Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Кужакова Наталья Николаевна

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в сельской национальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кужакова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ Есинская СОШ Аскизского района Республики Хакасия

Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы

Современные реформы образования требуют от учителя овладения современными образовательными технологиями. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.

Качество обучения напрямую связано с состоянием здоровья ребёнка. Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, научить детей учиться, но не менее важная сегодня задача – сохранить в процессе обучения здоровье наших детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения, и качество образования в целом. Поэтому одной из приоритетных задач современной реформы системы образования стало сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

На уроках русского языка и литературы можно выделить следующие группы здоровьесберегающих компонентов, которые важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных занятий:

  •  Физиологические здоровьесберегающие компоненты (физиологически грамотно построенное занятие: обязательные структурные элементы уроков – приветствие, опрос самочувствия, релаксация, оздоровительные упражнения, рефлексия, прощание).

Важно не допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, минимизировать объём домашних заданий, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. При планировании урока желательно включать зарядки-релаксации (не более 3-5 минут).

  •  Педагогические здоровьесберегающие компоненты.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, педагогики сотрудничества, уровневой дифференциации обучения, ИКТ (использование ЦОР или ТСО на уроке),  творческого характера образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

  • Психологические здоровьесберегающие компоненты.

Спокойная, доброжелательная, психологически комфортная обстановка урока также положительно влияет на работоспособность учащихся. Эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения, создание ребёнку ситуацию успеха.  

Здоровье подрастающего человека – одна из главных проблем современной школы, и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения вносит каждый учитель. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ, нравственные чувства, качества, поступки, создаётся благоприятная здоровая социокультурная среда, в которой растёт и развивается ребёнок.

Литература
1. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011
2. Брагина С.А. Энциклопедия здоровья. – Волгоград: «Учитель», 2009
3. Тареева Л.И. Активные формы обучения. – Волгоград: «Учитель», 2008
4. Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. – Москва: «Планета», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по здоровьесбережению обучающихся...

Презентация к выступлению на НПК "Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы"

Сопроводительный презентационный материал к выступлению по  теме "здоровьесбережения" в работе учителя-словесника...

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

"Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы"

Доклад представлен на заседании школьного методического объединения, представляет собой обобщение опыта по проблеме....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.  А ключ к этому ...

Статья ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения может в...