Программа учебного курса по русскому языку 2 уровня обучения
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Варлахова Татьяна Евгеньевна

 Программа эликтивного курса по русскому языку " Нормативный аспект культуры речи" и "Этический аспект культуры речи", ориентированная на учащихся 9 класса общеобразовательной школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Элективный курс  « Этический аспект культуры речи» ориентирован на обучающихся 9 класса общеобразовательной школы и рассчитан на 17 часов ( 1н/ч).

Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.

Цель данного элективного курса – развитие речевой культуры, бережное отношение к родному языку, понимание важности сохранения чистоты русского языка  как явления культуры.

Задачи курса:

1.Правильость и уместность использования языковых средств  в разных условиях общения.

2.Моделирование речевого поведения в соответствии с задачами общения.

3.Применение полученных знаний и умений в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.



Предварительный просмотр:

Элективный курс «Нормативный аспект культуры речи. Этический аспект культуры речи».

9 класс.

Основные умения и навыки.

Правильность речи. Правильность речи как соответствие её нормам современного русского литературного языка.

Орфоэпические нормы ( произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. Молодёжный сленг ( крутой, клёвый и т.п.) и отношение к нему.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с  подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.

Орфографические нормы .Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление правописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы .Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации в системе правил, включённый в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания в конце простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Этический аспект культуры речи

Речевой аспект как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формылы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.

Особенности речевого этикета  в  официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении ( электронная почта, телефакс и другое).

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

Роль невербальных средств ( мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.



Предварительный просмотр:

Поурочное планирование

Элективного курса

« Этический аспект культуры речи»

9 класс

Тема

Кол-во часов

1

Ведение в курс « Этический аспект культуры речи»

1

2

Речевой этикет как правила речевого общения и компонент культуры речи.

1

3

Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

1

4

Языковые средства выражения речевого этикета.

1

5

Использование этикетных выражений для установления контакта и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.

2

6

Особенности речевого этикета в официальной сфере

1

7

Особенности речевого этикета в научной сфере.

1

8

Особенности речевого этикета в публицистической сфере.

1

9

Основные речевые правила общения посредством телефона.

1

10

Особенности речевого этикета при дистанционном общении.

1

11

Культура диалога. Правила ведения речи  для говорящего и слушающего.

1

12

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях.

3

13

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

1

14

Роль невербальных средств в общении; их этикетная функция.

1



Предварительный просмотр:

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате работы по программе курса « Нормативный аспект культуры речи» обучающиеся должны уметь:

. владеть основными правилами произношения в современном русском языке;

.работать с орфоэпическим словарём;

.оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

.уместно использовать слова-синонимы в речи с учётом их стилистической окрашенности;

.оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного употребления;

.нормативное употребление форм слова;

.создание грамотного письма в процессе письменного общения;

.овладение правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

Элективного курса « Нормативный аспект культуры речи»

9 класс

Тема

Кол-во часов

1

Введение. Правильность речи как соответствие её нормам современного литературного языка

1

2

Орфоэпические ( произносительные и акцентологические) нормы.

2

3

Лексические нормы.

3

4

Грамматические нормы.

4

5

Интонационные нормы.

2

6

Орфографические нормы.

3

7

Пунктуационные нормы.

2



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

Элективного курса « Нормативный аспект культуры речи»

9 класс

Тема

Кол-во часов

1

Введение. Правильность речи как соответствие её нормам современного литературного языка

1

2

Орфоэпические ( произносительные и акцентологические) нормы.

2

3

Лексические нормы.

3

4

Грамматические нормы.

4

5

Интонационные нормы.

2

6

Орфографические нормы.

3

7

Пунктуационные нормы.

2



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Элективный курс « Нормативный аспект культуры речи» ориентирован на обучающихся 9 класса общеобразовательной школы и рассчитан на 17 часов (1 н/ч).

       Культура речи – лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения.

       Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, грамматики, орфографии, пунктуации. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи.

       Цель данного элективного курса –освоение приёмов оптимального построения высказываний, в овладениями стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи – устной и письменной.

Задачи курса:

  1. Формировать готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения.
  2. Совершенствовать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их.


Предварительный просмотр:

Поурочное планирование

элективного курса

« Нормативный аспект культуры речи»

9 класс

тема

Кол-во часов

1

Введение. Правильность речи.

1

2.

Роль орфоэпии в устном общении. Нормы современного литературного произношения. Произношение некоторых грамматических норм.

1

3.

Особенности произношения иноязычных слов; русских имён и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке.

1

4.

Употребление слова в соответствии с его лексическим значением.

1

5.

Выбор из синонимического ряда слова с учётом его значения и стилистических свойств.

1

6.

Молодёжный сленг.

1

7.

Нормативное употребление форм слова и построения словосочетания по типу согласования и управления

1

8.

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

1

9.

Правильное построение предложений с обособленными членами и СПП.

1

10.

Синонимия грамматических форм и их смысловые и стилистические различия.

1

11.

Основные элементы интонации. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации.

1

12.

Роль интонации в передаче смысла речи. Этикетная функция интонации в речевом общении.

1

13.

Правописание морфем. Правила переноса слов.

1

14.

Слитные , дефисные и раздельные написания.

1

15.

Употребление прописных и строчных букв. Правила графического сокращения слов.

1

16.

Принципы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения и между частями сложного.

1

17.

Знаки препинания при передаче чужой речи. Абзац как пунктуационный знак.

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 14»

Согласовано                                                                                                     Утверждаю

Зам .директора по УР                                                                                  Директор МОУ «СОШ № 14»

-----------------------Рочева Н.Б.                                                                     ---------------Гориславская Н.П.  

                                                                                                                          -----------------201---год      

                                     

Рабочая учебная программа

Элективного курса

По русскому языку

3 ступень обучения

Программа реализуется в течение 1 года

                                                                                                                         Программа составлена

                                                                                                                          Учителем русского языка

                                                                                                                           Варлаховой Т.Е.

Г. Ухта, пгт Водный

2013 год

                                                                                                                 

                                                                                                                   

                                                                         

                                                                     



Предварительный просмотр:

Литература

Для учащихся

Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. – М.,2000.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.,1993.

Гельдин В.Э. Речь и этикет. – М.,1983.

Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. – М.,1991.

Крысин Л.П. Язык в современном обществе. – М.,1977.

Культура русской речи. Учебник для вузов под редакцией Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.,2000.

Колесов В.В. Культура речи – культура поведения.Л.,1988.

Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас…», или Речевой этикет. – М.,2004.

Львова С.И. Речевой этикет. – М.,1995.

Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. – М.,2005.

Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М.,2002.

Норман Б.Ю. Язык – знакомый незнакомец. – Минск, 1987.

Скворцов Л.И. Экология слова, или пооворим о культуре русской речи. – М.,1996.

Словари.

Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. – М.,2001.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.,2004.

СкворцовЛ.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. – М.,2003.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М.,1983.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М.,2000.

Для учителя

Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. – М.,1981.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студентов сред.  Проф. Учебных заведений. – М.,2006.

Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001.

Гойхман О.Я., Гончарова Н.М. Русский язык и культура речи. – М.,2002.

Горбачевич К.С. Вариантность слов и языковая норма. – Л.,1978.

Львов М.Р. Основы теории речи. – М.,2000.

Минеева С.А. Полемика – диспут – дискуссия. – М.,1990.

Мучник Б.С. Культура письменной речи ( формирование стилистического мышления). –М.,1994.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. –М.,2006.

Уайтсайд Р. О чём говорят лица. – СПб.,1996.

   



Предварительный просмотр:

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате работы по программе курса « Этический аспект культуры речи» обучающиеся должны уметь и знать:

. правила ведения речи для говорящего и слушающего;

.использовать этикетные выражения для установления контакта в разных ситуациях речевого общения;

.основные речевые правила общения посредством телефона; особенности речевого общения при дистанционном общении;

.основные правила общения в виртуальных дискуссиях, конференциях, на тематических чатах.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

Элективного курса

«Этический аспект культуры речи»

9 класс

Тема

Кол-во часов

1

Введение в курс.

1

2

Речевой этикет как правила речевого общения.

2

3

Культура диалога.

1

4

Языковые средства выражения речевого этикета.

3

5

Особенности речевого этикета в различных сферах общения.

3

6

Основные речевые правила общения посредством телефона; дистанционное общение

2

7

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, чатах интернета.

3

8

Виды коммуникативных неудач.

1

9

Роль невербальных средств в общении.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса по программе

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)

Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...

Рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020-2021 учебный год

В данном материале содержится рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020 - 2021 учебный год. Программа разработана на основе: «Рабочих программ. Русский язык. Предметная линия ...

Программа учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

учебного курса«Родной (русский) язык и родная (русская) литература»в 5- 9 классах...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах ФГОС ООО

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса«Родной (русский) язык и родная (русская) литература»в 5- 9 классах ФГОС ООО...