Урок русского языка в 5 классе "Нераспространенные и распространенные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цель-закрепить правописание орфограммы №1 при помощи опоры на словарь корневых морфем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_urok.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Урок русского языка

Тема: Нераспространенные и распространенные предложения.

Цели:

1) образовательная цель – закрепить правописание орфограммы №1 при помощи опоры на словарь корневых морфем Т.И. Куропаткиной и освоить правописание словарного слова багровый по технологии Е.И. Никитиной, научить различать распространенные и нераспространенные предложения;

2) развивающая цель – развивать коммуникативную компетенцию, умение творчески мыслить;

3) воспитательная цель – воспитывать любовь к природе и искусству;

4) здоровьесберегающая цель – создать условия для профилактики переутом-ления и нарушений осанки у учащихся;

Оборудование:

1) репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»;

2) набор иллюстраций для диктанта-молчанки;

3) сигнальные карточки-буквы е-и;

4) диагностическая карта Н.Н. Решетникова;

5) портрет П.И. Чайковского. Магнитофонная запись его музыкальных пьес «Времена года».

Тип урока: урок получения новых знаний.

Ход урока.

I. Словарно-орфографическая работа.

        1. Работа над орфограммой № 1 с опорой на словарь корневых морфем:

        а) пятый этап – этап индивидуальной выверки уровня готовности к зачетной работе. Учащиеся работают в парах, выполняя попеременно функцию учителя (называют слова из колонок «а» - «о» ) и функцию ученика (называют корни);

        б) шестой этап – учитель проводит письменную работу, надиктовывая определенной количество слов из столбиков «а» - «о», а ученики записывают у себя в тетрадях только корни.

        2. Диктант-молчанка. Учитель показывает картинку с изображением предмета, ученики молча записывают его название.

        Автобус, пионеры, лебеди, ромашки, гвоздика, бабочки, гриб, сирень, брошюра, лимон, карандаш, барабан.

        3. Работа над новым словарным словом багровый.

        а) ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с правописанием нового словарного слова багровый. Быстро найдем его в словарях. Вчитайтесь в него, всмотритесь, запомните. Обратите внимание на вторую букву.

        (Запоминается графический образ слова – как слово видится).

        б) Работа над лексическим значением слова. (Дети объясняют смысл слова). Затем читают точную формулировку из словаря. Багровый – красный, густого, темного оттенка.

        в) Ребята, давайте все вместе четко проговорим слово багровый.

        (Запоминается слуховой образ слова – как слово слышится).

        г) После этого учитель пишет слово на доске, ученики в тетрадях.

        (Запоминается рукодвигательный образ слова – как оно пишется, как берет его рука).

        д) Поставим ударение, подчеркнем букву-орфограмму, которую надо заполнить.

        Багровый.

        е) От словарного слова образуем однокоренные слова. Разберем их по составу.

        Багровый – багряный, багрянец, багрец, багроветь.

        ж) Придумаем со словарным словом предложение по картине И. Левитана «Золотая осень».

        На берегу реки стоят деревья в золотом, оранжевом, багровом осеннем наряде.

Задание:         подчеркнуть грамматическую основу, дать характеристику предложения по цели высказывания и по интонации.

II. Работа над новой темой.

1. Запишем предложение.

Наступила осень. (Подчеркиваем грамматическую основу. Сравниваем с ранее записанным предложением.)

2. Чтение и запоминание точных формулировок по учебнику: §34, с. 66.

III. Закрепление.

1. Работа по картине И. Левитана «Золотая осень»:

а) придумаем три нераспространенных предложения. Запишем их.

Река потемнела.

Трава пожелтела.

Листья облетели.

б) преобразуем их в распространенные предложения.

Прозрачная гладь реки потемнела.

Зеленая трава незаметно пожелтела.

Багровые листья на деревьях облетели.

2. Диктант с комплексными заданиями.

а) предупреждение ошибок в написании безударных личных окончаний глагола. Работа с сигнальными карточками. Перед этим вспоминаем орфограмму № 25 , обращаем внимание на диагностическую карту, показывающую пробелы учащихся.

Плещется, строит, решает, пишет, объявит, видит, стелет.

б) Запись текста диктанта.

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-багровый и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром стелются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки грибов-подосиновиков.

Задания:                                 1) определить тему и основную мысль текста;

2) подчеркнуть грамматические основы предложений; есть ли среди них нераспространенные предложения?

3) пересказ текста.

3. Краткое слово учителя о П.И. Чайковском, о его музыкальной пьесе «Осенняя песнь». Прослушивание пьесы.

4. Самостоятельная работа. Уч., упр. 171, с. 67:

I в. выписывает распространенные предложения, II в. – нераспространен-ные.

Индивидуальная работа: сильные ученики работают по карточкам с более сложным заданием (см. приложение к уроку), три слабых ученика на доске с помощью учителя характеризуют записанные до урока предложения по цели высказывания, по интонации и наличию второстепенных членов:

Неохотно и несмело со…нце смотр…т (на) поля. (По ц. в. … , по инт. … , (не)распр.)

Стел…тся цв…ты и тр…вы. (По ц. в. … , по инт. … , (не)распр.).

Ты видел б…гровый закат? (По ц. в. … , по инт. … , (не)распр.).

 IV. Обобщение:

1. С каким новым словарным словом мы познакомились на уроке?

2. Какую новую тему изучили?

3. Какие предложения называются нераспространенными?

4. А распространенными?

V. Д. з.: § 34, упр. 173, 174.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка в 9 классе "Сложное предложение"

Тема «Сложное предложение» - основная в курсе русского языка 9 класса. На повторение данной темы выделяется два часа по календарно-тематическому планированию. Это первый урок.  Тип данного урок...

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"

Цель данного урока не только ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания и научить использовать их с учетом речевой ситуации, но и воспитывать интерес к русской литературе...

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...