Игровые технологии на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Питеркина Татьяна Витальевна

Данная методическая разработка помогает разнообразить и оживить уроки русского языка. Здесь собран разннобразный материал по игровым формам работы , применяемых мною на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Введение

    В переводе с греческого слово «школа» означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался magister Ludi, то есть «учитель игр». Пришли другие времена, и школа перестала быть «досугом» и утратила игровой , в основном, характер обучения. Однако надо заметить, что игровая методика популярна в обучении и сейчас.

    В языкознании о целесообразности введения занимательных игр заговорили в 50 – ые годы XX века. Первые работы по этой теме рассматривали игровые формы уроков как попытку нейтрализовать сугубую «грамматичность» уроков, однообразие упражнений. Позже появилось много работ, посвященных активному использованию занимательных игр, направленных не на развлекательность, а на развитие творческих возможностей учащихся. Авторами таких работ были Н.Н.Ушаков, З.А.Потиха, Е.К.Мережинская, Ветвицкий В.Г., Б.Т.Панова и др.

  Таким образом, рассматриваемая мною проблема использования игровых форм уроков как средство обучения не нова (в настоящее время существуют множество пособий и книг по занимательным играм, и  чаще всего они затрагивают внеклассную работу с учениками), но злободневна. Это   доказано моим опытом преподавания в среднем звене школы. Я считаю, что актуальна она в любое время, будь то век XX или компьютерный XI век, потому что неоспорим тот факт, что игра облекает познание мира в такие формы, которые не характерны для обычного обучения: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на уже известные факты  явления. В конце концов,  игра – это радость. А где радость, там успех.

   Но, несмотря на все это, не все учителя пользуются игровыми ситуациями, приемами, ведь это требует дополнительных усилий, поиска дидактического материала, достаточно основательной подготовки, фантазии. Поэтому передо мной стоит задача: накопить в своей работе и обобщить материал по выбранной мною теме, который может быть использован  при проведении уроков практически по всем разделам школьного курса учителями  русского языка, а также  раскрыть технологию организации работы, условия ее реализации и предупредить возможные риски.

I. Информационная карта 

  1. Планируемые цели:

-  пробудить интерес к предмету русский язык;

-   преодоление пассивности и активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка;

- формирование наблюдательности, воображения; способствование организации внимания;

 -  способствовать развитию и совершенствованию речевых умений и навыков,

 -  усиление работоспособности учащихся на уроках;

 -  воспитывать чувство долга и сотрудничества, с одной стороны, и повышать уровень самостоятельности, с другой;

 - выявление природных задатков и творческого потенциала учащихся.

2. Основная идея технологии – привить любовь к столь сложному для учеников предмету как русский язык посредством использования игровых форм уроков и повышение мотивации к изучению русского языка, особенно «слабых» учеников, так как для «сильных» учеников (их обычно немного) выбор методики не столь важен, они любую работу и так хорошо выполняют. И в итоге – повышение качества обучения.

3. Описание.

    Для реализации планируемых целей при обучении русскому языку я систематически использую игровые формы уроков.  

    Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы для меня является важнейшим путем включения детей в учебную работу, обеспечения эмоционального отклика, повышения самостоятельности в процессе овладения знаниями и многогранного раскрытия личности. Поэтому на уроках русского языка я часто использую следующие виды уроков:

- ролевые игры ( инсценирование );

- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т. д.);

- использование игры на определенном этапе урока ( начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного.

А также проводятся различные виды внеклассной работы по русскому языку ( лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т. п.).

    Некоторые разделы науки о языке, например, лексика, стилистика и другие сами по себе вызывают большой интерес, чем другие,  прежде всего потому, что учеников привлекает не сам  лингвистический материал, а внеязыковые факторы. А вот успех изучения таких тем, как правописание наречий, повторение и запоминание словарных слов и слов, трудных с точки зрения орфоэпии, синтаксис сложного предложения зависит во многом от формы преподнесения материала. Так как же преподносить материал?

    Существенную роль для целого занятия играет, например, название темы урока, оно может нести ярко-выраженную рекламную функцию («Репортаж с урока русского языка», «Кулинарные рецепты»). Важным является и начало занятия, имеющее нередко интригующий характер, например, появляются вымышленные заранее подготовленные герои. На определенном этапе занятия можно использовать комичные ситуации, включать дидактические игры, вариативные занятия и т.п. Все это имеет общую основу – новизна, необычность, несоответствие прежним впечатлениям.

    Особенно часто я использую  игровые формы уроков в 5-6 классах с целью выявления интересного в языке с помощью необычных приемов и форм работы: учащиеся разгадывают кроссворды, шарады и ребусы, решают занимательные задачи, декламируют стихи с юмористическим содержанием, при этом  быстро включаются в работу, запоминают и овладевают знаниями и умениями непроизвольно и непринужденно. Учащиеся сами с удовольствием составляют ребусы, сочиняют и творят, рисуют иллюстрации к фразеологизмам. В 7-9 классах игра главным образом является средством эмоционального настроя и повышения интереса к предмету.

II. Образ желаемого результата

    Каждый учитель, входя в класс, мечтает о том, чтобы стать тем единственным и неповторимым, который всегда знает и лучше всех умеет, на уроках которого нет ни минуты покоя и рутинной работы. Каждый учитель, возвращаясь с работы, думает о том, чем же завтра поразить своих учеников.

Я надеюсь, что игровые модели, используемые мною на уроках, помогут мне:

- во-первых, донести до детей «разумное, доброе, вечное», не надоедая словами: «Откройте учебник, пишем следующее упражнение»;

- во-вторых, легко включить всех учеников в учебный процесс, совместную творческую деятельность;

- в-третьих,  активизировать учебный процесс;

-в-четвертых, стимулировать личностное самоутверждение и самопознание.

    Верится, что ученики, увлекшись нестандартными заданиями, будут осваивать даже самые сложные,   «скучные» для них темы с радостью, вследствие чего повысится познавательный интерес к предмету, школьники подготовятся к восприятию более сложного материала в старших классах и из   стен школы дети выйдут с большим багажом знаний, умений и навыков.

III. Условия реализации

    Несомненно, игровые формы уроков в обучении русскому языку очень важны, так как способствуют усвоению знаний не по необходимости, а по желанию; вносят разнообразие в повседневную учебную деятельность, дают возможность оценить себя, мобилизуют. Одним словом, они являются действенным орудием обучения и воспитания. Но чтобы достичь желаемых результатов, необходимо использовать занимательные игры регулярно и систематически и соблюдать следующие условия:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании.

4) Успешность реализации задач главным образом зависит от преподавателя, поэтому он должен создать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность преподавателя, поощрение, одобрение действий учеников. Учитель не должен прерывать речь учащихся замечаниями типа «Исправь ошибку», «Одну минутку, вы неправильно сказали». Такие замечания расхолаживают учеников, сбивают темп игры, переводят игру в ранг обычного урока и лишают детей интереса к ней. Преподаватель может фиксировать для себя типичные ошибки учащихся, а затем после игры в упражнениях отрабатывать правильные варианты. Преподаватель тоже как бы участвует в игре, но является сторонним наблюдателем.

5) Создание атмосферы сотрудничества учителем ( он должен быть внимательным, уметь наблюдать и видеть каждого учащегося, не допуская конфликтных ситуаций).

6) Любая игра должна быть глубоко продумана учителем. Хорошо, если преподаватель советуется с учениками, какой тип игры им больше нравится, придумывает вместе с ними что-то новое.

7) Предварительный эмоциональный настрой учащихся ( его можно создать искусственно, например, шуткой, постоянно подбадривать, а в конце урока благодарить и хвалить их).

8) Отбор дидактических средств, позволяющих наилучшим образом достичь поставленной цели ( привлечение интересных фактов, ситуаций, использование хорошо организованного демонстрационного и иллюстративного материала, художественной литературы, которые способствуют яркому изложению учебного материала).

IV. Индикаторы результатов

    Как я уже писала, основная идея моей технологии - привить любовь к столь сложному для учеников предмету как русский язык посредством использования игровых форм уроков и повышение мотивации к изучению русского языка. Безусловно, эту любовь никакими цифрами и процентами не измеришь, а вот как отражается использование этой технологии  на качестве знаний учащихся, можно увидеть. Тут уже можно привести некоторые цифры. Внедрение в учебный процесс игровых компонентов позволило повысить познавательную активность учащихся в моих классах, что, бесспорно, сказывается на качестве знаний.

    Хорошим показателем я считаю стабильное качество знаний учащихся. Показатели успеваемости и качества знаний по русскому языку и литературе достаточно высоки: показатель успеваемости равен 99-100 %, показатель качества знаний – 37-55% от общего количества обучаемых.

    Результаты итоговой аттестации учащихся 11 классов тоже хорошие. У моих учеников в сдаче ЕГЭ по русскому языку в 2005-2006 учебном году качество знаний составило 65% (средний балл – 3,8); а в 2006-2007 учебном году качество знаний составило 77%, (средний балл – 4,2), что выше среднегородских.

    Удалось привить любовь к своему предмету. Моя выпускница Иванова Марина поступила в ЧГПУ им. И.Я.Яковлева на факультет русской филологии на бюджетной основе.

    Ученики принимают активное участие в творческих конкурсах, школьных и городских олимпиадах, в научно-практических конференциях. В интеллектуальной игре по русскому языку «Русский медвежонок» ученица 7   класса Плотникова Дарья ежегодно занимает призовые места по школе. Неплохой результат показывают ученики на школьных и городских олимпиадах: в 2004 году ученица 10 класса Спиридонова Ольга заняла 6 место в городской олимпиаде по литературе, Волкова Ольга и Клементьева Ирина вошли в десятку лучших по русскому языку. Многие ребята занимаются исследовательской работой. В 2007-2008 учебном году ученик 5 класса Ильин Евгений и ученица 6 класса Плотникова Дарья на школьной научно-практической конференции заняли призовые места.

    У детей появился живой интерес к предмету. Они с удовольствием выполняют творческие задания, составляют кроссворды, ребусы, сочиняют стихи; с радостью ездят по знаменитым местам: Болдино, Казань, Москва.

     Самое главное – дети учатся, учатся с интересом в игровом процессе.

V.  Риски и ограничения

    Неоспорим тот факт, что принцип занимательности является одним из важных принципов дидактики. Он находит свое выражение в разнообразии и вариативности проведения уроков, методов и приемов работы. Успешная реализация этого принципа порождает у учащихся естественное желание узнать как можно больше нового из области лингвистики. Однако есть риски и ограничения.

    Трудности использования этого средства обучения заключаются в том, что не всегда удается найти форму, соответствующую содержанию. Правильно найденная форма не должна подавлять содержания, напротив, она должна вызвать интерес к нему. «Изолируя занимательность от проблемы познавательных интересов, обособляя ее от общего плана развития учащихся, делая занимательность лишь средством препарирования учебного материала,- справедливо замечает Г.И.Щукина,- учитель игнорирует подлинные цели обучения».

    Определяя занимательность занятия в целом, нельзя думать, что каждый его компонент должен содержать элемент занимательности. Перегрузка занятия элементами занимательности, вызывающими большой эмоциональный накал, уводит от содержательной стороны работы, превращает занятие в развлекательное.

    Еще одна сложность: учитель, привыкший всегда к авторитарности в игровом образовательном процессе, должен ставить себя в положение участника игры, наблюдателя. Если он сам не научиться играть, ничего не получится.

Приложение

    Игровые ситуации   на уроках помогают мне сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом, орфоэпией не скучными и обыденными, а радостными и интересными. На таких уроках чувствуется, как дети увлечены, тем самым создается почва для лучшего восприятия большого и сложного материала, а также для повторения и закрепления. Введение занимательных игр, особенно на   этапе повторения и закрепления изученного материала, способствует росту познавательной активности, следовательно, умственному развитию даже тех, кто проявляет низкий уровень восприимчивости к обучению. Учебная деятельность воспринимается ими уже не как нечто навязанное и привнесенное, а как желанная и лично значимая цель.

    В этом разделе я предлагаю наиболее оригинальные и конкретные виды игр, которыми могут воспользоваться учителя на уроках русского языка , а также для проведения внеклассных мероприятий.

     Этот элемент игры можно применить в начале урока по теме «Репортаж-повествование». Это помогает мне подготовить учащихся к восприятию темы и заинтересовать их,  пробудить желание создавать тексты-репортажи.

Учебник «Русский язык в 8 классе».

Авторы: М.М.Разумовская, П.А.Лекант.

Урок развития речи.

Тема: »Репортаж-повествование».

Цель: формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж.

Фрагмент урока.

1. Организационный момент – лингвистическая разминка.

(После звонка на урок на пороге класса появляется ученик, заранее подготовленный, с микрофоном в руках).

Ученик: Я веду репортаж с урока русского языка в 8 классе. О, что это! Ефимов уже готов к уроку и даже повернулся лицом к учителю! Все замерли в ожидании. Но… внимание! Открывается дверь – перед нами господа опоздавшие (заранее подготовленные). Весь класс приветствует их. На лицах пришедших – смущение, они застенчиво «ломают» пальцы на руках, прося  простить их и пустить  на урок. Учитель делает милостивый жест рукой, приглашая занять свои места. И вот блаженная тишина. Сейчас учитель произнесет заветную фразу: »Здравствуйте, садитесь!» Все замерли в ожидании. Ведь сегодня предстоит «творить» на уроке.

Учитель: Здравствуйте, садитесь, и скажите мне, о чем пойдет сегодня на уроке разговор. Какова наша цель?

(Научиться писать репортаж).

Далее учитель объясняет новую тему, ученики составляют тексты.

Орфоэпическая разминка с использованием мячика.

    Данный вид работы хорошо проводить в начале или в середине урока с целью проверки и закрепления навыков правильного произношения слов. Хочется отметить, что разминка ученикам очень нравится и помогает мне «расшевелить», «оживить» учеников. Для проведения игры необходим маленький мячик. Я бросаю мячик одному из учеников и произношу слово (могу произнести слово правильно, могу неправильно), трудное с точки зрения орфоэпии. Ученик ловит мячик и возвращает учителю, называя правильный вариант произношения.

   Слова для орфоэпической разминки:

афера, Бог, дефис, опека, простыня, простыни, феномен, шарфы, торты, ходатайство, эксперт, звонит, звонят, квартал, договор, каталог, оптовый, начался, красивее, включит, период, газопровод, августовский, агент, баловать, километр, премировать, скучает по вас, средства, кружево, кружева, копировать, инструмент, начать, начал, начала, начали, облегчить, свекла, силос, углубить, цемент, щавель, фарфор, столяр и другие.

                           «Русское лото».

    Чтобы целенаправленно развивать   умение  объяснять лексическое значение наиболее употребительных фразеологизмов, обогатить лексикон учеников и одновременно сформировать у учащихся навыки правильного и уместного употребления фразеологических единиц в речи, я провожу игру «Русское лото». Каждому ученику раздается конверт с карточками. На карточках – иллюстрации к наиболее распространенным фразеологизмам. У учителя свой конверт с карточками с лексическим значением этих фразеологизмов. Учитель достает из своего конверта карточку и читает: «Человек выдает себя». Ученики ищут, подбирают к данному значению иллюстрацию и фразеологизм. Руку должен поднять тот, у кого на карточке изображен вор с горящей шапкой (на воре шапка горит). Если ученик сможет рассказать о происхождении фразеологизма, ему дается дополнительный балл. Например, фразеологизм  НА ВОРЕ ШАПКА ГОРИТ из легенды о том, как знахарь в толпе на базаре крикнул: «На воре шапка горит!» - и вор невольно схватился за голову.

    Фразеологизмы, часто применяемые мною в игре:

кот наплакал---------------------------------------------------------- мало,

кур не клюют--------------------------------------------------------- много,

высунув язык---------------------------------------------------------быстро,

с гулькин нос----------------------------------------------------------мало,

на всех парусах--------------------------------------------------------быстро,

держать рот на замке-------------------------------------------------держать в тайне,

крокодиловы слезы---------------------------------------------------притворные, лицемерные,

обвести вокруг пальца------------------------------------------------провести, обмануть кого-либо,

как кильки в бочке-----------------------------------------------------тесно,

держать в ежовых рукавицах-----------------------------------------строго,

спустя рукава-------------------------------------------------------------небрежно,

вставлять палки в колеса------------------------------------------------мешать

броситься очертя голову------------------------------------------------не раздумывая

работать засучив рукава------------------------------------------------хорошо,

подливать масло в огонь------------------------------------------------усиливать какие-то чувства, действия и другие.

Образцы карточек с заданиями см. в приложении.

Игра «Кто? Что? Как? (делает)».

(Фрагмент урока).

   Эту игру я провожу в седьмом классе при изучении темы «Описание действия».

    Цель урока: знакомство с описанием действия, ролью этих описаний в речи, ролью     наречий в описании действия.

Ход урока.

1. Беседа о типах речи.

2. Игра. Перед учащимися ставится задача внимательно проследить за действиями учителя и, когда он скажет слово ВСЕ, записать, что и как делал учитель с момента начала игры. Действия учителя должны быть простыми, четко разграниченными, их должно быть немного. По окончании работы зачитываются 2-3 работы.

    Текст с описанием действия:

Учитель неторопливо подошел к столу, присел на стул, аккуратно разложил на рабочем месте необходимые для работы предметы: журнал, учебник, словари, тетради. Потом поднял голову, весело улыбнулся, взглянул на ребят и почти шепотом спросил: «Интересно?». Порывисто встал, решительно подошел к доске и записал: »Все».

Подчеркиваются в тексе наречия, сравниваются и анализируются работы.

Эстафета-рассказ.

   Игра представляет собой эстафету двух команд: какая из них за определенное количество времени удачнее напишет коллективный рассказ.  Каждый участник игры в порядке очередности добавляет только одно - два предложения к уже написанному. Тема рассказа определяется учителем или учащимися, например: «Что скажем мы о доброте…», «Это было недавно, это было давно» и т. д. Цель данной игры – активизировать спонтанную речь детей, перед играющими же ставится отвлекающая, неучебная задача – добиться победы команды, причем победы, которую можно завоевать только языковыми средствами.

Игра «Восхождение».

    Задание. Кто быстрее достигнет вершины, вспоминая причастия и отглагольные прилагательные с –н- и –нн-.

    Эта игра развивает скорость работы, помогает ученикам вспомнить правило употребления –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Одновременно можно озадачить вопросом: верно ли они вставили гласные в суффиксах страдательных причастий.

                             

н

ы

й

                                                                                                   

н

ы

й

н

ы

й

н

ы

й

н

ы

й

н

ы

й

н

ы

й

н

ы

й

н

ы

й

н

ы

й

                                                                                                   

 

с

е

я

н

ы

й

к

л                                                                                                

е

е

н

ы

й

к

р

а

ш

е

н

ы

й

с

в

я

з

а

н

н

ы

й

п

о

т

е

р

я

н

н

ы

й

п

о

г

л

а

ж

е

н

н

ы

й

п

р

о

в

е

т

р

е

н

н

ы

й

п

е

р

е

б

р

о

ш

е

н

н

ы

й

п

е

р

е

с

м

о

т

р

е

н

н

ы

й

п

р

о

ц

и

т

и

р

о

в

а

н

н

ы

й

                                                                                                   

Игра «Странные соответствия».

Проверить языковое чутье учеников поможет задание, в котором, заменив одну букву, нужно получить деепричастие.

м

о

л

о

д

а

я

и

д

е

я

с

О

я

                                                     

                         

д

о

л

я

                                                                         

ф

Е

я

                                                       

                                                                                                           

г

и

р

я

 

 Ключ.

и

д

е

я

и

м

е

я

                                                               

с

О

я

с

Е

я

м

о

л

о

д

а

я

м

о

л

о

д

е

я

                                                                                                 

д

о

л

я

д

е

л

я

                                                 

ф

Е

я

р

Е

я

г

и

р

я

г

о

р

я

                                                     Игра «Восстановим истину».

Учащимся предлагается дописать деепричастия.

 

А

Я

                     

А

Я

 

А

Я

А

Я

А

Я

А

Я

 Ключ: Паля, паря, даря, маня, жаря, катя.

Эстафета синонимов».

    Каждый ряд в классе – это команда. Ученик, сидящий за первой партой, получает листок бумаги с написанным на нем глаголом, который является доминантой в определенном синонимическом ряду. По знаку учителя игра начинается: ученик, получивший листок, пишет на нем синоним и передает его члену своей команды. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

    Слова для игры: стремительный - ( молниеносный,   торопливый, поспешный, борзый, скорый, быстрый);

обширный -  (исполинский , гигантский, колоссальный, громадный, неизмеримый, огромный, крупный, большой);

отвратительный -  (паршивый, негодный, никудышный, неудовлетворительный, скверный, нехороший, плохой);

тощий -  (истощенный, костлявый, исхудалый, жилистый, сухощавый, сухопарый, сухой, худощавый, худой);

возмущаться -   (серчать, беситься, дуться, разъяриться, выходить из себя, досадовать, злиться, сердиться);

доброта -  (добро, добродушие, добросердечие, мягкосердечность, благодушие, кротость, отзывчивость, незлобивость, душевность) и др.

            «Кто дольше продержит мелок?»

    Учащиеся развиваются на две группы. Учитель по очереди вызывает к доске по одному учащемуся, которому предлагается записывать под диктовку слова, содержащие определенные орфографические трудности. Учащийся пишет диктуемые слова до тех пор, пока не допустит ошибки. Затем вызывается участник игры из другой команды, который исправляет ошибку, допущенную представителем команды соперников, и тоже пишет диктуемые ему слова. Побеждает та команда, которая меньше всего допустит ошибок и дольше продержит у себя мелок  ,т.е. запишет больше слов.

«Грамматическая эстафета».

   Ученики делятся на 2-3 команды. Учитель дает ученику, который сидит первым, карточки с заданием грамматического характера. Выполнив условия первого пункта задания, играющие быстро передают карточки членам своих команд, сидящим позади них; те выполняют последующие задания. Побеждают те, которые быстрее своих соперников выполнят все задания и меньше допустят ошибок. (См. приложение № 1).

Приложение №1.

Задания:

__________________________________________________________________________

1. Поставьте существительное «чулок» в форме множественного числа.

2. Образуйте форму Р.п. мн.ч. от слова «кочерга».

3. Составьте словосочетания типа «прилаг.+ сущ.» со словами «мышь», тюль, шампунь».

4. Образуйте сравнительную степень от прилагательных «сладкий, красивый, гладкий, звонкий, крутой».

5. Расставьте ударения в следующих словах: оптовый (рынок), каталог, диспансер, балованный (ребенок), клала, мизерное (количество).

6. К каким частям речи относятся выделенные слова: а) Сестра красивее брата; б) Мальчик стал писать красивее.

7. Каким членом предложения является выделенное слово: Привычка рано вставать сохранилась у него на всю жизнь.

8. В каком случае не ставится запятая перед союзом И в сложносочиненном предложении?

9. Поставьте числительное 876 в Тв. п.

10. Приведите пример слова такой структуры, чтобы суффикс в нем стоял после окончания.

11. Каким способом образованы существительные «мостовая, больной, приемная».

12. К каким частям речи относятся данные слова: вареный, варенный в кастрюле, кроеный, кроенный по схеме.

_____________________________________________________________________________  

1. Поставьте ударения в следующих словах: километр, звонит, понял, сантиметр, средства, столяр.

2. Вместо точек допишите нужные окончания: а) Сережа – больш… умница.

Б) Кафе-столовая уже закрыт… .

3. Составьте предложения со словами «одолжить» и «занять».

4. Найдите ошибки и исправьте их:

А) Этот случай имел свою роль в моей жизни.

Б) У меня обе ножницы затупились.

В) Столица Эстонии Таллин приобрел праздничный вид.

5. Исправьте:а) Обратно проливной дождь пошел.

Б) Вы завтра сумеете зайти ко мне?

В) По идее поезд приходит в 15 часов.

6. Что надо сделать, чтобы, не меняя букв, изменить наклонение глагола: вертите, дышите, гоните.

7. С какими частями речи не употребляются предлоги?

8. Написать три пословицы со словами «речь, язык. Слово».

9. Поставьте в Тв. п. числительное 685.

10.Образуйте первое лицо единственного числа от глаголов «убедить, победить».

11. Подобрать синонимы к следующим фразеологизмам: хватать на лету; без сучка, без задоринки, ломать голову.

«Все за одного – один за всех».

    Учащиеся делятся на две команды. Члены как первой, так и второй команды занимают сидящие места один за другим. У каждого играющего карандаш. Учитель на двух листах пишет одно и то же сложное предложение (сложносочиненное или сложноподчиненное с одним придаточным) и одновременно передает их игрокам, сидящим первыми в 1 и 2 команде. Первый игрок должен написать, какое это предложение и передать листок второму игроку, который, проверив, отвечает на второй вопрос6 «Каким способом соединены простые предложения в сложное?»- и передает листок следующему. Этот, в свою очередь, проверив ответы предыдущих, чертит схему предложения, ставит вопрос к придаточному предложению ( если оно есть) и передает следующему, который, проверив ответы, определяет вид  придаточного предложения и т.д. Выигрывает та команда, которая первой сделает правильный разбор предложения. Каждый игрок, проверяя уже написанные ответы, имеет право внести исправления. Игрок, не знающий ответа, может пропустить свою очередь, но следующим игрокам придется тогда заполнить получившийся пробел. Ведь все отвечают за каждого, а каждый за всех. Если в игре принимает участие много учеников, то можно включить и разбор по частям речи одного или нескольких слов, а также разбор слова по составу.

    Порядок выполнения действий указывается на доске.

«Орфографическое лото»

Готовясь к игре, учащиеся делят страницу тетради на четыре колонки и в каждой по горизонтали пишут безударные гласные: а, о, е, и. По вертикали расставляются порядковые номера слов (примерно по пять номеров в каждой колонке). В целом таблица может иметь следующий вид:

               А

о

е

и

  1

  2

  3

  4

  5

Для проведения игры подбираются слова с различными безударными гласными. Учитель читает эти слова, а школьники вписывают их в соответствующие клетки таблицы. Побеждает тот, кто без ошибок заполнит всю таблицу.

«Смотри не ошибись!»

           Эта игра развивает внимание, учит быстро подбирать антонимы к словам. Кроме того, в ходе игры школьники убеждаются, что не все слова имеют антонимичные пары. Участники игры разбиваются на две команды и садятся полукругом. Учитель называет слова, у которых есть антонимы и слова, у которых их нет. В первом случае учащиеся поднимают руки, учитель спрашивает кого-либо из учеников, и тот приводит антоним к данному слову. Если ответ дан правильно, команде засчитывается очко. Отвечают члены команд по очереди. В случае, если слово не имеет антонима, руки поднимать не следует. Если кто-либо из членов команды поднял руку, на команду накладывается штраф (вычитается очко).

Слова для игры:

         Большой (маленький), много (мало), стакан, высокий (низкий), верблюд, веселый (грустный), дом, хорошо (плохо), часы, чай, конец (начало), свет (тьма), мел, я, длинный (короткий), ты, глубокий (мелкий), он, этот, левый (правый), голова, первый (последний), мы, верхний (нижний), острый (тупой), вы, железный, два, белый (черный), десятый, мокрый (сухой), кто, сладкий (горький), сто, трамвай, скупой (щедрый), троллейбус, Игорь, храбрый (трусливый), Волга, умный (глупый), который, чистый (грязный), он, золотой, рука, дорогой (дешевый), гора, смеяться (плакать), радоваться (грустить), самолет, здороваться (прощаться), поднимать (опускать), вода, нагревать (охладить), яблоко, глаза, труд (безделье), песня, правда (ложь), мир (война), шум (тишина), утюг, синий, мед, лед, друг (враг), правильно (неправильно), человечный (бесчеловечный).          

«Аукцион синонимов».

    На доске записываются слова: АРМИЯ, БЕЗГРАНИЧНЫЙ, БЛЕСТЕТЬ, СИЯТЬ, БОЙ, БОРОТЬСЯ, БУРЯ, БЫСТРЫЙ, ВОЗРАЖАТЬ, ГОРЯЧИЙ, ЖЕСТКИЙ, ИЗВЕСТИЕ, ИНТЕРЕСНЫЙ, КРАСИВЫЙ, КРИЧАТЬ, МАЛЕНИКИЙ, НЕКРАСИВЫЙ, НЕСЧАСТЬЕ, ПЛОХОЙ, ПРОЧНЫЙ, РАЗГОВАРИВАТЬ, СМЕЛЫЙ, ТРЕВОЖИТЬ, УМНЫЙ, УСТАТЬ.

     Учащиеся делятся  на две команды. Выбирают капитана. Учитель называет слова и представляет поочередно слово каждой из команд. Команда должна подобрать синоним к названному слову; потом право отвечать переходит к другой команде, которая тоже называет синоним к слову. И так работа над словом продолжается до тех пор, пока одной из команд не будет назван последний синоним к слову. За каждый правильноназванный синоним команда получает одно очко. Если названное слово не является синонимом к данному слову, то ответ команда не засчитывается.  А если в течение отведенного времени команда не успела назвать синоним, то она получает штрафное очко. Затем проводятся итоги игры: подсчитываются баллы.

«Заблудился».

    Учитель читает карточку. Прослушав, играющие должны догадаться, в каком слове «заблудился» звук, и поставить его на место. За каждый правильный ответ ученик зарабатывает одно очко. Победившим считается игрок, набравший большее количество очков.

    Учитель:    Неизвестно, как случилось,

Только звук-то заблудился:

Заскочил он в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Содержание карточек:

1.Закричал охотник:»Ой!

   Двери гонятся за мной!»    (Звери).

2. На виду у детворы

    Крысу красят маляры.       (Крышу).

3.

3. Куклу выронив из рук,

   Маша мчится к маме:

    - Там ползет зеленый лук

   С длинными усами.              (Жук).

4. Тает снег. Течет ручей.

    На ветвях полно врачей.     (Грачей).

5. Старый дедушка Пахом

    На козе скакал верхом.        (Коне).

6. Миша дров не напилил,

    Печку кепками топил.           (Щепками).

7. Сели в ложку  - и айда!

    По реке туда-сюда.               (Лодку).

8. На болоте нет дорог.

    Я по кошкам – скок да скок!   (Кочкам).

9. Говорят, один рыбак

    В речке выловил башмак,

    Но зато ему потом

     На крючок попался дом.         (Сом)

 

10. Мы собирали васильки,

      На головах у нас щенки.        (Венки).

11. На пожелтевшую траву

      Роняет лев свою листву.           (Лес).

12. Синеет море перед нами,

      Летают майки над волнами.      (Чайки).

13. Забодал меня котел

     На него я очень зол.                  (Козел).

14. Жучка будку не доела:

      Неохота, надоело…                    (Булку).

«Найди меня».

Учителем дается кроссворд, в котором надо найти спрятанное слово. Ученик, сумевший это сделать первым, считается победившим. В этом кроссворде надо заполнить горизонтальные строчки антонимами к словам СУХОЙ, НАЧИНАТЬ, ВЕТЕР, РЫХЛЫЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ, КОРОТКИЙ, СВЕТ, чтобы по вертикали прочитать

спрятанное там слово.

        Ключ:

 

   

     

в

л    

а

ж

н

ы

й

к    

о

н

ч

а

т

ь

з

а

т

и

ш

ь

е

п

л

о

т

н

ы

й

л

е

н

и

в

ы

й

д

л

и

н

н

ы

й

т

е

м

н

о

т

а

                 


«Кто больше знает слов».

   Цель игры – запоминание слов с трудными орфограммами. В ходе игры учащиеся должны по памяти записать слова, распределяя их по колонкам в соответствии с указанными учителем темами. Например:

Школа                                               Вокзал                                       Магазин

Директор,                                         билет,                                            вермишель,

кабинет,                                            перрон,                                         макароны,

вестибюль,                                        машинист,                                    винегрет,

оранжерея,                                        вагон,                                            ветчина,

компьютер,                                       светофор,                                      майонез,

экзамены,                                          тепловоз,                                       мармелад,

канцелярия,                                       электровоз.                                   шоколад,

аттестат.                                                                                                   кефир.

В ходе игры могут быть подобраны слова на такие темы: «Театр», «Зоопарк», «Морские животные», «Научные термины» и другие.

    Обучение правописанию наречий процесс длительный и сложный. Поэтому  очень важно, чтобы упражнения носили занимательный и развивающий характер. Предлагаю несколько вариантов игр, которые можно применить при изучении данной темы.

Игра «Пирамида».

Цель – развитие орфографической зоркости.

Задание. Постройте пирамиду из наречий, которые пишутся слитно.

Вариант 1.

                                           

                                 

   1. (На) распашку, (на) радостях                                              

2) (на) память, (на) изусть

3) (на) вкус, (на) лево

4) (в) пух, (в) низ

Ключ:

В

Н

И

З

Н

А

Л

Е

В

О

Н                                          

А

И

З

У

С

Т

Ь

Н                                

А

Р

А

С

П

А

Ш

К

У

Вариант 2.

                                           

                                 

1) (В) полоборота, (на) полуслове

2) (на) перебой, (на) выручку

3) (на) скаку, (на) вылет

4) (С) лета, (с) лева.

С

Л

Е

В

А

Н

А

В

Ы

Л

Е

Т

Н                                        

А

П

Е

Р

Е

Б

О

Й

В                                

П

О

Л

О

Б

О

Р

О

Т

А

Игра «7 клеточек».

Задания. Найдите наречия, которые пишутся раздельно. Заштрихуйте эти клеточки.

Вариант 1.

 В…обмен

Во…время

Во…всю

Во…век

В…обнимку

В…ничью

В…одиночку

В…обтяжку

В…насмешку

В…лево

В…миг

В…низ

В…меру

В…новь

Во..веки веков

Ключ:

Вариант 2.

 В…шестером

 В…упор

 В…срок

 В…ширь

В…тихомолку

В… шутку

 В…срок

В… смятку

В… рассрочку

В…полголоса

В… охапку

В… серьез

В… потемках

В… разброс

В…потьмах

Ключ:

                                                  Дидактическая игра.

Цель – проверить умение отличать наречие от других частей речи.

Учитель: А теперь давайте поиграем6 заполним кроссворд, вписав в него наречия.

1. Проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;

2. замуж, тягач, задач, могуч;

3. прочь, страж, тягуч, льешь,

4. наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;

5. училищ, вскачь, толочь, помощь;

6. молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;

7. настежь, передач, блестящ, бородач.

1

2

3

4

5

6

7

     

Ключ:

н

а

о

т

м

а

ш

ь

з

а

м

у

ж

п

р

о

ч

ь

н

е

в

т

е

р

п

е

ж

в

С

К

а

ч

ь

н

а

В

З

н

и

ч

ь

н

А

С

т

е

ж

ь

     

Игра «Редактор».

Ученикам необходимо заменить подчеркнутые наречия синонимичными фразеологизмами. Этот вид работы направлен на развитие речи.

Шел медленно пес Барбос

И вот что говорил невнятно:

«Мы жили с котом дружно,

Но внезапно он закон нарушил».

Теперь уйду я далеко,

Никогда не передам привета.

Вы дружбу дорого цените,

Необдуманно лишних слов не говорите.

Для справок:  на край света, душа в душу, черепашьим шагом, с бухты-барахты, во  веки вечные, себе под нос, как снег на голову, на вес золота.

   

Игра «Удивительные превращения».

    Замените деепричастия подходящими однокоренными наречиями.

    Не прерывая, не уставая,

    Не уклоняясь, не переставая,

    Не удерживая и не укрощая –

    Так годы проходят не останавливаясь.

   

   Ключ:

         

    Непрерывно, неустанно,

    Неуклонно, непрестанно,

    Неудержимо и неукротимо –

    Так годы проходят неостановимо.

                                                   Игра «Кто скорее».

Вариант 1.

    Учитель предлагает написать пять слов, в котором больше будет звуков, чем букв, и пять слов, в которых больше будет букв, чем звуков. Выигрывает тот, кто скорее выполнит задание.

Вариант 2.

    Учитель читает из орфографического словаря слова, начинающиеся на разные буквы; учащиеся находят их в словаре и поднимают руки. Побеждает тот, кто быстрее всех и больше всех найдет слов. Игру надо сочетать с записью слов. Учитель читает слова, а учащиеся быстро находят их в словарях, записывают в тетрадях, подчеркивают трудные орфограммы. Побеждает тот, кто без ошибок и больше запишет слов.

«Будь внимателен».

    Учитель читает сложноподчиненные предложения, а учащиеся поднимают руки, если в предложении главная и придаточная части связаны посредством союзных слов, и, напротив, не поднимают, если связь осуществляется с помощью союзов.

                                             Кто быстрее и правильнее?»

    На доске записаны предложения, а ученики подбирают к ним синтаксические омонимы.

Материал для игры:

1. Меня зовут Игорь.                                          Меня зовут, Игорь.

2. Ирина чай тоже любит.                                  Ирина, чай, тоже любит.

3. У нас один путь к победе.                              У нас один путь – к победе.

4. Ваше предложение должно быть принято.  Ваше предложение, должно быть, принято.

5. Как он уехал?                                                   Как, он уехал?

6. Что он сделал?                                                  Что, он сделал?

                                                  «Угадай слово или звук».

   Ребятам загадывается слово по морфологическим признакам, а они, в свою очередь, ищут его. Следует предупредить их о том, что данный предмет, допустим, находится в кабинете. Например:

1. Существительное, неодушевленное, нарицательное, не имеет формы единственного числа. (Ножницы, очки и любые слова, которые подходят под эту характеристику).

2. Звук, согласный, мягкий непарный, звонкий непарный. (Й)

3. Звук, согласный, твердый непарный, звонкий парный.  (Ж).

                                                           «Замени нас».

    Учащимся раздаются поровну карточки. Учитель выставляет красную карточку с основным значением фразеологизма, к которому каждый подставляет карточку с его синонимом. Если же таковой нет, можно выставить красную карточку с новым значением. Если же и такой нет, то очередь пропускается. Выигрывает тот, кто первым освободится от своих карточек.

Приложение к игре «Замени нас».

1. Попасть в неприятное, затруднительное положение.

  • Попасть впросак.
  • Попасть в ловушку.
  • Попасть в переплет.

2. Льстить, хвалить безмерно.

  • Петь дифирамбы.
  • Курить фимиам.
  • Возносить до небес.

3. Маленький, незначительный человек.

  • Мелкая сошка.
  • Последняя спица в колесе.
  • Божья коровка.

4. Быть на неправильном пути.

  • Катиться по наклонной плоскости.
  • Катиться под гору.
  • Пойти по скользкой дороге.
  • Сбиться с пути истинного.
  • Отбиться от рук.

5. Отгородиться от жизни.

  • Сидеть в четырех стенах
  • Уйти в свою скорлупу.
  • Вариться в собственном соку.
  • Отгородиться китайской стеной.

6. Проявить явную несообразительность.

  • Заблудиться в трех соснах.
  • Попасть пальцем в небо.
  • Искать вчерашний день.

7. Обмануть, ввести в заблуждение.

  • Втирать очки.
  • Кривить душой.
  • Пускать пыль в глаза.
  • Обвести вокруг пальца.

8. Выяснить, внести ясность.

  • Выставить на свет.
  • Приподнять завесу.
  • Поставить точки над И.
  • Открыть глаза.
  • Разжевать и в рот положить.

9. Пресмыкаться перед кем-либо.

  • Ходить на задних лапках.
  • Вилять хвостом.
  • Лизать пятки.
  • Ползать на четвереньках.

10. Жить за чужой счет.

  • Драть три шкуры.
  • Выжимать соки из кого-либо, тянуть жилы, пить чью-либо кровь.

Фрагмент урока в 5 классе.

    Пятый класс – переходный этап в жизни детей. Наша задача – это сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению .

Учебник «Русский язык. 5 класс».

Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова.

Изучение нового материала.

Тема «Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание».

Цель: 1. Раскрыть значение терминов СИНТАКСИС, СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА, ГРАММАТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ.

            2. Познакомить с грамматическим признаком словосочетаний.

Ход урока.

На доске записано:

Синтаксис. Заимствовано в 18 веке из греческого языка. Буквально значит- «построение, сочетание, порядок».

     Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

Учитель. Ребята, прочтите, пожалуйста, что означает слово «синтаксис». Это название раздела, который мы начинаем изучать. Как вы поняли. Нам с вами придется что-то сочетать и выстраивать в определенном порядке.

    В это время  в класс вбегают ученики. (Работа с ними была проведена заранее). У каждого на груди висит табличка (ватман) с определенным словом. То есть каждый ученик представляет собой слово.

Учитель.  Делает вид, что удивился. Вы кто.

Ребята. Мы – Слова.

Учитель. Вы чем-то расстроены?

Слово. Да. Но вначале пусть ребята ответят на вопрос: «Зачем нужны слова?»

Ученики. Чтобы общаться.

Слово. Но, наверно, недостаточно знать, что означает каждое слово в отдельности. Нужно уметь еще кое-что. Что?

Ученики (с помощью учителя) . Соединять слова.

Слово. Правильно. Но вот беда! Мы забыли не только то. Как предложение строится, но даже словосочетание образовать не можем. Помогите нам. Кстати, вы знаете, что такое словосочетание?

Ученики. Сочетания слов.

Учитель. Идите сюда Яркий и Листва. Выбранные слова выступают вперед.

- Ребята, листва может быть яркой?

Ученики. Да.

Учитель. Значит, по смыслу эти слова связать можно. Но чего-то здесь не хватает. Чего же?

Ученики с помощью учителя. Грамматической связи.

Учитель. Как нужно говорить правильно?

Ученики. Яркая листва.

Учитель. Правильно. (Меняет окончание –ий на –ая. Заранее приготовленный лист бумаги с написанными окончаниями прикрепляет скрепками к плакатику).

Учитель. А почему окончание –ая?

Ученики. Потому что слово листва имеет женский род.

Учитель. Значит, мы ориентировались по слову листва.  Оно является….

Ученики. Главным. А слово яркая -  зависимым.

Учитель записывает на доске:

                        Яркая листва (ж.р.).

Еще раз объясняет смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

Учитель. А что же сделать с остальными словами?

Слова. Составьте из нас предложение.

Ученики  (с помощью учителя). Построить слова в определенном порядке и связать их по смыслу и грамматически.

Они составляют предложение. Слова выстраиваются в нужном порядке. Учитель меняет. Где необходимо, окончания.

Получилось:

На яркой листве деревьев блестит роса.

Приступают к работе над словосочетанием.

Урок –соревнование в 9 классе.

(по русскому языку и литературе).

Учебник: «Русский язык 8 класс».

Авторы: М. М. Разумовская, П. Лекант.

Учебник: «Русская литература 9 класс».

Автор- Г.И. Беленький.

Цели:

  - закрепить орфоэпические навыки, орфографические навыки, повторить прочитанные по литературе произведения;

  - побудить интерес к изучению русского языка и чтению художественных произведений.

Ход урока.

1. 1. Слово учителя.

       - Ребята, сегодня я проведу с вами увлекательное соревнование, которое выявит ваши знания по русскому языку и литературе, и к тому же хочется вам показать, что эти  предметы вовсе не скучные, а интересные и очень нужные.

    ( В начале игры командиры 2 команд выбирают конверт с заданиями. Каждое задание - на отдельной карточке, пронумеровано).

                                      1-й тур - «Лингвистический»

1. Дайте парное соответствие мужского рода к женским названиям профессий.

           Доярка-

           Маникюрша-

           Стюардесса-

Машинистка-

Медсестра-

Свинарка-

Это задание выполняется всей командой.

2. Выходят по 1 представителю от каждой команды. Я называю существительное, а представители определяют их род.

(1-ое слово - первому, другое – второму).

                   георгин-        туфля-

         манжета-                          тюль-

                   вуаль-                                рояль-

                   лебедь-                              кофе-

                   забияка-                            соня-

Торты, звонит, каталог, договор, водопровод, намерение, эксперт, период, начался, иконопись.

Свекла, включит, квартал, дефис, газопровод, обеспечение, опто-вый, овен, диспансер, творог.

3.  Выполняется  3-е задание всей командой письменно. Расставить ударения.

4. Выходят к доске по 1 представителю из команд. – Поставьте слово в скобке в нужной форме:

1) Купить несколько (простыня)-

2) в углу стояло несколько (кочерга)-

1) не было (носки)-

2) купить пару (чулки)-

5. Образуйте сравнительную степень:

  Бойкий -

  Хлесткий -

  Плоский -

  Гладкий -

 Вязкий -

 Ломкий -

 Прыткий -

 Тяжкий -

5) над этим заданием работает вся команда. Нужно объяснить значение и происхождение следующих крылатых выражений:

Ахиллесова пята.

Танталовы муки.

Вавилонское столпотворение.

Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе.

2-й тур - «Литературный».

       Команде показать (инсценировать) отрывок из недавно прочитанного произведения (пантомиму; без слов). А другая команда должна угадать автора и произведение.

1.к. …, Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился на улице. Она показала ему цветы -и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?»- спросил он с улыбкою. «Продаю,- отвечала она. «А что тебе надобно?»- «Пять копеек». «Это слишком дешево. Вот тебе рубль,»- Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека,- еще больше закраснелась и, потупив глаза в землю. Сказала ему, что не возьмет денег».        

2к.    « На рассвете, в пятницу, в туманах,

         Стрелами по полю полетев,

         Смяло войско половцев поганых

И умчало половецких дев.

Захватили золота без счета,

Груду асканитов и шелков,

Вымостили топкие болота

Япанчами красными врагов.

А червленый стяг с хоругвью белой,

Челку и копье из серебра

Взял в награду Святославич смелый,

Не желая прочего добра».

2)       Написать маленький отрывок:

1 команде – в стиле, в духе классицизма.

2 команде - в духе сентиментализма.

3)   Распределите по канонам классицизма следующие жанры: трагедия, комедия, эпопея, сатира, ода, басня по группам:

         1 команда –высокий стиль.

         2 команда – низкий стиль.

4)  Вопрос-ответ. Право ответа принадлежит той команде, которая первая поднимет руку.

- Назовите авторов строк:

а)    Когда на трон она вступила,

       Как вышний подал ей венец,

       Тебя в Россию возвратила,

       Войне поставила конец…

б)    …-Так!- весь я не умру, но часть меня большая

       От плена убежать, по смерти станет жить…

в)   …Не внемлют! Видят-и не знают!

       Покрыты мздою очеса…

г)    …Девы готские у края

       Моря синего живут.

       Русским золотом играя,

       Бремя Бусово поют…

д)    …Открылась бездна, звезд полна;

         Звездами числа нет, бездна дна.

5) – Назовите представителей классицизма.

(Балл присуждается той команде, которая последней назовет представителя классицизма).

   б) Назовите всех действующих лиц комедии Фонвизина «Недоросль»  

3-й тур

         Команды заранее готовили иллюстрации к фразеологизмам. По рисунку команды должны угадывать, к какому фразеологизму принадлежит иллюстрации.

Учитель подводит итоги игры, отмечает наиболее отличившихся.

 

Список литературы:

1. Акишина А.А. Игры на уроках русского языка.- М.: Рус.яз.,1990.-93 с.

2. Бондаренко С.М. Урок-творчество учителя.- М.: Просвещение, 1974. -216 с.

3. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание: Пособие для учителей. – М.-Л.: Просвещение, 1966.-265 с.

4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. (материалы для внеклассной работы по русскому языку): Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1976.- 224 с.

5. Потиха З.А, Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1990.- 255 с.

6. Мережинская Е.К. Занимательная грамматика. – Киев: Радянська школа, 1964. -154 с.

7. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку.- М.: Просвещение, 1980. -208 с.

8. Успенский М.Б. Когда закончились уроки… Внеклассная работа по русскому языку в средних и старших классах национальных школ.- СПб.: Просвещение, 1992. 126 с.

9. Ушаков Н.Н., Суврова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.

10. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1990. – 359 с.

11.Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 1971.- 263 с.

12. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В.Петровского, М.Я.Ярошевского. – М.: Просвещение, 1985.-384 с.

13. Львов М.Р. Словарь справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов.- М.: Просвещение, 1960.-239 с.

14. Педагогический словарь в 2 томах. Т.1. -.6 Просвещение, 1960. -568 с.

Методическая разработка

          Питеркиной Татьяны Витальевны,

         учителя русского языка и литературы,

    МОУ «СОШ № 37 с углубленным

     изучением отдельных предметов

      г. Чебоксары», претендующей

     на первую квалификационную

    категорию

Ленинский территориальный отдел управления образования администрации

Г. Чебоксары

                   Игровые формы уроков

русского языка

Работу выполнила Питеркина Т.В., учитель

русского языка и литературы МОУ «СОШ № 37» с углубленным изучением

отдельных предметов г. Чебоксары»

Чебоксары, 2008.

Аттестационный материал

             претендента на  I  квалификационную

категорию

учителя русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 37 с углубленным

 изучением отдельных предметов

    г. Чебоксары»

Питеркиной Татьяны Витальевны

Содержание

                                                                                                                   Стр.

       Введение.

  1. Информационная карта ……………………………………….. 2.
  2. Образ желаемого результата……………………………………4.
  3. Условия реализации……………………………………………..5.
  4. Индикаторы результатов………………………………………..6.
  5. Риски и ограничения…………………………………………….7.                                  
  6. Приложение……………………………………………………...8.
  7. Список использованной литературы…………………………..31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. На современном этапе моделирования образовательного процесса уроков русского языка и литературы данные технологии занимают одно из в...

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных...

Игровые технологии на уроках русского языка

Материал представляет обзор игр, применяемых мной на уроках русского языка в 5, 6, 7 классах...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...