Практикум по орфографии.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Практикум по орфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_po_orfografii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Орфография.

Карточка 1. Выбор ё, о, е после шипящих и ц.

Задание: распределите слова в такой последовательности:

  1. Слова с пропущенной буквой о после шипящих и ц;
  2. Слова с ё;
  3. Слова с е.

• Обозначьте часть слова, в которой вставили пропущенную букву. Щ..тка, ч..рный, ш..рох, ш..рстка, щ.лкатъ, ж..лудъ, ш..в, ж..лтый, врач..м, в чуж..м краю, на свеж..м воздухе, пч..лка, ч..рточка, за улиц..й, перед границ..й.

1. С любыми двумя словами составьте два побудительных предложения.

Карточка 2.

Задание: вставьте пропущенные буквы и сгруппируйте слова. Какую закономерность вы обнаружили?

Прот..реть, зап..рать, ст..лить, прот..ратъ, бл..стать, изл..гать, зап..реть, соб..рать, наст..лать, бл..стетъ, изложить, соб..рет, к..соться, к..снуться.

Карточка 3.

Задание: найдите слова с чередующимися гласными. Выпишите их, подберите слова с другими гласными в корне.

Пока соседка разбирала тазы и тряпки, Ольга взяла котенка и пошла в сад. (А. Гайдар.) С утра собираются кучевые облака, клубятся, громоздятся друг на друга, а к вечеру исчезают. (В. Архангельский.) Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. (Б. Тимофеев.) Но стволы деревьев, кустарники пока голы, заросли прозрачны. (Б Тимофеев.) Ольху считают сорной породой, её вырубают, выжигают, особенно в парках. Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной. (И Балбышев.) Все замерло в первом глубоком сне. (А Чехов.) Все грибы, что растут поблизости, отец сам соберет. (Г. Скребицкий.)

Карточка 4.

Задание: вставьте пропущенные буквы и сгруппируйте слова. Какую закономерность обнаружили?

Высказать предп..ложение, прик..снуться к руке, прил..гать все силы, проб..раться сквозь зар..сли, расст..латься по небу, слегка к..саться, соб..рать урожай, бл..стать знаниями, легкое прик..сновение, подб..рать книги, оп..реться о стену, пол..жить в стол, ст..ретъ пыль, отп..рать ключом, соб..рёт друзей, ярко бл..стит.

Карточка 5. Словарный самодиктант. Задание: вставьте пропущенные буквы.

К..са(т, тъ)ся, окон..чить, ..бегаешь, ра(с,сс)меет..ся, о..даватъ, территория, ветрен..й, ключ..м, стеклян..й.

Карточка 6. Выбор и - ы после ц в корне.

Задание: вставьте пропущенные буквы. Выпишите сначала слова с ц, затем с ы.

Дисц..плина, ц..тата, экспедиц..я, ц..ганский, ц..плята, нумерац..я, на ц..почках, продукц..я, ц..рк, ц..ферблат, делегац..я, мотоц..клист, милиц..онер.

Карточка 7.

Задание: распределите слова с чередующимися гласными о - а, е - и в корнях по столбикам.

Пребпол..гается, что корни выб..рают питательные вещества избирательно. Поэтому и возвр..щают почве они разное количество питательных веществ. Корни проникают глубоко в землю, расстилаются в почве и подпочвенном слое, поэтому их так трудно выд. .рать при пропалывании.

Кори нужны р..стению прежде всего для того, чтобы соб..рать воду. Б..рут они из почвы и нужные химические соединения. После отм..рания р..стение все то, что оно взяло из почвы, возвр..щают обратно. (По В. Фридледу и Г. Буяовскому.)

Карточка 8.

Задание: вставьте пропущенные буквы и окончания.

Пор..зительн_ т..шиной, об уд..вительн_ к..ртин_, д..леким г..ризонт_, б..грян..ми лист(?)ями, фи..летов_ краск_, вн..запн_ появление, в..схитительн_ музыку, с оч..р..вательн_ дев..чк_, бл..жайш_ д..рог_, с об..ятельн_ ч..л..век_, лилов..ми лист(?)..ми, а(к,кк)уратн_, р..бен..к, б..гров_ з..ката.

  1. Подчеркните прилагательные с суффиксом - тельн -
  2. Найдите прилагательное, строение которого соответствует схеме:

4  Разберите одно - два словосочетания. Укажите три - четыре слова с орфограммой в корне.

Карточка 9.

Задание: вставьте пропущенные буквы, обозначая части слов, в которых пропущены буквы.

На Краен., площад.. ; за годы демократическ.. влас.. ; в Оружейн.. палат.. ; от Кремлевск.. дворц.. ; о Кремлевск.. дворц.. , о трудов.., наро.. ; выйд..м к Спасск.. байт.. ; отправимся по Москва-рек.. ; беле..т стены музея.

Карточка 10.

Задание: выпишите только те слова, в которых есть орфограммы разных типов. Укажите тип орфограммы.

Обозначьте части слова, в которых обнаружены орфограммы.

Светло — желтое платье, ровная поляна, неожиданно показались, длинноногая цапля, судоремонтный завод, небольшой сундучок, темно - синее небо, не льется ручьем, кого - то позвали, обогревает комнаты, грустный вид, долго нездоровится, мал ростом, нежно - лимонного цвета.

1  Составьте 2-3 предложения с любыми выписанными словами.

Карточка 11.

Задание:   вставьте   пропущенные   буквы   и   определить,   по   какому
орфографическому признаку сгруппированы слова,
р..стительный
        р..сток

ср..щение        выр..с

подр..стает        водор..сли

Карточка 12. Словарный самодиктант

Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, где нужно.

(В) поз..юю осень, над тума(н,нн)ой з..млей, и..ч..зают (в) д..леке, к ближнему бер..гу, услыш..ш.. пение, б..гря(н,нн)ый з..кат, известить о п..бед.., р..стут на ..пушк.., р..сточки к..ртоф..ля, п..др..ела м..рковъ.

Карточка 13.

Задание: вставьте пропущенные буквы, обозначьте часть речи. Какие орфограммы вы проверяли, выполняя задание?

Испеч(?), улыбаеш(?)ся, возле дач(?), стереч(?), тиш(?), карандаш(?), спешиш(?), доч(?), между туч(?), метеш(?), трудиш(?)ся, место встреч(?), печ(?), картеч(?), товарищ(?).

Карточка 14.

Задание: вставьте буквы, графически обозначьте окончания прилагательных. Волшебн.. песни, ветер свеж.. ,   средь стройн.. берез, в лунн.. сиянии, в холоди., воду, из син... вод, ароматн... ландыша, в глубок... овраге, в пахуч., хвое, серебрист... паутину, в зимн... ночи, пирог горяч.. , на весен., солнышке.

Карточка 15.

Задание: определите основную мысль, озаглавьте текст. Найдите в первом абзаце однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Подберите синоним к слову странник.

Для всех странников, для всех любителей неба, душистых трав и бездонной воды Паустовский открыл страну со сказочным названием Мещера. Эта страна удивительна...

Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки густого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху взлетают тетерева. Копны сена, болотные кочки с крупной дробью пахучих ландышей. Луна в реке, черного цвета озера, грибы с телячью голову и крики птиц, названия которых не знаешь... (По В. Пескову.)

2 Выпишите  из  текста  имена  прилагательные,  строение  которых соответствует следующим схемам:

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические занятия по темам1,2,3 "Практикума по орфографии и пунктуации русского языка"

В методическую  разработку "Практические занятия по темам 1,2.3 "Практикума по орфографии и пунктуации русского языка" вошли следующие материалы:алгоритм работы над орфограммой по методике Гальпе...

Практикум по орфографии. Подготовка к выполнению задания А14. ЕГЭ

Карточка-практикум для самостоятельной работы учащихся по подготовке к заданию А14 ЕГЭ по русскому языку....

Практикум по орфографии и пунктуации

Практикум по орфографии и пунктуации...

Практикум по орфографии "Правописание Ь и Ъ" (11 класс)

Конспект урока русского языка в выпускном классе...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Практикум по орфографии и пунктуации"

Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 8 класса, составлена на основании Федерального закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в Р...

Урок-практикум по орфографии и пунктуации

Урок-практикум по орфографии и пунктуации...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Практикум по орфографии и пунктуации»7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Практикум по орфографии и пунктуации» предназначена для обучающихся 7 класса и рассчитана ...