Конспект открытого урока по теме "Правописание предлогов"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Стёпина Татьяна Юрьевна

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_predlogfgos.docx36.62 КБ
Файл ya_predlog.pptx1.75 МБ
Файл samoanaliz_predlog.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 7. Учитель: Стёпина  Татьяна Юрьевна

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык. 7 класс», Москва, «Дрофа», 2010г., авторы:  М.М. Разумовская, С.И. Львова, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик.

Название раздела, темы. Служебные части речи. Предлог.

Тема урока: «Правописание предлогов» ( первый урок из трех).

Цели урока:

1.   Образовательные: – научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
– научить правильно писать производные предлоги;
– устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов;
– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую  зоркость.

3.   Воспитательные.: вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку,  воспитывать чувство уважения и любви к  Родине, природе,  чувство прекрасного, приобщить к живописи, совершенствовать читательский вкус.

4.  Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся, обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

5.Коррекционные: Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

 Планируемые результаты:

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  карточки с текстом, алгоритм;  словари русского языка (орфографический,  толковый);  музыкальные фрагменты (   );  репродукции картин

Методы обучения:

Репродуктивный (для формирования ЗУН. Знать правила слитного и раздельного написания предлогов.
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.
Формировать 
навык правильного употребления производных предлогов в речи).

Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.

Межпредметные связи:  музыка, изобразительное искусство, география, история.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Учитель:  - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш  урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»

Минутка приятных воспоминаний”. (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.)

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Откройте тетрадки, запишите число, кл/работа.

Включение в работу, самоопределение.

Мотивация к учебной деятельности

коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

 личностные:

самоопределение, установление связи  между целю учения и  ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные:

целеполагание

Учитель:  - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?

Прочтите предложения, вставьте буквы и объясните, почему одни и те же существительные имеют разные окончания?

В течении некоторых рек бывают опасные места: камни, мели, водовороты. Чтобы благополучно провести через них лодку, рулевой должен внимательно вглядываться в течение.

Орфографический диктант (работа в группах)- на карточках + слайд

Проверяем по слайду , объясняем.

-какие части речи присутствовали в диктанте?

Обучающиеся  делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык.

Существительные стоят в предложном и в винительном падеже

Обучающиеся  работают в группах, после чего сверяют с эталоном на доске.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний

В течение, в продолжение, в следствие любят превращаться в предлоги.

Поэтому внимание! Перед нами существительные-перебежчики! Когда эти существительные переходят в предлоги, то такие предлоги как мы называем? (Производными.)

Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Запишите тему урока: “ Правописание производных предлогов”.

Как вы думаете, что нам необходимо сегодня сделать, чтобы изучить эту тему?

Вспомните, что такое предлог?

Какие бывают предлоги?

(слайд 5)

Какие предлоги мы называем производными?

Работа со словами, поиск цели урока, формулирование темы.

Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)

постановка и решение проблемы:   формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска;

коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные:  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов?

Прежде всего, по смыслу.

Предлог обязательно включается в падежный вопрос.

Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.

Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы, они всегда оканчиваются на е. Предлоги в течение, в продолжение – синонимы, их можно заменять друг другом, они имеют временное значение.

Работа с правилом в учебнике

п. 28 на с.155

Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.

  1. А там, (в)течени… реки,
    Где воды были глубоки,
    (В)течени… недели
    Образовались мели.(В.м.- берегите воду!)
  2. А (в)продолжени… романа
    Пройдет рассказ о дальних странах,
    Где (в)продолжени… трех лет
    Скитался сосланный поэт.

Поиск ответа, составление алгоритма.

Самостоятельная работа с правилом в учебнике

Самостоятельная  работа с алгоритмом, комментарии.

Физкультминутка+

Упражнения на релаксацию

Упражнение «Лимон»

Повторяют движения

Первичное закрепление

познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические: анализ объектов  с  целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция,  

контроль (сличение знаний с эталоном)

Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.

(В)следстви… вкралась ошибка, (в)следстви… которой (в)последстви… под подозрение оказался невиновный человек.

Работа в парах.  Слайд 6

(1 предложение выполняем все вместе.)

Игра “Корректор”( в парах)

Помните, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду вылавливать ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами.

1) В течении нескольких дней шли проливные дожди. (в течение.)

2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие.)

3) В продолжении ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение.)

4) В течение сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад.

Выявление особенностей правописания производных предлогов.

Обращаются к толковому словарю (корректор),

Вылавливают ошибки

Самостоятельная работа с самопроверкой

коммуникативные: управление поведением партнера

Итоговое задание тест “Проверь себя”.

Затем взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.

  1. На месте точек пишется и:
    А. идти в течени… дня
    Б. вследстви… невнимания
    В. в течени… реки пороги
    Г. занимался в продолжени… года
  2. На месте точек пишется е:
    А. эти герои действуют в продолжени… романа
    Б. трудно отыскать ошибку в следстви…
    В. вспомнили об этом впоследстви…
    Г. смотрел на него в течени… минуты
  3. Пишется слитно:
    А. (в) течение получаса
    Б. (в) продолжение дня
    В. (в)следствие засухи
    Г. (в)следствии допущена ошибка
  4. Пишется слитно:
    А. обнаружить (в)последствии недочет
    Б. включить (в)следствие
    В. (в)течение многих лет
    Г. (в)продолжении романа

1-В, 2-Г, 3-В, 4-А.

Поставьте оценку: 0 ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”.

Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3?

Работа (устно) с упр.339

(используя предлоги СЛАЙДА 7)

Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль.

Обращение к  орфографическим словарям во время работы

Развитие речи, воображения

Включение в систему знаний и повторение

познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,

логические: выведение следствий

Песчаная коса сильно вдавалась в течение реки.

( синтакс.разбор)

Лексика- песчаная коса

Фонетика- найди слова, в которых звуков больше, чем букв( и наоборот). Объясни выбор

Морфемика+ морфология- вдавалась.

Работа с репродукциями картин, объединенными темой «Русская зима»

( составление с\с)- связь с ИЗО, историей. Воспитательный момент: больше времени уделять прогулкам, общению с друзьями…

- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

Выводы- слайд 14

Лексическая работа, синтаксический разбор, элементы фонетического, морфемного, морфологического разборов.

Расширение кругозора с помощью обращения к музыке и изобразительному творчеству.

Составляют словосочетания и предложения о зиме.

Рефлексия деятельности

коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,

личностные: самоопределение

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я  узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…

Выбор смайлика( 1 из 3)

Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.

Задание на дом

регулятивные:  саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.

коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

  1. Тест;
  2. Мини- сочинение «Русская зима»;
  3. Упр. 340.

 Всем выучить таблицу «Написание предлогов»

слайд16

Восстановление учебной мотивации.

Домашнее задание. Тестирование (письменно на готовых карточках).  

      1.Что выражает предлог как часть речи:

А) оттенки              Б) зависимость одного слова от другого;        В) чувства;        Г) настроение.

2. Укажите производный предлог:

А) через полчаса       Б) ввиду недостатка времени;        В) пришел из школы;          Г) цветок перед окном.

3. Найдите непроизводный предлог:

А) в продолжение;

Б) около;

В) вдоль;

Г) навстречу.

4. Укажите предлог, имеющий пространственное значение:

А) в течение;

Б) вследствие;

В) сквозь;

Г) относительно.

5. Укажите предлог, имеющий значение причины:

А) накануне;

Б) вокруг;

В) из-за;

Г) под.

6. Укажите предлог, имеющий значение цели:

А) относительно;  Б) в ходе;   В) из-за; Г) для.

7. Укажите составной предлог:

А) по;  Б) за;  В) согласно;  Г) в течение.

8. Укажите предлог, образованный от наречия:

А) посредством;   Б) поверх;  В) невзирая;   Г) за счет.

9. Укажите предлог, образованный от деепричастия:

А) в течение;  Б) наподобие;    В) мимо;   Г) благодаря.

10. Укажите предлог, образованный от существительного:

А) спустя;  Б) позади;      В) насчет;       Г) включая.

Упражнение «Лимон»

Перед началом упражнения займите удобное положение. Желательно откинуться на спинку кресла или стула, ноги опустить на пол. Руки либо положите на колени, либо оставьте свободно свисать в воздухе. Глаза обязательно нужно закрыть и не открывать их до конца упражнения (данная рекомендация  относится и к этому, и ко всем последующим пунктам). Это поможет вам лучше сконцентрироваться, почувствовать свое тело.

Теперь максимально расслабьтесь и представьте, что в вашей правой руке вы держите целый лимон. Сожмите его изо всей силы! Сжимайте так, будто бы хотите выжать из него как можно больше сока. Почувствовав достаточное напряжение в руке и ладони, выброси лимон. Затем мысленно представьте другой, еще более свежий целый лимон. Повторите с ним то же самое, сжимая еще сильнее, чем первый раз, затем энергично выроните его. Процесс выдавливания лимонного сока до капельки повторите для левой руки. Только после окончания этого упражнения для релаксации можно открывать глаза.

Таблица написания предлогов.            Предлоги

Через дефис

Слитно

Раздельно

Из-за, из-под, по-за, по-над.

Ввиду (= из-за) = вследствие, вроде = наподобие, вместо – взамен, насчёт (= о); отнаречные: вдогонку, напротив, вслед, навстречу, наперекор, и т. п.; несмотря на, невзирая на                  

В  виде,   в  течение  = в продолжение, в заключение, за счёт, по мере, в связи с, в отличие от; не считая.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог Стёпина Татьяна Юрьевна Урок русского языка в 7 классе

Слайд 2

В течени и некоторых рек бывают опасные места: камни, мели, водовороты. Чтобы благополучно провести через них лодку, рулевой должен внимательно вглядываться в течени е .

Слайд 3

Правописание предлогов

Слайд 4

Цели. Повторить разряды предлогов по происхождению, познакомиться с правописанием производных предлогов. Совершенствовать навык различения производных предлогов и других частей речи. . Правописание предлогов

Слайд 5

По происхождению предлоги бывают непроизводные производные В, на, за, из-за, из-под, по-над, из, под, у, от и т.д. Ввиду, вследствие, навстречу,вроде, несмотря на и т.д.

Слайд 6

А там, (в) течени … реки, Где воды были глубоки, (В) течени … недели Образовались мели. Омонимы?

Слайд 7

( В) следстви … снежных заносов уроки отменили. 2.Разговор нужно отложить (в)виду предстоящего отъезда . 3 . Придётся тебе подежурить (в)место меня . 4.Туристы, (не)смотря на погоду, ушли в поход. 5. О судьбе героя можно узнать ( в) продолжени … повести. 6 . Я пришёл узнать (на)счёт подарков. Выпиши производный предлог, обозначь орфограмму

Слайд 8

Слитно Вследствие(=по причине) Вроде (=подобно) Наподобие (=подобно) Вместо(=за) Насчет(=о) Ввиду(=из-за) Несмотря на(=вопреки) Раздельно В течение В продолжение В целях (=для) Со стороны (=от) По причине (=для) В заключение(=в итоге ) Правописание производных предлогов.

Слайд 9

Предлоги Учиться в течение года Остаться вследствие непогоды Ехать в продолжение часа Говорить насчет похода Пойти вместо друга Не успеть ввиду опоздания Сделать, несмотря на трудности Повороты в течении реки В следствии по делу о краже Читайте в продолжении романа Перевести на счет в банке Успеть в место сбора отрядов. Имейте это в виду Не смотря на прохожих Различайте! Другие части речи

Слайд 10

Двигаться (в) переди колонны, спешить (на)встречу опасности, ( в) течение года , перевести деньги (на)счёт в банке, поговорить (на)счёт экзаменов; ( не) смотря на доску, решил задачу; ( в)следствие непогоды,

Слайд 11

Двигаться впереди колонны, спешить навстречу опасности, в течение года, перевести деньги на счёт в банке, поговорить насчёт экзаменов ; не смотря на доску, решил задачу; вследствие непогоды

Слайд 15

Повторили разряды предлогов по происхождению, познакомились с правописанием производных предлогов. Совершенствовали навык различения производных предлогов и других частей речи. Выводы по уроку

Слайд 17

1. $ 28 . Тест 2 . $ 28. Упр. 340 3. Составить и записать текст из 7 предложений на тему «Русская зима!» ( с предлогами). Домашнее задание

Слайд 18

Спасибо ! Удачи во всём!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка «Правописание предлогов» 7 класс.    Учитель Стёпина Т.Ю.

  1. Урок проводился в 7 классе. Учащиеся этого класса со средней степенью обученности .  Ребята    активны, работоспособны,  самостоятельно выполняли творческие и практические задания.
  2. Место урока в цикле темы. Это был первый  урок . Всего же на данную тему отводится 3 часа. Осуществлялась связь урока с предыдущим: «Предлог как часть речи. Разряды предлогов.»
  3. Тип урока. Освоение нового материала

Цель  урока: формировать умение выбирать слитное и раздельное написание производных предлогов; совершенствовать умение отличать производные предлоги от их омофонов и грамматических омонимов.

Задачи:

- обучающие: повторить классификацию предлогов по строению и происхождению; познакомить с принципами правописания производных предлогов; содействовать формированию языковой компетенции по теме.

- развивающие (метапредметные): закрепить  умения анализировать и обобщать через сравнение омофонов и грамматических омонимов; развить умения систематизировать и классифицировать; развить познавательный интерес к родному языку; развить коммуникативную компетенцию через организацию диалога в парах; развить интеллектуальные способности средствами ИКТ; сформировать умения работать с различными видами информации.

- воспитательные (нацеленные на личностное развитие): формировать познавательную активности учащихся, воспитать собственную информационную культуру; воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи через организацию работы в малых группах; воспитать бережное отношение  к своему здоровью, природе, интерес  (м. б. , уважение) к истории, живописи.

   Формы работы учащихся: коллективная, парная, индивидуальная.

Оборудование урока: 1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

                                        2. Презентация.

                                       3. Раздаточный материал (тесты на печатной основе).

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2.Подготовка к восприятию нового. Актуализация имеющихся знаний.

3.Целеполагание. Постановка проблемного вопроса.

4.Изучение нового материала.

5.Закрепление  нового материала.

6.Домашнее задание.

7.Рефлексия. Подведение итогов урока.

Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный с применением презентации, частично-поисковый, исследовательский в виде работы с  таблицами.

 Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся. Мой рассказ  с применением слайдов презентации способствовали активизации учащихся, были самыми эффективными из всех использованных методов.

Содержание урока соответствует программе и целям урока. Для создания психологического настроя на уроке была использована динамическая пауза, материал которой был тесно связан с предметом- музыкой («Прекрасное-далёко»). Для актуализации знаний, определения  темы, целей  урока изучения нового материала  мною была подготовлена презентация,  которая позволила в доступной и наглядной форме объяснить новый материал.  После выполнения задания учащиеся анализировали и объясняли полученный результат,  делали выводы. Также для этапа закрепления знаний использовалось тестирование учащихся, правильность выполнения которого осуществлялась взаимопроверкой. Домашнее задание(по выбору) было зафиксировано на слайде презентации. Рефлексия и подведение итогов урока осуществлялись  на каждом этапе урока. Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся, развитию интереса к учению; мотивировал  учащихся на дальнейшее, более глубокое освоение предмета; помогал учащимся  осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Организация учебной работы на уроке 

Осуществлялась постановка учебной задачи на этапе изучения нового материала, сочетались разные формы работы: индивидуальная, групповая, классная. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы.  Были подведены итоги каждого этапа и всего урока. Осуществлялось чередование разных видов деятельности.

Система работы учителя

Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Моя речь  была грамотной, доступной, точной, содержательной, выразительной и эмоциональной.

Система работы учащихся

Учащиеся были активны и организованны на всех этапах урока, были доброжелательны к учителю; показали умения творчески применять знания, умения и навыки, самостоятельно делать выводы, проводить исследовательскую работу.

Общие результаты урока

План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитывающие , развивающие цели урока. Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивались целостность и завершенность урока. Я считаю, что урок достиг своей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Конспект открытого урока по русскому языку "Предлоги. Закрепление знаний"-26.01.2021

Письмо и развитие речиТема урока: Предлоги. Закрепление знаний. Тип урока. Урок закрепления полученных знаний.Цель: закрепить знания обучающихся о предлогах, о раздельном написании предлогов со с...

Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока

Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...

Конспект открытого урока-обобщения по теме "Предлог"

Представлен материал для открытого урока-обобщения по теме "Предлог" (конспект урока и рабочие листы)....