Организация учебной деятельности в малокомплектной школе
статья по русскому языку на тему

BeliaevaSvetlana

Доклад для выступления на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация учебной деятельности в малокомплектной школе.

     Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности. В деревенской школе любого учителя удерживает любовь к детям, которые в маленьких деревеньках многим обделены. Есть только школа - единственный центр культуры. И от учителя зависит, будут ли будущие граждане смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении. Учитель малокомплектной школы работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов. Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя малокомплектной школы более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.  Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности (т.е недостатки):

1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;

2. Внимание учителя распределяется между двумя или тремя классами;

3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом;

4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

5. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8, 12 урокам.

     Но в работе учителя при одновременных занятиях с несколькими классами имеются и свои преимущества по сравнению с работой с одним классом. Число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому учитель умеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей. Хорошо знать домашние условия, при меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей. Учащиеся старших классов имеют больше возможностей для оказания помощи младшим, так как они ежедневно в одно и то же время находятся в одной классной комнате. Например, на уроках мы с учениками 5-го класса часто обращаемся за помощью к девочкам из 8 класса. Преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с несколькими классами, учителя малокомплектных школ успешно разрешают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой.  Наши учащиеся в малокомплектных  школах получают неплохие  знания, так как после окончания малокомплектных школ они продолжают обучение в других школах района, области, вливаясь в другой коллектив. А также продолжают дальнейшее обучение в техникумах, вузах.  Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя - тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому мы должны научить детей работать самостоятельно. По-моему мнению, планируя самостоятельную работу в классе-комплекте, учитель должен:

-хорошо понимать ее цель;

-отчетливо видеть ее место и роль в общей структуре учебного процесса и данного урока;

-предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

-обоснованно выбирать ее объем;

-предлагать детям интересные, нестандартные самостоятельные работы;

-готовить необходимые дидактические материалы, в частности инструкции, предписания, «опоры»;

-искать рациональные способы проверки работ;

-подводить итоги выполнения самостоятельной работы;

-проектировать развивающие самостоятельные работы с учетом достигнутого уровня;

-сочетать работу самостоятельную и под руководством учителя.

     При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:

1. Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;

2. Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;

3. Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.  

     Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться. Самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока. Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания можно приготовить заранее на доске или на отдельных карточках. В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами, мы лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу. Степень сложности самостоятельных заданий надо наращивать постепенно и постоянно держать в поле зрения каждого ученика.

Но некоторые виды работ я делаю совместно со всеми классами, например, различные виды разбора. И в этом случае учащиеся 8 класса выступают в роли экспертов. Конечно, работать в сдвоенном классе сложно, и поначалу мне было очень тяжело научиться правильно распределять время, но постепенно приходит понимание, как и что лучше сделать. Вот так мы работаем, двигаемся вперед.  

Доклад на тему

«Организация учебной деятельности в малокомплектной школе»

Беляева С.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе

Демографическое   положение  в стране привело к резкому снижению рождаемости, оттоку молодежи из села, что отразилось на наполняемости сельских школ, они перешли в разряд - м...

Реферат «Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе».

В реферате изложено теоретическое обоснование проблемы разновозрастного обучения на уроках математики и дано описание  организации разновозрастных занятий в основной школе...

Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе

             Важнейшей особенностью образовательного процесса в малокомплектной  школе является  необходимость совместного объединения  д...

Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе

Малокомплектная школа -это небольшой разновозрастный коллектив, гдесоздаются улучшенные возможности для воспитания подрастающего поколения.Такие школы напоминают большую семью.Отношения между педагоги...

Виды организации учебной деятельности в современной школе.

Составляющим элементом педагогического процесса является педагогическое взаимодействие.Задачам совместной учебной деятельности отвечает групповая (коллективная) работа на уроке. Выделяют два осно...

Методические рекомендации по организации учебной деятельности в начальной школе для учителя английского языка

Данные методические рекомендации посвящены методике организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе. Они могут оказать помощь учителям, работающим с младшими школьниками...