урок по теме"Употребление причастий в речи" 7 класс по программе В.В.Бабайцевой
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Урок по теме "Употребление причастий в речи" по программе В.В.Бабайцевой 7 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Употребление причастий в речи.

Цель : обобщение изученного на природу причастия, умение составлять законченное лингвистическое высказывание по данной теме , видение роли причастия в текстах разных стилей.  

Задачи: 1.научить употреблять причастия в разных стилях речи;

2.на примере текстов разных стилей развивать умение самостоятельно употреблять причастия в творческих работах;

3.воспитывать интерес к языку, уважительное отношение к слову.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

организационный

Психологическая подготовка к общению

Сегодня подводим итоги работы по теме «Причастие», но прежде вспомним разные точки зрения лингвистов на природу этой части речи.

Проверка домашнего задания

Проверка уровня усвоения изученного материала путем выступления на лингвистическую тему уч-ся

Ваша точка зрения на сущность причастий должна содержать доказательства.

4 группы:

1 группа –причастие –это особая форма глагола. Доказательства:

 1.образовано от глагола; 2.говоря о морфологических признаках причастий,

 мы сначала называем постоянные глагольные признаки, а потом только признаки прилагательного.3.синтаксическая роль –не только определение. Но и сказуемое.

2 группа – причастие-отглагольное прилагательное.

Доказательства: 1.описывает предмет, как и прилагательное,но только по действию; 2.придаёт предметам более оживляющую окраску

;3.причастия и прилагательные одинаково изменяются и отвечают на один и

 тот же вопрос; 4.их трудно бывает отличить т.к. признаков прилагательного

 больше, чем глагольных.  

3 группа – причастие –самостоятельная часть речи.

Доказательства: 1.получив от глагола и прилагательного какие-либо признаки,

 оно приобрело и свои.отличительной чертой яляется то, что они могут быть

 действительными и страдательными.

4 группа – причастия –гибрид. Доказательства :

 причастие нельзя назвать  самостоятельной  частью речи т.к.связь его

 с глаголом и прилагательным очень сильна, сравним : по форме похожа

 на прилагательное, но образовуется от глагола,обозначает признак предмета,

 но по действию.имеет постоянные признаки – глагольные,

 а непостоянные – прилагательного.  

Актуализация знаний

Создать ситуацию, когда каждый ученик должен ответить себе на вопрос : когда я употребляю причастия в речи, почему так редко они встречаются в моей речи.

В своих выступлениях вы показали сущность причастий. Но вы должно их не только правильно писать, но и уметь употреблять  в речи, устной и письменной. Часто ли употребляете в речи? Почему редко?  Как вы думаете, о чём нам стоит сегодня поговорить?

Определение совместной цели деятельности

На примере отрывков из  текстов разных стилей определить  роль в них причастий

На какую особенность причастий обратил внимание М.В.Ломоносов  в цитате: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.» Приведите примеры. В текстах найдите причастия. Из каких учебников взяты ваши отрывки? К какому стилю относятся данные отрывки? Какова роль причастий в научном стиле? Как тема»Причастие» пригодится вам на других предметах?

  1. Цитата записывается в тетрадях.
  2. Примеры учащихся: а) «Чтобы определить путь, пройденный телом

 при равномерном движении, надо скорость тела умножить на время

 его движения».

  1. Моллюски – мягкотелые животные, заселившие солёные и пресные воды,

 сушу и освоившие различные типы питания.

  1. Отрезок – это прямая, ограниченная двумя точками.

Моделирование проблемной ситуации

Создание интриги: а нужно ли употреблять причастия в речи?

Об употреблении причастий в разговорной речи очень точно сказал А.С.Пушкин «Причастия …обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату,мы говорим: которая скачет, который метёт и пр.-заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.»О какой особенности причастий здесь говорится? Поговорим об употреблении причастий в книжной речи. Что они вносят в поэтическую речь?

Групповая работа .

Работа над текстом.

1 группа –А.С.Пушкин «Цветок».

2 группа –А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»(отрывок)

3 группа –В.Белов: «Что-то родное, вечно меняющееся,

 беспечно и непрямо текущее ,обновляющееся каждый момент и

 никогда не кончающееся, связующее ныне живущих с уже умершими

 и ещё не рождёнными, мерещится и слышится в токе воды.

 Слышится всем. Но каждый воспринимает образ текущей воды по-своему ».

Разрешение проблемной ситуации

Сравнив причастия в разных текстах, понятна и роль их.

Попробуем создать свой текст, но следует предупредить ошибки, которые могут встретиться

Исправьте ошибки.

1.Молчаливо стоят одевшие листвой берёзы и клёны.

2.Раскрылись набухавшие на деревьях почки.

3.Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах

.4.Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

Итог урока

Стоит ли употреблять причастия в речи?

Домашнее задание

Сочинения по картинам (на выбор): Саврасов «Грачи прилетели»

 Левитан «Осень»,Шишкин «Зима».