сочинение и бессоюзная связь сочинение и бессоюзная связь сочинение, подчинение и бессоюзная связь .

Слайд 5

СОЧИНЕНИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ КАК , И Сырой ветер шумел в лесах, и было слышно, как весело и звонко шумят ручьи. Сырой ветер шумел в лесах. Было слышно. Весело и звонко шумят ручьи.

Слайд 6

СОЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ Крапива обожгла мне руки, спина ныла, и голова кружилАсь . Крапива обожгла мне руки. Спина ныла. Голова кружилась. , И ,

Слайд 7

ПОДЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ КОГДА НАСТУПИЛА ВЕСНА, СОЛНЦЕ СТАЛО СВЕТИТЬ ЯРЧЕ, ПОЯВИЛИСЬ ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЬЯХ, РАСПУСТИЛИСЬ ЦВЕТЫ НА ЛУГАХ. Наступила весна. Солнце стало светить ярче. Появились листья на деревьях. Распустились цветы на лугах. , КОГДА , ,

Слайд 8

СОЧИНЕНИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ На лугах созревали травы, в некоторых хозяйствах начали косить, и надо было смотреть, как шла работа. На лугах созревали травы. В некоторых хозяйствах начали косить. Надо было смотреть. Шла работа. КАК , И ,

Слайд 9

Задание 1 Составьте предложение с разными видами связи, используя терминологию своей тематической группы. Мимикой и жестами изобразите предложение.

Слайд 10

Творческая работа Прочитайте шуточные инструкции и сократите до одного простого предложения.

Слайд 12

Составила: Кузнецова Елена Валерьевна, ГКСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Сложные предложения с разными видами связи.

Конспект урока разработан для учащихся 9 класса.   Ход урока способствует развитию интеллектуальных  и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализаци...

Сложные предложения с разными видами связи.

Презентация позволит зрительно объяснить материал....

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...