Представление собственного инновационного педагогического опыта.
статья по русскому языку по теме

Фуранина Наталья Ивановна

Данная работа посвящена теме:"Формирование навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся на уроках русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_sobstvennogo_opyta.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного

педагогического опыта.

Проблема: «Формирование навыков самостоятельной

исследовательской работы учащихся на уроках русского языка»

Актуальность и перспективность опыта

В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в образовательном процессе занимает формирование навыков самостоятельной исследовательской работы обучающихся на уроках русского языка. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания,- нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать её. Следовательно, важной актуальной задачей становится формирование навыков исследовательской работы.

        В настоящее время основной образовательной задачей является формирование деятельностного подхода в обучении, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний обучающимися.

        В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку эта задача конкретизируется: на старшей ступени школы сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей её полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера».

        Таким образом, мой педагогический опыт в настоящее время  очень актуален и перспективен.

Концептуальность

Главные задачи современного образования можно сформулировать так:

 -         максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетических способностей;

 -         развивать у людей рациональное критическое мышление;

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты, весь свой творческий потенциал. Такое образование должно превратиться в процессе непрерывного развития личности, знаний, навыков, а также способности выносить суждения и предпринимать различные действия.

Своеобразие и новизна опыта заключается в помощи учащимся в самопознании, ибо только таким путем ученик может построить траекторию своего развития.

Ведущая педагогическая идея

Развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе.

         Заявленная идея определяет дальнейшие задачи:

        1. Создание условий для самовыражения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями;

        2. Использование различных педагогических технологий, а именно исследовательской деятельности, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся;

        3. Активизация и стимуляция процессов осмысленного учения на уроках русского языка.

Оптимальность и эффективность средств

      Исследовательская работа – это одно из новых методологических направлений. Она предполагает научное изучение определённой темы. В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой мы получаем новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний.

        Этапы выполнения исследовательской работы:

        1. Первый этап – подготовка к исследованию;

        -выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования;

        -определение объекта и предмета исследования;

        -изучение литературы по теме;

        -уточнение темы, формулировка гипотезы, цели и задач, выборов методов исследования.

        Для формирования навыков самостоятельной исследовательской работы на уроках русского языка я использую следующие лингвистические методы:

        . словообразовательный анализ;

        . семантический анализ;

        . стилистический анализ;

        .описательный метод – описание фактов, предметов, явлений;

        . лингвистический анализ художественного текста;

      . сравнительно-исторический метод;

        . экспериментальный метод – наблюдение и различные виды                         анкетирования;

        Второй этап – подготовка и проведение исследования:

        1. сбор материала;

        2. обработка полученного материала;

        3. формулирование выводов.

        Третий этап – оформление исследовательской работы:

        1. написание основной части работы, её введения и заключения;

        2. составление списка литературы;

        3. составление списка иллюстраций;

        4. составление приложений;

        5. оформление титульного листа.

         Четвёртый этап – защита работы.

Результативность опыта

Вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Подтверждением эффективности исследовательской деятельности как педагогической технологии являются следующие показатели:

1. Развитие самостоятельного мышления и деятельности, и, как следствие, формирование творческой личности:

  • участие обучающихся  в разнообразных олимпиадах:

школьных;

муниципальных;

общероссийских конкурсах и олимпиадах;

2. Формирование навыков самостоятельной исследовательской работы  учащихся на уроках русского языка способствует усвоению учебного материала.

Кроме того, повышается работоспособность учащихся, повышается интерес к предмету, развиваются память, речь. Всё вместе способствует самоопределению учащихся, выбору дальнейшего пути.

Возможность тиражирования

Данный педагогический опыт размещён на сайте МОУ «Средняя школа №36»

http://www.schoolrm.ru/schools/sc36sar/workbook/pedagogical-workshop/ 

Наличие обоснованного числа приложений

Образование рассматривается как познание окружающего мира в разных формах и видах деятельности практически и теоретически, рационально и эмоционально. По-разному, но всегда деятельностно. Именно это определяет учащегося как субъект процесса познания, организуемого школой (учителем) для того, чтобы способствовать наиболее полному и гармоническому развитию личности. Через непосредственно исследовательскую деятельность идёт сбор нужной информации по данной тематике с целью накопления запаса достоверных представлений об  окружающем мире. Решается задача формирования умений наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи для того или иного процесса или явления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Интеграция на уроках истории и обществознания....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...