Теоретический материал по русскому языку в таблицах (синтаксис и пунктуация)
консультация по русскому языку по теме

Бахтин Сергей Федорович

Русский язык в таблицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Синтаксис и пунктуация71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Синтаксис

Члены предложения

Части речи

Подлежащее   -  кто?   что?

Сказуемое  - что делает предмет?

=========   что с ним  происходит?                                       каков (какой) он?  что он такое? кто он такой?      

  Дополнение – вопросы косвенных                                

- - - - - - - - - - падежей (Р.п кого? чего? Д.п.кому?чему?;  В.п. кого?что?

 Т.п. кем?чем?   П.п. о ком? О чем?)

 Определение – какой? какая? какое? 

~~~~~~~~~~~    какие?  какие? чей?                      чья? чьё? чьи?            

Обстоятельство -  где? куда? зачем?                

-.- .- .-. -. -. - .-  откуда? почему? как?  когда? отчего?    как долго?            

Приложение – опр - е, выпаженное сущ. (второе название)       

Самостоятельные части речи.

Существительное – кто? что? (правда)

Прилагательное- какой? чей? (добрый)

Глагол - что делать? что сделать? (рисует)

Числительное - сколько?который?какой?(семь, седьмой, семеро)

Местоимение – кто? что? какой? чей?(я, он, мой, каждый, несколько)

Наречие – где? куда? зачем? откуда? почему? как? когда?   (завтра, плохо, назло, вскачь)                  

 Причастие – какой? (думающий, нарисованный, решаемый);

деепричастие –что делая? что сделав?(думая, нарисовав)  

 Служебные части речи.

Предлог – из, на, перед, между, об, над, в, за, до, через, около, о

Союз –  сочинительные: а, и .но, да, зато, однако, также, тоже, или, либо, то..то, не только…но и, как…так и… подчинительные: что, когда, потому что, если, хотя, как, будто, словно, точно, чтобы, пока, лишь, раз, …

Частица – не, ни, бы(б), ли(ль), же(ж), разве, даже, ведь, только, неужели, вот, и, что за, именно, как, да, давай, пусть, пускай..

Теория

примеры

1.Типы связей в словосочетании. Согласование – зависимое слово (ЗС) – прилаг., прич. в полной форме, порядковое числит, м.-прилагательное.

Управление – ЗС – сущ, колич. числит, м.-сущ.

Примыкание – ЗС – (неизм. слова) –наречие, деепри – ча стие, инфинитив, сравн. степень прил. и наречия

Доброго дня, летящему шару, шестой дом, каждый человек.

Недалеко от дома, иду к нему, прибавить к трем

Чтение вслух, шли разговаривая, попросил остаться, летящий выше.

Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания); распространенные [~ -- = ] // нераспростр. [ -- =  ];

Двусоставные [ -- =] // односотавн. [-- ] или [ == ] ;

Простые [--= ] //  сложные [--= ], и  [--=  ]

Вчера шел снег.     Шел снег.

Нступила зима.  Зима. Тихо и пустынно.

Односоставные:          [ --  ] – назывное;  

 [ = ] определенно-личное (глагол в 1,2 лице ед.,мн.ч. наст. и буд. Вр,);   [ = ] неопределенно-личное (глагол в 3 лице мн.ч,  в Прош. Вр. Мн.ч.);           [ = ]  безличное (действие происходит само по себе, без действ. лица)

Какая тишина! Вот и зима.

Смотрю в сторону. Уже уходишь? Молчим.

За стеной стучат.  Нам прислали документы.

Уже светает. Нездоровится мне. Нам было грустно. Уехать бы отсюда. Нет причин грустить.

Тире мtежду – и ==:  сущ – сущ.; сущ. – инф.; инф. – сущ.;

Инф. – инф.;  числ. – числ.; сущ. – числ.; сущ. – это, вот  сущ

Не ставится: сущ  как, будто, словно, что  сущ,;  сущ  не сущ

Наша задача – учиться. Жить – Родине служить.

Дважды два – четыре.

Река как зеркало.  Бедность не порок.

Простые могут быть осложнены: обращением, вводными словами, однородными чл.  предл. и обособленными чл пр.

Обращение   называет. того, к кому обращаются с речью, выражено сущ. в И.п, не явл-ся членом предложения. Может быть распространенным.   [ О, ] .   [ ,О,  ]   [  ,О ].    [О!  ]. 

Ты, солнце святое, гори.   Теперь куда меня ты вынес, океан?  Андрей Иванович!  Вернитесь на место!

Вводные слова –выражают степень уверенности, чувства, источник сообщения, порядок мыслей, оценка происходящего и т.д. Не явл-ся чл. предложения.

[++,  ]   [  ,+++,  ]   [   ,+++ ]

Вы, значит, простили его?  Понять – значит простить.  Он, может быть, остановится? Он может быть жестоким. Им, фактически, не помогали. Фактически это возможно.

Однородные члены предложения (ОЧП)– отвечают на один вопрос, относятся к одному и тому же слову, произносятся с интонацией перечисления.

Знаки препинания: [ О, О, О ], [ О, а О ], [ О, и О, и О ]. [ О, а О ],  [ как О, так и О ]   [не только О, но и О ]                                    НО!    [ О и О ];    [ О или О ] ;  [ О да(=и) О ]  

 При  ОЧП могут быть обобщающие слова.: [ О: О, О ],

 [ О, О - О];  [О: О, О - …]

Мал, да удал.  Поеду в Крым или на Кавказ.  Поеду или в Крым, или на Кавказ.  Представлены как картины, так и скульптуры. Не то досада, не то страх были на лице.

Цветы:  розы, гладиолусы, тюльпаны - росли в саду.         В лесу, в поле - всюду было тихо.

Всегда обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом, существительным с предлогом несмотря на

Не обособляются одиночные наречия, образованные от деепричастия  и фразеологические обороты.

Месяц, золотясь, спускался вниз.   Дубов, сидя на скамейке, разбирал свой наган.    Несмотря на ранний час, улицы были полны народу.

Шутя справился с задачей. Работал не покладая рук.

Обособляются определения (согласованные), выраженные причастным оборотом, одиночным прилагательным, прилагательным с зависимыми словами, если  

* относятся к личному местоимению, [л.м., ~~~~, ]

* стоят после определяемого слова, [сущ, ,~~~~~~,]

* перед определяемым словом, но со значением причины.

* отделены от определяемого слова другими словами

Убаюканный надеждами, он крепко спал.

Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем.

Привлеченные светом, бабочки прилетели к фонарю. [ ~~~~~~, сущ]

Приложения (определения, выраженные сущ., которое дает ему второе название).  (Одиночное приложение часто пишется через дефис – чайки-рыболовы, Москва-река).  Условия обособления  приложений  такие же, как и определений  (см.выше).Кроме того, обособл-ся  приложения

* [сущ, по имени, по фамилии ~~~, ]

* [сущ, как (причина)~~~~, ] , НО  [ сущ как ( в качестве) ~~  ]

* [ сущ  --  ~~~~~~   ] ( в конце предложения)

 Он, упрямец, ничего не хочет слышать. Его тетушка,. болтливая старушка,. любила пить чай. Упрямец во всем, Илья был упрямцем и в учении

Его приятель, по прозвищу Жук, был очень силен.

Ответ рассматривался как согласие. Андрей, как человек осторожный, никому на говорил о планах.

Сложные предложения  делятся на СС, СП, БС.

 Сложносочиненные (простые связаны сочинительными союзами, равноправны по смыслу): [   ], и ,да, или.. [   ],

   [--= ],   [тоже, также--=  ] ;  то, (ни) [--= ], то, (ни)  [--=  ]  ;  

[--= ] -- [ быстрая смена событий, неожиданные результат]

[Общие член предлож. или вводное слово,  ]  и  [--=  ]

Нас зовут. и мы идем ужинать.  Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

Треск разрываемой рубахи – и Гаврила лежал на песке.

По улицам шли прохожие и проносились машины.

Сложноподчиненные  (простые  связаны подчинительными союзами, союзными словами; одно предл-е подчиняется по смыслу другому: [главное], (придаточное).  Союзные слова – это относительные местоимения и вопросительные наречия (явл-ся членами предложения в отличие от союзов).

Виды придаточных: определительные  (какой? Чей?)

Изъяснительные (вопросы всех падежей). Обстоятельственные (где?  когда? :куда? зачем? откуда? как? почему? и др.)

Типы подчинения:  последовательное  [ -= ],  (когда  ), (где)

Параллельное  ( когда  ),  [  -=  ],  ( что    )

Однородное     [  - = ], (куда    ),  ( что   )

Знаки препинания:  * [      ], (     );   * (    ), [    ];    * [ , (    ),  ]

* при однородном подчинении  [    ], (что   )  и  (      )

* [  ], (что,  (если   ),   ),  НО  [  ], (что   (если   ),  то , так, но)

[Мне показалось], (что рядом кто-то плачет).

[Книгу,  (которую ты мне дал),  я прочел ].

(Если сестра еще не спала), [я обязательно заходил к ней].

[Была ночь ], (когда я вышел на улицу из дома), (где в кругу близких читал свой рассказ).

(Когда шлюпка направилась к берегу),  [мы  увидели],(что из деревни бросились бежать люди).

[Мы сидим сиротливо и не знаем], (куда поплывем) и (что нас ожидает в будущем).

[Старик предупредил], (что, (если погода не улучшится), о рыбалке нечего и думать)

[Старик предупредил], (что (если погода не улучшится), то о рыбалке нечего и думать)

Бессоюзные(простые связаны интонаци- ей и по смыслу. Знаки препинания:

[     ], [    ] перечисление  (и)

Улицы пусты, тиха Москва, город просыпается едва-едва.

 [     ]; [    ] перечисление  (и)

Утро было славное, свежее;со всего неба сыпались песни жаворонков

*[     ]: [причина]     (потому что)

Всю дорогу молчали: говорить мешала тряская езда.

 [     ]: [ дополнение]  ( и увидел, и услышал  + что)

Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь

 [     ]: [ пояснение]   (а именно) 

Лошади сильно истомились: они еле передвигали ноги и шатались

*[     ] -[ противопоставление]

                         (а, но)

Дождь перестал – небо по-прежнему было сумрачное

[условие, время]-[    ](когда, если)

Вы улыбнетесь – мне отрада.

[     ] - [следствие] (так что)

Замела метель дорожки – пробираться нелегко.

[     ] -[быстрая смена событий]

Дунул ветер–все дрогнуло, ожило, засмеялось.

[     ]-[сравнение ](словно, будто)

Посмотрит – рублём подарит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....

Урок русского языка 5 класс «Синтаксис и пунктуация»

Конспект урока по русскому языку5 класс Тема: «Синтаксис и  пунктуация». Форма проведения: игра «Счастливый случай» Оборудование:1. Наглядные пособия (интерактивная доска, ноутбук)...

Презентация к уроку русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока в 5классе...

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Контрольная работа № 2 по русскому языку по теме "Синтаксис и пунктуация ". 6 класс.

Контрольная работа  по русскому языку в 6 классе по теме "Синтаксис и пунктуация". УМК под редакцией С.И. Львовой....

Презентация по русскому языку 5 класс "Синтаксис и пунктуация"

Презентация содержит теоретический материал, позволяющий легко и доступно объяснить тему....