Контрольные работы по русскому языку для учащихся 6 классов
тест по русскому языку (6 класс) по теме

Щербенюк Инна Владимировна

Здесь представлены контрольные работы по русскому языку для учащихся 6 классов по темам "Местоимение как часть речи", "Лексикология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

Контрольная работа по разделу «Лексикология»

Вариант 1

  1. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слова аккорд.
  2. Выпишите из словаря по одному слову:

заимствованное;

устаревшее.

  1. Определите слово по его лексическому значению.

1)Цвет фиалки и сирени.

2)Заранее намеченный путь следования.

3)Мысленно представить себе что-нибудь.

4)Очень большой.

5)Желтый с красноватым оттенком.

6)Знаки для обозначения звуков.

7)Слова, употребляемые жителями одной местности.

8)Часть слова без окончания.

   4. Замените фразеологизмы словами – синонимами. С указанными

     фразеологизмами составьте предложения.

     Задрать нос; спустя рукава.

   5. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К.Паустовский)  

   6. Выпишите синонимы.

Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски,

чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.

   7. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово язык 

    было употреблено в прямом значении, в другом - в переносном.  

8. В словаре найдите и выпишите однозначное, многозначное  

 слово и омоним.

9. «Четвертое лишнее».

 Пальто, плащ, кафтан, шуба.

6 класс

Контрольная работа по разделу «Лексикология»

Вариант 2

  1. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слова гамма.
  2. Выпишите из словаря по одному слову:

диалектное;

профессиональное.

  1. Определите слово по его лексическому значению.

1)Цвет фиалки и сирени.

2)Заранее намеченный путь следования.

3)Мысленно представить себе что-нибудь.

4)Очень большой.

5)Желтый с красноватым оттенком.

6)Знаки для обозначения звуков.

7)Слова, употребляемые жителями одной местности.

8)Часть слова без окончания.

   4. Замените фразеологизмы словами – синонимами. С указанными

     фразеологизмами составьте предложения.

     Водить за нос; засучив рукава.

   5. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин)

Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.  

   6. Выпишите синонимы.

Кругом, покорив все своей темнотой, наполнив покоем и

тишиной, царила ночь.

   7. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово

    хрустальный было употреблено в прямом значении, в другом - в  

    переносном.  

8. В словаре найдите и выпишите однозначное, многозначное  

 слово и омоним.

9. «Четвертое лишнее».

 Шашки, бирюльки, шахматы, лото.



Предварительный просмотр:

МЕСТОИМЕНИЕ

ТЕСТЫ ДЛЯ   ПРОВЕРКИ  ЗНАНИЙ  ОПРЕДЕЛЕНИЙ  И   ПРАВИЛ 

В а р и а н т   I

1. Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их, называется ….

2. В предложении местоимения бывают …, … и ….

3. Личные местоимения — это местоимения я, …, …, ….

4. Себя — что … местоимение.

5. Вопросительные — это местоимения ….

6. Относительные местоимения — это ….

7. Местоимения, которые указывают на неопределенные предметы, признаки, количества, называются …. Это местоимения: ….

8. Местоимения, которые выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества,— называются …. Это местоимения: … .

9. Через дефис пишутся … местоимения с приставкой …. и суффиксами: ….

10. Местоимения, указывающие на принадлежность какому-то лицу предмета, признака, называются ….

11. Указательные местоимения — это ….

12. Определительные  местоимения — это ….

ТЕСТЫ ДЛЯ  ПРОВЕРКИ ОСОЗНАННОСТИ ЗНАНИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

И  ПРАВИЛ

1. Местоимение — это часть речи, которая:

а) отвечает на  вопросы  кто?  что?  к а к о й?  сколько?;

б) в предложении  бывает второстепенными членами;

в) указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

2. Личные местоимения  изменяются:

а) по падежам;

б) по родам;

в) по числам.

3. Личные местоимения — это:

а) я, мой, мы, наш;

б) и, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

4. Возвратное  местоимение:

а) изменяется по родам и числам;

б) употребляется в косвенных падежах, а именительного падежа не имеет;

в) не имеет рода и числа.

5. В неопределенных местоимениях приставка не-:

а) безударная, пишется раздельно;

б) приставка всегда находится под ударением, пишется слитно.

6. Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь:

а) пишутся раздельно;

б) пишутся через дефис;

в) пишутся слитно.

7. В отрицательных  местоимениях приставка ни-:

а) безударная;

б) всегда находится под ударением.

8. Если приставки не- и ни- отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся:

а) раздельно;

б) слитно;

в) через дефис.

ТЕСТЫ ДЛЯ  ПРОВЕРКИ  СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ   ПРИ   РЕШЕНИИ   ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1. Это местоимение указывает на предмет:

      а                        б
  Человек склонился над водой

                        в

   И увидел  вдруг, что он седой.  (А.Сурков)

2. В этом  предложении  местоимение указывает на предмет, но не называет его:

а) О тебе мне шептали кусты

   В белоснежных полях под Москвой.  (А.Сурков)

б) В подъезде кто-то, обтирая стены,

   Ворчал  на  молодость.

   Сухой. Степенный.  (С.Щипачев)

в) Странное чувство какое-то в несколько дней овладело телом моим  и душой, целым моим существом.   (А.Фет)

г) Сколько мне лет — не вспомню никак.  (С.Щипачев)

3. В этом  предложении имеется местоимение  1-го лица:

а) Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины? (К.Симонов)

б) Не различая залитых дорожек,

   Мы шли по травам, вымокшим тогда.  (С.Щипачев)

в) Знаю я, как волны с камнем спорят.  (С.Щипачев)

г) Шах в дворце своем — и ныне

   Он прислал певцу оттуда

   Тридцать странников пустыни,

   Тридцать войлочных верблюдов.  (Д.Кедрин)      

4. В этом предложении личное местоимение находится в форме дательного падежа в единственном  числе:

а) Девчонка — подросток. И ей тяжела

   Кошелка: ладони  горят от ноши.  (С.Щипачев)

б) Вечерний свет звезды

   Мерцает в вышине;

   Задумались сады,

   И стало грустно мне.  (С.Щипачев)

в) Будут заморозки и пороши,

   А за ними — сугробы снегов. (С.Щипачев)

г) Я знал ее малюткою кудрявой,

   Голубоглазой девочкой; она

Казалась вся из резвости лукавой

И скромности румяной сложена.  (А.Фет)

5. В этом предложении личное местоимение является дополнением:

а) Приплыла к нему рыбка,

   Спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.Пушкин)

б) Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. (А. Чехов)

в) Старинный  купаленки шаткий настил,

   Бродя у пруда, я ногою потрогал.  (Д.Кедрин)

г) Много бед Россия выносила:

   На нее с Востока налетали

   Огненной метелицей татары,

   С Запада,

   затмив щитами солнце,

   Шли стеною на нее ливонцы. (Д.Кедрин)

6. В этом предложении местоимение 2-го лица обозначает не определенного человека, а любое лицо:

а) Ты счастлив, друг сердечный!

   В спокойствии златом

   Течет твой век беспечный,

   Проходит день за днем. (А.Пушкин)

б) Когда в лесах вы юношу видали,

   Встречали взор его потухших глаз,

   Вздохнули ль вы?  (А.Пушкин)

в) От вас беру воспоминанья,

   А сердце оставляю вам.  (А.Пушкин)

г) Если жизнь тебя обманет,

   Не печалься, не сердись!

   В день уныния смирись:

   День веселья, верь, настанет.  (А.Пушкин)

7. В этом предложении допущена ошибка в употреблении местоимения:

а) Теперь учится каждый ребенок. Они начинают учиться с «Букваря».

б) Книгу пишет писатель или ученый. Он называется автором книги.

в) Рукопись автор отдает в издательство. Его там читают, редактируют.

г) Набор книги делают в типографии. Сначала его делали на ручных станках.

8. В этом предложении возвратное местоимение употреблено в форме дательного падежа:

а) Сколько помнил себя Серпилин, после гражданской войны он почти все время учился. (К.Симонов)

б) Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекает себя. (М.Горький)

в) Ома не могла простить себе, что уехала от дочери. (К.Симонов)

г) И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою. (М.Горький)

9. В этом предложении местоимение сколько употреблено в форме родительного падежа:

а) Сколько горьких слез украдкой

   Я в ту ночь пролью! (М.Лермонтов)

б) У скольких поэтов легкость руки!  (В. Маяковский)

в) В скольких метрах от школы находится стадион?

г) От скольких учеников вы  получили правильные ответы?

10. Это предложение, в котором употребляется относительное местоимение, сложное:

а) Тем, кто держит свой камень за пазухой,

   Ох, и трудно в деревне у нас!  (Н.Доризо)        

б) Молча сижу

   У родной черноморской волны,        

   Что пришла из моей стороны,

   С берегов

   Родины. (Н.Доризо)        

в) Голова          
  Стала белою,
  Что с ней
  Я поделаю?  (Н. Доризо)

г) Но мне верится —

   Нынче случится со мной

   То, от чего все изменится.  (Н. Доризо)

11. В этом  предложении есть неопределенное местоимение:

а) Кто-то играл на скрипке… девушка пела мягким контральто, слышался смех.  (М.Горький)

б) Он готов был идти на край света, чтобы делать что-нибудь. (М.Горький)

в) Я попросил конвертов, марок,

   Ты улыбнулась мне слегка,

   Видать, узнала старика. (С. Щипачев)

г) Мальчика удивило, что у сходней стояли городовой и несколько человек штатских.  (В.Катаев)

12. В этом  предложении неопределенное местоимение употреблено в форме творительного падежа:

а) Аспирантка прочитала все же

   Ту записку, стала бровью строже

   И чему-то улыбнулась вдруг. (С. Щипачев)

б) А из тьмы ветвей смотрело на  идущих что-то страшное, темное, холодное.  (М.Горький)

в) Некоторое время он сидел не шевелясь, прислушиваясь одним ухом к шумам и шорохам ночи.  (В.Катаев)

г) Я хотел давно об этом сказать вам, но был, не помню, чем-то развлечен.  (Н.Гоголь)

13. В этом предложении есть отрицательное местоимение:

а) Я не хочу печалить вас ничем. (А. Пушкин)

б) Некое беспокойство сквозило в ее глазах, движениях, походке. (М.Шолохов)

в) Пошел поп по базару

   Посмотреть кой-какого товару.  (А.Пушкин)

г) Толком  никто ничего не знал.  (К.Симонов)

14. В этом предложении приставка с местоимением пишется раздельно:

а) Ответа нет и нет… Ну, что ж,

   бывают горькие уроки,

   когда ни(по)какой дороге

   до сердца милой не дойти. (С.Щипачев)

б) Что(то) слышится родное

   В долгих песнях ямщика.  (А.Пушкин)

в) Не (с)кого спрашивать, когда сам виноват. (Пословица)

г) Не видать (ни)чьих следов

   Вкруг того пустого места.  (А.Пушкин)

15. В этом предложении местоимение надо писать с приставкой ни:

а) Жестковат ее бровей излом,

   Но глаза  н…сколько не сердиты.  (С.Щипачев)

б) Н…сколько пуль провизжало над моей головой. (М.Лермонтов)

в) Не презирай совета н…чьего, но прежде выслушай его. (И.Крылов)

г) И мнится, в том уединенье сокрылся н…кто неземной. (А.Пушкин)

16. В этом  предложении  местоимения с не и ни пишутся слитно.

а) Глуп совсем, кто не знается ни(с)чем. (Пословица)

б) Скучен день до вечера, коли делать (не)чего. (Пословица)

в) Родную мать (ни)кем не заменишь. (Пословица)

г) Одни только грачи ни(на)что не обращали внимания, долбили своими  толстыми  клювами  черствую землю.  (А.Чехов)



Предварительный просмотр:

МЕСТОИМЕНИЕ

ТЕСТЫ ДЛЯ   ПРОВЕРКИ  ЗНАНИЙ  ОПРЕДЕЛЕНИЙ  И   ПРАВИЛ 

В а р и а н т   II

1. Местоимение — это часть речи, которая указывает … .

2. В предложении местоимения бывают …, …, ….

3. Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они — это … ...   местоимения.

4. Возвратное — эго местоимение ….

5. Кто? какой? что? чей? сколько? каков? — это … местоимения.

6. Относительные местоимения — эго ….

7. Неопределенные местоимения указывают на … .

8. Отрицательное местоимения выражают … .

9. Неопределенные местоимения с приставкой кое-, суффиксами -то, -либо, - пишутся … .

10. Притяжательными называются местоимения, указывающие на ….

11. Местоимения тот, этот, такой, таков, столько — … .

12. Весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой — это местоимения … .

ТЕСТЫ ДЛЯ  ПРОВЕРКИ ОСОЗНАННОСТИ ЗНАНИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

И  ПРАВИЛ

1. Местоимение — это часть речи, которая:

а) отвечает на  вопросы  кто?  что?  к а к о й?  сколько?;

б) в предложении  бывает второстепенными членами;

в) указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

2. Личные местоимения  изменяются:

а) по падежам;

б) по родам;

в) по числам.

3. Личные местоимения — это:

а) я, мой, мы, наш;

б) и, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

4. Возвратное  местоимение:

а) изменяется по родам и числам;

б) употребляется в косвенных падежах, а именительного падежа не имеет;

в) не имеет рода и числа.

5. В неопределенных местоимениях приставка не-:

а) безударная, пишется раздельно;

б) приставка всегда находится под ударением, пишется слитно.

6. Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь:

а) пишутся раздельно;

б) пишутся через дефис;

в) пишутся слитно.

7. В отрицательных  местоимениях приставка ни-:

а) безударная;

б) всегда находится под ударением.

8. Если приставки не- и ни- отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся:

а) раздельно;

б) слитно;

в) через дефис.

ТЕСТЫ ДЛЯ  ПРОВЕРКИ  СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ   ПРИ   РЕШЕНИИ   ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1. Это местоимение указывает на предмет:        

              а        б

    Нелюдимо наше море,

     в           г          д

    День и ночь шумит оно;

               е     ж

    В роковом его просторе

           з

    Много бед погребено. (Н.Языков)

2. В этом предложении местоимение указывает на предмет, но не называет его:

а) Июль. Он горяч. Он ночами душен.

   Он в грозах проходит, в глухих зарницах. (С.Щипачев)

б) Дан приказ: ему на запад,

   Ей — в другую сторону. (М.Исаковский)

в) Что-то совершиться должно,

   Кто-то постучится в окно.  (Н.Доризо)

г) В теченье концерта дневного,

   В звучанье Чайковского вдруг

   Ворвался из мира иного

   Какой-то непрошеный звук. (В.Инбер)

3. В этом  предложении имеется местоимение 1-го лица:

а) Здесь окна пронизаны морем,

   Весь город объемлет оно.  (Н.Доризо)

б) А утром предчувствие моря

   Чуть свет поднимает меня.  (Н.Доризо)

в) Был у меня хороший друг.

   Куда  уж лучше быть!   (К.Симонов)

г) Как ты опишешь

   Молнию прибоя,

   Как выдохнешь

   Дыхание волны? (Н.Доризо)

4. В этом предложении личное местоимение находится в форме дательного падежа множественного числа:

а) У меня на ладони оказался вовсе не жук, а орешек, самый обыкновенный лесной орех.  (В.Брагин)

б) А вам езды-то час,

   И долго ли собраться!

   И нет, чтоб догадаться

   Приехать вот сейчас. (С.Щипачев)

в) Пора домой.

Но в ясный вечер

Нам хорошо сидеть одним.  (С.Щипачев)

г) Черный пес, мне под ноги бросаясь,

Завизжал пронзительно и зло… (Д.Кедрин)

5. В этом предложении личное местоимение является дополнением:

а) Домой я шел по скату вдоль Оки,

   По перелескам, берегам нагорным,

   Любуясь сталью вьющейся реки

   И горизонтом низким и просторным.  (И.Бунин)

б) Глеб отворил мне двери на балкон,

   Поговорил со мною в позе чинной,

   Принес мне самовар — и по гостиной

   Полился нежный и печальный стон.  (И.Бунин)

в) Над домом реет тленье,

   И скупо в нем мерцает огонек. (И.Бунин)

г) Часы стучат, и старый дом беззвучно

   Мне говорит: «Да, без хозяев скучно!»  (И.Бунин.)

6. В этом предложении местоимение 2-го лица обозначает не определенного человека, а любое лицо:

а) Что же ты, моя старушка,

   Приумолкла у окна?  (А. Пушкин)

б) Когда за пяльцами прилежно

   Сидите вы, склонясь небрежно,

   Глаза и кудри опустя,—

   Я в умиленье, молча, нежно

   Любуюсь вами, как дитя.  (А.Пушкин)

в) Желаю и  вам  повстречать прохожего,

   На этого чем-то похожего.  (С.Щипачев)

г) Наверно, и вы бы приметили сразу

   Ее, сероглазую.  (С.Щипачев)

7. В этом предложении допущена ошибка в употреблении местоимения:

а) Люди изобрели машину. Она стала из букв-литеров сама набирать строчки и страницы.

б) Лист бумаги в рулоне большой и широкий. На ней печатается сразу много страниц.

в) Лист попадает в другую машину. Она сгибает листы так, чтобы получилась тетрадка.

г) Потом эти тетрадки идут в особые машины. Она их ставит в блоки.

8. В этом предложении возвратное местоимение употреблено в форме родительного падежа:

а) Ни в чем не повинные люди чувствовали себя виноватыми и нервничали на каждой длинной стоянке. (К.Симонов)

б) Синцов вскочил и спросонок стал шарить вокруг себя, ища пилотку. (К.Симонов)

в) В себя ли заглянешь? -там прошлого нет и следа. (М.Лермонтов)

г) Я видел небо… Взлетел в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. (М.Горький)

9. В этом предложении вопросительное местоимение сколько употреблено в форме дательного падежа:

а) Сколько ждать? День? Два?  (В.Ажаев)

б) По скольким видам спорта проводились состязания?

в) Скольким спортсменам вручены  персональные награды?

г) Сколькими спортсменами гордится наш тренер?

10. Это предложение, в котором употребляется относительное местоимение, сложное:

а) Может, впереди у нас года,

   Но придет разлука, за которой

   Не бывает встречи никогда.  (С.Щипачев)

б) Ты еще не умел говорить, а мама угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. (Ю.Яковлев)

в) А  ты  сам   их  спроси,  чему  они  радуются.   (В.Бианки)

г) Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

   Что стоишь, согнувшись, под метелью белой? (С.Есенин)

11. В этом предложении есть неопределенное местоимение:

а) Вас, миледи, в этот лунный вечер

   Некий рыцарь проводить бы  мог.  (С.Щипачев)

б) Помню я: старушка  няня

   Мне в рождественской ночи

   Про судьбу мою гадала

   При мерцании свечи.  (А.Фет)

в) Две капли брызнули в стекло,

   От лип душистым  медом тянет,

   И что-то к саду подошло,

   По светлым листьям барабанит.  (А.Фет)

г) Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. (М.Лермонтов)

12. В этом предложении неопределенное местоимение употреблено в форме винительного падежа:

а) Пожаловал  к вам кто-то на дом.  (А.Грибоедов)

6) Душа здесь у меня каким-то горем сжата. (А.Грибоедов)

в) Только звезды  в чей-то час свиданья

   Будут так же лить свой тихий свет.  (С.Щипачев)

г) Какие-то носятся звуки

   И льнут к  моему  изголовью.  (А.Фет)

13. В этом  предложении есть отрицательное местоимение:

а) Вообрази, я здесь одна,

   Никто меня  не понимает.  (А.Пушкин)

б) Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова? (А.Пушкин)

в) В передней никого не было, все люди сбежались смотреть на Кирилу Петровича. (А.Пушкин)

г) Еще сквозь сон на верхней полке

   Расслышал я под стук колес,

   Как слово первое о Волге

   Негромко кто-то произнес.  (А.Твардовский)

14. В этом предложении приставка с местоимением пишется раздельно:

а) Синцов долго не мог ни(у)кого узнать, когда же пойдет поезд на Минск. (К.Симонов)

б) Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не подать (ни)какого подозрения и избегнуть докучных вопросов. (А.Пушкин)

в) Пусть смерть мне суждена —

   Мне (не)чего жалеть.  (А.Пушкин)

г) До сеанса связи с космической станцией осталось (не)сколько часов.

15. В этом предложении местоимение надо писать с приставкой ни-

а) В сердце его отозвалось н…что похожее на угрызение совести и снова умолкло.  (А.Пушкин)

б) Н…кто не знал, откуда он свалился к нам в уезд. (И. Тургенев)

в) К тебе н…какие нейдут поезда

   Ни в ранний, ни в поздний час.

   Не страны, не города —

   Века  разделяют нас.  (С.Щипачев)

г) Наконец оба приятеля вошли в дверь боком и н…сколько притиснули друг друга. (Н.Гоголь)

16. В этом предложении местоимение пишется с приставкой не-:

а) Кто привык браниться, тому н… с кем не ужиться. (Пословица)

б) Кто поздно приходит, тот н…чего не находит. (Пословица)

в) Кто оторвался от друзей  и товарищей, тому н… на  кого рассчитывать в беде.

г) Н… в чем так свободно не проявляется народный характер, как в песне и в пляске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 10 класса

Работа содержит два варианта заданий по проверке знаний учащихся 10 класса по русскому языку. Приложением являются ключ к заданиям и бланк отчёта об итогах проведённой работы....

Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 6 класса, обучающихся по программе М.М.Разумовской

В данном материале представлены задания для контрольной работы по итогам года ( 6 класс) для учащихся, обучающихся по программе М.М.Разумовской....

Контрольная работа по русскому языку для учащихся 9 класса по теме "Сложноподчиненные предложения" (I триместр)

Контрольная работа по русскому языку для учащихся 9 класса по теме "Сложноподчиненные предложения" (I триместр)...

Сборник контрольных работ по русскому языку для учащихся 5-6 классов

В сборник вошли тексты для аудирования, изложений и диктантов, тестовые задания...

Контрольная работа по русскому языку для учащихся 7 классов

Данная работа направлена на отработку навыков в подготовке к ОГЭ....

Стартовая контрольная работа по русскому языку для учащихся 6 класса.

Стартовая входная контрольная работа для учащихся 6 класса(контрольный диктант с грамматическими заданиями)...

Стартовая контрольная работа по русскому языку для учащихся 7 класса.

Стартовая контрольная работа по русскому языку для учащихся 7 класса(контрольный диктант с грамматическим заданием)....