Конспекты уроков и презентации.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Здесь вы можете найти методические разработки уроков и презентации к ним.
Конспект урока в 5 классе с поезентацией по теме -раст-, - ращ-, - рос-.
Презентация к уроку в 11 классе по теме простое осложненное предложение.
Презентация к уроку в 11 классе по теме "Словообразование".
Конспект урока с презентацией (5 класс) по теме "Правописание не с глаголами".
Материалы к уроку в 5 классе по литературе на тему:"Образ родной природы в поэзии Прокофьева, Рубцова".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.19 КБ | |
| 328.66 КБ | |
| 94.09 КБ | |
| 96.4 КБ | |
| 18.87 КБ | |
| 1023.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой лучший урок
Тема: Буквы а - о в корне – раст - (- ращ -) - -рос-.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Предметные результаты: научиться применять правило написания букв а – о в корне слова с чередующимися гласными.
Метапредметные результаты:
- познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила.
- регулятивные: развивать способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
- коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Личностные результаты: формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.
Формы работы: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: проектор, интердоска, презентация к уроку.
Базовый учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений . М., «Просвещение», 2010.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Организационный момент. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок (чтение стихотворения Слайд 1) Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки — всё для вас! Пожелаю всем удачи, За работу, в добрый час! Откройте тетради. Запишите дату, классная работа. | Приветствие учителя. Слушают стихотворение. Открывают тетради, оформляют записи. | Коммуникативные УУД: умение слушать учителя. |
2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. | - Вставьте в слова пропущенные буквы. Объясните правописание (Слайд 2). - В какой части слова находятся орфограммы? - Написание каких слов вы не смогли объяснить? - Почему же вы не смогли выполнить это задание? | Выполняют задание в тетрадях. В корне. Учащиеся не могут объяснить правописание слов «растет», «выращенный», «подросли». - Не знаем правила написания гласной в корнях слов «растет», «выращенный», «подросли». | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, делать выводы. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений. Коммуникативные УУД: 1.свободно излагать свои мысли в устной форме, 2. слушать и слышать других, 3. быть готовым корректировать свою точку зрения, |
3. Формулировка темы и постановка цели. | - Мы знаем, в какой части слова находится орфограмма? - Проанализируйте структуру слова и выделите корни в словах «растет», «выращенный», «подросли». - Какова цель нашего урока?
- Сформулируйте тему урока. - Запишите тему в тетрадь. | - Да, в корне. - Корни раст-, ращ-, рос. - Узнать, от чего зависит написание данных корней. - «Буквы а – о в корнях -раст- , -ращ- , -рос- » Записывают тему. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, делать выводы. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений. Коммуникативные УУД: 1.свободно излагать свои мысли в устной форме, 2. слушать и слышать других, 3. быть готовым корректировать свою точку зрения, 4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
4. Поиск решений. Открытие новых знаний. | - Прочитайте слова группами. (Слайд 5) растение вырасти подрастают сращение выращенный отращу вырос заросли разрослась -Проанализируйте корни слов в каждой колонке. - Выпишите и запомните слова – исключения (Слайд 7). - Как вы понимаете слово «ростовщик»? - Можем ли мы объяснить значение слов, которые вызвали у нас затруднения в начале урока? (Слайд 8). | Работают в парах. Читают слова. Анализируют слова. Определяют, что перед ст, щ пишется а, перед с –о. Проверяют себя (Слайд 6). Выписывают слова. Находят значение слова в толковом словаре. Ребята объясняют написание слов. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, Регулятивные УУД: искать пути решения проблемы. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД: 1. умение выделять главное, 2.анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы. |
5. Составление алгоритма к правилу. | - Для определения условий выбора написания чередующихся гласных а - ов корнях -раст- , -ращ- , -рос я предлагаю вам поработать в группах. Но сначала давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий? (По мере ответов учащихся учитель выставляет на доске шаги алгоритма). 1.Выделить корень 2.Определить конечную согласную в корне 4.Сделать вывод | Работа над составлением алгоритма к правилу. | Познавательные УУД: составлять алгоритм на основе правила. Коммуникативные УУД: 1.свободно излагать свои мысли в устной форме, 2. слушать и слышать других, 3. быть готовым корректировать свою точку зрения, 4. осуществлять взаимный контроль. |
6. Реализация построенного проекта (алгоритма) . | Разделитесь на 4 группы и выполните задание: объясните написание слов (Слайд 9), используя составленный алгоритм. - Все ли группы справились с заданием? - Возникали затруднения? - Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание гласных А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-.? | Делятся на группы. Работают над упражнением. Ученики рассказывают о полученных результатах, о трудностях, которые возникли, и путях их решения. Рассказывают правило и алгоритм. | Познавательные УУД: действовать по составленному алгоритму. |
7. Развитие умений. | Слайд 10. Творческий диктант. Замените одним словом. 1.Молодой лес. 2. Отдельная область деятельности, науки, производства. 3. Частый кустарник, которым зар..сло какое-нибудь место. 4. Дать р..стки. 5. Стать ветвистее, гуще, больше. Слайд 12. Загадки. Комментируем правописание слов с пропущенными буквами. Работа в группах. Прим…риться, гиган…ский, авт…мобиль, р…сток, звез…ный, выр…сли,пом…гаешь, раск…лить, ябл…ко, возр…ст, д…журный, р…скошный, д…ректор, наез…ник, выр…стить, угн…тение, радос…ный, учас…ник, отр…сли, г…зета. 1 группа. Выписать слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». 2 группа. Выписать слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 группа. Выписать слова с орфограммой «Непроверяемые безударные гласные». 4 группа. Выписать слова с орфограммой «О – а в корнях - раст-// -ращ-// - рос-».(Слайды 13, 14) Диктант с самопроверкой. Подр…сти, прир…щение, выр…сли, р…сток, взр…щенный, разр…слись, произр…стать прир…стить,выр…щивание , Р…стов. «5» - работа выполнена без ошибок. «4» - 1 - 2 ошибки. «3» - 3 – 4 ошибки. | Ученики самостоятельно выполняют задание. Взаимопроверка. Отгадывают загадки, выписывают слова с орфограммой, комментируют их написание. Записывают диктант. Самостоятельно проверяют работу, сверяясь с упражнением на доске (Слайд 15), выставляют оценки. | Познавательные УУД: составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему. Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы. Коммуникативные УУД: 1.свободно излагать свои мысли в устной форме, 2. слушать и слышать других, 3. быть готовым корректировать свою точку зрения, 4. осуществлять взаимный контроль. Познавательные УУД: 1.владеть приёмами отбора и систематизации материала, 2.анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные УУД: 1.свободно излагать свои мысли в устной форме, 2. слушать и слышать других, 3. быть готовым корректировать свою точку зрения, 4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, 5. осуществлять взаимный контроль. |
8. Итоги урока. | - Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ее? Докажите. - В чем вы испытали затруднения? - Оцените свою деятельность на уроке. | Научились применять правило написания букв а -о в корне слова с чередующимися гласными. | Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
9. Домашнее задание. |
На «4» - упр. 438. На «5» - написать сочинение-миниатюру на тему «Мои комнатные растения» или «Что растет у меня на даче», используя как можно больше слов с изученным корнем. | Записывают в дневники домашнее задание. | Коммуникативные УУД: умение слушать учителя. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вставьте пропущенные буквы и объясните написание. Хв … стун , предпол …жить, запл … тить , распол … гаться,стр … жайший,р … стет тюльпан,выр …щенный, подр … сли .
Орфограммы в корне Безударная гласная в корне слова Хвастун Заплатить Строжайший Корень с чередованием Предположить Располагаться ? Р?стет Выр?щенный подр?сли
Буквы о//а в корне – раст - //- ращ - //- рос-
растение вырасти подрастают сращение выращенный отращу вырос заросли разрослась Понаблюдаем
р а ст ение вы р а ст и под р а ст ают с р а щ ение вы р а щ енный от р а щ у вы р о с за р о с ли раз р о с лась
Р осток ростовщик Ростов Ростислав отрасль Запомните! Ростовщик – человек, который даёт деньги в рост, в долг под большие проценты .
Р?стет Выр?щенный подр?сли ? Р а ст ет Вы р а щ енный Под р о с ли
Объясните написание Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются розы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, город Ростов.
Творческий диктант. Замените одним словом . 1.Молодой лес. 2 . Отдельная область деятельности, науки, производства. 3 . Частый кустарник, которым зар .. сло какое-нибудь место. 4 . Дать р.. стки . 5 . Стать ветвистее, гуще, больше.
Проверь себя. Пор о сль, отр а сль, зар о сли, прор а сти, разр а стись.
1. В летнюю пору р… стут золотые горы. 2. Что вниз вершиной р.. стёт ? 3. Не сеют, не сажают, сами выр ..стают. 4. Рос Демид, выр ..с, на белый свет вылез, сквозь землю прошёл, красну шапку нашёл. загадки
Прим… риться , гиган … ский , авт… мобиль , р…сток, звез … ный , выр … сли,пом … гаешь , раск …лить, ябл …ко, возр … ст , д… журный , р… скошный , д…ректор, наез …ник, выр … стить , угн … тение , радос … ный , учас …ник, отр … сли , г…зета. 1 группа. Выписать слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». 2 группа. Выписать слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова ». 3 группа. Выписать слова с орфограммой «Непроверяемые безударные гласные». 4 группа . Выписать слова с орфограммой « О – а в корнях - раст-// -ращ-// - рос-».
1 группа . Слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Примириться, помогаешь, роскошный, раскалить, угнетение. 2 группа. С лова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова ». Гигантский, звездный, участник, наездник, радостный. 3 группа. С лова с орфограммой «Непроверяемые безударные гласные ». Автомобиль, яблоко, дежурный, директор, газета. 4 группа . С лова с орфограммой « О – а в корнях - раст-// -ращ-// - рос-». Росток, выросли, возраст, отрасли, вырастить.
Диктант с са мопровереой ПодрАсти , прирАщение , вырОсли , рОсток , взрАщенный , разрОслись , произрАстать прирАстить,вырАщивание , Ростов.
Рефлексия Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. В чем вы испытали затруднения? Оцените свою деятельность на уроке.
Домашнее задание 1. Параграф 85. Выучить правило. 2. На «3» - упражнение 441. На «4» - упр. 438. На «5» - написать сочинение-миниатюру на тему «Мои комнатные растения» или «Что растет у меня на даче», используя как можно больше слов с изученным корнем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Производящая основа - о снова слова, от которой образуется новое слово. 2. Основа образованного слова называется производной. стенка <-- стен-а + -к- умыть <-- у- + мыть .
Основные способы словообразования 1. Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. пере + бежать производящая основа --> перебежать производная основа
Основные способы словообразования Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. комната + -к- производящая основа --> комнатка производная основа комната + -н- производящая основа --> комнатный производная основа
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса. Основные способы словообразования под- + слепой + - оват - производящая основа --> подслеповатый производная основа
Упражнение 1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение. Распределите слова по трем группам по способу образования: Приставочный: Суффиксальный: Приставочно – суффиксальный:
Ответ: Приставочный способ: высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать. Суффиксальный способ: выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение. Приставочно-суффиксальный способ: безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.
Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Основные способы словообразования син ( ий ) + --> син ь переноси ть – перенос , выходи ть – выход , зелен ый – зелень , сух ой – сушь .
Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными . Выделяются следующие разновидности сложения: А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка. Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой. В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура . Наиболее частые случаи – это: Сложение начальных букв слов (МГУ, вуз); Сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор); Сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза). Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.
Упражнение. 1. Укажите способ образования слов: подсчитать, столярничать, желто-зеленый, предрассветный, незначительный, подружка, собеседник, водолаз, пятиугольник.
Переход в другую часть речи (морфолого – синтаксический способ) - способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа ( дееприч .) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв . падежа) --> весной (наречие). Неморфологические способы словообразования
Неморфологические способы словообразования Лексико – семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Бригадир (воинское звание) – бригадир (руководитель трудового коллектива).
Неморфологические способы словообразования Лексико – синтаксический способ – появление новых слов в результате сращений сочетаний слов. Высококачественный – высоко + качественный
Укажите способ образования следующих существительных: бездорожье, военный (сущ.), вывих, знание, мороженое (сущ.), подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная(сущ.), шестиклассница, школьный.
Приставочный : подгруппа, суперобложка, пришкольный. Суффиксальный : знание, читатель, школьный. Приставочно-суффиксальный: бездорожье. Бессуффиксный : вывих, приговор, тишь. Переход прил. или прич . в сущ.: военный, мороженое, шашлычная. Сложение: продмаг, теплоход, шестиклассница.
Какое слово образовано бессуффиксным способом? А) синеть, Б) наладчик, В) лесоруб, Г) подъезд.
В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова? А) усиленно – приставочный, Б) пробежать – приставочный, В) выход – бессуффиксный , Г) горение – суффиксальный.
B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую? А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист. Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину. В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши. Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.
Типы придаточных (учебник, страница 309) Изъяснительные что ? о чем? Определительные какой ? чей? который? Обстоятельственные : Места - где? куда ? откуда ? Времени - когда? с каких пор? до каких пор? Причины - почему? отчего ? Следствия - что из этого следует? Образа действия и степени –как? каким образом? Сравнения – как? Цели – с какой целью? зачем? Условия – при каком условии? Уступки – несмотря на что? вопреки чему?
Однородное подчинение. Придаточные предложения отвечают на один вопрос и относятся или к одному и тому же члену главного предложения, или ко всему главному предложению в целом. В конце зимы в доме Щербацких происходил консилиум, долженствовавший решить 1/, в каком положении находится здоровье Кити 2/ и что нужно предпринять для восстановления её ослабевающих сил 3/ (Л.Т.).
О собенности однородного подчинения: Однородные придаточные вводятся разными союзными средствами (это характерно для однородных придаточных изъяснительных ). Мы спросили представителей Росгидрометцентра, почему не выпадает снег и когда зима все-таки наступит. В таких предложениях для выявления однородности придаточных частей необходимо в первую очередь задать вопрос от главной части к придаточной (в нашем примере задается вопрос «о чем?»). 2. В о втором из придаточных союз не повторяется ( опускается, чтобы избежать повтора ). Нам пообещали, что в ближайшие 10 дней выпадет снег и придут настоящие морозы.
Параллельное соединение придаточных. 1. В этом случае к одной главной части относятся разноименные (то есть принадлежащие к разным типам ) придаточные. И в тот день 1/, когда граф уже ушел 2/, Александр старался улучить минутку 1/, чтобы поговорить с Наденькой наедине 3/ ( Гонч .). При главной части (1) в приведенном примере есть придаточное определительное (2), относящееся к слову «день» в главной части, и придаточное цели (3), относящееся ко всей главной части. Между собой придаточные (2) и (3) никакой связи не имеют.
Параллельное соединение придаточных. 2. П ридаточные одного или разных видов поясняют разные слова главной части предложения. Когда бричка была уже на конце деревни 1/, Чичиков подозвал к себе первого мужика 2/, который, поднявши где-то на дороге толстое бревно, тащил его на плече, подобно неутолимому муравью, к себе в избу 3/ (Н.В.Гоголь). В данном примере главная часть (2) присоединяет два придаточных – времени (1), которое относится ко всей главной части, и определительное (3), относящееся к существительному «мужик» в главной части (2).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АсимметрИя , бАнты , грУшевый , вЕрба , ветеринАрия , бАрмен , кедрОвый , облегчИть , мизЕрный , заИндевевший , предвосхИтить , закУпорить , фОрзац , квартАл .
Какова синтаксическая функция инфинитива в предложении? Сюда он зашел навестить своего друга. а) инфинитив входит в состав простого глагольного сказуемого б) инфинитив входит в составное глагольное сказуемое в) инфинитив является дополнением г) инфинитив является обстоятельством.
В каком предложении есть составное именное сказуемое? а) От волнения она долго не могла начать говорить. б) Последним уехал командир 332-го, майор Барабанов. в) Я пойду посмотрю новый кинофильм. г) Я отдаю предпочтение зрелищному кино.
В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения? Ты должен быть нашим первым драматургом. а) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное б) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное в) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное именное г) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное.
В каком предложении есть составное глагольное сказуемое? а) Сама судьба велит тебе спасать меня. б) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним. в) Изменники точно в воду канули. г) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.
Простое осложненное предложение
Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются: 1) однородные члены предложения; 2 ) обособленные члены предложения; 3 ) вводные и вставные конструкции; 4 ) обращения ; 5) сравнительные обороты. Упражнение 358.
Понятие об однородных членах предложения Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. занимающие позицию одного члена предложения). Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства. Например: Сосны , березы , лиственницы мелькают по сторонам (Песков); Люди ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед (Фадеев)
Понятие об однородных членах предложения Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи. Например: Я люблю идти в лесу тихо, с остановками. (Пришвин)
ЗАПОМНИТЕ! Не являются однородными членами повторяющиеся в предложении слова, используемые для большей выразительности и представляющие собой один член предложения. Например: Зимы ждала, ждала природа… (Пушкин).
В грамматическом объединении однородных членов участвуют перечислительная интонация и сочинительные союзы: а) соединительные: и ; да в значении и ; ни ... , ни ; как ... , так и ; не только ... , но и ; тоже ; также ; б) противительные : а ; но ; да в значении но ; зато ; однако ; же; в) разделительные : или ; либо ; то ... , то ; не то ... , не то ; то ли ... , то ли .
При однородных членах могут быть обобщающие слова, значение которых как бы охватывает весь ряд однородных членов. Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них. Например: Вдруг все ожило: и леса , и пруды , и степи . Затуманенный лес , озеро , небо — все было серое.
Употребление однородных членов предложения Иногда в устной и письменной речи могут возникать трудности при построении предложений с однородными членами. Чтобы избежать речевых ошибок, следует обратить внимание на некоторые закономерности использования в предложении однородных членов. ЗАПОМНИТЕ: 1) нельзя сочетать в качестве однородных членов родовые и видовые понятия. Например: В гастрономическом отделе имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин ( пирожное — кондитерское изделие); 2) не следует соединять в качестве однородных членов далекие или несопоставимые понятия. Например: Я люблю шоколад и блондинов. Однако в художественной литературе такие сочетания используются для создания комического эффекта: Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт (Чехов); 3) при сочетании однородных членов необходимо учитывать лексическую сочетаемость слов. Например: В ходе обсуждения вопроса был внесен ряд предложений и замечаний (лексическая сочетаемость второго однородного члена нарушена — замечания нельзя внести , но можно сделать ).
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы. 1) Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. 2) К числу достижений лаборатории следует отнести то, что в ней успешно завершён сложнейший научный эксперимент. 3) Если необходимые меры будут приняты, всё закончится благополучно . 4) Последнее, на чём следует остановиться , - это композиция романа.
Найдите предложение с грамматической ошибкой. а) Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но и голоса птиц. б) Пушкин описывает пугачевское восстание и критически высказывается о нем. в) Тире ставится не только перед обобщающим словом, но и между подлежащим и сказуемым. г) Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина.
Найдите предложение с грамматической ошибкой. а) Я уважаю и восхищаюсь своими родителями. б) На выставке детского творчества можно увидеть работы как совсем юных художников, так и тех, кому исполнилось 13—15 лет. в) Термин «женская проза» можно использовать по отношению к творчеству таких писательниц, как В. Токарева, Т. Толстая, Л. Улицкая. г) Художники любуются природой и одухотворяют ее.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Те, кто может побороть собственную лень, многого достигают в жизни . 2) Благодаря развития науки и техники, Япония стала одной из самых сильных держав. 3) Вера в окончательную победу над фашизмом укрепляла силы наших воинов. 4) Перепутанные огромными волнами, жители острова бросились врассыпную.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Толпа расступилась (1) и (2) прежде чем заиграла музыка (3) Устинья вышла в круг (4 ) и сельчане невольно залюбовались её танцем. 1) 1,2,3,4 3)1,3 2)1,3,4 4)1,2,3
Геологи трудились день и ночь (1) и (2) когда они выбрались uз таёжных дебрей (3) и долгожданные карты новых месторождений легли на стол разработчиков ( 4) то только тогда впервые начальник партии заговорил об отпуске. 1) 1' 2, 3, 4 3 ) 1' 2, 4 2) 1' 3, 4 4 ) 1' 4
Предварительный просмотр:
Цели:
1. Закрепить умение работать с различного вида словарями.
2. Привлечь внимание к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья.
3. Познакомить детей с Краевой Целевой программой «Качество».
Ход урока:
1. Оргмомент (приветствие учащихся, создание эмоционального настроя на урок).
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки — всё для вас!
Пожелаю всем удачи,
За работу, в добрый час!
Записываем дату, классная работа.
Во все времена люди следили за высоким качеством продуктов питания. В наши дни этому также уделяют большое внимание. В Краснодарском крае по инициативе губернатора А.Н.Ткачёва принята целевая программа “Качество”, задачами которой является контроль над качеством товаров и услуг. А о каком продукте мы с вами поговорим сегодня, вы сейчас узнаете.
2. Актуализация опорных знаний.
- Распределите слова по склонениям, объясните написание.
Пирог, кулич, хлеб, ватрушка, пирожное, булочка, плюшка, батон, лаваш.
- Какое из записанных слов является многозначным?
ХЛЕБ
1. ед. ч. Пищевой продукт, выпекаемый из муки . Ржаной или чёрный х. Пшеничный или белый х. Ломоть ~а. Кусок ~а (также перен.: о пропитании, пище вообще).
2. ед. ч. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку (во 2 знач.). Сеять х. Сдача ~а государству. Х. всему голова (посл.).
3. (мн. ч. ~а). Такие злаки. Урожай ~ов. Уборка ~ов комбайнами. Х. на корню.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке разговор пойдет о хлебе. Он является обязательным на столе продуктом, о хлебе говорят, что он «всему голова». Хлебу многие поэты посвящали стихи.
С хрупкой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый!
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем – здоровье наше, сила.
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Такие художники, как Т. Яблонская, Серебрякова, И. Машков, В. Стожаров включили хлебобулочные изделия в свои натюрморты.
- Какие цвета используют художники?
- Какое настроение оставляют картины после их просмотра?
4. Работа в группах.
1.Вам предстоит провести исследование в группах по темам «Синонимичные выражения со словом «хлеб», «Фразеологизмы со словом «хлеб», «Пословицы и поговорки со словом «хлеб».
Работа со словарями (словари синонимов, фразеологизмов, пословц и поговорок) и выступления команд. (Ребята кратко записывают информацию из сообщений).
2. Посмотрите на запись на доске. В чем разница между написаниями?
Хле́б/ы и хлеб/а́
Падеж | Ед. число | Мн. число |
хле́б | хле́бы | |
хле́ба | хле́бов | |
хле́бу | хле́бам | |
хле́б | хле́бы | |
хле́бом | хле́бами | |
хле́бе | хле́бах |
Хлеб/, мн. хле́б/ы (печёные) и хлеб/а́ (злаки)
ед. ч. | мн. ч. | |
хле́б | хлеба́ | |
хле́ба | хлебо́в | |
хле́бу | хлеба́м | |
хле́б | хлеба́ | |
хле́бом | хлеба́ми | |
хле́бе | хлеба́х |
3. Образуйте новые слова и определите способ их образования.
Назови хлеб ласково (Хлебушек).
Крошки хлеба какие? (Хлебные).
Прибор для резки хлеба. (Хлеборезка).
Посуда для хлеба. (Хлебница).
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб).
Кто печет хлеб? (Хлебопек).
Назови завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод).
5. Итоги урока. Оценки.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что больше всего запомнилось и понравилось?
Домашнее задание: на «3» - выписать загадки о хлебе, подчеркнуть орфограммы, на «4» - придумать словосочетания со словом «хлеб», на «5» - написать сочинение по одной из записанных на уроке пословиц.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русская природа Ты у моей стояла колыбели, Твои я песни слышал в полусне, Ты ласточек дарила мне в апреле, Сквозь дождик солнцем улыбалась мне. Когда порою изменяли силы, И обжигала сердце горечь слез, Со мною, как сестра, ты говорила Неторопливым шелестом берез. Не ты ль под бурями беды наносной Меня учила (помнишь те года?) Врастать в родную землю, словно сосны, Стоять и не сгибаться никогда? В тебе величье моего народа, Его души бескрайные поля, Задумчивая русская природа, Достойная красавица моя! Гляжусь в твое лицо — и все былое, Все будущее вижу наяву, Тебя в нежданной буре и в покое, Как сердце материнское, зову. И знаю — в этой колосистой шири, В лесных просторах и разливах рек — Источник сил и все, что в этом мире Еще свершит мой вдохновенный век! (В. Рождественский)
Иван Алексеевич Бунин
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Кедрин Дмитрий Борисович
Кедрин , Дмитрий Борисович — русский советский поэт. Родился 4 февраля 1907 года в донбасском поселке Щегловка в семье горняка. Начал печататься в 1924 году. Учился в Днепропетровском железнодорожном техникуме (1922—1924). В начале Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт. Работал корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины» (1942—1944). Переехав в Москву, работал в заводской многотиражке и литконсультантом при издательстве «Молодая гвардия». Первый поэтический сборник — «Свидетели» был издан в 1940 году. Одним из первых значительных произведений Кедрина является замечательная стихотворная драма «Рембрандт» (1940) о великом голландском художнике. У поэта был чудесный дар проникать в далекие эпохи. В истории его интересовали не князья и вельможи, а люди труда, творцы материальных и духовных ценностей. Особенно любил он Русь, написав о ней, кроме «Зодчих», поэмы -- «Конь», «Ермак», «Князь Василько Ростовский», «Песня про Алену-старицу» и др. Дмитрий Борисович был не только мастером исторической поэмы и баллады, но и превосходным лириком. 18 сентября 1945 он трагически погиб под колесами пригородного поезда (по данным Игоря Лосиевского , был выброшен). Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Александр Андреевич Прокофьев
Александр Андреевич Прокофьев (1900—1971) — русский советский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Прокофьев Александр Андреевич родился в 1900 году в семье крестьянина — рыбака и землепашца. Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917г. годы учился в Петербургской учительской семинарии. В 1919 году стал членом РКП(б) и вступил в Красную Армию и находился в ней до 1930 года. Печататься начал с 1927 года. Во время советско-финляндской войны (1939—1940) и Великой Отечественной войны (1941—1945) Александр Прокофьев — военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. Прокофьев активно работал в армейской печати, выступал перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов. Писал агитационные стихи, стихотворные фельетоны, песни, частушки. Заметным явлением советской поэзии военных лет стала поэма «Россия» (1944; Сталинская премия, 1946) — рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда и составивших расчет тяжелого миномета. Отличительные черты поэзии Прокофьева — близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность «рядовому» герою. На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известные — «Товарищ» (музыка О. Иванова, первая его песня), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. Пушкова) из одноимённого кинофильма. Умер Александр Прокофьев в 1971 году. Похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.
1936–1971 Рубцов Николай Михайлович
Родился в селе Емецк Архангельской области, в многодетной семье. В 1942, после смерти родителей, был направлен в Никольский детский дом на Вологодчине. Окончив семь классов, поступил в Тотемский лесотехнический техникум. В 1955 жил в Ленинграде у брата и работал слесарем на заводе, в 1956-1958 служил на Северном флоте. В 1962, представив свои первые стихи, успешно выдержал конкурс на поступление в Литературный институт. Первый небольшой сборник стихов Рубцова «Лирика» вышел в 1965 в Архангельске. До своей трагической гибели опубликовал ещё три сборника, навания которых отражают основную направленность его поэзии: «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). В элегических стихах поэта – его привязанность к русской деревне, миру тишины, звёзд, воды, берёз, родным просторам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией
Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

1 урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах" конспект урока и презентация
представленный материал предназначен для проведения урока русского языка в 8 классе, содержит подробный конспект урока и презентацию. с первых мгновений урока дети включаются в увлекательный процесс у...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование коммуникати...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование коммуникати...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урок Урок разработан учителем английского языка МБОУ " Лицей № 1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк" Астрахан...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)
Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт” Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урок Урок разработан учителем английского языка МБОУ " Лицей № 1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк" Астрахан...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...