Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Имайкина Нина Николаевна

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную исследовательскую работу учащихся. Проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Метод проектов, несомненно, перспективен как эффективная форма деятельностного подхода. Данная презентация освещает теоретические и практические аспекты проектной деятельности на уроках русского языка и литературы. В теоретической части рассматриваются цели и задачи, основные положения технологии проектов, а также условия и способы их применения. Представлены особенности разных видов проектов (исследовательского, практико-ориентированного, игрового). В практической части представлены алгоритмы работы над учебными проектами на уроке русского языка в 6 классе по теме "Описание природы", и на уроке литературы в 10 классе "Поэзия Ф,И. Тютчева".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proektnaya_deyatelnost_na_urokakh.ppt188 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы Автор: Имайкина Н.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №40» г.о. Саранск Саранск 2013

Слайд 2

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться.

Слайд 3

Цель: создать условия для проявления и совершенствования профессиональных компетенций при использовании технологии проектного обучения в образовательном процессе.

Слайд 4

Задачи: 1. Обобщить опыт работы по данной проблеме. 2. Показать возможности использования проектного обучения на уроках русского языка и литературы на различных этапах обучения. 3. Продемонстрировать последовательность действий, методов и приёмов, форм педагогической деятельности. 4. Показать особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе проектной деятельности. 5. Показать примеры использования метода проектного обучения на уроках русского языка и литературы.

Слайд 5

Цели проектного обучения: Развивать у школьников исследовательские умения. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи. Развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать. Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.

Слайд 6

«Проект» - (от лат. projectus - брошенный вперед ) 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) предварительный текст какого-либо документа. 3) замысел, план.

Слайд 7

Технология проектной деятельности Метод учебного проекта (интеграция) Проблемный подход Поисковый подход Исследовательский подход Групповые методы Презентационный подход Рефлексивный подход

Слайд 8

Условия применения метода проектов Существование некой значимой проблемы. Значимость предполагаемых результатов. Применение исследовательских методов при проектировании. Структурирование этапов проекта. Самостоятельная деятельность в ситуации выбора.

Слайд 9

Компетентностный подход к проектированию умение выявлять понимать планировать конструктивно обсуждать оценивать конструировать самостоятельно искать

Слайд 10

п р о е к т н а я л и ч н о с т ь д е я т е л ь н о с т ь Индивидуальные особенности Интеллектуальная сфера Эмоциональная сфера Коммуникативность Настойчивость Адаптивность Целеустремлённость Ответственность Креативность

Слайд 11

Создание проблемно-мотивационной среды дискуссия ролевая игра эвристическая беседа круглый стол мозговой штурм

Слайд 12

контрольный презента- ционный практи- ческий аналити- ческий поисковый Этапы работы над проектом

Слайд 13

Виды проектов (по доминирующей деятельности) Практико-ориентированные (словарики, таблицы, газеты и т.д.) Творческие (инсценировки, сочинения, сказки, сценарии) Игровые (игры) Исследовательские (научно-исследовательские работы)

Слайд 14

Алгоритм проектной деятельности в творческом проекте Анализ идеи Выбор одной Планирование Изготовление Оценка (рефлексия) Определение потребности Выработка первоначальных идей Обозначение требований к объекту проектирования Исследование существующих объектов

Слайд 15

Особенности исследовательского проекта Аргументация актуальности темы определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования выдвижение гипотезы исследования обозначение методов исследования проведение эксперимента обсуждение и оформление результатов формулирование выводов обозначение проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Слайд 16

Особенности практико-ориентированного проекта Ориентация на результат – продукт, удовлетворяющий конкретную потребность. Организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий. Презентация результатов и способов внедрения в практику. Внешняя оценка проекта.

Слайд 17

Особенности игрового проекта: проблемы, цели проекта; ведущий вид деятельности – ролевая игра; участники выполняют определённые роли (литературные персонажи, выдуманные герои), обусловленные содержанием проекта; результат остаётся открытым до самого окончания; соотнесение полученных результатов с поставленной целью; рефлексия.

Слайд 18

Результат проектной деятельности: Альманах Сборник иллюстраций Сборник собственных творческих работ Стенгазеты Киносценарий Видео- или слайд-фильм Комментарии к тексту художественного произведения Публикация Буклет Презентация Веб-сайт Словарь

Слайд 19

Адресация Обеспе-чение Предпола- гаемые результаты Статус учебного проекта Постановка проблемы и обоснование её практической значимости. Определение целей (образовательных, воспитательных, развивающих). Постановка задач. Формулировка идеи (конечный продукт) реализации проекта. Выбор группы обучающихся. Действия учителя и обучающихся на каждом этапе проекта. Время работы над проектом. Режим работы. 1. Материально техническое и учебно- Методическое оснащение. 2. Консультанты. 3. Знания, умения, навыки, необходимые обучающимся для самостоятельной работы . 1.Развитие навыков: - самостоятельной работы; - мыслительной деятельности; - творчества; - ораторских навыков. 2.Новые практические приёмы работы. 3.Новое содержание темы. 4.Расширение кругозора. 5.Воспитание толерантности. Опыт использования. Методический паспорт проекта

Слайд 20

Функции учителя (рефлексивно-деятельностное обучение) Создание условий для включения обучающихся в самостоятель- ную творческую деятельность Стимулирова- ние ситуации успеха для каждого ребёнка Рефлексия деятельности, процесса самоизмене- ния

Слайд 21

Защита проекта Постановка проблемы, её актуальность Высказывание гипотезы, аргументация её положений Этапы работы над проектом, краткий анализ полученных результатов Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта. Ответы на вопросы.

Слайд 22

Структура работы Возникшие трудности, их преодоление Этапы работы Адресат Цели работы Почему выбрана эта тема Рефлексия

Слайд 23

Список литературы: 1. Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников / С.В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011. – 137 с. 2. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие / В.П. Бедерханова, Б.П. Бондарев. – Краснодар, 2000. – 54 с. 3. Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования / Ю.В. Громыко // Изд. Рос. акад. образования. – 2000. – №2. – С. 36-43. 4. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с. 5. Симоненкова, Т.Д. Проектная деятельность учащихся / Т.Д. Симоненкова // Завуч. Управление современной школой. Москва. – 2007. – №8. – C . 3-6. 6. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 283 с. 7. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. – 1998. – №3. – С. 5-9 7. Якиманская, И.С. Технология личностно - ориентированного образования / И.С. Якиманская // Журнал «Директор школы». – 2000. – № 7. – С. 145-150. 8. Якушевский, В.Н. Методы проектов на уроках литературы в школе гуманитарного профиля: Практико-ориентированная монография / В.Н. Якушевский, О.А. Рождественская, Н.В. Вольская. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 116 с. 9. http://schools.keldysh.ru/ lambro – методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

Слайд 24

Урок русского языка в 6 классе по теме «Описание природы» Цель образовательная : научить составлять текст – описание с использованием средств художественной выразительности, используя примеры описаний мастеров слова. Цель воспитательная : формировать активную творческую позицию на основе эстетического восприятия произведений искусства, воспитывать творческую индивидуальность. Цель развивающая : развивать способность внимательно относиться к значению прилагательных и их употреблению в речи.

Слайд 25

Предварительная работа: учащимся дано задание найти красочное описание зимы в произведениях художественной литературы, обратить внимание на изобразительно-выразительные средства у мастеров слова. Задание дано по группам : 1 группа – описание зимнего дня (утра); 2 группа – описание зимнего вечера (ночи); 3 группа – описание первого снега .

Слайд 26

Ход урока: Первичная проверка понимания. - Что такое описание? - По какому плану строится описание? (общее представление описываемого; описание деталей, частей; отношение автора к описываемому); - анализ отрывка из художественного текста И.С. Шмелева «Лето Господне» (учащиеся находят эпитеты, метафоры, сравнения, отмечают цветопись). «Красота-то какая! Первая звезда, а вон другая… Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мерзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, – голубой хрусталь, и синий, и зелёный, – в стрелках. … Калитку тронешь, – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. Сады дымятся. Берёзы – белые видения…» - Какая тема отрывка? (автор не просто дает описание зимы, а именно морозного зимнего вечера).

Слайд 27

Выступление групп (чтение отрывков, подобранных учащимися, определение темы отрывка, художественных средств выразительности). 1 группа День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. (А.Н. Толстой “Детство Никиты”) Утро белое, пушистое и радостно светлое. На заре в далеком высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний, остался забытый. (М. Пришвин. “Зимнее утро”) 2 группа Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М. Пришвин. “Зимнее солнце”) 3 группа Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте сияла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Первый снег очень к лицу земле. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. (К.Паустовский «Прощание с летом»)

Слайд 28

Обобщение и систематизация Коллективная работа над планом сочинения: 1. Подумайте, ЧТО вы хотите нарисовать словами; 2. Какова главная МЫСЛЬ вашей зарисовки; 3. Какие ЧУВСТВА хотите вызвать у читателя; 4. Какие СРЕДСТВА художественной выразительности используете. Учащиеся обсуждают и дают в группах темы сочинений («Падающая снежинка», «Узоры на моем окне», «Зимний вечер», «Снегири на дереве» и т.д .) Итог проекта – написание творческой работы (сочинения-зарисовки).

Слайд 29

Алгоритм работы над учебным проектом по литературе «Поэзия Ф.И. Тютчева» в 10 классе Тип проекта: исследовательский, творческий Проблема Поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается учащимися, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах Почему? Недостаточно знаний о жизни и творчестве поэта Философская поэзия трудна для восприятия учащимися 15-16 лет Поэзия Тютчева недостаточно изучается в средних классах Что делать? Изучить жизнь и творчество поэта в доступной, привлекательной для учащихся форме Как? С использованием дифференцированных групповых заданий С использованием современных педагогических технологий (ролевая игра) Что получить? (результат) Сборник работ обучающихся Познавательный (знания о жизни и творчестве Тютчева) Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание) Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения)

Слайд 30

Даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле. Р. Бах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Обобщение опыта по теме " Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"...

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...

Обобщение опыта по организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор...

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и...

«Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»

Применение проектной деятельности на уроках русского языка и литературы...

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Данный материал поможет организовать проектную деятельность на уроках русского языка и литературы....