Статья "Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы средствами предмета".
статья по русскому языку по теме

Новикова Ирина Викторовна

выступление на семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы средствами предмета.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Свое  выступление хочу начать словами В.А.Сухомлинского: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». А желание учиться возникает тогда, когда есть интерес к изучаемому предмету  и положительная мотивация. Именно они лежат в основе  познавательной активности ученика. Внешне это выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.                                                                                                          Известно, что интерес  не остается неизменным. Он проходит свой путь развития. Сначала ребенку «занимательно, потому и интересно». Затем интерес и активность подпитываются верой в слово учителя о значимости предмета, о необходимости новых познаний. А уже потом ученик осознает практическую потребность и актуальность в современном мире тех знаний , которые он  приобретает по предмету. Именно поэтому  развитие познавательной активности учащихся имеет большое значение в повышении  качества знаний. Я понимаю, для этого важно побуждать и создавать условия, чтобы каждый  ученик мог выступить не только в роли усваивающего, но и в роли исследующего. Речь здесь идет о моем умении разбудить мысль ученика, дать ей движение. В своей практике для формирования интереса школьников к предмету «русский язык» - я обращаюсь  к юмору на уроках и стремление учителя развивать фантазию детей. Ведь учение должно доставлять детям радость, несмотря на все сложности, связанные с процессом познания, опираться на сущность детской психологии.В моём личном опыте, например, закрепилось использование на уроке стихотворений, часто с юмористической интонацией, иногда – лирических, отзывающихся на общее настроение класса. Практика показывает, что подобные сюрпризы школьники ценят, а мотивировка того, почему я эти стихи прочитала на уроке, может быть разной, вплоть до самой простой: «Мне нравится…. Интересно, а вам понравится?» Конечно, никакой связи этого момента в уроке со всей последующей работой может и не быть , но останется в сознании прозвучавшая важная мысль, сохранится тон доверия, атмосфера эмоционального подъёма, помогающие легче выполнить привычную учебную работу.                                                                                                     Нам с вами известно, что развитие интереса ребят к предмету происходит в момент активного  участия самих учащихся  в процессе познания,  а содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы в известной мере зависит содержание. Понимая и принимая это, я организую деятельность учеников  в различных формах. Для этого я четко продумываю структуру урока, различные формы деятельности на уроке, такие как индивидуальная, групповая, работа в парах.   На своих уроках часто использую  следующие  приемы педагогических технологий: лови ошибку, мозговой штурм, театрализация, создание ситуации успеха,                                                                          освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля, создание ситуации успеха, оценка – не отметка, использование жизненного опыта ребенка, работа над проектом.

Например, что получить возможность не выполнять домашнее задание, ребенок должен качественно и плодотворно поработать во время урока, успев выполнить не только задания, адресованные всем ученикам, но и задания дополнительные, часто они бывают творческими.                                                                          

Одним из современных путей повышения эффективности обучения русскому языку является использование на уроках информационных технологий, компьютерных программно-методических комплексов. В программно-методический комплекс входят программы, ориентированные на усвоение теоретического материала, учебно-игровые программы, программы контроля знаний. В каждой программе решаются свои задачи. В режиме компьютерного обучения становится реальным процесс непрерывного систематического контроля познавательной деятельности каждого учащегося. Дети с радостью ходят на те уроки, где им не только расскажут, но и покажут! Ученики не представляют себе жизнь без информационных технологий. Используя современные информационные ресурсы, применяя во время уроков современные педагогические технологии, организуя различные формы работы учащихся, я вижу повышение уровня познавательной активности учеников, их желание узнавать и находить что-то новое, о чем свидетельствуют стабильные успеваемость и качество знаний обучающихся, их интерес к предмету.                                                                                                                                             Уверена, вы согласитесь со мной, что труд, вложенный в подготовку интересного урока, возвращается  к учителю хорошими знаниями и высокой познавательной активностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)

Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...