Памятки по теме "Наречие"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Неретина Ирина Моисеевна

Мною разработаны и напечатаны 3 памятки по теме "Наречие".

1. Копилка наречий (материал взят из книги Татьяны Рик "Как живёшь, Наречие?").

2. Памятка "Наречие" (грамматические признаки наречия, орфограммы по теме).

3. Смысловые группы наречий и местоимённые наречия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopilka_narechiy.doc37 КБ
Microsoft Office document icon narechie_pamyatka.doc31 КБ
Microsoft Office document icon smysl_gruppy_razryady_mest.nar_.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловые группы наречий

1. Образа и способа действия КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? Напропалую, лихо, кувырком, старчески, вразвалку, крадучись, дотла, полностью, начисто, вчистую, шиворот-навыворот, наоборот, небрежно, вручную, наспех, наскоро, второпях, сикось-накось, впопыхах, с налету, в спешке.

2. Меры и степени СКОЛЬКО? НАСКОЛЬКО?  ВО СКОЛЬКО РАЗ?

В КАКОЙ СТЕПЕНИ (МЕРЕ)? Слишком, весьма, немножко, совсем (не) вовсе (не), совершенно (не), абсолютно (не), вполне, надвое, достаточно.

3. Места ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Вдалеке, вдали, вдаль, издали, вверх, ввысь, вглубь, вбок, посередине, поблизости, куда-либо, где-то.

4. Времени КОГДА? КАК ДОЛГО? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? Сразу, скоро, вскоре, сначала, сперва, спозаранку, потом, зимой, утром, днем, вечером, вчера,  позавчера, давно, недавно, накануне, намедни.

5. Цели ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?  Наперекор, со зла, назло, нарочно, умышленно, напоказ, на смех, затем, зачем.

6. Причины ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? Сослепу, спросонья, спросонок, с тоски, с горя, поневоле, сдуру, оттого, потому, почему, на радостях, случайно, сгоряча, невзначай, нечаянно, второпях.

Через дефис!

Мало-помалу, крепко-накрепко, просто-напросто, белым-бело, темным-темно, жарко-прежарко, много-премного, модно-премодно, еле-еле, волей-неволей, видимо-невидимо, давным-давно, нарядно-нарядно, странно-странно, только-только, едва-едва, чуть-чуть, вот-вот, взад-вперед, туда-сюда, влево-вправо, более-менее, точь-в-точь.

По-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, по-видимому; по-новому, по-летнему, по-хорошему, по-прежнему, по-старому, по-умному,

по-доброму, по-плохому; по-мышиному, по-совиному, по-утиному.

По-светски, по-дружески, по-братски, по-товарищески; по-птичьи,

по-вороньи, по-павлиньи, по-цыплячьи, по-зверски, по-свински;

по-русски, по-итальянски, по-английски, по-немецки, по-французски.

Во-первых, во-вторых, в-третьих, в-пятых.

Все-таки, кое-где, кое-как, кое-куда, почему-то, куда-то, отчего-то, где-либо, как-либо, зачем-либо, когда-нибудь, где-нибудь, куда-нибудь.

КОПИЛКА НАРЕЧИЙ

Бегом, без ведома, без оглядки, без отказа, без просвета, без разбору,

без спросу, без толку, без умолку, без устали, бок о бок.

Вброд, ввек, вдвое, вдобавок, вдогонку, вдребезги, в заключение, взамен, вконец, в конце концов, в корне, вкрутую, вкупе, вмиг, внаймы, внакидку,

 в насмешку, вначале, вниз, вничью, в обрез, в общем, вовек, вовеки, вовремя, вообще, во всеоружии, во избежание, воистину, вперегонки, вперемежку (от перемежаться), вперемешку (от перемешивать), вполоборота, вслух, в одиночку, в открытую, впервые, вполовину, вроде, впору (по мерке), в пору (вовремя), впоследствии, впотьмах, вправду, вправе, впрок, впросак, враз, в противовес, вразбивку, вразрез, врасплох, врассыпную, вряд ли, вслед, врукопашную, в сердцах, вслепую, в старину, встарь, втайне (сделать) – ср. сущ. с предлогом  в тайне (хранить), втридорога, в ходу, в целом, вширь, в шутку, въявь.

Добела, доверху, до крайности, донельзя, до неузнаваемости, донизу, до отказа, до свидания, досуха, досыта, дотла, до смерти.

За границей, за границу, замуж, замужем, заодно, запанибрата, за полночь.

Извне, издревле, из-под мышек, исподлобья, исподтишка, исстари.

Как раз, кстати, кряду. Мельком.

На авось, на бегу, набекрень, набок, навек, навеки, наверх, на взгляд, навзничь, на вид, на виду, навряд ли, навстречу, навытяжку, на глаз, на глазок, наголову (разбить), на диво, на днях, надолго, на дыбы, назавтра, назло, назубок,  на лету, налицо, на миг, на нет, на отлично, наотмашь, на ощупь, наперебой, наперегонки, наперерыв, наполовину (сделать), на полпути, напополам, на поруки, напрокат, напрочь, наравне, нараспашку, на редкость, на рысях, на скаку, на славу, насмерть (биться) – ср. сущ. с предлогом на смерть (идти), на смех, настежь, натощак, наугад, наудачу на ходу, на цыпочках, начеку, начистоту, наяву, невзначай, неподалеку, не под силу, не под стать, никак, нисколечко, ничуть, нимало.

Один на один, отроду (не видел) -  ср. от роду (сорок лет), отчасти.

По двое, под конец, под мышками, под мышки (взять), подряд,

под силу, под стать, под уздцы, подчас, подчистую, позавчера, поневоле, поодиночке, по памяти, по праву, по старинке, по трое, поутру.

Сбоку, с ведома, сверху донизу, с маху, смолоду, с налету, сплеча,

снизу доверху, с разбегу, с разгона, с размаху, сряду, с ходу, сызнова.

Тотчас. Чересчур.



Предварительный просмотр:

1. Наречие как часть речи

  • Наречие - самоятоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака или (редко) признак предмета. Наречия отвечают на вопросы где? когда? куда? откуда, почему? зачем? и как?
  • Наречие не изменяется.
  • В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.

 

2. Смысловые группы наречий

По значению наречия можно разделить на два разряда: обстоятельственные и определительные:

  • обстоятельственные наречия обозначают образ действия, время, место, причину, цель.
  • определительные наречия обозначают меру и степень, качество, способ действия

 

3. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е

Слитно:         1) если слово не употребляется без не-;

2) если наречие с не- может быть заменено синонимом без не- или близким по значению выражением.

Раздельно:         1) если в предложении есть противопоставление с союзом А;

2) если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не.

 

4. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, а без ударения - НИ-

 

5. Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е

В наречиях на -О и -Е пишется столько же Н, сколько в словах, от которых они образованы.

 

6. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква О,

без ударения - Е. кроме ЕЩЁ

 

7. Буквы О и А на конце наречий

ИЗ                        изредка                В                        влево

ДО                А        досуха                        НА                О        насухо

С                        слева                        ЗА                        засветло

 

8. Дефис между частями слова в наречии

по-  +  -ому (-ему)                по-летнему, по-новому

по- + -и                        по-дружески, по-волчьи

в-(во-) + -ых (-их)                во-первых, в-третьих

кое-                                кое-как, кое-где

-то,  -либо, -нибудь                почему-то, куда-либо, как-нибудь

в сложных наречиях, образованных путём повтора: перво-наперво

 

9. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак: навзничь, вскачь, точь-в-точь.

 Искл. уж, замуж, невтерпёж.



Предварительный просмотр:

Смысловые группы наречий

Вопросы наречий

Значения

Примеры

как?

каким образом?

образ  и способ

действия

сколько?

на сколько?

во сколько?

в какой степени?

в какой мере?

мера и степень

где?

куда?

откуда?

место действия

когда?

как долго?

с  каких пор?

до каких пор?

время действия

почему?

отчего?

по какой причине?

причина действия

зачем?

для чего?

с какой целью?

цель действия

Разряды

местоимённых наречий

  • указательные: туда, сюда, там, тогда
  • определительные: всегда, иногда, везде, повсюду
  • вопросительные: как? почему? зачем? где? когда? куда? откуда?
  • относительные: как, почему, зачем,  где, когда, куда, откуда
  • отрицательные: никогда, нигде, некуда, незачем, никак, некогда
  • неопределённые: когда-нибудь, кто-либо, где-то, кое-как

Смысловые группы наречий

Вопросы наречий

Значения

Примеры

как?

каким образом?

образ  и способ

действия

сколько?

на сколько?

во сколько?

в какой степени?

в какой мере?

мера и степень

где?

куда?

откуда?

место действия

когда?

как долго?

с  каких пор?

до каких пор?

время действия

почему?

отчего?

по какой причине?

причина действия

зачем?

для чего?

с какой целью?

цель действия

Разряды

местоимённых наречий

  • указательные: туда, сюда, там, тогда
  • определительные: всегда, иногда, везде, повсюду
  • вопросительные: как? почему? зачем? где? когда? куда? откуда?
  • относительные: как, почему, зачем,  где, когда, куда, откуда
  • отрицательные: никогда, нигде, некуда, незачем, никак, некогда
  • неопределённые: когда-нибудь, кто-либо, где-то, кое-как


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «От лица ребенка» для общения с ним

будет интересно для подготовки к родительскому собранию, посвященному взаимоотношениям в семье....

Памятки по обучению оптимальному темпу чтения

Эти памятки разработаны  мною в помощь учителям, применяющим метод обучения оптимальному  темпу чтения, родителям, помогающим своим детям научиться читать в оптимальном темпе 120-150 слов в ...

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...

Памятка родителям- Памятка представителя родительской общественности

Памятка родителям-  Памятка представителя родительской общественности...

памятки ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ, ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА

ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА,ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ...

КАРТОТЕКА: «ПАМЯТКИ, БУКЛЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ». Памятка «Чтобы воспитать Человека» Нужно!

Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не...

Памятка «Порядок и процедура аттестации педагогических работников на квалификационную категорию (памятка для педагогических работников Санкт-Петербурга)»

В памятке описывается порядок и процедура аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категорию. Материал адресован в первую очередь педагогическим работникам учреждений...