Конспекты уроков и презентации.
методическая разработка по русскому языку по теме
Уважаемые коллеги. Здесь вы можете найти методические разработки уроков и презентации к ним.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.19 КБ | |
| 328.66 КБ | |
| 94.09 КБ | |
| 1023.9 КБ | |
| 96.4 КБ | |
| 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Мой лучший урок
Тема: Буквы а - о в корне – раст - (- ращ -) - -рос-.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Предметные результаты: научиться применять правило написания букв а – о в корне слова с чередующимися гласными.
Метапредметные результаты:
- познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила.
- регулятивные: развивать способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
- коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Личностные результаты: формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.
Формы работы: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: проектор, интердоска, презентация к уроку.
Базовый учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений . М., «Просвещение», 2010.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Организационный момент. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок (чтение стихотворения Слайд 1) Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки — всё для вас! Пожелаю всем удачи, За работу, в добрый час! Откройте тетради. Запишите дату, классная работа. | Приветствие учителя. Слушают стихотворение. Открывают тетради, оформляют записи. | Коммуникативные УУД: умение слушать учителя. |
2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. | - Вставьте в слова пропущенные буквы. Объясните правописание (Слайд 2). - В какой части слова находятся орфограммы? - Написание каких слов вы не смогли объяснить? - Почему же вы не смогли выполнить это задание? | Выполняют задание в тетрадях. В корне. Учащиеся не могут объяснить правописание слов «растет», «выращенный», «подросли». - Не знаем правила написания гласной в корнях слов «растет», «выращенный», «подросли». | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, делать выводы. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений. Коммуникативные УУД: 1.свободно излагать свои мысли в устной форме, 2. слушать и слышать других, 3. быть готовым корректировать свою точку зрения, |
3. Формулировка темы и постановка цели. | - Мы знаем, в какой части слова находится орфограмма? - Проанализируйте структуру слова и выделите корни в словах «растет», «выращенный», «подросли». - Какова цель нашего урока?
- Сформулируйте тему урока. - Запишите тему в тетрадь. | - Да, в корне. - Корни раст-, ращ-, рос. - Узнать, от чего зависит написание данных корней. - «Буквы а – о в корнях -раст- , -ращ- , -рос- » Записывают тему. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, делать выводы. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений. Коммуникативные УУД: 1.свободно излагать свои мысли в устной форме, 2. слушать и слышать других, 3. быть готовым корректировать свою точку зрения, 4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
4. Поиск решений. Открытие новых знаний. | - Прочитайте слова группами. (Слайд 5) растение вырасти подрастают сращение выращенный отращу вырос заросли разрослась -Проанализируйте корни слов в каждой колонке. - Выпишите и запомните слова – исключения (Слайд 7). - Как вы понимаете слово «ростовщик»? - Можем ли мы объяснить значение слов, которые вызвали у нас затруднения в начале урока? (Слайд 8). | Работают в парах. Читают слова. Анализируют слова. Определяют, что перед ст, щ пишется а, перед с –о. Проверяют себя (Слайд 6). Выписывают слова. Находят значение слова в толковом словаре. Ребята объясняют написание слов. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, Регулятивные УУД: искать пути решения проблемы. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД: 1. умение выделять главное, 2.анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы. |
5. Составление алгоритма к правилу. | - Для определения условий выбора написания чередующихся гласных а - ов корнях -раст- , -ращ- , -рос я предлагаю вам поработать в группах. Но сначала давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий? (По мере ответов учащихся учитель выставляет на доске шаги алгоритма). 1.Выделить корень 2.Определить конечную согласную в корне 4.Сделать вывод | Работа над составлением алгоритма к правилу. | Познавательные УУД: составлять алгоритм на основе правила. Коммуникативные УУД: 1.свободно излагать свои мысли в устной форме, 2. слушать и слышать других, 3. быть готовым корректировать свою точку зрения, 4. осуществлять взаимный контроль. |
6. Реализация построенного проекта (алгоритма) . | Разделитесь на 4 группы и выполните задание: объясните написание слов (Слайд 9), используя составленный алгоритм. - Все ли группы справились с заданием? - Возникали затруднения? - Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание гласных А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-.? | Делятся на группы. Работают над упражнением. Ученики рассказывают о полученных результатах, о трудностях, которые возникли, и путях их решения. Рассказывают правило и алгоритм. | Познавательные УУД: действовать по составленному алгоритму. |
7. Развитие умений. | Слайд 10. Творческий диктант. Замените одним словом. 1.Молодой лес. 2. Отдельная область деятельности, науки, производства. 3. Частый кустарник, которым зар..сло какое-нибудь место. 4. Дать р..стки. 5. Стать ветвистее, гуще, больше. Слайд 12. Загадки. Комментируем правописание слов с пропущенными буквами. Работа в группах. Прим…риться, гиган…ский, авт…мобиль, р…сток, звез…ный, выр…сли,пом…гаешь, раск…лить, ябл…ко, возр…ст, д…журный, р…скошный, д…ректор, наез…ник, выр…стить, угн…тение, радос…ный, учас…ник, отр…сли, г…зета. 1 группа. Выписать слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». 2 группа. Выписать слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 группа. Выписать слова с орфограммой «Непроверяемые безударные гласные». 4 группа. Выписать слова с орфограммой «О – а в корнях - раст-// -ращ-// - рос-».(Слайды 13, 14) Диктант с самопроверкой. Подр…сти, прир…щение, выр…сли, р…сток, взр…щенный, разр…слись, произр…стать прир…стить,выр…щивание , Р…стов. «5» - работа выполнена без ошибок. «4» - 1 - 2 ошибки. «3» - 3 – 4 ошибки. | Ученики самостоятельно выполняют задание. Взаимопроверка. Отгадывают загадки, выписывают слова с орфограммой, комментируют их написание. Записывают диктант. Самостоятельно проверяют работу, сверяясь с упражнением на доске (Слайд 15), выставляют оценки. | Познавательные УУД: составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему. Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы. Коммуникативные УУД: 1.свободно излагать свои мысли в устной форме, 2. слушать и слышать других, 3. быть готовым корректировать свою точку зрения, 4. осуществлять взаимный контроль. Познавательные УУД: 1.владеть приёмами отбора и систематизации материала, 2.анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные УУД: 1.свободно излагать свои мысли в устной форме, 2. слушать и слышать других, 3. быть готовым корректировать свою точку зрения, 4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, 5. осуществлять взаимный контроль. |
8. Итоги урока. | - Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ее? Докажите. - В чем вы испытали затруднения? - Оцените свою деятельность на уроке. | Научились применять правило написания букв а -о в корне слова с чередующимися гласными. | Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
9. Домашнее задание. |
На «4» - упр. 438. На «5» - написать сочинение-миниатюру на тему «Мои комнатные растения» или «Что растет у меня на даче», используя как можно больше слов с изученным корнем. | Записывают в дневники домашнее задание. | Коммуникативные УУД: умение слушать учителя. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вставьте пропущенные буквы и объясните написание. Хв … стун , предпол …жить, запл … тить , распол … гаться,стр … жайший,р … стет тюльпан,выр …щенный, подр … сли .
Орфограммы в корне Безударная гласная в корне слова Хвастун Заплатить Строжайший Корень с чередованием Предположить Располагаться ? Р?стет Выр?щенный подр?сли
Буквы о//а в корне – раст - //- ращ - //- рос-
растение вырасти подрастают сращение выращенный отращу вырос заросли разрослась Понаблюдаем
р а ст ение вы р а ст и под р а ст ают с р а щ ение вы р а щ енный от р а щ у вы р о с за р о с ли раз р о с лась
Р осток ростовщик Ростов Ростислав отрасль Запомните! Ростовщик – человек, который даёт деньги в рост, в долг под большие проценты .
Р?стет Выр?щенный подр?сли ? Р а ст ет Вы р а щ енный Под р о с ли
Объясните написание Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются розы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, город Ростов.
Творческий диктант. Замените одним словом . 1.Молодой лес. 2 . Отдельная область деятельности, науки, производства. 3 . Частый кустарник, которым зар .. сло какое-нибудь место. 4 . Дать р.. стки . 5 . Стать ветвистее, гуще, больше.
Проверь себя. Пор о сль, отр а сль, зар о сли, прор а сти, разр а стись.
1. В летнюю пору р… стут золотые горы. 2. Что вниз вершиной р.. стёт ? 3. Не сеют, не сажают, сами выр ..стают. 4. Рос Демид, выр ..с, на белый свет вылез, сквозь землю прошёл, красну шапку нашёл. загадки
Прим… риться , гиган … ский , авт… мобиль , р…сток, звез … ный , выр … сли,пом … гаешь , раск …лить, ябл …ко, возр … ст , д… журный , р… скошный , д…ректор, наез …ник, выр … стить , угн … тение , радос … ный , учас …ник, отр … сли , г…зета. 1 группа. Выписать слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». 2 группа. Выписать слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова ». 3 группа. Выписать слова с орфограммой «Непроверяемые безударные гласные». 4 группа . Выписать слова с орфограммой « О – а в корнях - раст-// -ращ-// - рос-».
1 группа . Слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Примириться, помогаешь, роскошный, раскалить, угнетение. 2 группа. С лова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова ». Гигантский, звездный, участник, наездник, радостный. 3 группа. С лова с орфограммой «Непроверяемые безударные гласные ». Автомобиль, яблоко, дежурный, директор, газета. 4 группа . С лова с орфограммой « О – а в корнях - раст-// -ращ-// - рос-». Росток, выросли, возраст, отрасли, вырастить.
Диктант с са мопровереой ПодрАсти , прирАщение , вырОсли , рОсток , взрАщенный , разрОслись , произрАстать прирАстить,вырАщивание , Ростов.
Рефлексия Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. В чем вы испытали затруднения? Оцените свою деятельность на уроке.
Домашнее задание 1. Параграф 85. Выучить правило. 2. На «3» - упражнение 441. На «4» - упр. 438. На «5» - написать сочинение-миниатюру на тему «Мои комнатные растения» или «Что растет у меня на даче», используя как можно больше слов с изученным корнем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Производящая основа - о снова слова, от которой образуется новое слово. 2. Основа образованного слова называется производной. стенка <-- стен-а + -к- умыть <-- у- + мыть .
Основные способы словообразования 1. Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. пере + бежать производящая основа --> перебежать производная основа
Основные способы словообразования Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. комната + -к- производящая основа --> комнатка производная основа комната + -н- производящая основа --> комнатный производная основа
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса. Основные способы словообразования под- + слепой + - оват - производящая основа --> подслеповатый производная основа
Упражнение 1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение. Распределите слова по трем группам по способу образования: Приставочный: Суффиксальный: Приставочно – суффиксальный:
Ответ: Приставочный способ: высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать. Суффиксальный способ: выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение. Приставочно-суффиксальный способ: безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.
Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Основные способы словообразования син ( ий ) + --> син ь переноси ть – перенос , выходи ть – выход , зелен ый – зелень , сух ой – сушь .
Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными . Выделяются следующие разновидности сложения: А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка. Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой. В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура . Наиболее частые случаи – это: Сложение начальных букв слов (МГУ, вуз); Сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор); Сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза). Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.
Упражнение. 1. Укажите способ образования слов: подсчитать, столярничать, желто-зеленый, предрассветный, незначительный, подружка, собеседник, водолаз, пятиугольник.
Переход в другую часть речи (морфолого – синтаксический способ) - способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа ( дееприч .) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв . падежа) --> весной (наречие). Неморфологические способы словообразования
Неморфологические способы словообразования Лексико – семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Бригадир (воинское звание) – бригадир (руководитель трудового коллектива).
Неморфологические способы словообразования Лексико – синтаксический способ – появление новых слов в результате сращений сочетаний слов. Высококачественный – высоко + качественный
Укажите способ образования следующих существительных: бездорожье, военный (сущ.), вывих, знание, мороженое (сущ.), подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная(сущ.), шестиклассница, школьный.
Приставочный : подгруппа, суперобложка, пришкольный. Суффиксальный : знание, читатель, школьный. Приставочно-суффиксальный: бездорожье. Бессуффиксный : вывих, приговор, тишь. Переход прил. или прич . в сущ.: военный, мороженое, шашлычная. Сложение: продмаг, теплоход, шестиклассница.
Какое слово образовано бессуффиксным способом? А) синеть, Б) наладчик, В) лесоруб, Г) подъезд.
В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова? А) усиленно – приставочный, Б) пробежать – приставочный, В) выход – бессуффиксный , Г) горение – суффиксальный.
B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую? А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист. Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину. В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши. Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.
Типы придаточных (учебник, страница 309) Изъяснительные что ? о чем? Определительные какой ? чей? который? Обстоятельственные : Места - где? куда ? откуда ? Времени - когда? с каких пор? до каких пор? Причины - почему? отчего ? Следствия - что из этого следует? Образа действия и степени –как? каким образом? Сравнения – как? Цели – с какой целью? зачем? Условия – при каком условии? Уступки – несмотря на что? вопреки чему?
Однородное подчинение. Придаточные предложения отвечают на один вопрос и относятся или к одному и тому же члену главного предложения, или ко всему главному предложению в целом. В конце зимы в доме Щербацких происходил консилиум, долженствовавший решить 1/, в каком положении находится здоровье Кити 2/ и что нужно предпринять для восстановления её ослабевающих сил 3/ (Л.Т.).
О собенности однородного подчинения: Однородные придаточные вводятся разными союзными средствами (это характерно для однородных придаточных изъяснительных ). Мы спросили представителей Росгидрометцентра, почему не выпадает снег и когда зима все-таки наступит. В таких предложениях для выявления однородности придаточных частей необходимо в первую очередь задать вопрос от главной части к придаточной (в нашем примере задается вопрос «о чем?»). 2. В о втором из придаточных союз не повторяется ( опускается, чтобы избежать повтора ). Нам пообещали, что в ближайшие 10 дней выпадет снег и придут настоящие морозы.
Параллельное соединение придаточных. 1. В этом случае к одной главной части относятся разноименные (то есть принадлежащие к разным типам ) придаточные. И в тот день 1/, когда граф уже ушел 2/, Александр старался улучить минутку 1/, чтобы поговорить с Наденькой наедине 3/ ( Гонч .). При главной части (1) в приведенном примере есть придаточное определительное (2), относящееся к слову «день» в главной части, и придаточное цели (3), относящееся ко всей главной части. Между собой придаточные (2) и (3) никакой связи не имеют.
Параллельное соединение придаточных. 2. П ридаточные одного или разных видов поясняют разные слова главной части предложения. Когда бричка была уже на конце деревни 1/, Чичиков подозвал к себе первого мужика 2/, который, поднявши где-то на дороге толстое бревно, тащил его на плече, подобно неутолимому муравью, к себе в избу 3/ (Н.В.Гоголь). В данном примере главная часть (2) присоединяет два придаточных – времени (1), которое относится ко всей главной части, и определительное (3), относящееся к существительному «мужик» в главной части (2).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русская природа Ты у моей стояла колыбели, Твои я песни слышал в полусне, Ты ласточек дарила мне в апреле, Сквозь дождик солнцем улыбалась мне. Когда порою изменяли силы, И обжигала сердце горечь слез, Со мною, как сестра, ты говорила Неторопливым шелестом берез. Не ты ль под бурями беды наносной Меня учила (помнишь те года?) Врастать в родную землю, словно сосны, Стоять и не сгибаться никогда? В тебе величье моего народа, Его души бескрайные поля, Задумчивая русская природа, Достойная красавица моя! Гляжусь в твое лицо — и все былое, Все будущее вижу наяву, Тебя в нежданной буре и в покое, Как сердце материнское, зову. И знаю — в этой колосистой шири, В лесных просторах и разливах рек — Источник сил и все, что в этом мире Еще свершит мой вдохновенный век! (В. Рождественский)
Иван Алексеевич Бунин
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Кедрин Дмитрий Борисович
Кедрин , Дмитрий Борисович — русский советский поэт. Родился 4 февраля 1907 года в донбасском поселке Щегловка в семье горняка. Начал печататься в 1924 году. Учился в Днепропетровском железнодорожном техникуме (1922—1924). В начале Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт. Работал корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины» (1942—1944). Переехав в Москву, работал в заводской многотиражке и литконсультантом при издательстве «Молодая гвардия». Первый поэтический сборник — «Свидетели» был издан в 1940 году. Одним из первых значительных произведений Кедрина является замечательная стихотворная драма «Рембрандт» (1940) о великом голландском художнике. У поэта был чудесный дар проникать в далекие эпохи. В истории его интересовали не князья и вельможи, а люди труда, творцы материальных и духовных ценностей. Особенно любил он Русь, написав о ней, кроме «Зодчих», поэмы -- «Конь», «Ермак», «Князь Василько Ростовский», «Песня про Алену-старицу» и др. Дмитрий Борисович был не только мастером исторической поэмы и баллады, но и превосходным лириком. 18 сентября 1945 он трагически погиб под колесами пригородного поезда (по данным Игоря Лосиевского , был выброшен). Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Александр Андреевич Прокофьев
Александр Андреевич Прокофьев (1900—1971) — русский советский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Прокофьев Александр Андреевич родился в 1900 году в семье крестьянина — рыбака и землепашца. Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917г. годы учился в Петербургской учительской семинарии. В 1919 году стал членом РКП(б) и вступил в Красную Армию и находился в ней до 1930 года. Печататься начал с 1927 года. Во время советско-финляндской войны (1939—1940) и Великой Отечественной войны (1941—1945) Александр Прокофьев — военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. Прокофьев активно работал в армейской печати, выступал перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов. Писал агитационные стихи, стихотворные фельетоны, песни, частушки. Заметным явлением советской поэзии военных лет стала поэма «Россия» (1944; Сталинская премия, 1946) — рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда и составивших расчет тяжелого миномета. Отличительные черты поэзии Прокофьева — близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность «рядовому» герою. На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известные — «Товарищ» (музыка О. Иванова, первая его песня), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. Пушкова) из одноимённого кинофильма. Умер Александр Прокофьев в 1971 году. Похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.
1936–1971 Рубцов Николай Михайлович
Родился в селе Емецк Архангельской области, в многодетной семье. В 1942, после смерти родителей, был направлен в Никольский детский дом на Вологодчине. Окончив семь классов, поступил в Тотемский лесотехнический техникум. В 1955 жил в Ленинграде у брата и работал слесарем на заводе, в 1956-1958 служил на Северном флоте. В 1962, представив свои первые стихи, успешно выдержал конкурс на поступление в Литературный институт. Первый небольшой сборник стихов Рубцова «Лирика» вышел в 1965 в Архангельске. До своей трагической гибели опубликовал ещё три сборника, навания которых отражают основную направленность его поэзии: «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). В элегических стихах поэта – его привязанность к русской деревне, миру тишины, звёзд, воды, берёз, родным просторам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АсимметрИя , бАнты , грУшевый , вЕрба , ветеринАрия , бАрмен , кедрОвый , облегчИть , мизЕрный , заИндевевший , предвосхИтить , закУпорить , фОрзац , квартАл .
Какова синтаксическая функция инфинитива в предложении? Сюда он зашел навестить своего друга. а) инфинитив входит в состав простого глагольного сказуемого б) инфинитив входит в составное глагольное сказуемое в) инфинитив является дополнением г) инфинитив является обстоятельством.
В каком предложении есть составное именное сказуемое? а) От волнения она долго не могла начать говорить. б) Последним уехал командир 332-го, майор Барабанов. в) Я пойду посмотрю новый кинофильм. г) Я отдаю предпочтение зрелищному кино.
В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения? Ты должен быть нашим первым драматургом. а) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное б) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное в) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное именное г) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное.
В каком предложении есть составное глагольное сказуемое? а) Сама судьба велит тебе спасать меня. б) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним. в) Изменники точно в воду канули. г) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.
Простое осложненное предложение
Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются: 1) однородные члены предложения; 2 ) обособленные члены предложения; 3 ) вводные и вставные конструкции; 4 ) обращения ; 5) сравнительные обороты. Упражнение 358.
Понятие об однородных членах предложения Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. занимающие позицию одного члена предложения). Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства. Например: Сосны , березы , лиственницы мелькают по сторонам (Песков); Люди ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед (Фадеев)
Понятие об однородных членах предложения Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи. Например: Я люблю идти в лесу тихо, с остановками. (Пришвин)
ЗАПОМНИТЕ! Не являются однородными членами повторяющиеся в предложении слова, используемые для большей выразительности и представляющие собой один член предложения. Например: Зимы ждала, ждала природа… (Пушкин).
В грамматическом объединении однородных членов участвуют перечислительная интонация и сочинительные союзы: а) соединительные: и ; да в значении и ; ни ... , ни ; как ... , так и ; не только ... , но и ; тоже ; также ; б) противительные : а ; но ; да в значении но ; зато ; однако ; же; в) разделительные : или ; либо ; то ... , то ; не то ... , не то ; то ли ... , то ли .
При однородных членах могут быть обобщающие слова, значение которых как бы охватывает весь ряд однородных членов. Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них. Например: Вдруг все ожило: и леса , и пруды , и степи . Затуманенный лес , озеро , небо — все было серое.
Употребление однородных членов предложения Иногда в устной и письменной речи могут возникать трудности при построении предложений с однородными членами. Чтобы избежать речевых ошибок, следует обратить внимание на некоторые закономерности использования в предложении однородных членов. ЗАПОМНИТЕ: 1) нельзя сочетать в качестве однородных членов родовые и видовые понятия. Например: В гастрономическом отделе имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин ( пирожное — кондитерское изделие); 2) не следует соединять в качестве однородных членов далекие или несопоставимые понятия. Например: Я люблю шоколад и блондинов. Однако в художественной литературе такие сочетания используются для создания комического эффекта: Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт (Чехов); 3) при сочетании однородных членов необходимо учитывать лексическую сочетаемость слов. Например: В ходе обсуждения вопроса был внесен ряд предложений и замечаний (лексическая сочетаемость второго однородного члена нарушена — замечания нельзя внести , но можно сделать ).
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы. 1) Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. 2) К числу достижений лаборатории следует отнести то, что в ней успешно завершён сложнейший научный эксперимент. 3) Если необходимые меры будут приняты, всё закончится благополучно . 4) Последнее, на чём следует остановиться , - это композиция романа.
Найдите предложение с грамматической ошибкой. а) Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но и голоса птиц. б) Пушкин описывает пугачевское восстание и критически высказывается о нем. в) Тире ставится не только перед обобщающим словом, но и между подлежащим и сказуемым. г) Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина.
Найдите предложение с грамматической ошибкой. а) Я уважаю и восхищаюсь своими родителями. б) На выставке детского творчества можно увидеть работы как совсем юных художников, так и тех, кому исполнилось 13—15 лет. в) Термин «женская проза» можно использовать по отношению к творчеству таких писательниц, как В. Токарева, Т. Толстая, Л. Улицкая. г) Художники любуются природой и одухотворяют ее.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Те, кто может побороть собственную лень, многого достигают в жизни . 2) Благодаря развития науки и техники, Япония стала одной из самых сильных держав. 3) Вера в окончательную победу над фашизмом укрепляла силы наших воинов. 4) Перепутанные огромными волнами, жители острова бросились врассыпную.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Толпа расступилась (1) и (2) прежде чем заиграла музыка (3) Устинья вышла в круг (4 ) и сельчане невольно залюбовались её танцем. 1) 1,2,3,4 3)1,3 2)1,3,4 4)1,2,3
Геологи трудились день и ночь (1) и (2) когда они выбрались uз таёжных дебрей (3) и долгожданные карты новых месторождений легли на стол разработчиков ( 4) то только тогда впервые начальник партии заговорил об отпуске. 1) 1' 2, 3, 4 3 ) 1' 2, 4 2) 1' 3, 4 4 ) 1' 4
Предварительный просмотр:
Виктор Голядкин.
Неохота всё время пешком ходить
Прицепился сзади к грузовику и еду. Вот и школа за поворотом. Только вдруг грузовик быстрей пошёл. Будто нарочно, чтоб я не слез. Школу уже проехали. У меня уже руки держаться устали. И ноги совсем затекли. А вдруг он так целый час будет мчаться?
Пришлось в кузов забраться. А в кузове мел был какой-то насыпан. Я в этот мел и упал. Такая пыль поднялась, что я чуть не задохся. Сижу на корточках. За борт машины держусь руками. Трясёт вовсю! Боюсь, шофёр меня заметит — ведь сзади в кабине окошечко есть. Но потом понял: он не увидит меня — в такой пыли трудно меня увидеть.
Уже за город выехали, где дома новые строят. Здесь машина остановилась. Я сейчас же выпрыгнул — и бежать.
Хотелось всё же в школу успеть, несмотря на такой неожиданный поворот дела.
На улице все на меня смотрели. Даже пальцем показывали. Потому что я весь белый был. Один мальчишка сказал:
— Вот здорово! Это я понимаю!
А одна девочка маленькая спросила:
— Ты настоящий мальчик?
Потом собака чуть не укусила меня...
Не помню уж, сколько я шёл пешком. Только к школе когда подходил, все из школы уже выходили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией
Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

1 урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах" конспект урока и презентация
представленный материал предназначен для проведения урока русского языка в 8 классе, содержит подробный конспект урока и презентацию. с первых мгновений урока дети включаются в увлекательный процесс у...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование коммуникати...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование коммуникати...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урок Урок разработан учителем английского языка МБОУ " Лицей № 1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк" Астрахан...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урок Урок разработан учителем английского языка МБОУ " Лицей № 1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк" Астрахан...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...