Конспект урока русского языка по теме "Отрицательные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

salamatova

Конспект урока русского языка с разноуровневыми заданиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Конспект

урока русского языка в 6 классе

по теме

 « Отрицательные местоимения»

с разноуровневыми заданиями

 

Тема урока: «Отрицательные  местоимения».

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

 Цели урока:

образовательные

  1. Обобщить и дополнить знания о написании НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
  2. Продолжать формировать умения и навыки владения способом действия при выборе данных орфограмм.
  3. Совершенствовать умения и навыки распознавания и выделения приставок НЕ и НИ в словах.
  4. Продолжать учить правильно писать НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

развивающие

  1. Формирование познавательного интереса к русскому языку
  2. Формирование умственных, учебных действий:

а) анализа и синтеза:

б) сравнения:

в) обобщения и систематизации:

  1. Развитие действий контроля и самоконтроля
  2. Развитие сенсорной сферы:

воспитательные

  1. Воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, добросовестности, ответственности.
  2. Воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке.
  3. Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успехам других, максимальной работоспособности.
  4.  Воспитание бережного отношения к родному языку, к национальной культуре, нравственности, патриотизма через толкование пословиц.

Оборудование:

1.Наглядные пособия:

  • таблица схемы устного ответа (алгоритм);
  • плакат с поэтапно прописанной пословицами последовательностью выполнения действий на уроке.

2. Раздаточный материал:

  • карточки для индивидуальной работы;
  • карточки с разноуровневым заданием «Проверь себя!»;
  • ключи к заданию «Проверь себя!».

3. Учебник: «Русский язык 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/ под ред. Баранова М.Т. – М.: Просвещение, 2012г.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы, постановка целей и задач.
  3. Проверка домашнего задания. Сопутствующее повторение.
  4. Тренировочные упражнения. Работа с учебником.
  5. Организация речевой практики.
  6. Подведение итогов урока. Разноуровневая проверочная работа.
  7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.

Ход урока

ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ОБОСНОВАНИЕ

  I I. Оргмомент

         2 мин.

II. Сообщение темы. Цель урока. Задачи урока.

       3 мин.

III. Проверка домашнего задания

(Проверка усвоения алгоритма, способа действия. Проведение устного и письменного опроса. Сопутствующее повторение.)

     8 мин.

   

6 мин.

IV. Пауза отдыха.

      1 мин.

 

V. Закрепление изученных ЗУН, тренировка алгоритма – использование приобретённых знаний в учебной деятельности. Работа с учебником.

    7 мин.

VI. Введение приобретённых умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся. Организация речевой практики на уроке

    7 мин.

VII. Подведение итогов урока. Оценка результативности деятельности на уроке.

   7 мин.

VIII. Задание на дом.

      4 мин.

Явка на урок, готовность рабочих мест, санитарное состояние класса, настроение учеников. Эти вопросы учитель обязан не оставить без внимания.

- Мы продолжаем работу по теме «Написание отрицательных местоимений». На уроке вы должны отработать навыки слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, использовать данные знания, умения, навыки в учебной деятельности; в речевой практике, повторить изученный ранее материал по теме «Местоимение», а также продолжить работу по совершенствованию навыков различных видов грамматического разбора, попутно повторить правила написания слов на уже изученные орфограммы.

А поможет  сегодня на уроке вам в выполнении учебных задач ПОСЛОВИЦА.

Обращает внимание на прописанные на плакате пословицами этапы урока. ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ.  Дайте толкование.

- Сформулируйте самостоятельно воспитательную цель урока.

Обращает внимание на пословицу, которой прописан следующий этап урока:

ПОВТОРЕНЬЕ  -  МАТЬ УЧЕНЬЯ

ВАЖЕН КАК СКАЗ, ТАК И ПОКАЗ.

Вопросно-ответная форма беседы (фронтальный опрос)

- Какие местоимения называются отрицательными?

- Как образуются отрицательные местоимения?

- Каким правилом руководствовались при выполнении домашнего задания?

- Что такое алгоритм? Цель его составления?

В процессе проверки домашнего задания на доске организовывает деятельность по сопутствующему повторению (2 ученика)

Учитель обращает внимание учащихся на следующий этап урока, прописанный пословицей, просит истолковать её: ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС.

ЗОЛОТО ДОБЫВАЮТ ИЗ ЗЕМЛИ, А ЗНАНИЯ – ИЗ КНИГИ. (Работа с учебником)

КРАСНА РЕЧЬ ПОСЛОВИЦЕЙ.

Словесное конструирование «Закончи пословицу»

Подведение итогов групповой работы. В процессе работы может быть оказана помощь затрудняющимся в выборе ответа учеником-консультантом.

КАКОВО НАЧАЛО, ТАКОВ И КОНЕЦ.

Учащимся предлагается проверить уровень усвоения материала по заданной теме. Разноуровневая работа «Проверь себя!»

В процессе работы учитель контролирует самостоятельность её выполнения и объективность самооценки.

Учитель предлагает истолковать пословицу, которой обозначен завершающий этап урока: ПОВТОРЯТЬ ДА УЧИТЬ – УМ ТОЧИТЬ.

- Какой этап урока вам показался наиболее интересным?

- Какой вид работы оказался для вас самым трудным?

- Что вы узнали нового на уроке? Будут ли полезны приобретённые знания в вашей дальней шей жизни и учебной деятельности?

На протяжении всего урока вы работали с бесценным языковым материалом – сокровищницей русской национальной культуры.

Вы не только объясняли написания слов, но и истолковывали каждую пословицу с целью выявить что-то полезное для себя, получить нравственный вывод, который может вам пригодиться в дальнейшем. Домашнее упражнение содержит в себе три таких вывода. Вы получаете дополнительное творческое задание исследовательского характера: подобрать к каждому толкованию пословицу, из которой мы могли бы сделать собственно такой вывод. На три толкования – три пословицы.

Учитель благодарит учащихся за внимание и работу на уроке.

Дежурные помогают решать на перемене организационные вопросы. Рапорт учителю о готовности класса начать учебную деятельность.

- Всякая пословица может нам быть полезна.

Дают сведения о пословицах.

Суть – в пословице заключена мудрость народная, образность, богатство языка.

- Используя в речи пословицы, приобщаемся к «душе народной», воспитываем в себе уважение к родной культуре, принимаем к сведению нравственные выводы.

- Проверяем домашнее задание, работаем с алгоритмом.

Отвечают на поставленные вопросы, один ученик у доски работает с алгоритмом.

В процессе проверки домашнего задания 4 ученика работают по карточкам с индивидуальным заданием, аналогичным домашнему (дифференцированный подход)

2 ученика отвечают по проверке домашнего задания (Упр.425): один обосновывает выбор слитного написания отрицательных местоимений, другой – раздельного.

Третий ученик по тетради с домашней работой выполняет морфологический разбор краткого прилагательного.

Задание на карточке: выписать из данных предложений отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны: в первую – слитные написания, во вторую – раздельные написания. Обосновать свой выбор в соответствии с алгоритмом.

  1. Рядился – рядился, а н..(к)чему не пригодился.
  2. Любят того, кто не обидит (н..)кого.
  3. Дырявый мешок (н..)чем не наполнишь.
  4. Н..(в)чем другу отказать, если предложить ему (н..)чего.

После проверки домашнего задания (с места и грамматического разбора на доске – скучен) ученики сдают тетради учителю, записывают во вторых рабочих тетрадях число и тему урока.

Проверку работы на карточках могут осуществлять консультанты.

Первый ученик выполняет синтаксический разбор предложения с предварительной расстановкой знаков препинания, объяснением написания слов с пропущенными буквами, а также выполняет морфемный разбор слова

Правдивая искрен..яя пословица открыва..т  раз..ясняет  пр..светляет.

Второй ученик выполняет задание на повторение навыков написания НЕ с разными частями речи, а также на повторение навыков различения разрядов местоимений и умения записывать транскрипции слов.

  1. Кто боит..ся (не)счастья, тот и  счастья (не)вид..т..
  2. Живи (не)прошлым, а завтрашн..м днём.
  3. О себе (н..)кто (н..)чего дурного (не)скажет.

Каждую пословицу истолковываем. Оценку выставляет и обосновывает одноклассник. Задаём дополнительные вопросы.

Учащиеся разминаются.

Выполняют упр.427 (3 человека)

Дополнительные вопросы задают и оценивают друг друга сами учащиеся.

Каждую пословицу истолковываем.

Три группы учащихся (по количеству рядов) работают парами. Один из учеников выходит к доске и дописывает вторую часть пословицы, в которой употреблены отрицательные местоимения с разным написанием, графически объясняет выбор написания. Другой же с места истолковывает пословицу и проговаривает условие выбора верного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Для работы предлагаются следующие пословицы:

                I ряд

1. Если хочешь себе добра, …

(никому не делай зла).

2. Жить весело, да …

(есть нечего).

3. Вот горе, что…

(горевать не о чем).

                 II ряд

1. Моя хата с краю - …

(ничего не знаю).

2. Глупцом на свете жить - …

(ни о чём не тужить).

3. Не стыдно молчать, когда…

(нечего сказать).

                  III ряд

1. Многие жалеют, да…

(некому помочь).

2. Говорил день до вечера, а…

(слушать нечего).

3. Худо тому, кто…

(добра не делает никому).

Ученики самостоятельно выбирают уровень выполнения работы в соответствии с осознанностью собственного уровня усвоения и отработки  данного правила и результативностью деятельности на уроке.

Первый уровень.

Используя алгоритм, обозначьте условия выбора орфограммы «Не и ни в отрицательных местоимениях».

  1. Н..(с)кем горем поделиться, коли в беде не помог (н..)кому.
  2. Н..(от)кого не скроешь тайны, коль явью суждено ей быть.
  3. Лживый хоть правду скажет, (н..)кто не поверит.
  4. (Н..)чем хвалиться, если опыт н..(к)чему не пригодится.

Второй уровень.

Обозначить условия выбора орфограммы «Не и ни в отрицательных местоимениях».

На том же языковом материале.

Третий уровень.

Найдите ошибки в написании отрицательных местоимении и исправьте их в соответствии с орфограммой «Не и ни в отрицательных местоимениях».

  1. Нескем горем поделиться, коли в беде не помог ни  кому.
  2. Ни откого не скроешь тайны, коль явью суждено ей быть.
  3. Лживый хоть правду скажет, некто не поверит.
  4. Ничем хвалиться, если опыт ни к чему не пригодится.

После выполнения работы учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения задания в соответствии с ключом, оценивают по шкале результативность собственной работы на уроке, выставляют средний балл, сдают работу учителю.

Учащиеся записывают домашнее задание, делятся впечатлениями от урока.

Задание к упр.428 дополняется учителем и приобретает творческий, исследовательский характер.

        

Мобилизация внимания учащихся. Настроить детей на учебную деятельность, привлечь внимание, осуществить соответствующую психолого-педагогическую подготовку учащихся к работе по закреплению учебного материала на всём протяжении урока.

Постановка целей и задач урока готовит детей к активному восприятию, заинтересовывает учащихся. Мотивация (вид побуждения к деятельности) усиливает мотивы ориентации.

Работа с использованием в качестве языкового материала пословиц усиливает непроизвольные мотивы удивления, любознательности, а также позволяет учащимся сформулировать самостоятельно воспитательную цель урока.

Основа урока – закрепление знаний, умений, навыков, которые были усвоены учащимися накануне. Нужно знать, в какой системе усвоен материал, какие затруднения возникают у учеников при оперировании теоретическими знаниями в ходе выполнения практических действий.

В данном классе эффективными способами проверки является самоконтроль, взаимоконтроль и выполнение письменных заданий, аналогичных домашней работе.

Обязательно вести сопутствующее повторение.

Алгоритм (его составление) – это аналитико- синтетическая работа, требующая понимания  теоретического материала. Тренировка зрительной памяти и образного мышления. Помогает развивать логическое мышление и выбирать правильное решение орфографической задачи. Особенно необходим слабым учащимся.

Текст на карточках соответствует социально-познавательному характеру мотивации детей.

Цель проверки д/з – проверить правильность , полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, устранить в ходе проверки пробелы в ЗУН, осуществить их совершенствование.

Цель сопутствующего повторения - отработка навыков грамотного написания слов на изученные виды орфограмм и совершенствование умений выполнения различных видов грамматического разбора.

Проявление внимания к здоровью детей, их работоспособности.

Цель: закрепить в памяти те ЗУН, которые необходимы для работы. Повышение уровня осмысления изученного материала.

Обращение внимания на условие выбора правильного написания: ударение, наличие или отсутствие предлога. Аналитическое упражнение репродуктивного типа. Работа с учебником подготавливает к выполнению последующего вида работ по развитию речи и самоконтроля результативности собственной деятельности учащихся на уроке.

Углубление понимания функции изучаемого понятия в устной и письменной речи. Самостоятельность выполнения упражнений. Организация дифференцированной работы. Демократическая внутренняя дифференциация – самостоятельный выбор учащимися разных видов деятельности без помощи учителя.

Групповая форма работы.

Развитие речи учащихся, познавательной активности, логического и образного мышления.

Развитие взаимовыручки, коммуникативности, коллективизма.

Такая работа повышает требовательность к себе, вызывает заинтересованность в том, как выполнено задание, желание его проверять. Используются методические приёмы самоконтроля и контроля, т.к. зрительная память развита хорошо. Коррекция знания.

Учитель в соответствии с выбором учащихся делает вывод об усвоении темы и желании учащегося работать по данной.

Проверяется объективность самооценки по шкале продуктивности деятельности каждого ученика на уроке.

Осуществление принципа «обратной связи», развитие познавательной активности учащихся в творческом поиске исследовательского типа.

Пробуждение у учащихся любознательности.

Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы её выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Данный урок позволяет дать обуающимся понятие о местоимении как части речи, научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте....

презентация и конспект урока русского языка "Притяжательные местоимения"

Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику «Русский язык ». Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. + презентацияТема. Притяжательные местоимения.Цель: ознакомить со значением и спос...

План-конспект урока русского языка в 7 классе "Местоимение как часть речи"

План-конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы VIII вида "Местоимение как часть речи"...

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения"

Это первый урок в изучении темы. По форме урок - детектив. Пропала тема урока, и ребята, выступая в роли детективов, ищут ее. Попутно повторяется материал об уже изученных разрядах местоимений. Урок с...

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение"

для урока-повторения по теме "Местоимение"....

Конспект урока русского языка в 6 классе "Местоимение. Урок-обобщение"

Конспект урока русского языка в 6 классеТема: «Местоимение. Урок – обобщение»Тип урока: повторение и обобщение изученного материала Форма урока: урок - исследован...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...