Главные вкладки

    Программа электива "Подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме (9класс)"
    элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

    Хлынцова Галина Александровна

    Важный экзамен по русскому языку будет сдан успешно при одном условии: детям в системе надо преподать данный курс. Мною предусмотрены все направления работы. Рассмотрены все составные части экзамена и подобран материал для подготовки к экзамену в новой форме.Успехов всем!

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа  электива.

    Пояснительная записка.

    Программа  электива  «Подготовка  учащихся к экзамену по русскому языку в    форме ГИА»  предназначена   для   детей, обучающихся в 9 классах. Мною предусмотрены  основные  направления :

    • знакомство с содержанием  и структурой  экзамена в  новой форме,
    • знакомство с критериями   оценивания работ С 1, А, В, С 2,
    • анализ  экзаменационных  заданий,
    • усвоение системы алгоритмов,
    • знакомство и анализ  образцов рассуждения,
    • выполнение  системы  практических работ разного типа и уровня сложности,
    • повторение  и закрепление  теоретических  материалов  по различным  разделам  русского языка ,
    • ознакомление с системой логически  выстроенных действий, необходимых  для принятия  верного решения,
    • рассмотрение  образцов,
    • наблюдения,
    •  выявление типических ошибок с целью их недопущения в работе с КИМами,
    • обучение написанию  сжатых изложений (с использованием приемов компрессии),
    • обучение выполнению тестовых работ,
    • обучение написанию сочинения-рассуждения,
    • работа с тренировочными тестами.

    Для успешной подготовки  учащихся предусмотрены задания разных типов.

    Программа  электива  рассчитана   весь  учебный год.

    • 1 полугодие -  1 час в неделю.
    • 2 полугодие  - 2  часа в неделю.
    • Всего – 43  часа.

    Тема

    Знания и умения

    Час

    Примечания

    1

    1 полугодие(1 четверть)

    Содержание экзаменационной   работы  по русскому языку. Специфика  проведения экзамена в новой  форме.

    Знать особенности структуры  экзамена  в  новой   форме,  его примерное содержание, специфику и структуру (  задание  С 1, А - В,

    С 2), понимать необходимость  следования  инструкциям   перед выполнением каждого вида заданий.

    1

    2

    Анализ демонстрационного варианта. Главная и второстепенная информация текста.

    Знать содержание текста для изложения и понимать его основную мысль,  уметь определять главную и второстепенную информацию текста, уметь использовать  приемы  сжатия,   умение выбирать ключевые слова, дополнять и редактировать написанное, уметь находить и исправлять ошибки разных видов

    ( речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные)

    1

    3

    Основные приемы сжатия.

    Показать  разделение  информации на  главную и второстепенную, учить  исключать  повторы,  синонимы заменять  обобщающими  словами,  исключать  вводные слова и  конструкции,  исключать фрагменты предложений  (менее существенных), исключать 1-2 предложения, производить  замену прямой  речи  косвенной  и     определительным или отрицательным  местоимением с отрицательным значением, учить упрощению (замене   нескольких предложений  одним  или указательным местоимением,  сложного предложения простым, придаточного  определительного  -  определением,  придаточного обстоятельственного — деепричастным

     оборотом )  и др.

    1

    4

    Определение  микротем   и ключевых слов.

    Понимать текст, уметь определять микротемы, передавать содержание каждой микротемы  и всего текста в целом,  помнить, что количество микротем соответствует количеству абзацев, уметь выделять ключевые слова, знать принцип их выделения и нахождения,
    уметь
    сохранять авторский стиль  и использовать    авторские ключевые слова и словосочетания в сжатом изложении.

    1

    5

    Редактирование текста изложения.

    Понимать текст, уметь определять микротемы, передавать содержание каждой микротемы  и всего текста в целом,  помнить, что количество микротем соответствует количеству абзацев,

     уметь  определять  использованные   приемы  сжатия,       дополнять  и  редактировать  написанное, уметь находить и исправлять ошибки разных видов

    ( речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные).

    1

    6

    Редактирование текста изложения.

    Понимать текст, уметь определять микротемы, передавать содержание каждой микротемы  и всего текста в целом,  помнить, что количество микротем соответствует количеству абзацев,       уметь определять главную и второстепенную информацию текста, уметь использовать  приемы  сжатия,  подтверждать  умение выбирать ключевые слова, дополнять и редактировать написанное, уметь находить и исправлять ошибки разных видов

    ( речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные).

    1

    7

    1 полугодие (2 четверть)

    Исправление речевых ошибок.

    Уметь находить и исправлять речевые ошибки,  уметь подбирать слова и составлять предложения для верного выражения мыслей.

    1

    8

    Исправление грамматических ошибок.

     Уметь находить и исправлять   грамматические  ошибки,  уметь подбирать слова и составлять предложения для верного выражения мыслей.

    1

    9

    Практическая работа . Основные приемы компрессии текста. Исключение.

    Показать  приемы  разделения информации на главную и второстепенную, учить  исключать повторы,  синонимы заменять обобщающими словами,  исключать  вводные слова и конструкции,  исключать фрагменты предложений ( менее существенные), исключать  1-2 предложения .

    1

    10

    Практическая  работа. Основные приемы компрессии текста.  Обобщение.

    Знать, что обобщение – один из важных способов компрессии, включающих замену однородных членов обобщающим словом,   замену прямой  речи  косвенной  и     определительным или отрицательным  местоимением с отрицательным значением; при обобщении выделять единичные факты и   подбирать   языковые средства их обобщенной  передачи  и составлять  новый текст.

    1

    11

    Практическая работа. Основные приемы компрессии текста.  Упрощение.

    Учить упрощению (замене  нескольких предложений  одним  или  указательным   местоимением,  сложного  предложения  -  простым,  придаточного  определительного  -  определением,  придаточного  обстоятельственного- деепричастным оборотом) и др.

    1

    12

    Комплексное использование приемов сжатия.

    Знать приемы сжатия и применять их  в практической работе

    1

    13

    Написание сжатого изложения.

    Знать приемы сжатия и применять их  в практической работе,  соблюдать правила и выполнять основные требования к написанию сжатого изложения

    1

    14

    Анализ  сжатых текстов изложения.  Комментарий   использованных приемов сжатия.

    Понимать текст, уметь определять микротемы, анализировать    содержание каждой микротемы  и всего текста в целом,    что выявлять количество микротем   и  их соответствие количеству абзацев,  анализировать       умение   определять главную и второстепенную информацию текста, умение   использовать  приемы  сжатия,    умение выбирать ключевые слова, дополнять и редактировать написанное, уметь находить и исправлять ошибки разных видов  .( речевые,  грамматические,  орфографические,  пунктуационные)

    1

    15

    Критерии оценивания сжатого изложения

    Анализ таблицы «Критерии оценивания  задания  С 1».  Детальное выяснение сути критериев.

    16-17

    Практическая работа.  Написание сжатого текста  изложения. Сравнение 2 варианта (ученической работы)  с авторским  текстом.

    Знать приемы сжатия и применять их  в практической работе,  соблюдать правила и выполнять основные требования к написанию сжатого изложения.

    2

    18

    Практическая работа. Написание сжатого изложения.

    Знать приемы сжатия и применять их  в практической работе,  соблюдать правила и выполнять основные требования к написанию сжатого изложения.

    1

    1

    2 полугодие( 3 четверть)

    Специфика выполнения тестовых заданий. Чтение текста и его  анализ.

    Знать особенности оформления экзаменационной работы, правила заполнения  материалов  (КИМов). Уметь выразительно и вдумчиво читать   и анализировать  предложенный текст, применяя теоретические знания.

    1

    2

    Задания  А 1-2, алгоритм выполнения.

     Практическая работа.

    Уметь работать с текстом,  понимать, что текст является  речевым произведением, обладающим композиционной  и смысловой целостностью, уметь анализировать текст

    1

    3

    Изобразительно - выразительные средства русского языка. Тропы (лексические средства). Алгоритм выполнения  задания

     А 3.

    Знать изобразительно - выразительные средства русского языка, тропы (лексические средства).  Умение определять изобразительно - выразительные средства русского языка  и  пользоваться  алгоритмом  выполнения  задания

     А 3.

    1

    4

    Изобразительно - выразительные средства русского языка. Фигуры речи

    ( синтаксические средства). Алгоритм выполнения задания А3.

    Знать изобразительно - выразительные средства русского языка, фигуры (синтаксические  средства).  Умение определять изобразительно - выразительные средства русского языка  и  пользоваться  алгоритмом  выполнения  задания

    А 3.

    1

    5

    Практическая работа. Тестовые задания  типа   А  1-3.

    Знать изобразительно - выразительные средства русского языка, тропы  и  фигуры (синтаксические  и   лексические   средства).  Умение определять изобразительно - выразительные средства русского языка  и  пользоваться  алгоритмом   ( А 3)  при выполнении тестовой работы.

    1

    6

    Алгоритм выполнения заданий  А 4-7.

    Знать алгоритмы  выполнения и уметь их  использовать в практической работе, уметь правильно оформлять тестовую работу в форме   ГИА.

    1

    7

    Задания типа  В  1. Лексика и фразеология. Синонимы. Группы слов по происхождению и употреблению.

    Знать лексическое значение слов, уметь подбирать синонимы, антонимы, омонимы. Знать синонимические ряды и уметь различать стилистическую окраску слов.

    1

    8

    Задания типа   В  2. Способы связи слов  в словосочетаниях.

    Использование алгоритма для выполнения данного вида заданий.

    Знать способы связи слов в словосочетаниях. Уметь производить синонимическую замену  словосочетаний. Знать структуру словосочетаний.

    1

    9-10

    Способы выражения подлежащего и сказуемого в простом предложении. Виды односоставных предложений. Виды сказуемых. Алгоритм выполнения заданий  В 3.

    Знать способы выражения подлежащего и сказуемого в простом предложении,  виды односоставных предложений,  виды сказуемых.  Умение пользоваться алгоритмом  при  выполнении заданий  В 3, умение определять виды односоставных предложений,  виды сказуемых.

    2

    11-12

    Простое предложение, осложненное однородными определениями, обособленными определениями и обстоятельствами, приложениями и дополнениями

    ( задания  В  4)

    Знать особенности структуры   простого   предложения, знать условия осложнения 

    ( однородными определениями, обособленными определениями и обстоятельствами, приложениями и дополнениями). Уметь определять  вид осложнения, задавать вопрос, обращать внимание на интонацию,  определять способ связи слов, умение выбирать правильный ответ в тестовой работе.

    2

    13

    Правила постановки  знаков препинания в предложениях с вводными словами и  вводными синтаксическими конструкциями. Обращение и знаки препинания при них.

    Задания  В  5-6.

    Знать  правила постановки  знаков препинания в предложениях с вводными словами и  вводными синтаксическими конструкциями, знать группы вводных слов, отличие вводных слов от других слов,  знать,  какова роль  обращений  и какие знаки препинания при них ставятся. Уметь выделять вводные слова и обращения, делать правильный выбор при решении тестовой работы.

    1

    14

    Простое и сложное предложение. Грамматические основы.  ССП  и   СПП. Подчинительная связь  в  СПП. Задания

    В 7.

    Знать  особенности  строения  простого  и сложного  предложения, уметь находить  грамматические основы, знать особенности строения   ССП  и  СПП,  определять  способ связи    в   ССП  и   СПП. 

    1

    15

    Однородные придаточные в СПП. Параллельное , однородное и последовательное  соподчинение придаточных.

    Знать и уметь определять  однородные придаточные в СПП,   уметь различать  параллельное , однородное и последовательное  соподчинение придаточных.

    1

    16

    Обобщение  изученного  по программе электива. Индивидуальная работа по системе заданий. Тесты.

    Знать теоретические сведения, уметь применять их в практической работе.

    1

    1-2

    2 полугодие   (4 четверть)

    Особенности задания С 2 и структура сочинения-рассуждения.

    Знать особенности задания С2,  особенности сочинения на лингвистическую тему, особенности композиции сочинения-рассуждения ( тезис- примеры- аргументы- вывод).  Знать алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.

    Клише и их использование в практической работе.

    Особенности сочинения-рассуждения.

    2

    2

    Примерные темы сочинений на лингвистические темы. Анализ предложенных сочинений-рассуждений. Композиция.

    Знакомство  с примерными  темами  сочинений на лингвистические темы. Учить анализу  текстов   предложенных сочинений-рассуждений. Провести  наблюдения над композицией. Познакомить  с   образцами  творческих работ, написанных на примерные темы (сочинение  на лингвистическую  тему).    

    1

    3 -4-5-6

    Сочинение  на лингвистическую тему.  Композиция.

    Соблюдение  критериев  оценивания,  норм и требований  при  написании творческой работы (С 2).  

    Учить практической работе ( писать сочинение  на лингвистическую тему).  Рассмотреть теоретический материал,  необходимый для написания сочинения . Учить следовать  композиции. Развивать умение правильно подбирать языковой материал, логически правильно и последовательно используя его в контексте творческой работы.

    Применять знания критериев  оценивания  и  норм литературного  языка    в написании творческой работы (С 2).  

    4

    7-9

    Теория, смысловая цельность и последовательность изложения мыслей в сочинении-рассуждении. Написание сочинений на различные лингвистические темы.

     Итоги изучения элективного курса .

     Знать  теорию,  понимать  суть смысловой цельности и последовательности  изложения мыслей в сочинении-рассуждении.  Уметь писать сочинение (С 2).

    Написание сочинений на лингвистические темы.

    3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

    Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

    Переводной экзамен по русскому языку в 5 классе в форме ГИА

    Материалы к экзамену для пятиклассников в нескольких вариантах и с бланками для заполнения...

    Диалог с текстом. (Технология подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме)

    Материал урока предназначен для учителя, ведущего подготовку к государственной итоговой аттестации  по русскому языку в новой форме.  Перед учителем стоит задача научить учащихся разным вида...

    Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Знакомьтесь: новые слова», 5 класс

    Рабочая программа  внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку...

    Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

    Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...

    Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

    Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана  на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....