Главные вкладки

    Теоретический материал по русскому языку в таблицах (синтаксис и пунктуация)
    консультация по русскому языку по теме

    Бахтин Сергей Федорович

    Русский язык в таблицах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Синтаксис и пунктуация71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Синтаксис

    Члены предложения

    Части речи

    Подлежащее   -  кто?   что?

    Сказуемое  - что делает предмет?

    =========   что с ним  происходит?                                       каков (какой) он?  что он такое? кто он такой?      

      Дополнение – вопросы косвенных                                

    - - - - - - - - - - падежей (Р.п кого? чего? Д.п.кому?чему?;  В.п. кого?что?

     Т.п. кем?чем?   П.п. о ком? О чем?)

     Определение – какой? какая? какое? 

    ~~~~~~~~~~~    какие?  какие? чей?                      чья? чьё? чьи?            

    Обстоятельство -  где? куда? зачем?                

    -.- .- .-. -. -. - .-  откуда? почему? как?  когда? отчего?    как долго?            

    Приложение – опр - е, выпаженное сущ. (второе название)       

    Самостоятельные части речи.

    Существительное – кто? что? (правда)

    Прилагательное- какой? чей? (добрый)

    Глагол - что делать? что сделать? (рисует)

    Числительное - сколько?который?какой?(семь, седьмой, семеро)

    Местоимение – кто? что? какой? чей?(я, он, мой, каждый, несколько)

    Наречие – где? куда? зачем? откуда? почему? как? когда?   (завтра, плохо, назло, вскачь)                  

     Причастие – какой? (думающий, нарисованный, решаемый);

    деепричастие –что делая? что сделав?(думая, нарисовав)  

     Служебные части речи.

    Предлог – из, на, перед, между, об, над, в, за, до, через, около, о

    Союз –  сочинительные: а, и .но, да, зато, однако, также, тоже, или, либо, то..то, не только…но и, как…так и… подчинительные: что, когда, потому что, если, хотя, как, будто, словно, точно, чтобы, пока, лишь, раз, …

    Частица – не, ни, бы(б), ли(ль), же(ж), разве, даже, ведь, только, неужели, вот, и, что за, именно, как, да, давай, пусть, пускай..

    Теория

    примеры

    1.Типы связей в словосочетании. Согласование – зависимое слово (ЗС) – прилаг., прич. в полной форме, порядковое числит, м.-прилагательное.

    Управление – ЗС – сущ, колич. числит, м.-сущ.

    Примыкание – ЗС – (неизм. слова) –наречие, деепри – ча стие, инфинитив, сравн. степень прил. и наречия

    Доброго дня, летящему шару, шестой дом, каждый человек.

    Недалеко от дома, иду к нему, прибавить к трем

    Чтение вслух, шли разговаривая, попросил остаться, летящий выше.

    Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания); распространенные [~ -- = ] // нераспростр. [ -- =  ];

    Двусоставные [ -- =] // односотавн. [-- ] или [ == ] ;

    Простые [--= ] //  сложные [--= ], и  [--=  ]

    Вчера шел снег.     Шел снег.

    Нступила зима.  Зима. Тихо и пустынно.

    Односоставные:          [ --  ] – назывное;  

     [ = ] определенно-личное (глагол в 1,2 лице ед.,мн.ч. наст. и буд. Вр,);   [ = ] неопределенно-личное (глагол в 3 лице мн.ч,  в Прош. Вр. Мн.ч.);           [ = ]  безличное (действие происходит само по себе, без действ. лица)

    Какая тишина! Вот и зима.

    Смотрю в сторону. Уже уходишь? Молчим.

    За стеной стучат.  Нам прислали документы.

    Уже светает. Нездоровится мне. Нам было грустно. Уехать бы отсюда. Нет причин грустить.

    Тире мtежду – и ==:  сущ – сущ.; сущ. – инф.; инф. – сущ.;

    Инф. – инф.;  числ. – числ.; сущ. – числ.; сущ. – это, вот  сущ

    Не ставится: сущ  как, будто, словно, что  сущ,;  сущ  не сущ

    Наша задача – учиться. Жить – Родине служить.

    Дважды два – четыре.

    Река как зеркало.  Бедность не порок.

    Простые могут быть осложнены: обращением, вводными словами, однородными чл.  предл. и обособленными чл пр.

    Обращение   называет. того, к кому обращаются с речью, выражено сущ. в И.п, не явл-ся членом предложения. Может быть распространенным.   [ О, ] .   [ ,О,  ]   [  ,О ].    [О!  ]. 

    Ты, солнце святое, гори.   Теперь куда меня ты вынес, океан?  Андрей Иванович!  Вернитесь на место!

    Вводные слова –выражают степень уверенности, чувства, источник сообщения, порядок мыслей, оценка происходящего и т.д. Не явл-ся чл. предложения.

    [++,  ]   [  ,+++,  ]   [   ,+++ ]

    Вы, значит, простили его?  Понять – значит простить.  Он, может быть, остановится? Он может быть жестоким. Им, фактически, не помогали. Фактически это возможно.

    Однородные члены предложения (ОЧП)– отвечают на один вопрос, относятся к одному и тому же слову, произносятся с интонацией перечисления.

    Знаки препинания: [ О, О, О ], [ О, а О ], [ О, и О, и О ]. [ О, а О ],  [ как О, так и О ]   [не только О, но и О ]                                    НО!    [ О и О ];    [ О или О ] ;  [ О да(=и) О ]  

     При  ОЧП могут быть обобщающие слова.: [ О: О, О ],

     [ О, О - О];  [О: О, О - …]

    Мал, да удал.  Поеду в Крым или на Кавказ.  Поеду или в Крым, или на Кавказ.  Представлены как картины, так и скульптуры. Не то досада, не то страх были на лице.

    Цветы:  розы, гладиолусы, тюльпаны - росли в саду.         В лесу, в поле - всюду было тихо.

    Всегда обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом, существительным с предлогом несмотря на

    Не обособляются одиночные наречия, образованные от деепричастия  и фразеологические обороты.

    Месяц, золотясь, спускался вниз.   Дубов, сидя на скамейке, разбирал свой наган.    Несмотря на ранний час, улицы были полны народу.

    Шутя справился с задачей. Работал не покладая рук.

    Обособляются определения (согласованные), выраженные причастным оборотом, одиночным прилагательным, прилагательным с зависимыми словами, если  

    * относятся к личному местоимению, [л.м., ~~~~, ]

    * стоят после определяемого слова, [сущ, ,~~~~~~,]

    * перед определяемым словом, но со значением причины.

    * отделены от определяемого слова другими словами

    Убаюканный надеждами, он крепко спал.

    Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем.

    Привлеченные светом, бабочки прилетели к фонарю. [ ~~~~~~, сущ]

    Приложения (определения, выраженные сущ., которое дает ему второе название).  (Одиночное приложение часто пишется через дефис – чайки-рыболовы, Москва-река).  Условия обособления  приложений  такие же, как и определений  (см.выше).Кроме того, обособл-ся  приложения

    * [сущ, по имени, по фамилии ~~~, ]

    * [сущ, как (причина)~~~~, ] , НО  [ сущ как ( в качестве) ~~  ]

    * [ сущ  --  ~~~~~~   ] ( в конце предложения)

     Он, упрямец, ничего не хочет слышать. Его тетушка,. болтливая старушка,. любила пить чай. Упрямец во всем, Илья был упрямцем и в учении

    Его приятель, по прозвищу Жук, был очень силен.

    Ответ рассматривался как согласие. Андрей, как человек осторожный, никому на говорил о планах.

    Сложные предложения  делятся на СС, СП, БС.

     Сложносочиненные (простые связаны сочинительными союзами, равноправны по смыслу): [   ], и ,да, или.. [   ],

       [--= ],   [тоже, также--=  ] ;  то, (ни) [--= ], то, (ни)  [--=  ]  ;  

    [--= ] -- [ быстрая смена событий, неожиданные результат]

    [Общие член предлож. или вводное слово,  ]  и  [--=  ]

    Нас зовут. и мы идем ужинать.  Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

    Треск разрываемой рубахи – и Гаврила лежал на песке.

    По улицам шли прохожие и проносились машины.

    Сложноподчиненные  (простые  связаны подчинительными союзами, союзными словами; одно предл-е подчиняется по смыслу другому: [главное], (придаточное).  Союзные слова – это относительные местоимения и вопросительные наречия (явл-ся членами предложения в отличие от союзов).

    Виды придаточных: определительные  (какой? Чей?)

    Изъяснительные (вопросы всех падежей). Обстоятельственные (где?  когда? :куда? зачем? откуда? как? почему? и др.)

    Типы подчинения:  последовательное  [ -= ],  (когда  ), (где)

    Параллельное  ( когда  ),  [  -=  ],  ( что    )

    Однородное     [  - = ], (куда    ),  ( что   )

    Знаки препинания:  * [      ], (     );   * (    ), [    ];    * [ , (    ),  ]

    * при однородном подчинении  [    ], (что   )  и  (      )

    * [  ], (что,  (если   ),   ),  НО  [  ], (что   (если   ),  то , так, но)

    [Мне показалось], (что рядом кто-то плачет).

    [Книгу,  (которую ты мне дал),  я прочел ].

    (Если сестра еще не спала), [я обязательно заходил к ней].

    [Была ночь ], (когда я вышел на улицу из дома), (где в кругу близких читал свой рассказ).

    (Когда шлюпка направилась к берегу),  [мы  увидели],(что из деревни бросились бежать люди).

    [Мы сидим сиротливо и не знаем], (куда поплывем) и (что нас ожидает в будущем).

    [Старик предупредил], (что, (если погода не улучшится), о рыбалке нечего и думать)

    [Старик предупредил], (что (если погода не улучшится), то о рыбалке нечего и думать)

    Бессоюзные(простые связаны интонаци- ей и по смыслу. Знаки препинания:

    [     ], [    ] перечисление  (и)

    Улицы пусты, тиха Москва, город просыпается едва-едва.

     [     ]; [    ] перечисление  (и)

    Утро было славное, свежее;со всего неба сыпались песни жаворонков

    *[     ]: [причина]     (потому что)

    Всю дорогу молчали: говорить мешала тряская езда.

     [     ]: [ дополнение]  ( и увидел, и услышал  + что)

    Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь

     [     ]: [ пояснение]   (а именно) 

    Лошади сильно истомились: они еле передвигали ноги и шатались

    *[     ] -[ противопоставление]

                             (а, но)

    Дождь перестал – небо по-прежнему было сумрачное

    [условие, время]-[    ](когда, если)

    Вы улыбнетесь – мне отрада.

    [     ] - [следствие] (так что)

    Замела метель дорожки – пробираться нелегко.

    [     ] -[быстрая смена событий]

    Дунул ветер–все дрогнуло, ожило, засмеялось.

    [     ]-[сравнение ](словно, будто)

    Посмотрит – рублём подарит


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.

    Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....

    Урок русского языка 5 класс «Синтаксис и пунктуация»

    Конспект урока по русскому языку5 класс Тема: «Синтаксис и  пунктуация». Форма проведения: игра «Счастливый случай» Оборудование:1. Наглядные пособия (интерактивная доска, ноутбук)...

    Презентация к уроку русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация"

    Данная презентация поможет учителю в проведении урока в 5классе...

    Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

    Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

    Контрольная работа № 2 по русскому языку по теме "Синтаксис и пунктуация ". 6 класс.

    Контрольная работа  по русскому языку в 6 классе по теме "Синтаксис и пунктуация". УМК под редакцией С.И. Львовой....

    Презентация по русскому языку 5 класс "Синтаксис и пунктуация"

    Презентация содержит теоретический материал, позволяющий легко и доступно объяснить тему....