Статья "Обучение школьников филологическому анализу текста"
статья по русскому языку по теме

   Борискина Галина Георгиевна

Анализ текста развивает устную и письменную речь, художественное мышление, творческие способности школьников, обогащает словарный запас языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение школьников  филологическому анализу текста

на уроках русского языка

        Конфуций сказал: «Учитель и ученик всегда идут рядом». Современный учитель – духовно – нравственная личность, повышающая свой профессиональный уровень, работающая над своим развитием. Если учитель будет самосовершенствоваться, то на это будет нацелен и его ученик. В течение нескольких лет я работала по теме самообразования: «Обучение школьников  филологическому анализу текста на уроках русского языка».

        Тема актуальна, потому что работа с текстом развивает у учащихся языковое чутьё, способствует устранению грамматических, стилистических, орфографических и речевых ошибок. Анализ развивает устную и письменную речь, художественное мышление, творческие способности школьников,  обогащает словарный запас языка.

        Учебный текст на уроке русского языка выбираю в соответствии с содержательной и грамматической темой, чтобы текст был интересен, познавателен.  В работе часто используются тексты- миниатюры Ф.Абрамова, В.П.Астафьева, К.Г. Паустовского, В.Пескова, М.М. Пришвина, удивительным слогом, ярким языком написаны они. Это ли не образец!

        В 5 классе при изучении темы «Когда слово употребляется в переносном значении?» работаем с текстом Н.Сладкова. «Зашумит в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках».   Ребята нашли эпитеты, метафоры и олицетворения, доказали значимость употребления этих слов в тексте. Объяснили, почему употребляются синонимы, глаголы, особенно глагол «брызнут». Почему употребляются в основном нераспространенные предложения. Подумали над значением кольцевой композиции. И почему в первом предложении глагол употреблен в будущем времени, а в последнем предложении – в настоящем. Сделали вывод о том, что изобразительно-художественные средства языка передают чувства восторга, сказочности, веселья и радости, жизнеутверждения и счастья. «Шумит золотой дождь». Жизнь продолжается.

                На уроке в 6 классе по теме «Деепричастие» использую текст М.М.Пришвина:   «Живая ёлка». Сверху снег и снег, но от лучей солнца капельки невидимые проникли вниз к месту соприкосновения веточки со снегом. Это водица подмывает, снег с еловой лапки падает на другую. Капельки, падая с лапки на лапку, шевелят пальчиками, и вся ёлка от снега и капели, как живая, волнуясь, шевелится, сияет. Ребята объяснили роль деепричастий в тексте. Деепричастия помогают автору показать более точное описание природы. Они дополняют роль изобразительно-художественных средств в этом тексте. И капельки, и ёлка кажутся нам живыми.

          На уроке в 7 классе по теме «Союз как часть речи» включают текст Ф.Абрамова « Февраль». В начале февраля весна сделала свой первый налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять зазеленели. И радостно, и волнующе запахло оттаявшим кедром.  Текст позволяет не только проследить разнообразные функции союзов (соединяют и однородные члены предложения, и простые предложения в сложном), но и почувствовать особый ритм,  музыкальность.

         В 8 классе при изучении темы «Сказуемое» ребята записывают предложение из повести «Капитанская дочка». «Швабрин был не глуп. Разговор его был остер и занимателен». Ребята производят анализ сказуемых, содержащих характеристику персонажей, определяют смысловую и стилистическую роль кратких прилагательных. Лаконичность пушкинской прозы удивляет ребят, учит их правильно выражать  мысли.

         При изучении темы «Согласованные и несогласованные определения» пишется текст: «Тут вышла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, с светлорусыми волосами, гладко   зачесанными за уши, которые у неё сейчас горели». Объяснив пунктуацию в этом тексте, ребята доказали, что определения показывают не только внешнее, но и внутреннее состояние девушки, черты её характера.

        Изучая в 8 классе «Однородные члены предложения», мы работаем над текстом М.Фарутина. «На небольшой мочажинки течет маленький ручей. Он обходит на своем пути кочки, камешки, деревья и так змейкой вьется и вьется в глухом лесу.  Ручей спешит вперед и всем рассказывает о весне. Его рассказ, как песня далеко слышен в лесу.   Вот к нему выбежал из леса ещё один ручей, они слились вместе и весело побежали вперед. А потом догнал их третий, четвертый, и ещё много-много…   Моя охотничья собака Найда, неподумавши, бросилась в ручей, и он унес её до самой реки. Еле выплыла».  Ребята объяснили орфограммы и пунктограммы, доказали, что записанные предложения являются текстом, определили стиль и тип речи. Проанализировали текст, отвечая на вопросы учителя:

  1. Поясните использование глаголов, покажите, как автор избегает их повторения.
  2. Определите стилистические функции однородных членов предложений. Почему в  III абзаце они использованы автором по градации.
  3. Почему опущено подлежащее в последнем предложении?
  4. Докажите стилистически оправданное употребление деепричастия «подумавши», а не подумав?
  5. Назовите эпитеты, метафоры. Определите их роль.
  6. Что достигается благодаря использованию сравнения?
  7. С какой целью используется лексический повтор? Что изменится, если его опустить?
  8. Объясните лексическое значение слова «мочажинка»?
  9.  Представьте, что вы – лексикограф – ученый, составляющий словари. Составьте свою словарную статью к слову «ручей».
  10.  Назовите основную мысль данного текста.

  Такая работа учит ребят внимательно относиться к слову, понимать прочитанное и писать сочинения разных жанров: этюды, художественные зарисовки, миниатюры… Как правило, в таких работах отсутствует шаблон, штамп, есть фантазия, воображение.



Предварительный просмотр:

Обучение школьников  филологическому анализу текста

на уроках русского языка

        Конфуций сказал: «Учитель и ученик всегда идут рядом». Современный учитель – духовно – нравственная личность, повышающая свой профессиональный уровень, работающая над своим развитием. Если учитель будет самосовершенствоваться, то на это будет нацелен и его ученик. В течение нескольких лет я работала по теме самообразования: «Обучение школьников  филологическому анализу текста на уроках русского языка».

        Тема актуальна, потому что работа с текстом развивает у учащихся языковое чутьё, способствует устранению грамматических, стилистических, орфографических и речевых ошибок. Анализ развивает устную и письменную речь, художественное мышление, творческие способности школьников,  обогащает словарный запас языка.

        Учебный текст на уроке русского языка выбираю в соответствии с содержательной и грамматической темой, чтобы текст был интересен, познавателен.  В работе часто используются тексты- миниатюры Ф.Абрамова, В.П.Астафьева, К.Г. Паустовского, В.Пескова, М.М. Пришвина, удивительным слогом, ярким языком написаны они. Это ли не образец!

        В 5 классе при изучении темы «Когда слово употребляется в переносном значении?» работаем с текстом Н.Сладкова. «Зашумит в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках».   Ребята нашли эпитеты, метафоры и олицетворения, доказали значимость употребления этих слов в тексте. Объяснили, почему употребляются синонимы, глаголы, особенно глагол «брызнут». Почему употребляются в основном нераспространенные предложения. Подумали над значением кольцевой композиции. И почему в первом предложении глагол употреблен в будущем времени, а в последнем предложении – в настоящем. Сделали вывод о том, что изобразительно-художественные средства языка передают чувства восторга, сказочности, веселья и радости, жизнеутверждения и счастья. «Шумит золотой дождь». Жизнь продолжается.

                На уроке в 6 классе по теме «Деепричастие» использую текст М.М.Пришвина:   «Живая ёлка». Сверху снег и снег, но от лучей солнца капельки невидимые проникли вниз к месту соприкосновения веточки со снегом. Это водица подмывает, снег с еловой лапки падает на другую. Капельки, падая с лапки на лапку, шевелят пальчиками, и вся ёлка от снега и капели, как живая, волнуясь, шевелится, сияет. Ребята объяснили роль деепричастий в тексте. Деепричастия помогают автору показать более точное описание природы. Они дополняют роль изобразительно-художественных средств в этом тексте. И капельки, и ёлка кажутся нам живыми.

          На уроке в 7 классе по теме «Союз как часть речи» включают текст Ф.Абрамова « Февраль». В начале февраля весна сделала свой первый налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять зазеленели. И радостно, и волнующе запахло оттаявшим кедром.  Текст позволяет не только проследить разнообразные функции союзов (соединяют и однородные члены предложения, и простые предложения в сложном), но и почувствовать особый ритм,  музыкальность.

         В 8 классе при изучении темы «Сказуемое» ребята записывают предложение из повести «Капитанская дочка». «Швабрин был не глуп. Разговор его был остер и занимателен». Ребята производят анализ сказуемых, содержащих характеристику персонажей, определяют смысловую и стилистическую роль кратких прилагательных. Лаконичность пушкинской прозы удивляет ребят, учит их правильно выражать  мысли.

         При изучении темы «Согласованные и несогласованные определения» пишется текст: «Тут вышла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, с светлорусыми волосами, гладко   зачесанными за уши, которые у неё сейчас горели». Объяснив пунктуацию в этом тексте, ребята доказали, что определения показывают не только внешнее, но и внутреннее состояние девушки, черты её характера.

        Изучая в 8 классе «Однородные члены предложения», мы работаем над текстом М.Фарутина. «На небольшой мочажинки течет маленький ручей. Он обходит на своем пути кочки, камешки, деревья и так змейкой вьется и вьется в глухом лесу.  Ручей спешит вперед и всем рассказывает о весне. Его рассказ, как песня далеко слышен в лесу.   Вот к нему выбежал из леса ещё один ручей, они слились вместе и весело побежали вперед. А потом догнал их третий, четвертый, и ещё много-много…   Моя охотничья собака Найда, неподумавши, бросилась в ручей, и он унес её до самой реки. Еле выплыла».  Ребята объяснили орфограммы и пунктограммы, доказали, что записанные предложения являются текстом, определили стиль и тип речи. Проанализировали текст, отвечая на вопросы учителя:

  1. Поясните использование глаголов, покажите, как автор избегает их повторения.
  2. Определите стилистические функции однородных членов предложений. Почему в  III абзаце они использованы автором по градации.
  3. Почему опущено подлежащее в последнем предложении?
  4. Докажите стилистически оправданное употребление деепричастия «подумавши», а не подумав?
  5. Назовите эпитеты, метафоры. Определите их роль.
  6. Что достигается благодаря использованию сравнения?
  7. С какой целью используется лексический повтор? Что изменится, если его опустить?
  8. Объясните лексическое значение слова «мочажинка»?
  9.  Представьте, что вы – лексикограф – ученый, составляющий словари. Составьте свою словарную статью к слову «ручей».
  10.  Назовите основную мысль данного текста.

  Такая работа учит ребят внимательно относиться к слову, понимать прочитанное и писать сочинения разных жанров: этюды, художественные зарисовки, миниатюры… Как правило, в таких работах отсутствует шаблон, штамп, есть фантазия, воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Филологический анализ текста.

Филологический анализ текста последней главы романа М. Шолохова "Тихий Дон"...

Доклад "Филологический анализ текста на уроках литературы в старшей школе"

Сложен и многоцветен мир слов... Но ещё более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они  встречаются в художественном тексте. Это объясняется не только тем, что они  окраш...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"

Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...

Некоторые приёмы филологического анализа текста в старшей школе.

Филологический анализ стихотворения И.Бунина "Детство" и рассказа "Музыка" помогут Вам взглянуть на анализ художественного текста по-новому, смелее применять новые приёмы. Статья учит применять законы...

Педагогический опыт Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»

Педагогический опытТема:«Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»...

Комплекс учебных материалов по филологическому анализу текста регионального текста

КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ФИЛОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕКСТА...


 

Комментарии

Супрун Ирина Викторовна

Большое спасибо! Очень пригодилось в работе.