Программа электива "Подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме (9класс)"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Хлынцова Галина Александровна

Важный экзамен по русскому языку будет сдан успешно при одном условии: детям в системе надо преподать данный курс. Мною предусмотрены все направления работы. Рассмотрены все составные части экзамена и подобран материал для подготовки к экзамену в новой форме.Успехов всем!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа  электива.

Пояснительная записка.

Программа  электива  «Подготовка  учащихся к экзамену по русскому языку в    форме ГИА»  предназначена   для   детей, обучающихся в 9 классах. Мною предусмотрены  основные  направления :

  • знакомство с содержанием  и структурой  экзамена в  новой форме,
  • знакомство с критериями   оценивания работ С 1, А, В, С 2,
  • анализ  экзаменационных  заданий,
  • усвоение системы алгоритмов,
  • знакомство и анализ  образцов рассуждения,
  • выполнение  системы  практических работ разного типа и уровня сложности,
  • повторение  и закрепление  теоретических  материалов  по различным  разделам  русского языка ,
  • ознакомление с системой логически  выстроенных действий, необходимых  для принятия  верного решения,
  • рассмотрение  образцов,
  • наблюдения,
  •  выявление типических ошибок с целью их недопущения в работе с КИМами,
  • обучение написанию  сжатых изложений (с использованием приемов компрессии),
  • обучение выполнению тестовых работ,
  • обучение написанию сочинения-рассуждения,
  • работа с тренировочными тестами.

Для успешной подготовки  учащихся предусмотрены задания разных типов.

Программа  электива  рассчитана   весь  учебный год.

  • 1 полугодие -  1 час в неделю.
  • 2 полугодие  - 2  часа в неделю.
  • Всего – 43  часа.

Тема

Знания и умения

Час

Примечания

1

1 полугодие(1 четверть)

Содержание экзаменационной   работы  по русскому языку. Специфика  проведения экзамена в новой  форме.

Знать особенности структуры  экзамена  в  новой   форме,  его примерное содержание, специфику и структуру (  задание  С 1, А - В,

С 2), понимать необходимость  следования  инструкциям   перед выполнением каждого вида заданий.

1

2

Анализ демонстрационного варианта. Главная и второстепенная информация текста.

Знать содержание текста для изложения и понимать его основную мысль,  уметь определять главную и второстепенную информацию текста, уметь использовать  приемы  сжатия,   умение выбирать ключевые слова, дополнять и редактировать написанное, уметь находить и исправлять ошибки разных видов

( речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные)

1

3

Основные приемы сжатия.

Показать  разделение  информации на  главную и второстепенную, учить  исключать  повторы,  синонимы заменять  обобщающими  словами,  исключать  вводные слова и  конструкции,  исключать фрагменты предложений  (менее существенных), исключать 1-2 предложения, производить  замену прямой  речи  косвенной  и     определительным или отрицательным  местоимением с отрицательным значением, учить упрощению (замене   нескольких предложений  одним  или указательным местоимением,  сложного предложения простым, придаточного  определительного  -  определением,  придаточного обстоятельственного — деепричастным

 оборотом )  и др.

1

4

Определение  микротем   и ключевых слов.

Понимать текст, уметь определять микротемы, передавать содержание каждой микротемы  и всего текста в целом,  помнить, что количество микротем соответствует количеству абзацев, уметь выделять ключевые слова, знать принцип их выделения и нахождения,
уметь
сохранять авторский стиль  и использовать    авторские ключевые слова и словосочетания в сжатом изложении.

1

5

Редактирование текста изложения.

Понимать текст, уметь определять микротемы, передавать содержание каждой микротемы  и всего текста в целом,  помнить, что количество микротем соответствует количеству абзацев,

 уметь  определять  использованные   приемы  сжатия,       дополнять  и  редактировать  написанное, уметь находить и исправлять ошибки разных видов

( речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные).

1

6

Редактирование текста изложения.

Понимать текст, уметь определять микротемы, передавать содержание каждой микротемы  и всего текста в целом,  помнить, что количество микротем соответствует количеству абзацев,       уметь определять главную и второстепенную информацию текста, уметь использовать  приемы  сжатия,  подтверждать  умение выбирать ключевые слова, дополнять и редактировать написанное, уметь находить и исправлять ошибки разных видов

( речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные).

1

7

1 полугодие (2 четверть)

Исправление речевых ошибок.

Уметь находить и исправлять речевые ошибки,  уметь подбирать слова и составлять предложения для верного выражения мыслей.

1

8

Исправление грамматических ошибок.

 Уметь находить и исправлять   грамматические  ошибки,  уметь подбирать слова и составлять предложения для верного выражения мыслей.

1

9

Практическая работа . Основные приемы компрессии текста. Исключение.

Показать  приемы  разделения информации на главную и второстепенную, учить  исключать повторы,  синонимы заменять обобщающими словами,  исключать  вводные слова и конструкции,  исключать фрагменты предложений ( менее существенные), исключать  1-2 предложения .

1

10

Практическая  работа. Основные приемы компрессии текста.  Обобщение.

Знать, что обобщение – один из важных способов компрессии, включающих замену однородных членов обобщающим словом,   замену прямой  речи  косвенной  и     определительным или отрицательным  местоимением с отрицательным значением; при обобщении выделять единичные факты и   подбирать   языковые средства их обобщенной  передачи  и составлять  новый текст.

1

11

Практическая работа. Основные приемы компрессии текста.  Упрощение.

Учить упрощению (замене  нескольких предложений  одним  или  указательным   местоимением,  сложного  предложения  -  простым,  придаточного  определительного  -  определением,  придаточного  обстоятельственного- деепричастным оборотом) и др.

1

12

Комплексное использование приемов сжатия.

Знать приемы сжатия и применять их  в практической работе

1

13

Написание сжатого изложения.

Знать приемы сжатия и применять их  в практической работе,  соблюдать правила и выполнять основные требования к написанию сжатого изложения

1

14

Анализ  сжатых текстов изложения.  Комментарий   использованных приемов сжатия.

Понимать текст, уметь определять микротемы, анализировать    содержание каждой микротемы  и всего текста в целом,    что выявлять количество микротем   и  их соответствие количеству абзацев,  анализировать       умение   определять главную и второстепенную информацию текста, умение   использовать  приемы  сжатия,    умение выбирать ключевые слова, дополнять и редактировать написанное, уметь находить и исправлять ошибки разных видов  .( речевые,  грамматические,  орфографические,  пунктуационные)

1

15

Критерии оценивания сжатого изложения

Анализ таблицы «Критерии оценивания  задания  С 1».  Детальное выяснение сути критериев.

16-17

Практическая работа.  Написание сжатого текста  изложения. Сравнение 2 варианта (ученической работы)  с авторским  текстом.

Знать приемы сжатия и применять их  в практической работе,  соблюдать правила и выполнять основные требования к написанию сжатого изложения.

2

18

Практическая работа. Написание сжатого изложения.

Знать приемы сжатия и применять их  в практической работе,  соблюдать правила и выполнять основные требования к написанию сжатого изложения.

1

1

2 полугодие( 3 четверть)

Специфика выполнения тестовых заданий. Чтение текста и его  анализ.

Знать особенности оформления экзаменационной работы, правила заполнения  материалов  (КИМов). Уметь выразительно и вдумчиво читать   и анализировать  предложенный текст, применяя теоретические знания.

1

2

Задания  А 1-2, алгоритм выполнения.

 Практическая работа.

Уметь работать с текстом,  понимать, что текст является  речевым произведением, обладающим композиционной  и смысловой целостностью, уметь анализировать текст

1

3

Изобразительно - выразительные средства русского языка. Тропы (лексические средства). Алгоритм выполнения  задания

 А 3.

Знать изобразительно - выразительные средства русского языка, тропы (лексические средства).  Умение определять изобразительно - выразительные средства русского языка  и  пользоваться  алгоритмом  выполнения  задания

 А 3.

1

4

Изобразительно - выразительные средства русского языка. Фигуры речи

( синтаксические средства). Алгоритм выполнения задания А3.

Знать изобразительно - выразительные средства русского языка, фигуры (синтаксические  средства).  Умение определять изобразительно - выразительные средства русского языка  и  пользоваться  алгоритмом  выполнения  задания

А 3.

1

5

Практическая работа. Тестовые задания  типа   А  1-3.

Знать изобразительно - выразительные средства русского языка, тропы  и  фигуры (синтаксические  и   лексические   средства).  Умение определять изобразительно - выразительные средства русского языка  и  пользоваться  алгоритмом   ( А 3)  при выполнении тестовой работы.

1

6

Алгоритм выполнения заданий  А 4-7.

Знать алгоритмы  выполнения и уметь их  использовать в практической работе, уметь правильно оформлять тестовую работу в форме   ГИА.

1

7

Задания типа  В  1. Лексика и фразеология. Синонимы. Группы слов по происхождению и употреблению.

Знать лексическое значение слов, уметь подбирать синонимы, антонимы, омонимы. Знать синонимические ряды и уметь различать стилистическую окраску слов.

1

8

Задания типа   В  2. Способы связи слов  в словосочетаниях.

Использование алгоритма для выполнения данного вида заданий.

Знать способы связи слов в словосочетаниях. Уметь производить синонимическую замену  словосочетаний. Знать структуру словосочетаний.

1

9-10

Способы выражения подлежащего и сказуемого в простом предложении. Виды односоставных предложений. Виды сказуемых. Алгоритм выполнения заданий  В 3.

Знать способы выражения подлежащего и сказуемого в простом предложении,  виды односоставных предложений,  виды сказуемых.  Умение пользоваться алгоритмом  при  выполнении заданий  В 3, умение определять виды односоставных предложений,  виды сказуемых.

2

11-12

Простое предложение, осложненное однородными определениями, обособленными определениями и обстоятельствами, приложениями и дополнениями

( задания  В  4)

Знать особенности структуры   простого   предложения, знать условия осложнения 

( однородными определениями, обособленными определениями и обстоятельствами, приложениями и дополнениями). Уметь определять  вид осложнения, задавать вопрос, обращать внимание на интонацию,  определять способ связи слов, умение выбирать правильный ответ в тестовой работе.

2

13

Правила постановки  знаков препинания в предложениях с вводными словами и  вводными синтаксическими конструкциями. Обращение и знаки препинания при них.

Задания  В  5-6.

Знать  правила постановки  знаков препинания в предложениях с вводными словами и  вводными синтаксическими конструкциями, знать группы вводных слов, отличие вводных слов от других слов,  знать,  какова роль  обращений  и какие знаки препинания при них ставятся. Уметь выделять вводные слова и обращения, делать правильный выбор при решении тестовой работы.

1

14

Простое и сложное предложение. Грамматические основы.  ССП  и   СПП. Подчинительная связь  в  СПП. Задания

В 7.

Знать  особенности  строения  простого  и сложного  предложения, уметь находить  грамматические основы, знать особенности строения   ССП  и  СПП,  определять  способ связи    в   ССП  и   СПП. 

1

15

Однородные придаточные в СПП. Параллельное , однородное и последовательное  соподчинение придаточных.

Знать и уметь определять  однородные придаточные в СПП,   уметь различать  параллельное , однородное и последовательное  соподчинение придаточных.

1

16

Обобщение  изученного  по программе электива. Индивидуальная работа по системе заданий. Тесты.

Знать теоретические сведения, уметь применять их в практической работе.

1

1-2

2 полугодие   (4 четверть)

Особенности задания С 2 и структура сочинения-рассуждения.

Знать особенности задания С2,  особенности сочинения на лингвистическую тему, особенности композиции сочинения-рассуждения ( тезис- примеры- аргументы- вывод).  Знать алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.

Клише и их использование в практической работе.

Особенности сочинения-рассуждения.

2

2

Примерные темы сочинений на лингвистические темы. Анализ предложенных сочинений-рассуждений. Композиция.

Знакомство  с примерными  темами  сочинений на лингвистические темы. Учить анализу  текстов   предложенных сочинений-рассуждений. Провести  наблюдения над композицией. Познакомить  с   образцами  творческих работ, написанных на примерные темы (сочинение  на лингвистическую  тему).    

1

3 -4-5-6

Сочинение  на лингвистическую тему.  Композиция.

Соблюдение  критериев  оценивания,  норм и требований  при  написании творческой работы (С 2).  

Учить практической работе ( писать сочинение  на лингвистическую тему).  Рассмотреть теоретический материал,  необходимый для написания сочинения . Учить следовать  композиции. Развивать умение правильно подбирать языковой материал, логически правильно и последовательно используя его в контексте творческой работы.

Применять знания критериев  оценивания  и  норм литературного  языка    в написании творческой работы (С 2).  

4

7-9

Теория, смысловая цельность и последовательность изложения мыслей в сочинении-рассуждении. Написание сочинений на различные лингвистические темы.

 Итоги изучения элективного курса .

 Знать  теорию,  понимать  суть смысловой цельности и последовательности  изложения мыслей в сочинении-рассуждении.  Уметь писать сочинение (С 2).

Написание сочинений на лингвистические темы.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Диалог с текстом. (Технология подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме)

Материал урока предназначен для учителя, ведущего подготовку к государственной итоговой аттестации  по русскому языку в новой форме.  Перед учителем стоит задача научить учащихся разным вида...

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Знакомьтесь: новые слова», 5 класс

Рабочая программа  внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...

Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана  на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....

Программа по русскому языку в 9 классе «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...