Урок-практикум по культуре речи в 7 классе
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

Кондакова Татьяна Алексеевна

Данный урок - это урок формирования коммуникативных компетенций. В ходе выполнения различных упражнений и решения лингвистических задач отрабатываются понятия основных критериев культурной речи, осуществляется работа по развитию связной устной речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_kulture_rechi_7_kl.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кондакова Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 16

Кочубеевского района Ставропольского края

Правильность, точность, уместность – критерии культурной речи

(Сценарий урока-практикума по культуре речи в 7 классе)

             

 Место урока в системе уроков речевого общения.

Данный урок – второй в системе уроков на тему "Понятие о культуре речи"(3 часа).

Урок 1-й урок изучения нового материала (первичное введение материала о критериях культурной речи, о ситуации общения, о нормах литературного языка, об условиях успешности речевого общения, о коммуникативных способностях человека как важной части его культуры;  первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов).

Уроки 2-3-й – практикум (уроки закрепления основных критериев культурной речи - правильности, точности, уместности, выразительности, богатства – и развития ОУН и УУД посредством выполнения учащимися различных заданий, упражнений, а также посредством проверки выполненных работ, обсуждения допущенных ошибок, их коррекции).

Цели урока.

  1. Закрепление понятий "правильность", "точность", "уместность" как основных критериев культурной речи.
  2. Формирование навыков правильной и точной речи, свободного, непринуждённого общения (коммуникативных), навыка работы со словарём;  развитие связной речи учащихся.
  3. Воспитание чуткого и бережного отношения к родному языку; формирование этических норм поведения в процессе общения и совместной деятельности.

Ход урока.

I. Закрепление  понятия правильности речи

   1. Работа у доски  (3 человека выполняют задание одновременно):

       а) поставить ударение в словах  досуг, каталог, по стенам, по средам, одновременно,

           флюорография, договор, нефтепровод, начать, недуг, занял, крапива, поняла, свёкла,

           обеспечение, средства, позвонишь;

       б) исправить ошибки в произношении слов м[о]л[о]ко, ниче[г]о, скворе[ч]ник, милицио[нэ]р, му[зэ]й,  ко[фэ]  диспан[с'э]р, сне[х], де[в'а]ть;

       в) образовать форму:  Р.п. мн.ч. – нет мест(…), 7 килограмм(…), ящик апельсин(…), шестеро

                                                                 грузин(…),рота солдат(…), эскадрон гусар(…), 10 помидор(…), много кур(…), посёлок туркмен(,,,);

                                             Тв. п. -    367 (триста шестьдесят семь)

   2. Фронтальный опрос по теме  "Критерии правильной речи":

- какую речь принято считать правильной?

- какие нормы ударения вам известны?

- в связи с чем могут нарушаться нормы произношения гласных и согласных звуков?

- какие грамматические нормы чаще всего нарушаются в речи?

- соблюдение какой синтаксической нормы вызывает наибольшее затруднение?

   3. Проверка домашнего задания – исправленные словосочетания, данные с нарушением

       синтаксической связи (управления) – фронтально:

             смеяться с труса – смеяться над трусом

             просить  помощь – просить о помощи

             обсуждать о предложении – обсуждать предложение

             поговорить за поход – поговорить о походе

             идти по хлеб – идти за хлебом

             вернуться со школы – вернуться из школы

             доказывать о правоте – доказывать правоту

             уверенность в победу – уверенность в победе

   4. Проверка заданий, выполнявшихся у доски; произнесение хором слов, в которых были допущены ошибки.

II. Освоение на практике понятия точности речи.

    1. Ученикам предлагается перечислить критерии точной речи. 1ученик  записывает на доске ответы:

- точность словоупотребления;

- точность в использовании фразеологизмов;

- соблюдение лексической сочетаемости;

- точность интонации;

- точность формулировки.

    2. Работа с паронимами (отработка понятия "точность словоупотребления"):

             а) беседа по вопросам –

                 - в связи с чем возникают ошибки в словоупотреблении?

                 - какие слова называются паронимами (понятие введено на предыдущем уроке)?

                 - какие способы различения паронимов вы знаете? (проверка по словарю лексического

                   значения;  словообразовательный анализ; составление словосочетаний);

              б) самостоятельная работа: различение паронимов гончий, гоночный  (учащиеся выполняют задания по  каждому способу различия паронимов – двое сильных учащихся на обратной стороне доски, остальные в тетрадях; по окончании производится самопроверка, т.е. сверка с записями на доске, уже проверенными учителем);

              в) самостоятельное построение рассуждения (устно) по записи на доске, получившейся в

                  результате работы:

                            Гончий                                                                                  Гоночный

                            Л.з. – (выписано из словаря)                                                 Л.з. - …

                            гончий < гнать (или гонять)                                                гоночный < гонки

                            гончая собака                                                                         гоночный автомобиль

   3. Выборочный диктант, редактирование (закрепление на практике 2 и 3 критериев точной речи) –

       самостоятельно, с последующей проверкой: выписать из продиктованных предложений ошибочно использованные словосочетания, исправить речевую ошибку в каждом, определить  её вид.

Весной наблюдается увеличение уровня воды в реке (повышение уровня – нарушение

      лексической сочетаемости).

Мой отец, как говорится, стоял на часах всю жизнь, т.е. был часовых дел мастером.

      (Неточное использование фразеологизма).

             Физкультура играла большое значение в его жизни. (имела значение – нарушение лексической сочетаемости).

             Хорошая мысль пришла мне в мозги! (Неточное использование фразеологизма).

   4. Работа над точностью интонации и формулировки:

             а) вопрос классу: зависит ли точность формулировки от интонации? каким образом?    

             б) составление вопросника к любому абзацу из любого учебника: биологии, физики, химии …

                 (самостоятельно, с последующей проверкой; задача – верно поставить логическое ударение в вопросе);

             в) работа в парах – составление диалога "учитель-ученик" по данному абзацу.

III.  Работа по речевому этикету. Закрепление на практике понятия уместности речи.

        1. Повторение "формул" обращения, приветствия, благодарности, прощания. (Ученики предлагают свои варианты, подготовленные дома)

            2. Проверка индивидуальных заданий, подготовленных дома: "Заочная экскурсия в краеведческий музей", "В гостях у друга-коллекционера" (в рассказы гида и друга-коллекционера должны быть включены разнообразные "формулы" общения в соответствии с ситуацией общения).

            3. Ученикам предлагается дома придумать ситуации, в которых используются разные "формулы" общения и записать их в тетрадь.

IV. Обобщение по уроку.  

             1. Эстафета "Повтори – добавь". (Составление устного рассказа по вопросам, записанным заранее на доске, но до сих пор скрытым от учеников. Ребёнок читает про себя вопрос и вслух отвечает; следующий повторяет ответ и добавляет свой – на 2-й вопрос и т.д. Последний отвечающий даёт полный связный ответ на оценку). Вопросы на доске:

- назовите 3 основные критерия культурной речи;

- что значит "правильная" речь?

- что включает в себя понятие "точности" речи?

- когда мы можем употребить понятия  "уместность" или "неуместность" речи?

- какие критерии, кроме названных, относятся к признакам культурной речи? (выразительность, богатство) (Последний вопрос предваряет тему следующего урока-практикума).

2. Подведение итогов урока учителем и учениками (оценка учителем и самооценка деятельности учащихся на уроке).

Урок разработала Кондакова Т.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №16 Кочубеевского района Ставропольского края (с. Казьминское).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс

Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...

Конспект урока по теме "Синтаксис и культура речи", 11 класс

Данный материал  поможет учащимся вспомнить и закрепить трудные случаи согласования слов в словосочетаниях и предложениях....

Элективный курс "Культура речи", 7 класс

Здесь представлены материалы календарно - тематического планирования курса "Культура речи", 7 класс (34 часа в неделю)...

"Синтаксис и пунктуация" , "Культура речи" 10 класс.

Материалы для практических занятий и упражнения  для самостоятельеной работы по темам: "Синтаксис и пунктуация" , "Культура речи" для 10 класса. Предоставленные тексты и упражнения реко...

Программа коррекционных занятий «Стилистика и культура речи 9 класс»

Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стил...

Проверочная работа на тему «Лексика и культура речи» 6 класс

Проверочная работа содержит два варианта тестовых заданий                                     ...