Тест в форме ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Ентальцева Анна Васильевна

Тест для проверки знаний учащихся 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolno-izmerit._material_dlya_9_kl.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

     Одну женщину обвинили в сатанинстве и собирались сжечь на костре как колдунью. Но по существовавшему в то время обычаю все должны были подтвердить, что она ведьма. Огромная толпа, словно камни, бросала возгласы «ведьма», только ее сын безмолствовал среди толпы.

     - Сжечь и сына, - крикнул кто-то, - он сын ведьмы, значит, и он – сатана. Опасаясь за жизнь сына, крикнула несчастная женщина в толпу:

    - Это не мой сын!

     И тогда возмущенный сын заорал вместе с безумствующей толпой:

    - Ведьма! Ведьма!

     И в тот же миг запылало пламя у ног невинной. Языки огня лизали уже тело, но не эта боль жгла сердце матери. Вспомнила несчастная, как впервые шевельнулся под сердцем ребенок, словно цветок распустил свои языки. Вспомнила, как в муках родила она долгожданное дитя, как услышала его первый крик, возвестивший о появлении нового существа на свет Божий. Вспомнила, как приложила впервые к груди теплый дорогой комочек, как впервые он произнес слово «мама», как сделал первый шаг… Вглядывалась женщина в родное лицо, искаженное безумством, и жгучие слезы заливали опаленные огнем щеки.

     Жестокий костер погас, безжалостное пламя исчезло, оставив на площади серый пепел, который разносил во все стороны равнодушный ветер. Толпа, получив наслаждение, разошлась, а сын безвинной женщины так и стоял на площади. Не было у него никого, и некуда было ему идти. С площади его вскоре прогнали, и он побрел в поисках другой жизни. И где бы он ни останавливался, куда бы ни прибивался, отовсюду был гоним, везде обруган, оскорблен и нередко избит. И чем больше ему доставалось, тем чаще он вспоминал мать: ее теплые мягкие руки, ее милый сердцу голос, ее родной образ, ее нежность и любовь.

     - Мир жесток, - твердил несчастный. – Он отнял у меня то, что было всего дороже.

     - Нет, это не мир отнял у тебя самое дорогое, - услышал он голос внутри себя. – Это ты отрекся от него, чтобы сохранить себе жизнь.

     И стал жить сын с вечным укором совести, как с клеймом.

     Прошло время, женщину оправдали, вернули честь доброму имени, а сын ее так и остался вечно прокаженным, отовсюду гонимым. И спокойной жизни у него не было, и спокойной смерти не получил.

    Отречение ради собственного спасения есть обречение себя на гибель.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9.

(1) Один ученик отправился на базар за чашкой риса для Учителя. (2) На базарной площади он увидел толпу и решил посмотреть, что там за сборище. (3) Взгляду его представилось странное зрелище: на возвышении стоял человек в богатых ярких одеждах, который, жутко кривляясь, громко и возбужденно что – то говорил.  (4) Ученик прислушался. (5) Первые слова, которые он услышал, сначала возмутили его, потом привели в смятение, но чем дальше он слушал новоявленного глашатая истины, тем больше приходил в возбужденное состояние, которым была заражена толпа слушающих. (6) От странных слов в голове ученика стали появляться иные, чем были когда – то, мысли, а человек, который кричал все громче и громче, вколачивал чужеродные слова в голову уже одурманенных людей, как клинья в дерево. (7) Человек, провозглашавший, как казалось ему самому, истину, обвинял Учителя в дьявольских наваждениях, называл его черной чумой, пытался развенчать перед тупой толпой «самозванца», которого истинно верующие называли посланником Бога.

   - (8) Он заманивает вас в черные сети и влечет душу в пучину тьмы,- надрывно кричал возбужденный глашатай правды.

       (9) Ученик долго слушал площадного крикуна и в конце концов усомнился в Божественной истинности своего Учителя. (10) Он не вернулся больше к тому, кто много лет давал ему знания и учил жизни, а, уподобившись горлопану, пошел разносить «правду» о том, кто не требовал признания, кто жил только тем, что доверял своим ученикам сокровенное учение и Божественную тайну.

(11) Долго ходил ученик по селениям, разнося новую весть. (12) Он давно уже уподобился и в речах своих, и в одежде своей «новоявленному учителю», сеющему смятение в душах.  (13) И однажды в возбужденной орущей толпе бывший ученик, а ныне новоиспеченный глашатай истины увидел ясные, спокойные глаза. (14) Он отвел свой взгляд и устремил его на привычную для затуманенных очей картину беснующейся толпы, но неведомая сила потянула его взор туда, где светились две ярких звезды лучезарных глаз.

     (15) Величие спокойствия сияющего взгляда смутило новоиспеченного учителя, привело в трепет, взволновало и разорвало нить блестящих бусинок слов, порочащих истину. (16) Мысли рассыпались и растерялись. А человек с ясными глазами повернулся и пошел прочь. (17) Он удалялся все дальше и дальше, и чем больше становилось расстояние от него до толпы ротозеев, тем выше он поднимался. (18) Он шел уже под землей, над водой, по ясному, чистому небу уверенной походкой, и она была до боли знакомой ученику. (19) И вдруг он вспомнил, что так спокойно и уверенно ходил только его Учитель и только у него были такие мудрые  ясные глаза.

     - (20) Учитель! – неосознанно крикнул глашатай новой истины, и толпа повернула голову туда, куда направляла рука опомнившегося ученика.

- (21) Это  - дьявол! – завопила толпа. – (22) Ты сам сказал, что это – черный, страшный человек, слуга и помощник сатаны, сам сатана! (23) Если он – твой учитель, значит, и ты из этого бесовского племени. (24) Бей его! – закричал кто-то из толпы. – (25) Бей! – подхватили другие.

     (26) И в ученика полетели камни…

     (27) Когда толпа, наглумившись, устала, удовлетворенная своим безумством, она покинула площадь, оставив под раскаленным солнцем окровавленное, обезображенное ранами безжизненное тело.

(28) Не учителя предает оступившийся, но себя обрекает на страшный суд истины.

* Притча об ученике, предавшем своего учителя.

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.  Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

А1. В каком варианте ответа содержится авторский итог (мораль) притчи?

  1. «И вдруг он вспомнил, что так спокойно и уверенно ходил только его Учитель и только у него были такие мудрые  ясные глаза»;
  2. «Если он – твой учитель, значит, и ты из этого бесовского племени»;
  3. «Не учителя предает оступившийся, но себя обрекает на страшный суд истины»;
  4. «Величие спокойствия сияющего взгляда смутило новоиспеченного учителя, привело в трепет, взволновало и разорвало нить блестящих бусинок слов, порочащих истину».

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «разнося» (предложение 11).

  1. доставляя в разные места
  2. разрушая
  3. распространяя
  4. доставляя

А3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Он заманивает вас в черные сети и влечет душу в пучину тьмы,- надрывно кричал возбужденный глашатай правды».

  1. олицетворение
  2. метафора
  3. эпитет
  4. сравнение

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. в слове СБОРИЩЕ первый согласный звук [з]
  2. в слове СТОЯЛ все согласные звуки твердые
  3. в слове КЛИНЬЯ количество букв и звуков совпадает
  4. в слове ДАЛЬШЕ мягкость согласного [л,] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак)

А5. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

  1. ученик
  2. толпа
  3. богатый
  4. развенчать

А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»?

  1. возвышение
  2. посмотреть
  3. знания
  4. сборище

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно Н»?

  1. странных
  2. заражена
  3. истинно
  4. обезображенное

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените просторечное слово «сборище» в предложении    стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________.

В2. Замените словосочетание «на базарной площади» (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.  

Ответ: ________________.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 9.

Ответ: _________________.

В4. Среди предложений  9-14 найдите предложения собособленными обстоятельствами. Напишите номера этих  предложений.

Ответ: _________________.

В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном предложении.

     Человек,(1) провозглашавший,(2)как казалось ему самому,(3)истину,(4)обвинял Учителя в дьявольских наваждениях,(5) называл его черной чумой,(6)пытался развенчать перед тупой толпой «самозванца»,(7)которого истинно верующие называли посланником Бога.

Ответ:_________________.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ________________.

В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он не вернулся больше к тому,(1)кто много лет давал ему знания и учил жизни,(2)а,(3)уподобившись горлопану,(4)пошел разносить «правду» о том,(5)кто не требовал признания,(6)кто жил только тем,(7)что доверял своим ученикам сокровенное учение и Божественную тайну.

Ответ: _________________.

В8. Среди предложений  15-19 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________.

В9. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните

на отдельном листе задание С2.

С2. Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания Н.А. Некрасова: «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.А. Некрасова.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы

Номер задания

Правильный ответ

А1

3

А2

3

А3

2

А4

2

А5

3

А6

1

А7

2

В1

толпа

В2

На площади базара

В3

Ученик слушал, усомнился

В4

10, 11

В5

2, 5

В6

3

В7

1, 5, 6, 7

В8

19

В9

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест в форме ЕГЭ "Россия в первой половине XIX века"

Данная работа выполнена ф форме ЕГЭ. Учащиеся с целю подготовки к ЕГЭ проверяют свои знания по истории России первой половины XIX века....

Тесты в форме ЕГЭ по теме «Культура Древней Греции» (программа и учебник «МХК» Емохоновой Л.Г.) 10 класс.

Это проверочная работа в  формате  ЕГЭ, состояшая  из трёх частей: 1-тесты  закрытого типа, 2-найти соответствия, 3- дать  развёрнутый  ответ  на вопрос....

Тест в форме ЕГЭ по теме "Факторы производства"

Тест в форме ЕГЭ по теме "Факторы производства"...

тест видовременные формы глагола 5 класс

Тест может быть использован при обобщении знаний времен Present, Past, Future Simple, Present Continuou...

ТЕСТ «ГОСУДАРСТВО. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА»

Тест "Государство и формы государства (2 варианта)" По программе : Певцова, Козленко "Право и основы правовой культуры 10-11 класс"...

Тема: История России с древнейших времен до конца XVI века» - тест в форме ЕГЭ

Данная работа представляет собой тематическую подборку материалов для подготовки к ЕГЭ по истории. Работу можно использовать в 10 классе при изучении курса "История России" и при подготовке к ЕГЭ в 11...