В помощь выпускнику.
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 11 класс) по теме
Работа по части А.
Скачать:
Предварительный просмотр:
К заданию А 13 и др. ( уметь различать проверяемые гласные в корне и
чередующиеся)
корень | пример |
Бер-бир ( суффикс А) | Соберут = собирают |
Мер - мир | Замереть замирать |
Пер-пир | Запереть - запирают |
Стел- стил | Застелить - застилают |
Блест – блист | Блестеть - блистать |
Жиг - жечь | Выжечь - выжигать |
Жа - жим | Пожать - пожимать |
Мя -мин | Замять - заминать |
Ча - чин | Начать - начинать |
Лож- лаг | Положить - полагать |
Кос - кас | Коснуться - касаться |
Клан – клон Твар – твор От ударения) В ударном – может и А и О, в безударном только О | Кланяться – поклон, тварь - творчество Склонение, наклонить, творец, затворить Исключение: утварь |
Гор – гар ( в безударном – О) | Загореть – загар, исключение: выгарки. |
Зор – зар ( в безударном А) | Зори – заря, исключение: зорянка( птица). |
Плав – плов (пишется а, исключения: пловец, пловчиха, плывуны – насыщенный водою грунт) ) | Плавать, плавучий, поплавок |
Раст, ращ - рос ( от ст, щ – А) | Возраст, нарастание – выросла, водоросли Исключение – отрасль, росток, ростовщик, Ростислав, отраслевой. |
Скач – скоч( в безуд. А перед К, О перед Ч) – АК - ОЧ | Скакать, вскочить, подскакать, подскочить, выскочка Исключения: скачок, скачу, скачи. |
Мак – мок Равн – ровн (основано на различении смысла слов) Мак – значение: погружать в жидкость, Мок – пропускать жидкость Равн – значение: равный, одинаковый, Ровн – значение: ровный, гладкий, прямой. | Макать хлеб в молоко, обмакнуть перо. Сапоги промокают, непромокаемый плащ Равносторонний треугольник, сравнить, равнина, поравняться, все равно. Ровнять дорожки, подровнять клумбы, уровень, ровесник, поровну. |
Закрепим: изл..гать, изл..жить, зар..сли, раст..ние, слегка подр..сти, выр..сли, зан..мает, к..сается, р..створимость, претв..рение, выр..щенные, обм..кнуть перо, обувь стала нам..кать, р..вноценные работники, р..вняться на передовиков, Ур..вень производства, вым..кший, затв..рить, приг..рел, к.. сательная, зам..рают, подп..реть, ск..кать, ск..чок, выск..чка. .
Умеешь ли различать чередующиеся и проверяемые гласные в корне: провозгл..шать, бл..стательный, бл..снуть, об..ятельный, насл..ждение, предпол..гать, тВ..рец, претв..рить, благосл..влять, посв..щать, накл..ниться, сож..ление, зап..х, вым..кший, погл..щать, р..вномерный, выр..внять грядки, зар..сли, з..рница, ск..чок, р..внодушный, объед.. нение.
Правописание суффиксов существительных: ( к А16 и др.)
суффикс | пример |
Чик (если есть д,т,з,с,ж) - щик | Докладчик, грузчик, летчик,перебежчик, каменщик. (буква Ь пишется перед щик только после Л: точильщик) |
Ек ( если гласная при склонеии выпадает – ик, чик. | Орешек- орешка, Ковшик – ковшика, диванчик – диванчика. |
Ец (в словах м. рода) Иц ( в словах ж. рода) | Хлебец Метелица . |
Ец-о`(если ударение падает на окончание) Иц-е ( если не на окончание) | Письмецо зданьице |
Оньк – еньк ( уменьшит-ласкат) искл: заинька, паинька. | Березонька, Зоенька, реченька. |
Ышк ( в словах С.рода) Ушк( в словах м. и ж. рода) | Солнышко, зернышко. Кумушка, соседушка, |
Правописание суффиксов прилагательных: ( к А15, 16 и др.)
Н 1) : ин, ан, Ян) искл: деревянный, оловянный, стеклянный. 2) в первообразных прилагат, т.е. не образованных от других частей речи: НН 1) одна в основе, другая в суфф. 2) ЕНН, ОНН : Искл: ветреный (если без приставки-н, если с приставкой, то безветренный, нн) В краткой форме а)НН, если они были и в полной: б) на –йный в краткой ед.числа на ен: | Голубиный, песчаный, серебряный. Юный, зеленый, пряный, свиной. Осенний – осень, временный – время. Мужественный, соломенный. Пустынный – пустынна. Искл: зеленый – зелено Беспокойный – беспокоен, знойный – зноен, Искл: достоин, недостоин( от достойный) Но: удостоен ( от удостоить) |
К 1) качественных прил.( т.е.имеют краткую форму): 2) в относительных с основой на К,Ц, Ч: Примечание: в основе сущ. К и Ч чередуются с Ц, но в некоторых словах чередование не происходит, тогда пишется СК: узбекский( узбек), таджикский(таджик). СК – основа с другими согласными: | Узкий – узок. Немецкий – немец, ткацкий – ткач, казацкий – казак. Флотский –флот, казахский – казах, французский – француз. |
ИВ ( под ударением) ЕВ (без ударения) но: милостивый, юродивый | Игривый, красивый. Сиреневый. |
ЧИВ, ЛИВ ( всегда И) | Расчетливый, доверчивый. |
ЧАТ ( всегда А) | Узорчатый. |
ЕНЬК (всегда), но после Г,К,Х возможен ОНЬК) | Миленький Легонький – легенький. |
Правописание суффиксов глаголов: ( к А15, 16 и др.)
суффиксы | примеры |
ОВА, ЕВА ( если в 1 лице Б. или Н. времени оканчивается на УЮ, ЮЮ: | Советовать – советую, ликовать – ликую, горевать – горюю, ночевать – ночую. |
ЫВА, ИВА (если оканчивается на ЫВА, ИВА): Примечание: такие гл. надо отличать от гл. с ударным суффиксом ВА. В этом случае пишется та же буква перед ВА, что и без суффикса ВА: запевать – запеть, запивать – запить. Искл: затмевать – хотя затмить, застревать – хотя застрять, разевать – хотя разинуть. | Доказывать – доказываю, оценивать – оцениваю. |
Е ( с приставкой обез, обес, если гл. непереходный ): И ( если гл. переходный): | Обессилеть( лишиться сил) – неперех. Обезлесеть( лишиться лесов) – неперех. Обессилить ( лишить сил кого-то) – перех. Обезлесить ( лишить кого-то лесов) – перех. |
ЕНЕТЬ, ЕНИТЬ ( перед Н всегда Е) | Леденеть, окостенеть. |
Суффиксы причастий:
Суффиксы деепричастий:
суффиксы | примеры |
ущ, ющ ( дейст. Н. вр. от гл. 1 спряжения ) | работающий |
ащ, ящ ( действ. Н. вр. от гл. 2 спряжения) | Видящий, молчащий |
вш, ш ( дейст. П. вр) (Перед вш, ш та же гласная, что и перед Л в Прош вр. : таявший – таял, строивший – строил. ) | Пекший, сеявший |
ем, ом ( страд. Н. вр. от гл. 1 спряжения) | Читаемый, несомый. |
им ( страд. Н. вр. от гл. 2 спряжения) | Видимый. |
нн, енн, ( страд. П. вр. ) В полной форме – НН, в краткой – Н! ( перед НН сохраняется гласная е, а, я, что и перед Л в прош.вр. : увиденный – увидел, посеянный – посеял. В остальных случаях – ЕНН) построенный – построил. | Слышанный, тронутый. Сниженные цены – цены снижены. |
т ( страд. прош.вр) ( перед Т пишется та же буква, что и перед Л гл. прош. вр: молотый – молол, поднятый – поднял. | Выбитый (выбил). |
суффиксы | примеры |
в, вши ( перед в, вши та же гласная, что и перед Л прош.вр: обидев – обидел. | Раскаявшись – раскаялся. |
а | держа |
я | строя |
Ъ | Ь |
1) после приставок на согласную перед Е, Ё, Ю, Я. Разъезд, предъюбилейный. | В корне слова: Ружье, статья, |
2) в сложных словах мосле двух-, трех-, четырех-. Двухъярусный. | |
3) в иноязычных словах после приставок ад-, ин-, кон-, об-, суб-, транс-: Адъютант, инъекция, конъюктура, объект, субъект, трансъевропейский. | |
4) после первой части сложного слова: Фельдъегерь. | |
Примечание: Ъ не пишется: 1) перед А,О, У, Э: сагитировать, подоконник, суметь, сэкономить. 2) в сложносокращенных словах: детясли. |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
А5. Синтаксические нормы русского языка
Пример ошибки | Правило |
Однородные члены | |
Они любили и были довольны своими соседями. | Однородные члены могут управлять одним словом, если они распространяются одним и тем же падежом с одним и тем же предлогом: читал (что?) и пересказывал (что?) книги. В противном случае каждый однородный член должен иметь собственный распространитель: Они любили своих соседей, были довольны ими. |
Они учились музыке и рисовать; Ребенок доволен и жизнерадостный. | Однородный ряд должен оформляться единообразно: Они учились музыке и рисованию; Ребенок довольный и жизнерадостный. |
Мы изучаем творчество русских писателей: Пушкин, Тургенев, Чехов. | Падежная форма обобщающего слова и однородных членов должны совпадать: Мы изучаем творчество русских писателей: Пушкина, Тургенева, Чехова. |
Он не только не написал сочинение, но и упражнения. | Части двойных союзов должны связывать однородные понятия: Он не написал не только сочинение, но и упражнения. |
Распространенные определения | |
Мечтал о свободной России от крепостного права. | Распространенные определения могут либо предшествовать определяемому слову, либо стоять после него: Мечтал о России, свободной от крепостного права - Мечтал о свободной от крепостного права России. Определяемое слово не может находиться в середине распространенного определения. |
Письма, отправляющиеся за рубеж. | Действительное причастие на –ся необходимо, где возможно, заменять страдательным причастием: Письма, отправляемые за рубеж. |
Статьи, опубликованные в нашем журнале и которые вызвали интерес читателей. | В однородном ряду не могут находиться определение и придаточное предложение или определение и сказуемое: Опубликованные в нашем журнале статьи, которые вызвали интерес читателей. |
Управление | |
Уверенность в победу; характерный ему; указывает о том, что…; оплатить за проезд и т.д. | Уверенность в победе – вера в победу; характерный для него – свойственный ему; указывает на то, что… - говорит о том, что…; оплатить проезд – уплатить, заплатить за проезд и т.д. |
Приложение | |
В журнале «Новом мире» публикуются литературные новинки. | Т.н. условные наименования (пишущиеся в кавычках), употребленные в качестве приложений, не изменяются по падежам: В «Новом мире» публикуются литературные новинки – В журнале «Новый мир» публикуются литературные новинки. |
Сложноподчиненное предложение | |
Те, кто приехали вовремя, имели возможность ознакомиться с достопримечательностями города. | При употреблении сочетания те, кто… сказуемое из главной части предложения (согласованное с те), употребляется во множественном числе, сказуемое из придаточной части (согласованное с кто) употребляется в единственном числе мужском роде: Те, кто приехал вовремя, имели возможность ознакомиться с достопримечательностями города. |
Косвенная речь | |
Классный руководитель объявил ребятам, что мы идем на экскурсию. | При перестройке прямой речи в косвенную необходимо учитывать, что один и тот же предмет в словах автора и прямой речи должен обозначаться одинаковыми формами лица: Классный руководитель объявил ребятам, что они идут на экскурсию – Классный руководитель объявил нам, что мы идем на экскурсию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-47300-1366031662.jpg)
В помощь выпускнику
В помощь выпускникам для написания сочинения-рассуждения. Представлен полный план написания сочинения-рассуждения по тексту. Виды и типы проблем. Литературный материал для аргументации авторской позиц...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-74461-1350147174.jpg)
Как оказать помощь выпускникам перед экзаменом. Для родителей.
Презентация может быть использована на родительском собрании....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/20/picture-125055-1350702947.jpg)
ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С. Рекомендации выпускникам по написанию части С
Вданной статье даны поэтапные рекомендации написания сочинения части С, составленные экспертом предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-226613-1381173818.jpg)
Тригонометрия. В помощь выпускникам школы.
Основные вопросы тригонометрии в курсе средней школы. Тригонометрические уравнения. Задания С-1 в ЕГЭ -2013. Тема актуальна т.к. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВН...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-233110-1364726310.jpg)
в помощь выпускнику
Данная презентация составлена в помощь ученикам 11 класса для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...