Разработка погружения 2 к программе «Словесность». Модуль 1. ТЕМА: "Волшебная сила слова. Слово как часть речи. Имя прилагательное".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Зуева Юлия Александровна

Методическая разработка одного из погружений авторской программы "Словесность" (Т.В.Гаммершмидт, Ю.А. Зуевой). Интерес к материалу может быть быть вызван в связи с тем, что преподавание предмета ведется в режиме недельного погружения и представлен подробный материал к урокам на неделю русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_pogruzheniya_2._modul_1.docx113.06 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка погружения 2 к программе «Словесность». Модуль 1.

ТЕМА: Волшебная сила слова. Слово как часть речи. Имя прилагательное.

Цель: сформировать представление о сказке, видах сказки; расширить и систематизировать знания об имени прилагательном как части речи.

Задачи:

  • дать понятие о волшебной сказке, волшебном сюжете, волшебных героях;
  • показать отличие волшебных сказок от других видов сказок;
  • познакомить с художественными особенностями волшебных сказок;
  • повторить ранее изученное об имени прилагательном;
  • Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте
  • совершенствовать знания о правописании имён прилагательных;
  • закрепить навык морфологического разбора имени прилагательного;
  • повторить изученное об определении. 
  • Способствовать развитию орфографической зоркости
  • Пополнять словарный запас учащихся
  • Расширять знания об окружающей действительности
  • Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения 
  • Познакомить  с историей рождения пушкинской сказки и её содержанием
  • Обучить аналитическому чтению художественного произведения
  • Развивать устную связной речи
  • Воспитывать любовь к искусству слова

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник «Русский язык. Теория 5-9» В.В. Бабайцевой; «Сказка о метвой царевне и о семи богатырях»; Презентации «Имя прилагательное – еще одна загадочная часть речи», «Сказки», «Волшебные сказки», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;  ноутбуки с выходом в интернет; Карточки с цветными картинками для устной работы; Карточки-схемы; Карточки с заданиями для работы в группах; Самостоятельные работы; Зачетная работа;

ХОД ПОГРУЖЕНИЯ (20 часов)

День 1.

  1. Организационный момент. Приветствие.

II. Актуализация ранее изученного материала. (Повторение темы «Имя существительное»).

- Давайте вспомним тему прошлого погружения. Что мы узнали 2 недели назад?

- Как мы назвали трех китов, которые держат Имя существительное?

- Теперь, когда мы знаем все об ИС, мы с легкостью сможем изобразить город этой части речи

- В центре города ИС стоит то, что обозначают все ИС. (Предмет). А какой это предмет? Что может стоять в центре города (кремль, памятник). От центра отходят группы улиц. В первой группе – 2 улицы, соединенные переулком. Это Собственная и Нарицательная. По переулку жители этих улиц могут переходить из одной на другую. (Например, близнецы-Близнецы, Галифе – галифе, Пломбир-пломбир, Рентген-рентген, известие-«Известия», дружба-«Дружба»)

СПРАВКА: Галифе́ (от фр. Galliffet) — брюки, облегающие голени и сильно расширяющиеся на бёдрах. Русское название брюкам дано по имени французского генерала Гастона Галифе (1830—1909), который ввёл их для кавалеристов. Позже галифе были заимствованы другими армиями. 

-Вторая группа улиц включает Одушевленную и Неодушевленную. В чем особенность этих двух улиц?

- Третья группа улиц, которые связаны с центром города, включает улицы: Мужского, Среднего и Женского рода. А переулком Общего рода соединяются только две из них – какие? (М и Ж.р)

- При этом от улицы Женского рода отходит улица 3-го склонения с ее постоянным жителем – Ь.

- Улицы Мужского и Женского рода пересекаются улицей 1-го склонения, а улицы Мужского и Среднего – улицей 2 склонения.

- В верхней части карты находится не связанный с центром города Падежный проспект, который пересекается шестью улицами. Какими? (Именительная, Родительная…). Падежные улицы своими концами упираются в два парка: Парк Единственного и Множественного числа.

- Карта города заполнена. Неясно одно: почему одни улицы связаны с центром города, а другие – нет?

- К центру города стремятся улицы, названия которых обозначают постоянные признаки ИС, а чуть в стороне, но не менее важны для жителей – улицы и парки, которые называют непостоянные признаки.

- Осталось лишь определиться с окружной дорогой. Она странная. Обозначена на карте прямой линией, пунктирной, волнистой, с точкой и двойной. Что это значит?

Физкультминутка

  1. Изучение нового материала. Объявление цели и задач погружения.

- А какой раздел языкознания мы начали изучать? ( Морфологию)

- И на этой неделе мы продолжим изучать морфологию. Ведь следующая часть речи, а  значит и второй город, которым вы создадите сами, - это Имя Прилагательное. Вам нужно не только нарисовать карту города, но и записать текст, по которому его сможет изобразить любой ученик.

- Итак, что же такое имя прилагательное? Кто сформулирует полное определение по образцу имени существительного?

(ИП – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?, имеет свои морфологические признаки и предложении является определением, реже сказуемым).

- Быстро рисуем трех китов

- Как их зовут? Что у них в подарочной коробке? (ИП)

- Расскажи о них (ОГЗ – признак, МП – род, число, падеж, остальное заполним позже; СП – определ, сказ.)

- Что является начальной формой ИП? (И.п., м.р., ед.ч.)

- Как вы думаете, почему мы изучаем ИП сразу после ИС, а не после глагола, например? (ИП употребляются перед ИС, называют его признаки, согласуются с ним).

- ИП – очень гибкое слово, оно может приспособиться к любому ИС, взять себе его формы.

Например: ИП золотой – начальная форма.

Если рядом с ним встанет ИС кольцо, то оно превратится в золотое, если руки – золотые, если нить – золотую.

  1. Устная работа с карточками.

- Возьмите карточку с рисунком и подберите к нему имена прилагательные.

  1. Работа в парах.

- Откройте учебник «Теория 5-9» В.Бабайцевой, найдите параграфы, посвященные имени прилагательному. Прочитайте параграф 99 «Разряды прилагательных» и составьте схему по теме.

  1. Работа с текстом сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Старший молвил: “Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица”.

- Выпишем все имена прилагательные, определим разряд.

- Вообще разряд  – это ПМП, но есть несколько ИП, которые в определенном контексте переходят из одного разряда в другой:

Лисий (притяж) след – лисья (относ.) шапка (из лисы) – лисья (кач) хитрость (как свойственная лисе)

Стальной нож (отн) – стальная воля (кач)

Золотое кольцо (отн) – руки золотые (кач)

- Посмотрите на другой отрывок из сказки:

“Ты прекрасна, спору нет;
Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей”.

- Где в нем имена прилагательные?

- К какому разряду относится слово прекрасна? (качественное)

- Этому слову можно дать еще одну характеристику: оно употреблено в краткой форме: прекрасная – прекрасна.

Физкультминутка

VII. Работа со схемой. Изучить схему, заполнить ее примерами.

- Один из непостоянных признаков – это форма ИП. Она может быть полная или краткая. Делаем заголовок:

                                                                          ИП

                                                                         

                               Кач                                     отн                                                     прит

         

    Полная                     краткая                        полная               только полная    ИЛИ        только краткая        

                                                                                                               (на ов, ев, ин,нн)              (на ий,  й)

р        ч                 п        р          ч               род число падеж          

                                                                                                           р     ч     п                 р           ч            п      

  1. Закрепление. Образуйте краткую форму от прилагательных. Поставьте ударение:

 добрый – добр, добра, добры

умный – умен, умна, умны

легкий – легок, легка, легки

красивый – красива, красив, красивы

  1. Изучение нового материала.  СКЛОНЕНИЕ ИП. Заполните карточки для правил по теме нашего погружения.

  1. Относительные и полные краткие склоняются одинаково. Род, число, падеж ИП определяется по р.ч.п. ИС, от которого зависит ИП.
  2. Чтобы правильно написать окончание ИП, нужно найти в предложении ИС, от которого оно зависит, и от этого ИС задать вопрос к ИП. Окончание вопроса подскажет, какое окончание нужно писать у ИП.

Если вопрос КАКИМ?, то окончание ЫМ или ИМ

Если вопрос о, на, в КАКОМ? – то ОМ или ЕМ

Если вопрос в КАКОЙ? – ОЙ или ЕЙ.

  1. Закрепление.

- Вспомните у Пушкина в «Сказке о царе Салтане»: В синем небе звезды блещут, в синем море волны плещут.

- Запишем это предложение. Выделите окончания  у ИП

- А откуда этот текст?

Под святыми стол дубовый, К,О
Печь с лежанкой изразцовой.  О
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;  К

- Подпишите разряд ИП

- Заполните еще две карточки для запоминания.

3. притяжательные ИП с суффиксом ИЙ (Й) – Важно при разборе по составу не потерять суффикс:

Медвежья – й, лисий – й, девичий – ий, ребячья – й, охотничий – ий.

4.Притяжательные ИП с суффиксами ИН (ЫН), ОВ (ЕВ) имеют окончания кратких форм, похожие на окончания ИС:

Мамин -нулевое платок, мамина – а – кофта. Дашин – нулевое - карандаш, Дашина – а- тетрадь, Андреев нулевое стул, Андреева –а- книга, дедов – нулевое, дедова – а- удочка

- Опредите разряд ИП, выделите окончание

Известный – к

Грустный – к

Вкусный – к

Чудесный – к

Доблестный – к

Местность – ИС

Интересный – к

Ужасный – к

Свистнут – ГЛ

Прелестный – к

Областной – о

Заячий – п

Властный – к

Местный – о

Крепостной – о

Гигантский – к

Тесный – к

Устный – о

Солнце – ИС

Сердце – ИС

Небесный – о

Напрасный – к

Здравствуй – ГЛ

Безобразный – к

Известный – к

Радостный – к

Чувствовать – ГЛ

Несносный – к

Комендантский – о

Шотландский – о

Чувствительный – к

Корыстный – к

Тростник – ИС

Скоростной – о

Звездный - о

Физкультминутка

X. Словарная работа.

- Запишем имена прилагательные, определим разряд и объясним значение каждого слова.  Подберите имя существительное к каждому прилагательному, подпишите. Запомните написание слов.

10 слов: Словарный диктант: прелестный, оловянный, деревянный, прекрасный, стеклянный, декабрьский, серебряный, образцовый, январский, чудесный

XI.Рефлексия.

- Что нового вы узнали за день погружения?

- Что хорошо запомнилось?

- Похвалите себя за работу на уроке, пользуясь качественными прилагательными.

  1. Информация о домашнем задании
  1. выучить 10 слов.
  2. Выучить 1-7 вопросы к зачету.
  3. Выполнить карточку «Склонение имен прилагательных»

Погружение 2 «Волшебная сила слова. Слово как часть речи. Имя прилагательное».

Вопросы к зачету

  1. Что такое «имя прилагательное»?
  2. Какие разряды прилагательных существуют?
  3. Начальная форма имени прилагательного.
  4. Род имен прилагательных. Как он определяется?
  5. Число имен прилагательных. Как оно определяется?
  6. Падеж имен прилагательных. Как он определяется?
  7. От чего зависят род, число, падеж прилагательного? Докажи примером.
  8. Степени сравнения прилагательных. Как их определять?
  9. У каких прилагательных есть степени сравнения?
  10. Как образуется сравнительная степень прилагательного? Приведи примеры.
  11. Как образуется превосходная степень прилагательного? Приведи примеры.
  12. Расскажи о полной и краткой формах прилагательных. У всех ли они есть?
  13. Правила написания окончаний прилагательных.
  14. Правила написания суффиксов прилагательных.
  15. Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
  16. Одна и две н в суффиксах прилагательных.
  17. Как отличить суффиксы –к- и –ск- в прилагательных?
  18. Правила написания НЕ с прилагательными.
  19. Какие прилагательные пишутся через дефис?
  20. Какие прилагательные пишутся слитно?
  21. Каким членом может быть прилагательное в предложении?
  22. Что такое «определение»?
  23. Что такое «фольклор»?
  24. Что такое «сказка»?
  25. Какие бывают сказки?
  26. Что такое «волшебная сказка»?
  27. Чем отличаются волшебные сказки от других?
  28. Пересказ сказки А.С.Пушкина.
  29. Характеристика образов сказки А.С.Пушкина

Творческая работа: сочинение-сказка. «Пиши правильно» (в словарике). «Говори правильно!» (сдать устно до субботы)

Произведения для чтения и анализа: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Читаем заранее: «Товарищам», «Разлука», «Послание к кн. Горчакову», «19 октября» (« Роняет лес … «), «И.И. Пущину» («Мой первый друг…»), «Чем чаще празднует лицей…», «19 октября 1828 г.», « Была пора: наш праздник молодой…»

День 2

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Актуализация ранее изученного материала. (В парах проверяют ответы на вопросы к зачету 1-7, затем фронтальный опрос учащихся)
  3. Проверка домашнего задания – карточка
  4. Самостоятельная работа из 3 частей:
  1. Словарный диктант:  прелестный, оловянный, деревянный, прекрасный, стеклянный, декабрьский, серебряный, образцовый, январский, чудесный
  2. Экспресс-опрос (если согласны с утверждением, пишут «ДА», если не согласны – «НЕТ»):
  1. У ИП 2 разряда: полные и краткие   НЕТ
  2. У качественных и относительных ИП есть краткая форма  НЕТ
  3. Суффиксы –ий, - ов, -ев, -ин  - суф притяжательных ИП  ДА
  4. Род, число, падеж – непостоянные признаки ИП ДА
  5. Высокий, молодой, дворянский, низкий, добрый – качественные ИП   НЕТ
  6. Лисий, мамин, сестрицын, синий, царев – притяжательные ИП  НЕТ
  7. Оловянный, стеклянный, деревянный – относительные ИП  ДА
  8. Грустный, вкусный, местный – качественные ИП  НЕТ
  9. Удобный, аккуратный, ленивый – качественные ИП ДА
  10. Мерзок – качественное ИП в краткой форме  ДА
  1. Просклоняйте (по падежам и числам) словосочетание: Осенний день

  1. Актуализация ранее изученного материала. Работа у доски. Выполняет 5-классник из каждой пары, проверяет – его 6-классник

  1. ЗАДАНИЕ: записать ИП, определить разряд, образовать краткую форму:
  1. Несносный – к, несносен
  2. Комендантский – о
  3. Шотландский – о
  4. Чувствительный – к, чувствителен
  5. Корыстный – к, корыстен
  6. Тростниковый – о
  7. Верблюжий – п,кр
  8. Скоростной – о
  9. Звездный – о
  10. Яркий – к, ярок
  11. Бесчестный – к, бесчестен
  12. Областной – о
  13. Вкусный – к, вкусен
  14. Небесный – о
  15. Вирусный – о
  16. Несчастный – к, несчастен
  17. Счастливый – к, счастлив
  18. Поздний – о
  19. Прекрасный – к, прекрасен
  20. Заячий – пр, кр
  21. Красивый – к, красив
  22. Устный – о
  23. Парусный – о
  24. Тесный – к, тесен
  25. Опасный – к, опасен

  1. Изучение нового материала.

- Прочитайте параграф 104. Заполните пробелы в схеме

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИП (только у __________________)

                                        Сравнительная                                                           превосходная

(обозначает, что какой-то признак проявляется в этом              (обозначает, что какой-то признак проявляется в

предмете в большей или меньшей степени, чем в ________)         этом предмете в ________________ степени)

                      простая                         _________                                     __________                                  сложная

               (ее, е, ей, ше)                 (более + полное ИП)                    (ейш, ______)                     (наиболее + полное ИП)

                                                         менее                                                                                                наименее, самый

высокий – выше                         более высокий                              высочайший                      наиболее высокий

красивый – _______                 менее _________                           ___________                     самый ___________

не изменяются!!!                     Р           Ч           П                               Р     Ч     П                                Р     Ч    П

Физкультминутка

  1. Закрепление. 

- Образуйте все возможные формы степеней сравнения ИП:

Мягкий (кач) – мягч-е, более мягкий, мягч-айш-ий, самый мягкий

Вкусный (кач) – вкусн-ее, более вкусный, вкусн-ейш-ий, наименее вкусный

Оловянный (отн) –

Сладкий (кач) – слащ-е, более сладкий, сладч-айш-ий, самый сладкий

Крупный (кач) – крупн-ее, более крупный, крупн-ейш-ий, самый крупный

Сестрицын (прит) –

Медвежья (прит) –

Декабрьский (отн) –

Редкий(кач) – реж-е, менее редкий, редч-айш-ий, самый редкий

Мелкий (кач) – мельч-е, более мелкий, мельч-айш-ий, самый мелкий

- Поиграем в игру «Ты мне я тебе» (закрепление темы в парах)

- Далее мы будем смотреть сказку А.С.Пушкина и выписывать в 3 столбика ИП. (на бланках с домашним заданием). Посмотрим, кто самый внимательный!

- А теперь дополните ИП из текста.

КАЧЕСТВЕННЫЕ                    

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ          

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ

Белой

Милого

Белешенька – кр.ф.

Грешен

Пустой

Высока

Стройна

Бела

Горда

Ломлива

Своенравна

ревнива

добродушна

весела

милее –ср.ст

румяней

белее

молодая

белолица

черноброва

кроткого

прекрасна

мерзкая

брюхатая

краше

ровной

черной

живую

гневной

виновна

бедный

светлой

святыми

добрые

румяных

все чисто

красиво

красная

милая

зеленого

серых

широких

ласковой

честные

живой

равны
удалы

умны

милей

злая

прекрасна

зеленыя

нищая

Мертвой

Другой

Торговых

Лесную

Сенной (дворовая девка, служанка)

Царская

Дубовый

Изразцовой

Старший

Старый

Утренней

правую

родные

проклятый

лесного

наливное,
золотое

песье

Физкультминутка

IX. Изучение нового материала «Морфологический разбор ИП» 

- Выпишем из текста ИС «МАЧЕХА», выполним его морфологический разбор.

Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.

Мачеха – ИС, тк

  1. Обозначает предмет (кто?что?)
  2. Мачеха – нф, ПМП: одуш, нариц, жр, 1 скл

                         НМП: Ип, едч

  1. (Кто?) мачеха

- Какое прилагательное характеризует это существительное? Разберем и его:

Злая – ИП, тк

  1. Обозначает признак (какой? Чей?)
  2. Злой – нф, ПМП: кач,

                    НМП: полная ф, жр, едч, Ип

  1. (какая?) злая (определение)

Х. Закрепление.

- Выполните морфологический разбор ИП «прекрасна» и «милее»

Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее”

- Устно дайте характеристику прилагательным из отрывка

Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идёт.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился.

Физкультминутка

  1. Орфоэпическая работа. Раздать каждому карточку со словами, вместе расставить ударение, отчитать
  2. Рефлексия.

- Что нового вы узнали за день погружения?

- Похвалите своего напарника за работу на уроке, пользуясь качественными прилагательными в краткой форме.

  1. Информация о домашнем задании

  1. Выучить 10 слов: аккуратный, легчайший, превосходная, сравнительная, красивейший, притяжательный, относительные, волгоградский, французский, сентябрьский
  2. Выучить Вопросы к зачету  1-12
  3. Приготовить 10 карточек для правил
  4. Выполнить Карточку «Задание 3»  в тетради для дом.з.

Спишите, вставляя пропущенные буквы в окончания имен прилагательных Выполни морфологический разбор выделенных слов:

В дальн…ю деревню, с цел…м апельсином, к соловьин…му гнезду, из-за жадн…й девочки, в передн…ю часть, генеральск…й мундир, о могуч…й стране, детск…м хором, за колю…ю проволоку, о долг…м путешествии, на син…ю юбку, про игрив..ю кошку, из старин…го здания, по тенист…й аллее, по ветвист…му дереву, в дремуч…м лесу, к воздушн…му шару, в летн…е утро, на музыкальн…м вечере, из-за пасмурн…го дня, утренн…ю звезду, в долг…м путешествии, летн…я жара, шипуч…я змея, зимн…ми вечерами.

  1. Индивидуальное задание для сильного ученика: Подготовить презентацию на тему «Волшебные сказки»

День 3

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Актуализация ранее изученного материала. (В парах проверяют ответы на вопросы к зачету 1-12, затем фронтальный опрос учащихся)
  3. Проверка домашнего задания – карточка
  4. Самостоятельная работа из 2 частей:
  1. Словарный диктант:  аккуратный, легчайший, превосходная, сравнительная, красивейший, притяжательный, относительные, волгоградский, французский, сентябрьский
  2. Тест «Имя прилагательное».

  1. Изучение нового материала в 5 группах. Заполнение карточек с правилами. Составление 10 примеров для объяснения другим. Параграфы 98-107
  1. Правописание суффиксов –к- и –ск-, Ь перед –ск-.
  2. Правописание приставок и Не с ИП.
  3. О и Е после шипящих и Ц.
  4. Н и НН в суффиксах ИП 105.
  5. Слитное и дефисное написание ИП

(Работа строится следующим образом: Учащиеся изучают правило в своей группе и создают схему для запоминания – 10 минут. Затем переходят по 1 человеку первого ряда в остальные 4 группы, потом 2 ряд – в остальные 4 группы и т.д. – по 10минут на каждую тему. Когда закончат – я устно опрашиваю на оценку по любой теме любую группу).  

Физкультминутка

  1. Закрепление. Выполнение он-лайн тестов  «Правописание имен прилагательных» в группах на оценку. http://rusoved.ru/testy/test-okonchanie-prilagatelnyh.html

  1. Разбор заданий.

  1. Работа в парах (5-классник и 6-классник). Комплексный анализ текста

Раз царевна м..л..дая,
Милых брат…ев поджидая,
Пряла, сидя (под) окном.
Вдруг с…рдито (под) крыльц…м
Пёс залаял, и д…вица
Видит: нищ…я черница
Ходит по дв…ру, клюкой
Отг…няя пса. “Постой.
Бабушка, постой немно…ко, -
Ей кр…чит она в …кошк…, -
Пригр…жу сама я псу
И кой-что тебе сн…су”.
Отв…чает ей ч…рница:
“Ох ты, дитятко д…вица!
Пёс пр…клятый одолел,
Чуть (до) смерти не заел.
Посм…три, как он хлопочет!
Выдь ко мне”. - Царевна хочет
Выйти (к) ней и хлеб вз…ла,
Но (с) крылеч…ка лишь сошла,
Пёс ей (под) ноги - и лает
И к ст…рухе (не) пускает;
Лишь пойдёт старуха (к) ней,
Он, л…сного зверя злей,
На ст…руху. Что за ч…до?
“Видно, выспался он худо, -
Ей царевна г…в…рит. -
На ж, лови!” - и хле… л…тит.
Старушонка хле… поймала;
“Благодарствую, - сказала, -
Бо… тебя благослови;
Вот за то тебе, л…ви!”

Задания:

  1. Озаглавьте отрывок из сказки _______________________________________
  2. Выпишите из текста синонимы к слову бабушка ___________________________________
  3. Сколько здесь имен прилагательных? Укажите цифрой __________
  4. Выпишите все относительные прилагательные:  ____________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Выпишите из первого предложения все качественные прилагательные: _________________

______________________________________________________________________________

  1. Выпишите любое прилагательное и выполните морфологический разбор

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Выпишите прилагательное-синоним к слову бедная: _________________________________
  2. Выпишите грамматическую основу первого предложения:____________________________
  3. Выполните морфемный разбор слов: лесного, старуха, девица, черница, с крылечка
  4. Определите значение слова «проклятый» - _________________________________________

Физкультминутка

  1. Проверка задания.

               Физкультминутка

Х. Рефлексия.

- Что уже хорошо отложилось в голове по теме «Имя прилагательное»?

- А что нужно еще хорошо подучить?

- Похвалите товарищей за работу в группе, пользуясь качественными прилагательными в формах степеней сравнения.

Информация о домашнем задании.

1) Выучить 10 слов: красивее, слаще, свободнее, удобнее, мягче, легче, тверже, мельче, громадный, гигантский

2) Дочитать сказку, принести текст.

3) Выучить правила-карточки.

День 4.

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Актуализация ранее изученного материала.

1) Устный опрос и в парах по карточкам

  1. - Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством А. С. Пушкина. Но прежде вспомним, что вы о нём знаете.
    Викторина.
    - Вспомните, когда родился А. С. Пушкин? ( 6 июня 1799 года)
    - Где родился? ( В Москве).
    - Где находится памятник А. С. Пушкину в Москве? ( На Пушкинской площади).
    - Кто его автор ( скульптор)? (Опекушин)
    - Где находится музей А. С. Пушкина в Москве? (^ На старом Арбате).
    - Как звали няню поэта? (Арина Родионовна).
    - Где учился Пушкин? ( В Царскосельском лицее).
    - Кто присутствовал на выпускном экзамене в лицее? ( Великий поэт Державин).
    - С кем из известных поэтов и писателей дружил Пушкин? ( В. А. Жуковский – должны назвать обязательно. Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер).
    - Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Перечислите названия.
  1. Изучение нового материала
  1. Просмотр презентаций «Сказки. Виды сказок» Учащиеся слушают, задают вопросы, делают записи-схемы
  2. «А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Обучение аналитическому чтению.
    1. Беседа о создании сказки.
    На этом погружении мы уже разбирали отрывки из сказки А. С. Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».. Сегодня наша задача – проанализировать все произведение, выделить его особенности, дать характеристику сюжету и героям.
    Эту сказку А. С. Пушкин написал в Болдине. ( показ слайдов)
    В её основе – народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

3) Презентация «Волшебные сказки» (подготовил сильный ученик, задание было дано заранее).

4) . Составление плана:
1. Приезд царя и смерть царицы

2. Разговор с зеркальцем

3. Злая мачеха

4. Чернавка отвела царевну в лесу

5. Царевна у семи богатырей

6. Чернавка отравила царевну

7. Царевна в гробу

8. Королевич Елисей спасает царевну

5) Анализ сказки  в группах.

Задание ответить на вопросы:

- Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну ?

- О какой черте характера это говорит? ( Зависть )

- Найдите точные слова автора, в которых он говорит об этой черте.

- Прочитайте, как автор описывает царевну.

- С чем её сравнивает Пушкин? ( С цветком . «Росла, росла, поднялась и расцвела, тихомолком расцвел » )

6) Устные ответы групп.

7) Беседа:

- Автор противопоставляет своенравие царицы и кротость царевны . Фраза «Чёрной завистью полна» объясняет , почему злая мачеха решила погубить царевну .

- Прочитайте отрывок со слов «Делать нечего . Она , чёрной зависти полна …» до

слов «но невеста молодая …»

- Как автор противопоставляет царицу другим героям ? ( Царица злобная , полна зависти , а остальные герои – бедный царь тужит по своей дочери , королевич Елисей собирается в дорогу искать молодую невесту , Чернавка отпустила царевну , пожалела её . )

- Как царевна набрела на терем богатырей ? Прочитайте .

- Как произошла первая встреча царевны с богатырями ? Прочитайте .

-Как вы думаете , почему царевна не сразу вышла к богатырям ?

- Как царевне жилось у богатырей ?

- Как они к ней относились ? Найдите в тексте и прочитайте .

- Что означают слова «не прекословит , не перечат»?

8) Работа в группах. Ответить на вопросы:

- Прочитайте отрывок , в котором богатыри пришли к ней свататься . Почему царевна отказала богатырям ?

- О каком качестве характера это говорит ? ( Преданность , верность своему слову , обещанию ).

- Что же придумала злая царица , чтобы погубить царевну ?

- Прочитайте , как Соколко защищал царевну ?

- Почему Пушкин называет черницу «старушонкой» , а царевна- бабушкой ( Автор знает , что царица пришла отравить царевну , а царевна ничего об этом не знает , поэтому ласково её называет . )

- Что же случилось после того , как царевна взяла яблоко ?

- Как отнеслись к этому событию богатыри ? Прочитайте этот отрывок .

- Как Елисей искал свою невесту ? К кому он обращался за помощью ? Кто ему помог отыскать царевну ?

- Какую печальную новость сообщил ветер королевичу ?

9) Устные ответы групп

10) Беседа, чтение по ролям:

- Прочитайте по ролям эпизоды встречи Елисея с месяцем , с солнцем , с ветром .

- Прочитайте эпизод , в котором Елисей спасает свою невесту .

- Чем заканчивается сказка ? Это хорошо или плохо ?

Физкультминутка

11) Характеристика главных героев сказки в группах (1 – царь, 2 – мачеха, 3 – царевна, 4 – Елисей, 5 – чернавка, 6 - богатыри)

- Назовите главных героев сказки .

- Охарактеризуйте своего героя по следующему плану

1. Где живёт герой ?

2. Внешний облик героя .

3. Какие поступки совершает ?

4.Какой характер у героя ?

5. Как к герою относится автор ?

6. Своё отношение к герою .

12) Устные ответы групп. Составление системы образов на доске.

13) Беседа:

- Найдите волшебных героев сказки ?

- Почему вы считаете их волшебными ?

- Можно ли назвать этих героев героями помощниками ? Почему ?

- Найдите в сказке волшебные предметы . Какую роль они играют в сказке ?

- Найдите в сказке и прочитайте тот эпизод , который связан с волшебным предметом .

- Как вы считаете , положительный или отрицательный поступок совершает зеркальце , сказав правду царице ?

- Почему вы так считаете ?

IV.  Подведение итогов. Рефлексия.

- Каждая сказка нас чему - то учит . Чему вас научила эта сказка ?

- Какой урок вы извлекли для себя ?

- От чего предостерегает сказка ?

- Какова её главная мысль ?

Физкультминутка

  1. Словарная работа. Аналитическое чтение сказки (работа в группах)

Задание 1:
- Найдите в Толковом словаре значение слова черный. Укажите, какое значение имеет это слово в следующих строках:

Она, черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку,     
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Задание 2: 
Составить несколько предложений со словом черный. Покажите в своих примерах разные значения этого слова.

Задание 3:

Какое значение имеют следующие слова с корнем – черн-: Чернавка, черница, чернорабочий, черника, черновик?

Задание 4: Определите значение слова глубокий в следующих предложениях:

Месяц, месяц, мой дружок!

Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя…

– Постой,-

Отвечает ветер буйный,-
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора…

Задание 5:  Какое значение имеет слово положила в следующих предложениях? В каком значении оно устарело и в современном русском языке не употребляется?

Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить…

сотворив обряд печальный,

вот они во гроб хрустальный
труп царевны молодой
положили – и толпой
понесли в пустую гору…

Задание 6:   К выделенному слову из данной фразы подберите синонимы из предложений:
Фраза: «Не кручинься же…»
Предложения:

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.

Ясный месяц продолжал:

«Погоди, об ней, быть может,
Месяц знает,
Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай»

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая…

Задание 7:  Выделенные слова замените такими, которые произносятся в современном русском языке.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился

Издалече наконец

Воротился царь-отец.

Коль старушка, будь нам мать,

      Так и будем величать.

  1. Творческая работа в группах. Сочинение волшебной сказки с соблюдением особенностей

Устная презентация своей сказки

  1. Информация о домашнем задании
  1. Повторить 30 слов «Пиши правильно»
  2. Повторить «Говори правильно!»
  3. Повторить вопросы к зачету. (параграфы 98-107)
  4. Творческая работа по желанию – город Имен Прилагательных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...