В помощь выпускнику.
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 11 класс) по теме

Лазарева Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

                            К заданию А 13 и др. ( уметь различать проверяемые гласные в корне и

 чередующиеся)

корень

пример

Бер-бир ( суффикс А)

Соберут = собирают

Мер - мир

Замереть замирать

Пер-пир

Запереть - запирают

Стел- стил

Застелить  - застилают

Блест – блист

Блестеть - блистать

Жиг - жечь

Выжечь - выжигать

Жа - жим

Пожать - пожимать

Мя -мин

Замять - заминать

Ча - чин

Начать - начинать

Лож- лаг

Положить - полагать

Кос - кас

Коснуться - касаться

Клан – клон

Твар – твор

От ударения)

В ударном – может и А и О, в безударном только О

Кланяться – поклон, тварь - творчество

Склонение, наклонить, творец, затворить

Исключение: утварь

Гор – гар ( в безударном – О)

Загореть – загар, исключение: выгарки.

Зор – зар ( в безударном А)

Зори – заря, исключение: зорянка( птица).

Плав – плов (пишется а,  исключения: пловец, пловчиха, плывуны – насыщенный водою грунт) )

Плавать, плавучий, поплавок

Раст, ращ  -  рос ( от ст, щ – А)

Возраст, нарастание – выросла, водоросли

Исключение – отрасль, росток, ростовщик, Ростислав, отраслевой.

Скач – скоч( в безуд. А перед К, О перед Ч) – АК - ОЧ

Скакать, вскочить, подскакать, подскочить, выскочка

Исключения: скачок, скачу, скачи.

Мак – мок

Равн – ровн (основано на различении смысла слов)

Мак – значение: погружать в жидкость,

Мок – пропускать жидкость

Равн – значение: равный, одинаковый,

Ровн – значение: ровный, гладкий, прямой.

Макать хлеб в молоко, обмакнуть перо.

Сапоги промокают, непромокаемый плащ

Равносторонний треугольник, сравнить, равнина, поравняться, все равно.

Ровнять дорожки, подровнять клумбы, уровень, ровесник, поровну.

Закрепим: изл..гать, изл..жить, зар..сли, раст..ние, слегка подр..сти, выр..сли, зан..мает, к..сается, р..створимость, претв..рение, выр..щенные, обм..кнуть перо, обувь стала нам..кать, р..вноценные работники, р..вняться на передовиков, Ур..вень производства, вым..кший, затв..рить, приг..рел, к.. сательная, зам..рают, подп..реть, ск..кать, ск..чок, выск..чка. .  

Умеешь ли различать чередующиеся и проверяемые гласные в корне: провозгл..шать, бл..стательный, бл..снуть, об..ятельный, насл..ждение, предпол..гать, тВ..рец, претв..рить, благосл..влять, посв..щать, накл..ниться, сож..ление, зап..х, вым..кший, погл..щать, р..вномерный, выр..внять грядки, зар..сли, з..рница, ск..чок, р..внодушный, объед..                                          нение.

Правописание суффиксов существительных: ( к А16 и др.)

суффикс

пример

Чик (если есть д,т,з,с,ж) - щик

Докладчик, грузчик, летчик,перебежчик, каменщик.

(буква Ь пишется перед щик только после Л: точильщик)

 Ек ( если гласная при склонеии выпадает  –

ик, чик.

Орешек- орешка,

Ковшик – ковшика, диванчик – диванчика.

Ец (в словах м. рода)

Иц ( в словах ж. рода)

Хлебец

Метелица .  

Ец-о`(если ударение падает на окончание)

Иц-е ( если не на окончание)

Письмецо

зданьице

Оньк – еньк ( уменьшит-ласкат) искл: заинька, паинька.

Березонька, Зоенька, реченька.

Ышк ( в словах С.рода)

Ушк( в словах    м. и ж. рода)

Солнышко, зернышко.

Кумушка, соседушка,

Правописание суффиксов прилагательных: (  к А15, 16 и др.)

Н 1) : ин, ан, Ян) искл: деревянный, оловянный, стеклянный.

    2) в первообразных прилагат, т.е. не образованных от других частей речи:

НН 1)  одна в основе, другая в суфф.

       2) ЕНН, ОНН :

Искл: ветреный (если без приставки-н, если с приставкой, то безветренный, нн)

В краткой форме а)НН, если они были и в полной:

                                б) на –йный в краткой ед.числа на ен:

Голубиный, песчаный, серебряный.

Юный, зеленый, пряный, свиной.

Осенний – осень, временный – время.

Мужественный, соломенный.

Пустынный – пустынна. Искл: зеленый – зелено

Беспокойный – беспокоен, знойный – зноен,

Искл: достоин, недостоин( от достойный)

   Но:  удостоен ( от удостоить)

К 

1) качественных прил.( т.е.имеют краткую форму):

    2) в относительных  с основой на К,Ц, Ч:

    Примечание:  в основе сущ. К и Ч чередуются  с Ц, но в некоторых словах чередование не происходит, тогда пишется СК: узбекский( узбек), таджикский(таджик).

СК – основа с другими согласными:

Узкий – узок.

Немецкий – немец, ткацкий – ткач, казацкий – казак.

Флотский –флот, казахский – казах, французский – француз.

ИВ ( под ударением)

ЕВ (без ударения) но: милостивый, юродивый

Игривый, красивый.

Сиреневый.

ЧИВ, ЛИВ ( всегда И)

Расчетливый, доверчивый.

ЧАТ ( всегда А)

Узорчатый.

ЕНЬК (всегда), но после Г,К,Х возможен ОНЬК)

Миленький

Легонький – легенький.

Правописание суффиксов глаголов: ( к А15, 16 и др.)

суффиксы

примеры

ОВА, ЕВА ( если в 1 лице Б. или Н. времени оканчивается на УЮ, ЮЮ:

Советовать – советую, ликовать – ликую, горевать – горюю, ночевать – ночую.

ЫВА, ИВА (если оканчивается на   ЫВА, ИВА):  

Примечание: такие гл. надо отличать от гл. с ударным суффиксом ВА. В этом случае пишется та же буква перед ВА, что и без суффикса ВА: запевать – запеть, запивать – запить.

Искл: затмевать –  хотя затмить, застревать – хотя застрять, разевать – хотя разинуть.  

Доказывать – доказываю, оценивать – оцениваю.

Е ( с приставкой обез, обес, если гл. непереходный ):

И ( если гл. переходный):

Обессилеть( лишиться сил) – неперех.

Обезлесеть( лишиться лесов) – неперех.

Обессилить ( лишить сил кого-то) – перех.

Обезлесить ( лишить кого-то лесов) – перех.

ЕНЕТЬ, ЕНИТЬ ( перед Н всегда Е)

Леденеть, окостенеть.

Суффиксы причастий:                                                            

                                                                                                    Суффиксы деепричастий:

суффиксы

примеры

ущ, ющ ( дейст. Н. вр. от гл. 1 спряжения )

работающий

ащ, ящ  ( действ. Н. вр. от гл. 2 спряжения)

Видящий, молчащий

вш, ш   ( дейст. П. вр)

(Перед вш, ш та же гласная, что и перед Л в Прош вр. : таявший – таял, строивший – строил. )

Пекший, сеявший

ем, ом ( страд.  Н. вр. от гл. 1 спряжения)

Читаемый, несомый.

им   ( страд. Н. вр. от гл. 2 спряжения)

Видимый.

нн, енн, ( страд. П. вр. )

В полной форме – НН, в краткой – Н!

( перед НН сохраняется гласная е, а, я, что и перед Л  в прош.вр. : увиденный – увидел, посеянный – посеял. В остальных случаях – ЕНН) построенный – построил.

Слышанный, тронутый.

Сниженные цены – цены снижены.

т ( страд. прош.вр)

(  перед Т пишется та же буква, что и перед  Л гл. прош. вр: молотый – молол, поднятый – поднял.  

Выбитый (выбил).

суффиксы

примеры

  в, вши

( перед в, вши та же гласная, что и перед Л прош.вр: обидев – обидел.

Раскаявшись – раскаялся.

  а

держа

я

строя

Ъ

Ь

1) после приставок на согласную перед Е, Ё, Ю, Я.             Разъезд, предъюбилейный.

В корне слова:

Ружье, статья,

2) в сложных словах мосле двух-, трех-, четырех-.                       Двухъярусный.

3) в иноязычных словах после приставок ад-, ин-, кон-, об-, суб-, транс-:

Адъютант, инъекция, конъюктура, объект, субъект, трансъевропейский.

4) после первой части сложного слова:        Фельдъегерь.

Примечание: Ъ не пишется: 1) перед А,О, У, Э:

сагитировать, подоконник, суметь, сэкономить.

2) в сложносокращенных словах: детясли.

        



Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

А5. Синтаксические нормы русского языка

Пример ошибки

Правило 

Однородные члены

Они любили и были довольны своими соседями.

Однородные члены могут управлять одним словом, если они распространяются одним и тем же падежом с одним и тем же предлогом: читал (что?) и пересказывал (что?) книги. В противном случае каждый однородный член должен иметь собственный распространитель: Они любили своих соседей, были довольны ими.

Они учились музыке и рисовать; Ребенок доволен и жизнерадостный.

Однородный ряд должен оформляться единообразно: Они учились музыке и рисованию; Ребенок довольный и жизнерадостный.

Мы изучаем творчество русских писателей: Пушкин, Тургенев, Чехов.

Падежная форма обобщающего слова и однородных членов должны совпадать: Мы изучаем творчество русских писателей: Пушкина, Тургенева, Чехова.

Он не только не написал сочинение, но и упражнения.

Части двойных союзов должны связывать однородные понятия: Он не написал не только сочинение, но и упражнения.

Распространенные определения

Мечтал  о свободной России от крепостного права.

Распространенные определения могут либо предшествовать определяемому слову, либо стоять после него:  Мечтал о России, свободной от крепостного права -  Мечтал о свободной от крепостного права России. Определяемое слово не может находиться в середине распространенного определения.

Письма, отправляющиеся за рубеж.

Действительное причастие на –ся необходимо, где возможно, заменять страдательным причастием: Письмаотправляемые за рубеж.

Статьи, опубликованные в нашем журнале и которые вызвали интерес читателей.

В однородном ряду не могут находиться определение и придаточное предложение или определение и сказуемое: Опубликованные в нашем журнале статьи, которые вызвали интерес читателей.

Управление 

Уверенность в победу; характерный ему; указывает о том, что…; оплатить за проезд и т.д.

Уверенность в победе – вера в победу; характерный для него – свойственный ему; указывает на то, что… - говорит о том, что…; оплатить проезд – уплатить, заплатить за проезд и т.д.

Приложение

В журнале «Новом мире» публикуются литературные новинки.

Т.н. условные наименования (пишущиеся в кавычках), употребленные в качестве приложений, не изменяются по падежам: В «Новом мире» публикуются литературные новинки – В журнале «Новый мир» публикуются литературные новинки.

Сложноподчиненное предложение

Те, кто приехали вовремя, имели возможность ознакомиться с достопримечательностями города.

При употреблении сочетания те, кто… сказуемое из главной части предложения (согласованное с те), употребляется во множественном числе, сказуемое из придаточной части (согласованное с кто) употребляется в единственном числе мужском роде: Те, кто приехал вовремя, имели возможность ознакомиться с достопримечательностями города.

Косвенная речь

Классный руководитель объявил ребятамчто мы идем на экскурсию.

При перестройке прямой речи в косвенную необходимо учитывать, что один и тот же предмет в словах автора и прямой речи должен обозначаться одинаковыми формами лица: Классный руководитель объявил ребятам, что они идут на экскурсию – Классный руководитель объявил нам, что мы идем на экскурсию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь выпускнику

В помощь выпускникам для написания сочинения-рассуждения. Представлен полный план написания сочинения-рассуждения по тексту. Виды и типы проблем. Литературный материал для аргументации авторской позиц...

Как оказать помощь выпускникам перед экзаменом. Для родителей.

Презентация может быть использована на родительском собрании....

ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С. Рекомендации выпускникам по написанию части С

Вданной статье даны поэтапные рекомендации написания сочинения части С, составленные экспертом предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку....

Тригонометрия. В помощь выпускникам школы.

Основные вопросы  тригонометрии в курсе  средней школы.  Тригонометрические уравнения.   Задания  С-1  в ЕГЭ -2013. Тема актуальна т.к. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВН...

в помощь выпускнику

Данная презентация составлена в помощь ученикам 11 класса для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

В помощь выпускнику. Повторим ГЛАГОЛ

В помощь выпускнику при повторении ГЛАГОЛА...

В помощь выпускнику. Повторим ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

В помощь выпускнику при повторении числительного...