Контрольная работа по русскому языку как один из возможных вариантов оценки учебных информационно-коммуникативных умений учащихся 8 класса
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме

Юнина Елена Викторовна

Контрольная работа по русскому языку как один из возможных вариантов оценки учебных информационно-коммуникативных умений учащихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chast_2.docx21.73 КБ
Файл zadaniya.docx11.95 КБ

Предварительный просмотр:

        Задание А1. Какая информация является в тексте главной?

  1. Центром крестьянского восстания  под предводительством Пугачева стал регион, расположенный между Поволжьем и Южным Уралом.
  2. Судебный процесс над Салтычихой не изменил положение крепостных.
  3. Тяжелое положение крестьян и рабочих, безнаказанность жестокого отношения помещиков спровоцировали народное восстание под предводительством Пугачева.
  4. Бунт возник, т.к. Екатерина запретила жаловаться на господ.

Задание А2. Выберите заголовок для прослушанного текста.

  1. Тяжелое положение крестьян и заводских рабочих в
  2. регионе между Поволжьем и Южным Уралом.
  3. Законы, запрещающие крепостным жаловаться на своих хозяев.
  4. Причины народного восстания под предводительством Пугачева.
  5. Южный Урал – место самого тяжелого проживания крестьян и  рабочих.

Задание А1. Какой пункт плана не соответствует последовательности изложения информации?

  1. На землях Волго-Уральского междуречья жизнь крепостных и рабочих была очень трудная.
  2. Работающие в рудниках и штатах были обречены на голод.
  3. Судебные дела на виноватых не заканчивались наказанием.
  4. Назревал бунт, «бессмысленный и беспощадный».

Часть 1

Инструкция. Прослушайте текст. Ответьте на задания А1-А3. При первом прослушивании текста выделите главную информацию (А1) и озаглавьте текст (А2). Прослушайте текст второй раз, фиксируя последовательность изложения (А3).

Текст для прослушивания.

Центром крестьянского восстания под предводительством Пугачева стал регион, расположенный между Поволжьем и Южным Уралом. На удаленных от российских столиц землях Волго-Уральского междуречья жизнь крепостных – крестьян и рабочих- была намного тяжелее, чем в центральных районах России.

Власть помещиков над «живыми орудиями труда» не могли ограничить ни российские законы, ни надзор губернаторов и местных чиновников. Прошедший судебный процесс над «Салтычихой», замучивший более 100 своих крепостных, практически не повлиял на «нравы» поволжских и уральских  помещиков и заводчиков.

Суды Оренбуржья в 1760-х гг. возбудили несколько сотен дел по погибшим от издевательств помещиков крестьян. Однако впоследствии все такие судебные дела закрыли, виновные не понесли наказания.

На землях Южного Урала, заводской провинции России, проживали тысячи горных рабочих. Работая в шахтах и рудниках в очень тяжелых условиях, они получали за  свой труд мизерную плату, которой хватало лишь на то, чтобы не умереть с голода. Земельных наделов им иметь не полагалось, соответственно, у них отсутствовала и возможность прокормить семью обработкой земли. В 1767г. Екатерина 2 запретила крепостным жаловаться на своих господ, недовольство накапливалось. В такой ситуации  любой самозванец мог увлечь за собой большие массы народа, обещая наказать помещиков и заводчиков. Назревал бунт, по словам А. С. Пушкина, - «бессмысленный и беспощадный».

Часть 2

Инструкция. Прочитайте текст и выполните задания А4-А12.

  1. Пугачев Пушкина – талантливый предводитель стихийного движения, первый полнокровный народный характер в творчестве Пушкина  и русской литературе в целом. (2) Не идеализируя своего героя, показывая его и жестким, и в отдельные минуты страшным, Пушкин одновременно подчеркивает важнейшие его качества: целеустремленность  и волю, умение помнить и ценить добро, готовность в трудную минуту прийти на помощь и, что может показаться странным на первый взгляд, - справедливость. (3) Характерны в этом плане его поступки по отношению к Швабрину, Гриневу, Маше Мироновой. (4) Фигур, близко стоящих к этому характеру, в «Капитанской дочке» ни среди ближайших сподвижников Пугачева, ни среди его противников нет. (5) В какой-то мере Пугачев в восприятии Пушкина – личность одинокая и трагическая: он осознает  тщетность своего предприятия, понимает неизбежность своей гибели. (6) Но отказаться от бунта не может. (7) Понять мотивы его поведения, его отношение к происходящему призвана мораль калмыцкой сказки, которую он рассказывает Гриневу: «… чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!». (8) Бесцветным и ординарным по сравнению с Пугачевым выглядит Петр Андреевич Гринев, но именно это восприятие вполне соответствует пушкинскому замыслу.  (9)  Пугачев – историческая личность, значимая и исключительная. (10) Фигура Гринева – вымышленная. (11) Гринев – представитель той части дворянского сословия, которую характеризует средний уровень самосознания, родовитой, но обедневшей дворянской знати екатерининских времен, об «уничижении» общественного положения которой Пушкин сожалел и принадлежностью к которой гордился.

(Литература.  8-й класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений:

В 3. Ч. 1 / Авт.-сост. Г.С. Меркин. М.: Русское слово, 2004. С. 205).

Задание А4. Определение жанра текста:

  1. учебная статья;
  2. аннотация;
  3. эссе;
  4. рецензия.

Задание А5. Как называется пояснение, помещенное под знаком *:

  1. указатель;
  2. сноска;
  3. оглавление;
  4. словарь.

Задание А6.Выберите вариант ответа, в котором верно указаны границы частей текста:

  1. 1-7; 8-10; 11.
  2. 1-11.
  3. 1-9; 10-11.
  4. 1-6; 7-8; 9-11.

Задание А7. В каком значении используется слово ординарный в предложении 8:

  1. исключительный;
  2. подающий надежды;
  3. с ограниченными умственными способностями, несообразительный, бестолковый;
  4. обыкновенный, заурядный.

Задание А8. В каком ряду названы слова, являющиеся ключевыми для характеристики образа Пугачева в данном тексте?

  1. Центральная фигура, тщетность предприятия, вымышленная фигура, страшный.
  2. Центральная фигура, талантливый предводитель, целеустремленность, справедливость, личность одинокая и трагическая.
  3. Центральная фигура, бесцветный и одинарный, жесткий, жестокий.
  4. Пушкинский замысел, ближайшие сподвижники, важнейшие качества, характерные поступки.

Задание А9. Какая мысль не отражена в этом тексте?

  1. Пушкин идеализирует своего героя, и поэтому подчеркивает такие его качества, как целеустремленность и воля.
  2. Пушкин показывает Пугачева жестоким.
  3. Невыразительность образа Гринева соответствует пушкинскому замыслу.
  4. Пугачев умеет ценить добро.

Задание А10. Какое слово или сочетание слов при замене двоеточия другим знаком препинания (запятой) поможет передать смысл предложения:

В какой-то мере Пугачев в восприятии Пушкина-личность одинокая и трагическая: он осознает тщетность своего предприятия, понимает неизбежность своей гибели. Но отказаться от бунта не может.

  1. Так как.
  2. Вопреки чему.
  3. Несмотря на это.
  4. Однако

Задание А11. Как объясняется в статье, почему Пугачев не может отказаться от бунта?

  1. Так как он жесток.
  2. Так как хочет ярко прожить жизнь.
  3. Так как он справедлив.
  4. Так как хочет погибнуть.

Задание А12. В каком предложении содержится информация, лишняя для сообщения на тему «Пугачев в изображении А.С. Пушкина»?

  1. Пугачев Пушкина – талантливый предводитель стихийного движения, первый полнокровный  народный характер в творчестве Пушкина и в русской литературе в целом.
  2. Пугачев – историческая личность, значимая и исключительная.
  3. Не идеализируя своего героя, показывая его и жестоким, и в отдельные минуты страшным, Пушкин одновременно подчеркивает важнейшие его качества: целеустремленность и волю, умение помнить и ценить добро, готовность в трудную минуту прийти на помощь и, что может показаться странным на первый взгляд, -справедливость.
  4. Гринев- представитель той части дворянского сословия, которую характеризует средний уровень самосознания, родовитой, но обедневшей дворянской знати екатерининских времен, об «унижении»  общественного положения которой Пушкин сожалел и принадлежностью к которой гордится.

Часть 3

Инструкция. Рассмотрите карту и выполните задание В1-В2.

Ответ к заданию В1 записывается в бланк ответов последовательностью цифр без пропуска клеточек и запятых между ними (например: 1234).

Ответ к заданию В2 записывается последовательность букв и цифр. Буквы и цифры записывайте в отдельных клеточках, отделяйте ответы друг от друга запятыми. Ответы запишите, вначале указав букву, а затем соответствующую ей цифру  (например: А1, В2, В3)

Задание В1. Пользуясь картой, установите последовательность событий:

  1. захват Казани;
  2. штурм г. Уфы;
  3. начало осады Оренбурга;
  4. присяга жителей Саратова «императору Петру 3».

Задание В2. Пользуясь картой, установите соответствия между датами и событиями.

А) въезд Пугачева в Саранск

1) 21 июня 1774 г.

Б) Пугачев подошёл к Царицыну

2) 27 июля 1774 г.

В) сдача крепости Оса Пугачеву

3) 21 августа 1774 г.



Предварительный просмотр:

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

Вариант ответа

№ задания

Вариант ответа

В1

В2

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

Вариант ответа

№ задания

Вариант ответа

В1

В2

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

Вариант ответа

№ задания

Вариант ответа

В1

В2

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

Вариант ответа

№ задания

Вариант ответа

В1

В2

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

Вариант ответа

№ задания

Вариант ответа

В1

В2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты контрольной работы по русскому языку в 11 классе

Материал подобран таким образом,чтобы учащиеся могли повторить сложные случаи правописания и пунктуации....

Диагностическая контрольная работа по русскому языку. 9 класс. Варианты 1, 2

Предлагаемый материал содержит два варианта контрольной работы по русскому языку для учащихся 9-х классов в формате ГИА. Задания разработаны на основе рассказов В.Н. Крупина "Утя" и "А ты улыбайся!"...

Диагностическая контрольная работа по русскому языку 8 класс 1-2 вариант (Подготовка к ГИА)

Данная контрольная работа предполагает подготовку к экзамену по русскому языку в новой форме (ГИА). Работа максимально приближена к КИМам по русскому языку в 9 классе. Учителя могут использовать данны...

Диагностическая контрольная работа по русскому языку 7 класс 1-2 вариант (Подготовка к ГИА)

Данная контрольная работа предполагает подготовку к экзамену по русскому языку в новой форме (ГИА). Работа максимально приближена к КИМам по русскому языку в 9 классе. Учителя могут использовать данны...

Варианты контрольных работ по русскому языку по темам курса 7 класса в тестовой форме.

Вариант контрольных работ по русскому языку для 7 класса.Тестовые задания для повторения и усвоения материала, проверки знаний. Тест позволит целенаправленно и систематически работать над изучаемым ма...

Контрольная работа по русскому языку в 7 кл. по теме «Союз», учебно-методический материал

Контрольная работа по русскому языку в 7 кл. по теме «Союз», учебно-методический материал...

Контрольная работа по русскому языку за 1 полугодие 8 вариант 5

Контрольная работа позволяет проверить уровень усвоения учащимися основных тем, изученных в первом полугодии и входящих в задания ОГЭ....