Анализ лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме

Максимова Любовь Федоровна

Анализ  лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miniatyura_v.p.astafeva_melodiya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический анализ художественного текста на уроке русского языка в 8 классе

Миниатюра В.П.Астафьева «Мелодия»

Цели:

         Обучающие: освоение учащимися закономерностей создания текстов определённого типа - "затесей" В.П. Астафьева и подготовка к созданию собственных текстов по идеальному образцу.

Развивающие: формирование  надпредметных способов учебной деятельности: понимания текста, анализа текста (осознание возможности языковых явлений в художественном тексте, формирование навыков лингвистического анализа художественного текста и способность оценивать эстетическую ценность языка), исследовательских умений, умений участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, умения организовать себя на выполнение поставленных задач.

Воспитательные: воспитание интереса к личности и творчеству В.П. Астафьева, воспитание самостоятельности, взаимовыручки, чувства ответственности; воспитание нравственных эстетических, патриотических качеств личности. Цель длительного достижения, косвенные параметры: интерес учащихся к теме урока.

Оформление урока: портреты В.П. Астафьева, книги Астафьева из школьной библиотеки.

Ход урока

- Ребята, какова цель нашей работы с текстом?

- Понять текст.

- Какие этапы понимания текста мы проходим?

- Три этапа. 1 .Прочитал текст, но не все в нем понял.

2. Прочитал текст и понял только то, что в нем есть.

3. Прочитал текст и понял даже то, чего в ней нет.

- Какова же цель нашей работы с текстом?

-Подняться на третью ступень понимания текста, т.е. читать не только текст, но и подтекст, «между строк», слушать друг друга (любая мысль может помочь понять автора).

Вступительное слово учителя:

- В старину люди, уходя далеко в лес, делали по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки, или меты, были видны издалека, и люди по ним узнавали обратный путь. Делали его первопроходцы и таёжники и ходили по тайге от меты к мете» часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало зимовье, заимка, затем село и город.

А затесь - сама по себе вещь древняя и всем ведомая - это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом.

В разных местах эти зарубки-меты называли по-разному: зарубы, затесины, затесы, а в Сибири — затеси. В. П. Астафьев (сибиряк!) словом затеси, употребленным в переносном значении «заметки памяти», назвал цикл миниатюр. Одна из них — «Мелодия».

- Ребята, послушайте текст только на слух, включите свое воображение. Постарайтесь представить то, о чем говорится в этом произведении.

Чтение миниатюры «Мелодия» (на фоне музыки — «Осенняя песнь» из «Времен года» П. И. Чайковского).

Мелодия.

Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклёванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро?

-Прочитайте миниатюру  про себя.

- Выразительно прочитайте текст.

-Какие три структурные части есть в этой миниатюре?

- Заглавие - описание картины осени - отношение автора к этой картине.

- Как вы понимаете заглавие миниатюры? В каком значении оно употреблено?

Словарь:

Мелодия (от греч. мелос «напев, песня») - «определенная последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство»; переносное - «определенная последовательность красок осени, образующая целостную картину этого времени года».

Слово мелодия в заглавии миниатюры употреблено в переносном значении.

Найдите    грамматические    основы    предложений.    Какие    предложения использованы в описании картины осени? Какое значение они придают тексту?

- Предложения в ней односоставные, назывные, распространенные, и каждое из них усиливает впечатление остановившегося мгновения.

- Представьте себе  эту картину. Создайте цветовой портрет миниатюры, используя краски.  

- Что вы видите?

-Какое настроение рождается цветовой гаммой произведения?

- Откуда автор мог наблюдать нарисованную им картину?

-Откуда-то сверху, с горы.

- Что он мог видеть только вблизи от себя?

- Шиповник, ягоды калины, опадь под деревьями — на далеком расстоянии этого не разглядеть.

-Итак, рассматриваем  и  комментируем элементы  картины,

Пестрый лист. В каком значении используется здесь существительное лист.

- Употреблено в значении «листва» (собирательном).

- Какой цвет изображает слово пестрый?

- Значит, разнообразный, разноцветный. Все краски осенних листьев.

- Подберите синонимы к слову пестрый.

- Разноцветный, многоцветный, пестрый, цветной, радужный.

- Назовите запомнившиеся вам краски осени.

-Золотые березы и клены, багряные осины и рябины, коричневые дубы и тополя, зеленые сирень и брусника и т. д.

- Почему автор не говорит отдельно о листьях и плодах шиповника, а называет растение в целом - Красный шиповник.

- У этого кустарника осенью и плоды, и листья красные.

- Искры обклёванной калины в серых кустах. Какое троп здесь используется?

- «Искры обклёванной калины» - метафора, или скрытое сравнение: красные ягоды калины, выделяясь на сером фоне кустов, горят, как искры.

- С какой целью использует автор метафору?

- Метафора   помогла   автору   избежать   повторения слов: красный шиповник — красные ягоды калины.

- Желтая хвойная опадъ с лиственниц. Какое значение имеет слово опадъ! Как оно образовано?

- О значении его можно догадаться по корню -падь и приставке о- «то, что опадает, опало». Вероятно, это слово или диалектное, или авторское.

- Почему автор добавляет к этому слову определение хвойная, ведь слово лиственница уже создает образ хвойного дерева?

- Писатель счел необходимым к этому необычному слову дать определение хвойная; лиственница не очень известна, растет не во всех регионах России, а название этого дерева, связанное с листом (от лиственный), может помешать точному восприятию смысла предложения и рисуемой картины.

-Черная, обнаженная в полях земля под горою. Что поясняет писатель слово обнаженная!

- Писатель как бы поясняет, почему осенью земля в полях черная, ее «обнажили», т. е. освободили от покрывавшего слоя (сняли урожай, убрали солому, ботву; вспахали).

- Какие звуки преобладают?

- В тексте преобладают два звука: [р] и [к]. Из-за этого при чтении данного фрагмента чувствуется какая-то раздробленность, расчлененность. Все предложения звучат коротко и резко.

- Соединим все «кадры» и еще раз представим себе нарисованную писателем картину осени... Как выражено отношение автора к красоте природы?

- Отношение автора к этой картине выражено и в сравнении ее с мелодией, и в сожалении, что «дивная пора» осени «короткая», проходит быстро.

- Как заканчивается миниатюра?

- Миниатюра заканчивается риторическим вопросом: Зачем так скоро?

-Какова тема, миниатюры?

- Тема - гармония красок осени. Основная мысль – для автора это — любимая пора.

- Как связаны все части миниатюры?

- Тема и основная мысль связывают все части миниатюры по смыслу.

- Как выражается структурная связь?

-Порядком частей (название картины - описание ее - авторское отношение к ней), и
синтаксическими средствами. Описательная часть – цепь синтаксически
однотипных предложений (односоставных, назывных), соединенных между собой
параллельной связью с единым временным планом описания (план настоящего
времени) В данном произведении нет ни одного сложного предложения, а глаголы,
впрочем, как и союзы, полностью отсутствуют.

- Как достигается образность и эмоциональность

- Образность, эмоциональность достигается использованием конкретной лексики (лист, земля, шиповник) и изобразительно-выразительных средств языка (эпитетов: пестрый лист, красный шиповник, обклеванная калина; метафора: искры калины; обнаженная земля - олицетворение).

- Какова особенность последнего предложения?

-Последнее предложение — безличное, т. е. по своим грамматическим признакам оно резко отличается от всех предыдущих, благодаря чему более четко выделяется конец текста.

- Нельзя не заметить, что в последнем предложении отсутствует подлежащее, которое по смыслу соотносится с заглавием миниатюры. Таким образом, конец миниатюры возвращает нас к заглавию ее, что и придает тексту композиционную завершенность.

- Каков стиль миниатюры?

- Стиль миниатюры — художественный: в ней нарисована картина ранней осени и выражено авторское отношение к предмету речи.

-Как видим, миниатюра обладает всеми признаками текста. Миниатюра «Мелодия» входит в книгу В. П. Астафьев «Затеей».

- О каких зарубках - «заметках памяти» - идёт речь в миниатюре «Мелодия»?

- Название книги, конечно, символично: в жизни человека тоже должны быть какие-то "затеей", по которым он должен двигаться в жизни, - честность, совесть, умение трудиться, приносить добро людям, чувство долга, справедливости, умение видеть и понимать красоту окружающего мира.

-Давайте постараемся вдуматься в текст. Что в нем есть «между строк»? Какой тайный смысл заключен в этой «заметке на память?

-Какие цветовые прилагательные использует В.П. Астафьев?

- Пестрый, красный, серый, желтый, черный.

- Автор расположил их в определенной последовательности. От ярких и насыщенных к темным и безжизненным. Почему именно таким образом? Что происходит в природе? Чем заканчивается цикл?

- Происходит угасание красок, природа умирает.

- Как это связано с риторическим вопросом последнего предложения? Какое чувство передается последним предложением? Как это связано с жизнью человека?

- Жизнь человека тоже подходит к концу. В последнем предложении создается ощущение грусти.

Вывод: Какова же скрытая основная мысль текста?

- В.П. Астафьев в своем столь маленьком произведении (всего шесть предложений) использует большое количество цветовых прилагательных: пестрый, красный, серый, желтый, черный. Самое интересное, что автор расположил их в следующей последовательности: от ярких и насыщенных к темным и безжизненным. Порядок расположения прилагательных можно объяснить последним предложением, которое представляет собой риторический вопрос. Дело в том, что основная мысль этого текста - это непостоянство нашей жизни и ее быстротечность. В.П. Астафьев задумывается над вопросом, почему же она так быстро заканчивается; а изменения в природе - это всего лишь прием автора, используемый для того, чтобы показать, как меняется наша жизнь, приближаясь к концу. В большинстве случаев она становится незаметной, скучной и безрадостной.

В человеческой жизни нет ничего вечного, и все когда-нибудь закончится рано или поздно. Оглядываясь на прошедшую жизнь, человек невольно задает вопрос: Зачем так скоро?

Своим произведением В.П. Астафьев воздействует на воображение и чувства читателя, затрагивая один из самых сложных и страшных вопросов - вопрос жизни и смерти.

-Исходя из этого вывода возникает вопрос: Какова, в таком случае, тема текста? Почему так озаглавлена миниатюра?

- Пора осени, пестрота красок нагнетают грусть, печаль, чудятся звуки унылой, скорбной мелодии. А далее появляется ощущение безысходности, скорее даже незащищенности перед мирозданием: черная обнаженная земля под горой. И это все? Тема — быстротечность жизни

Тема быстротечности жизни реализуется Астафьевым и через систему образов: лист, шиповник, кусты обклеванной калины, опадь хвои, землю. Картин много, но взгляд автора не задерживается ни на чем. В этих пестрых, мелькающих образах - картинках чувствуешь боль, горечь, беззащитность и сожаление о невозможности что-либо изменить. Такое болезненное восприятие действительности передает лексика: шиповник и хвоя - иглы - колючки - боль; в подтверждение и дополнение ассонанс «ё» - колкость, острота - болезненность; обклеванная калина - яркая красная, но горькая ягода - горечь.

О чём заставляет задуматься эта "затесь"?

-Жизнь быстротечна. Природа возродится в новом цикле, а человек нет. Жизнь одна и прожить ее нужно достойно.

Задание на дом:

1.Создайте свою "затесь"

2.Дайте свою оценку этому произведению, выбрав соответствующие слова:

изящный, красивый, грубый, сумрачный, печальный, шутливый, задушевный, унылый, грозный, зловещий, горестный, скорбный, живописный, нежный, светлый, яркий, трепетный, пронизанный любовью, берущий за душу, тревожащий.

Литература

  1. В.П.Астафьев «Затеси»
  2. Е.Н. Никитина «Раздумья по поводу комплексного анализа текста» Журнал  «Русский язык в школе» 2001г., №4
  3. Е.А.Рябова «Мастерская памяти В.П.Астафьева» http://festival.1september.ru/articles/213385/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.П. Астафьев. Жизнь и творчество.

Материал на урок литературы по творчеству В.П. Астафьева....

"ПЕВЕЦ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ"- писатель Виктор Астафьев

Материал к уроку литературы в 11 классе....

Виктор Астафьев и его рассказ "Людочка"

Урок посвящён проблеме раскрытия нравственных проблем, ставших определяющими в творчестве писателя. Это идейно-художественный анализ рассказа Виктора Астафьева "Людочка". Урок предназначен учителям-фи...

В.П.Астафьев Васюткино озеро-урок литературы 5 класс

Разработка урока литературы 5 класс по Т.Ф.Курдюмовой: В.П.Астафьев "Васюткино озеро"...

Мелодия.Формы работы над мелодией.

Как правильно на уроке специальности  работать над мелодией...

Миниатюра « Здравствуйте» (урок 3) из сборника авторских миниатюр в помощь классному руководителю «Уроки вежливости» (для учащихся 5-7 классов)

Урок 3.   «Здравствуйте»Цель:  воспитание и развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала обучающихся и  способности оценивать окружающий мир по законам вежливости и...