Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.
презентация к уроку (русский язык, 10 класс) на тему

Презентация предназначена для повторения изобразительно-выразительных средств учащимися 10-11 классов, при подготовке части В8 ЕГЭ по русскому языку. Вней представленны различные виды работы на уроке, такие как анализ текста, тестовые материалы и орфограффическая работа по повторению темы "Слитное, раздельное и дефисное написание слов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon t_e_m_a_u_r_o_k.ppt258 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Т Е М А У Р О К А: И З О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О В Ы Р А З И Т Е Л Ь Н Ы Е М О Р Ф О Л О Г И Ч Е С К И Х Ф О Р М С И Н Т А К С И Ч Е С К И Х В О З М О Ж Н О С Т И - И Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О Г О К О Н С Т Р У К Ц И Й . А Н А Л И З Т Е К С Т А

Слайд 2

ПОЗНАКОМИТЬ С МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ И СИНТАКСИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕЧЕВОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ПОВТОРИТЬ СВЕДЕНИЯ О СЛИТНОМ, РАЗДЕЛЬНОМ И ДЕФИСНОМ НАПИСАНИИ СЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАДАНИЯ А 11 ЕГЭ). ЗАКРЕПИТЬ НАВЫКИ АНАЛИЗА ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ (ЗАДАНИЕ В8 И ЧАСТИ С ЕГЭ). Ц Е Л И У Р О К А:

Слайд 3

ЗАПИШИТЕ СЛОВА ПОД ДИКТОВКУ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММЫ. ( По)немногу, (по)твоему, (пол)Австралии, (по)здешнему, (бело)розовый, (в)третьих, нужна(ли), (на)право, (от)части, где (либо), (небрежно)снисходительный, (железно) дорожный, вечно(зелёный), (пол)окна, потому(что), (опытно)показательный, еле(еле), , поступил (по)нашему, русско (немецкий), (на)сквозь, в (пол)лица, оттого(что), (научно)медицинский, (экс)чемпион, всё(таки), (в)новь, , (до)нельзя, тот (же), (пол)доски, (за)тем домом, (по)всюду. По ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА по- пол- по- бело- в- ли от -либо, небрежно- зелёный , пол- что , опытно- -еле , серебристо- по- -немецкий на на пол- что научно- экс- -таки в по- по- до же , за по пол на железно

Слайд 4

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СЛОЖНЫЕ НАЗВАНИЯ, ТЕРМИНЫ ( ПЛАЩ-ПОЛАТКА ), СЛОВА С ИНОЯЗЫЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ( РОК-КОНЦЕРТ ); ОСНОВНЫЕ СЛУЧАИ ДЕФИСОГО НАПИСАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ: В СОСТАВЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ (5½-МИЛЛИОННОЕ НАСЕЛЕНИЕ) ЭЛЕМЕНТ ПОЛ (ПОЛОВИНА)- ПЕРЕД Л, ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ И ПЕРЕД ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ: ( ПОЛ-ЕВРОПЫ, ПОЛ-ЛИМОНА ); ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ И НАРЕЧИЯ НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ С ПРИСТАВКОЙ КОЕ- ИЛИ СУФФЕКСОМ –ТО , - ЛИБО , -НИБУДЬ, -ТАКИ ( С КЕМ-ТО, О ЧЁМ-ТО ); НАРЕЧИЯ С ПРИСТАВКОЙ ПО- И СУФФИКСОМ – ОМУ, -ЕМУ,-СКИ, ЬИ (ОДЕТ ПО-ЛЕТНЕМУ, ПО-РУССКИ); НАРЕЧИЯ С ПРИСТАВКОЙ ВО-(В-) И СУФФИКСОМ –ЫХ, (-ИХ), ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (ВО-ПЕРВЫХ); НАРЕЧИЯ, ОБРАЗОВАННЫЕ ПОВТОРЕНИЕМ ОСНОВ (МАЛО-ПОМАЛУ);

Слайд 5

ПРЕДЛОГИ ОСНОВНЫЕ СЛУЧАИ ДЕФИСОГО НАПИСАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ: ИЗ-ЗА, ПО-НАД. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ( ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ); ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ ОСНОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ РАВНОПРАВНЫЕ ПОНЯТИЯ, Т. Е. МЕЖДУ НИМ МОЖНО ПОСТАВИТЬ СОЮЗ И ( ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЙ ); ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ОТТЕНКИ ЦВЕТОВ ( БЛЕДНО-РОЗОВЫЙ )

Слайд 6

СЛИТНО ПИШУТСЯ: СЛОЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ АВТО, АВИА. ВЕЛО, МОТО, БИО, ФОТО ( ФОТОЛАБОРАТОРИЯ ); ЭЛЕМЕНТ ПОЛ В СОСТАВЕ СЛОЖНОГО СЛОВА, ЕСЛИ ВТОРАЯ ЧАСТЬ НАЧИНАЕТСЯ С СОГЛАСНОЙ, КРОМЕ Л ( ПОЛДОРОГИ ) ;

Слайд 7

Укажите вид тропа, используемый в предложении. Отвесный утёс, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ Какое из перечисленных ниже средств используется в предложении? (напишите его порядковый номер?) Он делал непохожие на все остальные, необыкновенные, небывалые часы, которыми и сейчас невозможно не восхищаться. 1) метафора; 2) гипербола; 3) градация; 4) сравнение I в а р и а н т. I I в а р и а н т. метафора

Слайд 8

З а д а н и е : Отметьте средства художественной выразительности (лексические, морфологические, синтаксические),характерные для данного текста (эпитеты, метафоры, олицетворения). Объясните их роль в тексте. Подберите эпитеты к слову гроза . Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. (А.С о л ж е н и ц и н)

Слайд 9

Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. Работа с текстом стиль: художественный тема : природы основная мысль: показ грозы в горах средства художественной выразительности:

Слайд 10

Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха , ни низа , ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света , выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма , сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. лексические: контекстные антонимы,синонимы

Слайд 11

Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась , чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли , нельзя было поверить, что они есть. морфологические : глаголы , указывающие на развитие грозы служебные части речи Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта . Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась , чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли , нельзя было поверить, что они есть. Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта . Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна . Вспышка надвигалась , чередовались блеск и тьма , сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли , нельзя было поверить, что они есть. Существительные-антонимы прилагательные в роли эпитетов Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта . Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля , и снова всё было мрак и бездна . Вспышка надвигалась , чередовались блеск и тьма , сиянье белое . Сиянье розовое , сиянье фиолетовое ,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли , нельзя было поверить, что они есть.

Слайд 12

Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. синтаксические: неполные предложения синтаксический параллелизм ряды однородных членов сравнения Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма, сиянье белое. Сиянье розовое, сиянье фиолетовое,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха , ни низа , ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма , сиянье белое . Сиянье розовое , сиянье фиолетовое ,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть. Г р о з а в г о р а х. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет. Всё было – тьма, ни верха , ни низа , ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы . И лишь на мгновение показалось нам, что есть уже твёрдая земля, и снова всё было мрак и бездна. Вспышка надвигалась, чередовались блеск и тьма , сиянье белое . Сиянье розовое , сиянье фиолетовое ,и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть.

Слайд 15

Гроза в горах. Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Она шла к нам через хребет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительно-выразительные возможности морфем в художественном тексте

Интегрированный урок-исследование проводится в форме лабораторной работы, в ходе которой учащиеся выполняют   лингвистический анализ текстов М.И.Цветаевой, рассматривая морфемы (приставки) в един...

«Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Цели: 1. закрепить знания учащихся по лексике (прямое и переносное значения слов, выразительные средства - синонимы, антонимы);отрабатывать навыки различения речевых ошибок;отрабатывать навыки в разли...

Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»

Урок рассчитан на 2 часа,  состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ" 10 класс

Цели рабочей программы элективного  курса по русскому языку в  10 классе:повторение и изучение выразительных средств речи.Задачи курса:воспитание культурно-ценностного отношения к русской ре...