Участие в конкурсе Учитель года -2014
материал по теме

1. Самопрезентация.

2. Открытый урок по теме "Подготовка  к написанию сочинения-рассуждения"

3. Презентация к уроку

4. Моя педагогическая идея (презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогическая идея28.18 КБ
Microsoft Office document icon урок русского языка 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Условия возникновения  и становления опыта.

     В основу моего педагогического кредо легли слова немецкого педагога А. Дистервега «Хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить».

   Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.

   Работая в  школе, обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний.  Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

   Поэтому   целью в преподавании русского языка считаю создание условий  на уроке для формирования  коммуникативной и языковой  компетенции.

   Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:

  1. Отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;
  2. Обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

учить письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.

   

Актуальность проблемы.

   «Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы её видим?»

   Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.  К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в  развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

-  снижение уровня читательской культуры;

-  снижение уровня индивидуального словарного запаса;

-  низкий уровень  сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.

    Актуальность данной темы очевидна, так как она повышает возможности социальной адаптации личности, предоставляя ей адекватные ресурсы в общении.

   Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

        

Теоретическая база опыта

       Я считаю, что  обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

умений понять тему сообщения, логику развития мысли,  извлечь нужную информацию, проникнуть в смысл высказывания — слушание; навыков изучающего чтения;  умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение; умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле,  отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание — письмо, говорение.

      Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь  формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.

       

 Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом.

 Главное в работе с текстом в нашем понимании – это сосредоточение внимания учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы, поэтому преобладающим видом деятельности в данной технологии является

анализ текста

примерные задания для анализа текста любого типа речи:

  1. Докажите, что вам предложен для разбора именно текст.
  2. Озаглавьте его. Предложите варианты, содержащие в заглавии тему (идею) текста.
  3. Составьте план текст (простой, сложный).
  4. Проанализируйте композиционное строение.
  5. Исследуйте типологическую структуру текста.
  6. Определите стиль текста, докажите свою точку зрения.
  7. Определите способ и средства связи предложений в тексте.
  8. Проанализируйте языковое оформление текста, цель использования тропов, стилистических фигур.
  9. Дайте субъективную оценку тексту.

Этот вид работы должен быть систематическим – обязательное условие данной технологии. Кроме того, на уроках мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображенное в них.

       Другим эффективным средством создания возможностей общения на уроке является система

ситуативных упражнений,

которые моделируются в зависимости от образовательных целей учебного занятия.

На уроках развития речи детям, например,  предлагается исходный текст сочинения об экскурсии и комплекс следующих ситуативных заданий:

- представьте, что вы были на экскурсии в городе Саранске;

- переработайте сочинение так, чтобы читателю было ясно, что экскурсия была интересной, что она удалась, что ребята захотят ещё раз отправиться в эту поездку;

- подумайте, какие подробности следует опустить, о чём рассказать ярче и полнее, как лучше назвать сочинение.

      Обязательным условием работы с текстом является

моделирование ситуации порождения и восприятия высказывания.

  1. Перепишите текст, вставив пропущенные слова.

      Тот, кто рассказывал историю, сидел у самого края сцены. Новый …. был невысокого роста, с густой чёрной бородой и удивительно ясными глазами. Он смотрел на тоненького, маленького человечка, который танцевал под тихую музыку, доносившуюся из-за кулис… . неожиданно остановился, потому что музыка оборвалась. Видимо, … устал и уснул. Все насторожились.

  1. Прочитайте текст и определите, где происходят события, описанные в тексте, кто эти люди? Почему так решили?

     Человек с золотым ключом на шее показал на корабль и поднёс палец к аккуратному рту. Должно быть, человек в плаще понял этот знак. Он прокричал что-то тонким голосом, похожим на писк комара. Не прошло и четверти часа, как сотни сгорбленных носильщиков потащили к кораблю столы, корзины с едой и бочки с вином. В каждой корзине лежал хлеб, вяленый баран и жареный цыплёнок.

       Что нужно изменить в тексте, если известно, что речь идёт о Лилипутии и описывает события Гулливер?

  1. Какое значение имеют суффиксы – ник и – тель в словах чайник, пыльник, УГОЛЬНИК, УМЫВАЛЬНИК, будильник, выключатель, отбеливатель? Растолкуйте эти слова, если – ник и – тель в этих словах – суффиксы лица. (Пофантазируйте!) от имени одного из этих слов («лиц») напишите сочинение.

   Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить своё высказывание с адресатом и реалиями; готовят к эффективному речевому общению.

Речевую ситуацию на уроке позволяют создать

логические схемы:

  1. Сформулируйте правило самостоятельно. Здесь учащимся предлагается запись, по которой они формулируют правило:

«воспитана – краткое причастие, но воспитанна – краткое прилагательное».

       Очевидно, что подбор такого рода заданий обусловлен не только орфографическими и пунктуационными проблемами обучения, но и той конечной целью, во имя которой делается всё остальное – научить школьников правильно оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

    В связи с этим одним из важнейших факторов социальной, а не просто учебной активности школьника является

сочинение.

При написании сочинения следует учитывать всё: жанр, стиль, тип речи, грамматическое оформление, объём.

Примерные темы сочинений разных жанров:

  1. Чёрные и белые полосы нашей жизни (философское раздумье).
  2. Нужно ли быть хорошим? (статья в газету).
  3. Нужны ли связи при поступлении в учебное заведение? (дневник ученика).
  4. О чем размышляю, когда встречаюсь с вандализмом? (открытое письмо)
  5. Я люблю жить! (разговор с самим собой).

Лингвистический эксперимент-

    Ещё один из приёмов работы над текстом. Чаще он проводится при работе над анализом языка художественного произведения, но сопровождает и другие виды работ по речеведению. Цель языкового эксперимента – обоснование отбора изобразительно-выразительных средств в данном тексте и установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами.

Алгоритм работы при эксперименте:

- устранение данного языкового явления из текста;

- подстановка или замена языкового элемента синонимичным;

- распространение текста другими языковыми элементами;

- свёртывание текста;

- перестановка слов и других языковых единиц;

-  анализ полученных результатов, обобщение, выводы.

Формирование коммуникативной компетенции естественным образом повышает значимость такой формы  организации учебного процесса, как

групповая работа.

     Здесь следует обратить внимание на особенности организации работы в группе или паре:

1 этап – подготовка к выполнению задания

2 этап – групповая работа (коллективное обсуждение путей решения данной задачи, реализация путей решения задачи на практике, обсуждение результатов работы, подведение итогов).

3 этап – заключительный (представление результатов работы, анализ познавательной задачи, общий вывод, оценка работы)

        Совершенствуя  речевую деятельность учащихся на уроках литературы,  опираюсь  на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика. Он имеет возможность выбора этих жанров на основе следующей классификации связных монологических высказываний.

   I. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.

   II. Продуктивные высказывания:

    Пересказы являются важнейшими приемами, которые используются с целью развития речи учащихся средних классов. Пересказы могут быть следующих видов и подвидов:

1. Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом впечатлении и передаче его в целом («своими словами»), и художественный — близкий к тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить художественные особенности текста.

2. Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста. Работа над кратким пересказом учит школьника отбирать главное и существенное, отграничив их от второстепенного.

3. Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой. При этом создается свой завершенный рассказ (например, «История Капитона и Татьяны», «История Антипыча и Травки»).

4. Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа.

 

 Система работы с текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.

           Формирование коммуникативной компетенции невозможно измерить привычными КИМами, да и не нужно. На сегодняшний день главным «измерителем» становится успешность личности в социуме. Мои выпускники поступают в вузы,  адаптируются в жизни, не только приспосабливаются к ней, но и становятся активными её преобразователями. Развивая компетентность, мы развиваем личностные качества учащегося и качества, связывающие  его с социумом, с жизнью. Именно это и позволяет моим выпускникам быть в ней успешным.

Результативность работы

Участие обучающихся во  Всероссийской предметной олимпиаде:

Фамилия Имя

Класс

Предмет

Год

Место

Чегодаева Елизавета

7 «Б»

литература

2011

призёр

Чегодаева Елизавета

9 «Б»

литература

2013

победитель

Самарина Дарья

7 «В»

русский язык

2012

призёр

Самарина Дарья

7 «В»

литература

2012

призёр

Губанищева Ирина

7 «В»

литература

2012

призёр

Самарина Дарья

8 «В»

литература

2013

призёр

Участие во внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам:

        

Фамилия Имя

Класс

Название конкурса

Год

Уровень

Результат

Илькаева Вера

7 «А»

Научно-практическая конференция «Исследовательские работы учащихся»

2011

школьный

2 место

Батина Ольга

7 «В»

«Все краски творчества против наркотиков»

2012

Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!»

1 место

Самарина Дарья

8 «В»

«Все краски творчества против наркотиков»

2013

Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!»

2 место

Батина Ольга

8 «В»

«Все краски творчества против наркотиков»

2013

Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!»

2 место

Барышева Валерия

5 «А»

«Все краски творчества против наркотиков»

2013

Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!»

3 место

Самарина Дарья

8 «В»

«Все краски творчества против наркотиков»

2013

Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!»

2 место

Батина Ольга

8 «В»

«Все краски творчества против наркотиков»

2013

Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!»

2 место

Барышева Валерия

5 «А»

«Все краски творчества против наркотиков»

2013

Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!»

3 место



Предварительный просмотр:

Урок подготовки к сочинению-рассуждению

по тексту в 5класс

 

Ход урока

 Видео ролик

Создание проблемной ситуации

Учитель: Мы живём в век новых технологий, человек проник в тайны природы, научился использовать еѐ богатства. Но деятельность человека привела к сложной экологической ситуации на планете.

- А какая экологическая обстановка  в нашем районе?

Выступления учащихся об экологической ситуации в селе, районе.

Учитель: Сегодня в ходе урока мы попробуем ответить на вопрос:

Почему, зная о необходимости сохранения природы, человек губит еѐ?

К размышлению над проблемой ответственности человека за сохранение природы нас приглашает автор текста Наталья Соколова.         

Цель урока: подготовиться к домашнему сочинению - рассуждению по тексту. В этом сочинении вы поделитесь своими размышлениями о том, что может сделать каждый из нас для сохранения природы.

- Давайте вспомним, а какие типы речи есть?

- Какой тип речи вы выберете?

Проецируется на экран

А для этого вспомним композицию сочинения-рассуждения….

II.  Работа с текстом Н.Соколовой «Рябинка»

- Ребята, а вы знакомы с деревом рябина? Как оно выглядит? Может кто-то из вас пробовал её ягоды?

Слайд с изображением рябины. Стихотворение «Рябинка»

Учитель. Сегодня мы познакомимся с рассказом   писательницы Н. Соколовой «Рябинка».

В нем  звучит тема «Человек и природа». (портрет автора проецируется на экран)

Выразительное чтение текста учителем, оценка его чтения классом.

-Ребята, можем ли утверждать, что перед нами текст?

Дайте определение текста.        

Молодцы. Вы, наверное, заметили в тексте незнакомое для вас слово на юру посмотрите на слайд…..

Учитель: Предлагаю вам поработать в группах и подготовить ответы на вопросы по этому тексту.

1 группа:

– О чем текст?

– Кому он адресован: взрослым или детям?

2 группа

– Какую задачу ставит перед собой автор?

3 группа

– В чем особенность композиции рассказа?

Учащиеся обсуждают вопросы в группе и готовят монологические ответы. Звучат ответы на вопросы.

- На сколько частей можно разбить текст?

Картинка с изображением рябинки

Учитель: Обратимся к художественным особенностям текста, которые помогают в решении авторской задачи. Вопросы для беседы:

– Зачем автор так подробно описывает рябинку?

– Найдите в тексте слова, в которых выражено авторское отношение к рябинке.

Учитель: Самостоятельно проанализируйте изобразительные средства, выполнив тестовое задание, и подготовьте связный рассказ о роли изобразительных средств в рассказе Н. Соколовой.

Тест проецируется на экран

1. Тест

1 Для создания образа трепетной рябинки автор использует выразительное средство:

1) сравнение

2) гиперболу

3) олицетворение

4) антитезу

2) С какой целью автор подробно описывает рябинку, сравнивая еѐ с ребѐнком (предложения 2–3).

1) Автор затрудняется в подборе изобразительных средств, поэтому сравнивает дерево с человеком

2) Автор сравнивает рябинку с ребѐнком, потому что она главный образ в рассказе

3) Внешне рябинка похожа на фигуру ребѐнка

4) Для автора рождение рябинки подобно чуду рождения человека.

Н. Соколова любуется рябинкой, как ребенком.

 

3) В каком значении употреблено слово «дрожала» (предложение 7).

А) сотрясалась

Б) боялась, трепетала

В) переливалась, светилась

Г) опасалась

О чем заставляет задуматься рассказ-притча?

Ученики  коллективно выполняют тестовое задание. Звучит связный ответ о роли изобразительных средств в рассказе Н. Соколовой.

Словарная работа

Вы обратили внимание, что в некоторых словах пропущены буквы. Нужно вставить пропущенные буквы и  назвать орфограммы.

Выр..сла, т…нулась, праз…нично, на ц…почки, бе…душные, кист…

Проверка документ-камерой.

Учитель продолжает фронтальную беседу по вопросам:

– Почему автор называет рассказ «Рябинка», а не «Рябина»?

– Для чего автор подчеркивает близость рябинки с человеком?

– Как строит автор вторую часть текста?

– Кто приходит к рябинке?

– Почему автор не дает героям имен?

– Случаен ли выбор этих героев: девочка, шофер, студенты, влюбленный?

– Почему, рассказывая о людях, которые приходят к рябинке, автор использует прямую речь?

– Верит ли автор в искренность этих людей, которые сожалеют, что рябинка ломаная, искореженная?

– Как оценивает автор поступки героев? Зачитайте.

– В каких словах заключена главная мысль рассказа-притчи?

Из курса литературы вспомните, кто ещё из русских поэтов и писателей писал о любви к родной природе? Показ слайда

V. Работа над проблематикой текста

Учитель:

– Как бы вы теперь ответили на главный вопрос урока: Почему, зная о необходимости сохранения природы, человек губит еѐ?

Вывод: Человек часто губит природу неосознанно. Человек несет ответственность не только за преступления перед обществом, он в ответе перед своей совестью за свои необдуманные поступки.

VI. Подготовка к выполнению домашнего задания

Учитель: Домашним заданием будет написать небольшое сочинение по  тексту и выразить свое отношение к поднятой в нём проблеме, доказать свою точку зрения.

- А сейчас попробуем составить устно сочинение – рассуждение, опираясь на речевые заготовки. Работать будем в группах.

Работа с рабочим листком

Для написания сочинения-рассуждения существуют определённые речевые клише

Для оформления вступления:

Мы познакомились с текстом писательницы о природе…

В тексте автор поднимает важную проблему…..

Для оформления основных мыслей (доказательств):

Через весь текст проходит мысль о том, что…

Автор текста убедительно доказывает, что…

Для выражения собственного мнения:

По-моему, автор совершенно прав…

Я согласна с автором в том, что…

Я считаю, что…

Я думаю, что…

Мне кажется, что…

Для оформления вывода:

Таким образом, я считаю…

В заключение хочется сказать о том, что…

VII. Рефлексия

Заполните лист самооценки урока.

Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

Для оформления вступления:

Мы познакомились с текстом писательницы о природе.

В тексте автор поднимает важную проблему…..

Для оформления основных мыслей (доказательств):

Через весь текст проходит мысль о том, что…

Автор текста убедительно доказывает, что…

Для выражения собственного мнения:

По-моему, автор совершенно прав.

Я согласна с автором в том, что…

Я считаю, что…

Я думаю, что…

Мне кажется, что…

Для оформления вывода:

Таким образом, я считаю…

В заключение хочется сказать о том, что…

Рябинка

(1)Выр…сла рябинка при дороге.

(2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3)Все т...нулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4)Наступил август. (5)Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и праз…нично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костер на юру. (7)Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды, и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальц… после долгого рукопожатья.

Шла мимо девочка. Увидела рябинку, поахала.

– Возьму - ка я одну веточку. Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

И она была по-своему права.

Ехал на машине усатый дядька.

– Ух, ты… Прямо картинка… Шикарно!

Он остановил машину, вылез из-за руля. Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

– Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

Что ж, он был тоже по-своему прав.

Под вечер шли туристы.

– Хорошая рябинка, правда, ломаная. Ну, Зинка, чур, всем по одной! Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! Мы народ организованный, должны подавать пример…

Шел в сумерках влюбленный.

– Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. Бе…душные люди, не умеют беречь красоту!

На рябинке горела одна-единственная яркая кист…, которую никто, видимо, не смог достать. Влюбленный был высокого роста, он встал на ц…почки и сумел-таки дотянуться. Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… А Люсенька обрадуется.

На другой день приехал хозяйственник.

– Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

– Убрать. Срубить. А то весь вид портит.

И он был по-своему прав.

В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки тоже нет.

                                                                                                  (По Н. Соколовой)

 

Рабочий лист к уроку

1. Тест

1)  Для создания образа трепетной рябинки автор использует выразительное средство:

1) сравнение

2) гиперболу

3) олицетворение

4) антитезу

2) С какой целью автор подробно описывает рябинку, сравнивая еѐ с ребѐнком (предложения 2–3).

1) Автор затрудняется в подборе изобразительных средств, поэтому сравнивает дерево с человеком

2) Автор сравнивает рябинку с ребѐнком, потому что она главный образ в рассказе

3) Внешне рябинка похожа на фигуру ребѐнка

4) Для автора рождение рябинки подобно чуду рождения человека.

Н. Соколова любуется рябинкой, как ребенком.

 

3) В каком значении употреблено слово «дрожала» (предложение 7).

А) сотрясалась

Б) боялась, трепетала

В) переливалась, светилась

Г) опасалась

2. Словарная работа

Выр…сла, т…нулась,  праз…нично,  как пальц…, бе…душные,  яркую кист…, на ц…почки,  

пр…тягивали.

        Лист самооценки урока        

Ф.И.____________________________________________

  1. На уроке я работал

Активно / пассивно

  1. Своей работой на уроке

Доволен / не доволен

  1. Урок для меня показался

Коротким / длинным

  1. Материал урока мне был

Понятен /не понятен

  1. Домашнее задание мне показалось

Лёгким /трудным

Интересным /неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в конкурсе "Учитель года" (учебное занятие, методический семир, мастер класс, классный час)

Тема занятия: «Компьютерная грамотность» Цель занятия: сформировать понятие компьютерная грамотность, рассмотреть важность владения компьютерной грамотностью.Тип занятия: изучение нового материал...

Представление для участия в конкурсе "Учитель года - 2018"

Представление для участия в конкурсе "Учитель года - 2018"...

Участие в конкурсе "Учитель года"

Эссе "Любовь к знанию - любовь к жизни!" Моё жизненное кредо, отношение к профессии, к ученикам, коллегам....

Участие краевом конкурсе "Учитель года Алтая - 2012"

Участие краевом конкурсе "Учитель года Алтая- 2012"...

Визитка для конкурса "Учитель года - 2014 года"

О себе- лишь объективно,Перед судьями не врут:Не конфликтна, позитивна,По работе креативна,И люблю свой нужный труд.(2)Мне хвалиться не пристало,Да и дело не в хвальбе.Просто есть удобный случайРасска...

Презентация портфолио на конкурс "Учитель года-2014" Зайцев Юрий Иванович учитель физкультуры филиала МБОУ Уваровщинская СОШ в с. Калаис

Презентация портфолио на конкурс "Учтель года-2014" Зайцев Юрий Иванович учитель физкультуры филиала "МБОУ Уваровщинская СОШ" в с. Калаис...