Применение стилистических ресурсов родного языка при работе над изложением.
статья по русскому языку (9 класс) по теме

МБОУ «Судогодская основная общеобразовательная школа». Статья "Применение стилистических ресурсов родного языка при работе над изложением".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                МБОУ «Судогодская основная общеобразовательная школа».

        Применение стилистических ресурсов родного языка при работе над изложением.

        В современной школе в преподавании русского языка на первое место выдвигается задача научить учащихся умело и правильно пользоваться речью.

        Письменное изложение-наиболее распространённый вид речевой деятельности, направленный на развитие основных видов компетентности школьников (социальной, поликультурной, коммуникативной, информационной, интеллектуальной), на саморазвитие, самовоспитание, самообразование и творческую деятельность.

        На итоговой аттестации учащиеся 9х классов должны продемонстрировать умение в написании сжатого изложения. Это особый вид учебного пересказа, задача которого - передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщённой передачи содержания.

        Сжатие текста считается наиболее трудным заданием. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации. Сжатое изложение требует: 1) навыков отбора существенной информации;2) умения вычленять в тексте основных  микротем;3) обобщения  содержания исходного текста, 4) очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений.

        Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

         Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приёмами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом.

         При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:

-отобрать в исходном тексте основное и существенное (внутри каждой основной части);

-сокращать текст разными способами, используя известные  приёмы сжатия:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

2) образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;        

3)сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращённые простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями;

-правильно и логично излагать свои мысли;

-точно использовать языковые средства.

        Всё это дисциплинирует мышление учащихся, приучает их к содержательной, лаконичной и точной речи.

        При подготовке к написанию сжатого изложения предпочтение отдаётся тем текстам, которые связаны с реальной жизнью учащихся, вызывают у них интерес, стремление поделиться своими мыслями, выразить пожелания, предложения. Учитель даёт ученику определённое задание - самостоятельно подготовить высказывание на соответствующую тему. Для этого учащимся предлагаются разнообразные виды работ: 1)мини- высказывание по заданной теме (5 класс – Книге - долгую жизнь. Ты открываешь книгу. Хлеб на столе - достаток в доме. Хлеб-батюшка.  6 класс-Город мой. Как пользоваться библиотекой. Великий летописец Нестор. Родина. Товарищ хлеб. За что я люблю свою школу. Моё любимое время года. Научитесь любить природу. 7класс-Главное качество человека. Умей трудиться. Какой след должен оставить человек. Красота жизни. Самоотверженный поступок. 8 класс - Вредные привычки. Спешите делать добро. Книга в жизни человека. Словарь на вашем столе. Памятные места. 9 класс-Человек слова. О добре и зле. Люди вокруг тебя. Дело, которому я хочу посвятить свою жизнь. Нужны ли хорошие манеры.); 2) монологическое высказывание по пословице; 3) миниатюра (Мой друг. Моё любимое время года. В лес за чудесами. Солнце с белыми лучами. Осень. Осенний парад. Размышления о природе. Приметы времён года. Жизнь в моём понимании. Земля – наш общий дом.); 4) сказка (Зачем нужно учиться? Травка и росинка. Треугольник и прямоугольник. Откуда пришёл счёт. Волшебник, который умеет всё на свете. Я - учебник нового поколения.); 5)  лингвистическая история (Сто букв. Лингвистическая сказка).

        Созданные тексты помогут сформировать у школьников умения и навыки коммуникативного  пользования средствами языка в разных жизненных ситуациях.  

        Предлагаемые для каждого класса виды высказываний  позволяют организовать работу над ними в тесной взаимосвязи и в единой системе: от слушания-понимания текста - к изложению текста того же типа и стиля речи.

        Проверка выполненных работ проводится на уроке. Ученик  зачитывает свою работу – остальные слушают, находят стилистические и речевые недочёты, рецензируют.

        Сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:

-сохранение последовательности в развитии событий;

- наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;

-использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для            восприятия;

- установление смысловой связи между предложениями;

-использование уместных, точных и лаконичных языковых средств.

         При подготовке сжатого изложения необходимо сделать упор на выделение в каждой из  микротем опорных слов, позволяющих  легко восстановить содержание текста.

Для этого недостаточно освоить грамотное письмо, необходимо ещё познакомить

школьников с законами практической стилистики. Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же.  Неслучайно именно стилистические недочёты в работах школьников на экзаменах становятся главной причиной снижения оценок.

Всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Это непросто. Нужно только не ограничиваться узким кругом привычных слов, отказаться от штампов, стараться использовать все стилистические ресурсы для правильного и образного выражения мысли. Богатство стилистических синонимов, вариантов в русском языке открывает простор для их творческого использования в речи.

        Поэтому на уроках в 5-9х классах учащимся предлагаются задания, направленные на поиск нужных слов и верно построенных конструкций:

-в данных предложениях найдите лексические ошибки; исправьте предложения, сделав лексические замены;

        1. Речь Варвары, в отличии от Катерины, очень бедная. 2. Получить травму можно в четверг (объявление в Госстрахе).3. У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию. 4. Этот будний день был последним в году.

-укажите нарушение лексической сочетаемости в предложениях, взятых из ученических сочинений;

        1.Я люблю наши русские берёзки в их подвенечном саване. 2.При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки. 3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины. 4. Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

-что стало причиной искажения смысла и неясности высказывания в следующих предложениях;

        1.Первое место в соревнованиях по стрельбе заняла И. Петрова, она перестреляла всех мужчин.2. Весной самолёт будет летать  с остановками. 3. Я прослушал замечания учителя.4.Я увлёкся идеей, брошенной Сидоровым.

-прочитайте предложения, в которых синонимы выполняют различные стилистические функции, укажите их;

        1.Он был из тех людей, к которым привязываешься сердцем. Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный лётчик…Как он любил храбрых, стойких людей! 2. Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании. 3.О чём бы разговор ни был, Чичиков всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, он показывал, что ему небезызвестны судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха…

-сравните тексты, объединённые общей темой; укажите на их стилистические отличия, выделяя книжные и разговорные слова, выражения, а также особенности синтаксических конструкций, характерных для письменной и устной речи;

        1.Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (порой до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более тёплую подстилающую поверхность.

        2….Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я человек не робкого десятка и то испугался насмерть. Сначала всё было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнёт молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби  небесные…

-попытайтесь восстановить авторский текст, выбирая один из перечисленных синонимов; - прочитайте предложения из ученических сочинений и выделите в них неудачные «неологизмы», возникшие в результате неправильного словообразования;

        1. Это небольшой провинциальный городок. 2. Одна фанатичка сумела обнесчастливить ни в чём не повинную семью. 3. Беспринципиальность – отличительная черта характера Обломова.( и т. д.)

- укажите неоправданное повторение слов и характер стилистических ошибок;

 исправьте эти недочёты в данных предложениях;

        1.Изображённый образ наглядно показывает, как человек может опуститься под влиянием жизненных условий. 2. Никто заранее не предвидел наступления стихии. 3. Мы встретились впервые на спортивных соревнованиях.4. Пришлось отступить назад  на два шага. 5.В борьбе против террористов население объединилось воедино.

- укажите ошибки в образовании причастий и употреблении причастных оборотов; в случае необходимости заменяйте причастные обороты придаточными определительными предложениями;

        1.Писатель придавал большое значение делу декабристов, выражая уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть Россию свободной.2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах нашей медицинской науки. 3. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.

.- переделайте сложные предложения в простые, сократите количество придаточных, чтобы выражение мысли автора  не затрудняло чтение текста.        

        1. Егор рассказал, какими докучливыми были бураны в их местности, как ему, который остался без отца на десятом году жизни, приходилось расчищать сугробы, которые часто забивали выход из избы вровень с крышей.2. А. П. Чехов показал, как его герой Беликов, который получил прозвище «человек в футляре»,всё время боялся, как бы чего не вышло, потому что был очень мнительный и потому что не научился жить как все и даже в хорошую погоду выходил из дома с зонтиком и в галошах, которые носил всегда, из-за чего его коллеги смеялись над ним, потому что он ни в ком не находил сочувствия.

        Учащиеся при написании сжатого изложения  должны кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления и события, глубже вдумываясь в содержание произведения, вычленяя наиболее важный материал, самостоятельно подбирая слова и синтаксические конструкции, построить такой текст, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

        Завершающим этапом подготовки учащихся 9х классов к созданию требуемого текста могут быть итоговые тесты по стилистике:

1.Впишите в таблицу номер правильного объяснения значения слова.

Невзгода-1)тяжёлое переживание; 2)несчастье; 3)плохая погода.

2.Впишите в таблицу номера предложений, в которых есть слова, употреблённые в несвойственном им значении.

        1)Добро, совесть, порядочность сегодня многим кажутся изжившими себя анахронизмами.2)Печорин по натуре оптимист: он способен на глубокие чувства.3)Развязкой послужила банальная смерть Катерины в драме «Гроза».

3.В каких предложениях допущены логические ошибки? Впишите в таблицу номера предложений, в которых вы заметили:1)алогизм; 2)подмену понятия;3)несоответствие посылки следствию; 4)неоправданное расширение (или сужение) понятия.

1) Поведение Базарова резко отличается от Аркадия Кирсанова. 2) Тургенев с симпатией относится к Базарову, но в конце романа «убивает» своего героя. 3) Современная медицина стоит на страже здоровья: врачи помогают детям преодолеть многие болезни.

 4) Количество заболевших в этом году несравнимо с прошлым годом. 5)  Такие герои, как Базаров, Инсаров, нравятся девочкам, и я не исключение. 6) Мне кажется, что окончив школу, не многие смогут продолжить учение в вузах. 7) Конкурсные экзамены в вуз -вот  моя мечта после окончания школы. 8)На вступительных экзаменах в высшие учебные заведения самый трудный- это тестирование.

1

2

3

4

4.Впишите в таблицу номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1)Катерина права в том, что не хочет подчиняться прихотям свекрови. 2)Всё,  что делала для меня моя подруга, причиняло мне радость. 3)Наша дружба была проверена временем, и ничто не могло нас разлучить. 4) можно спорить, удачна ли выбранная автором тема, но талант его не вызывает сомнения.

5.Впишите в таблицу номера: 1)однозначных слов; 2) многозначных слов.

1) Айсберг 2) арена 3)бок 4)блесна 5) брошюра 6) голова 7) горб 8)горилла 9) день 10) дом 11) велосипед12) верблюд.

1.

2.

6.Впишите в таблицу: 1) номера предложений, в которых возникла двусмысленность из-за употребления слов, имеющих омонимы; 2)номера предложений, в которых двусмысленность возникла из-за употребления многозначного слова.

1)Я смотрю фигурное катание: вот на экране Волков в красивой комбинации. 2) Ферма оборудована новой техникой: на оператора падает по 50 коров. 3)Ещё один матч футболисты закончили без голов. 4)Объявление в бане: «Билет годен для помывки одного лица». 5) Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. 6) Будем ждать, что покажут данные обследования. 7) Сейчас судьи вынесут очки. 8) Маяковский хотел представить своё творчество через двадцать лет. 9) Ребёнок требует ухода матери.

1.

2.

         Неслучаен на итоговой аттестации в 9м классе выбор работы с текстом – сжатое изложение на основе услышанного текста. Это обусловлено практическими умениями, которые должны быть сформированы у учеников основной школы: в процессе обучения на любом этапе им приходится воспринимать на слух и перерабатывать большое количество информации по разным предметам. Вне сферы обучения часто необходимо разобраться в услышанном или прочитанном, будь то радио- или телепередача, журнальная статья или книга.

Одним словом, в наш информационный  век умение воспринимать и обрабатывать информацию - одно из важнейших умений, постоянно используемое в жизни. Поэтому освоение важнейших тем стилистики и культуры речи позволит успешно сдать экзамены по русскому языку.

                                                                                        Новикова Г. В.

                                                                                                                                 

                        

                        

                        Список используемой литературы

1.  Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения.  М. Просвещение. 1984г.

2. Валгина Н. С. Теория текста. Семиотические и коммуникативные способы компрессии информации в тексте (статья).

3. Колесов В.В. Гордый наш язык… изд. Дом «Азбука-классика» Санкт - Петербург. 2008г.

4. Откупщиков Ю. В. К истокам слова.

                                        изд. Дом «Азбука-классика» Санкт - Петербург. 2008г.

5.  Большой сборник сочинений и изложений. 5-11 классы.

                                                         Изд. «Феникс». Ростов – на  -Дону. 2009г.

6. Розенталь Д. Э, Голуб И. Б. Русский язык. Стилистика и культура речи.

                                                                М. «Махаон».2005г.

        

Применение стилистических ресурсов родного языка при работе над изложением.

        В современной школе в преподавании русского языка на первое место выдвигается задача научить учащихся умело и правильно пользоваться речью.

        Письменное изложение-наиболее распространённый вид речевой деятельности, направленный на развитие основных видов компетентности школьников (социальной, поликультурной, коммуникативной, информационной, интеллектуальной), на саморазвитие, самовоспитание, самообразование и творческую деятельность.

        На итоговой аттестации учащиеся 9х классов должны продемонстрировать умение в написании сжатого изложения. Это особый вид учебного пересказа, задача которого - передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщённой передачи содержания.

        Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

        Текст для анализа должен быть образцовым. Классический текст-единое целое, где каждый элемент на своём месте. Вдумываясь в смысл текста, ученик сам выходит на языковые средства, которыми этот смысл выражен. Пусть не все средства он сразу сумеет увидеть и прокомментировать, но логику анализа: от содержания текста к языковым средствам, которыми это содержание выражено, усвоит и по мере тренировки анализировать предложенный текст будет полнее и совершеннее. Использование для анализа «безукоризненных образцов», какими являются отрывки из произведений художественной литературы, способствует развитию потенциала речевой среды, который, по словам Л.П. Федоренко, «тогда оптимален, когда обеспечены учебные средства, дающие образованность в области поэтики. Эти учебные средства активизируют и развитие высших эмоций, обеспечивают полноценное развитие личности ученика». Нельзя не заметить ещё одно, очень важное преимущество комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений. Они имеют универсальный характер. Во время их выполнения, наряду с закреплением изученного на уроке правила, параллельно повторяется ранее освоенный материал из разных разделов русского языка.

        При подготовке к написанию сжатого изложения предпочтение отдаётся тем текстам, которые связаны с реальной жизнью учащихся, вызывают у них интерес, стремление поделиться своими мыслями, выразить пожелания, предложения. Учитель даёт ученику определённое задание - самостоятельно подготовить высказывание на соответствующую тему. Для этого учащимся предлагаются разнообразные виды работ: 1)мини- высказывание по заданной теме (5 класс – Книге - долгую жизнь. Ты открываешь книгу. Хлеб на столе - достаток в доме. Хлеб-батюшка.  6 класс-Город мой. Как пользоваться библиотекой. Великий летописец Нестор. Родина. Товарищ хлеб. За что я люблю свою школу. Моё любимое время года. Научитесь любить природу. 7класс-Главное качество человека. Умей трудиться. Какой след должен оставить человек. Красота жизни. Самоотверженный поступок. 8 класс - Вредные привычки. Спешите делать добро. Книга в жизни человека. Словарь на вашем столе. Памятные места. 9 класс-Человек слова. О добре и зле. Люди вокруг тебя. Дело, которому я хочу посвятить свою жизнь. Нужны ли хорошие манеры.); 2) монологическое высказывание по пословице; 3) миниатюра (Мой друг. Моё любимое время года. В лес за чудесами. Солнце с белыми лучами. Осень. Осенний парад. Размышления о природе. Приметы времён года. Жизнь в моём понимании. Земля – наш общий дом.); 4) сказка (Зачем нужно учиться? Травка и росинка. Треугольник и прямоугольник. Откуда пришёл счёт. Волшебник, который умеет всё на свете. Я - учебник нового поколения.); 5)  лингвистическая история (Сто букв. Лингвистическая сказка).

        Созданные тексты помогут сформировать у школьников умения и навыки коммуникативного  пользования средствами языка в разных жизненных ситуациях.  

        Предлагаемые для каждого класса виды высказываний  позволяют организовать работу над ними в тесной взаимосвязи и в единой системе: от слушания-понимания текста - к изложению текста того же типа и стиля речи.

        Проверка выполненных работ проводится на уроке. Ученик  зачитывает свою работу – остальные слушают, находят стилистические и речевые недочёты, рецензируют.

         При подготовке сжатого изложения необходимо сделать упор на выделение в каждой из  микротем опорных слов, позволяющих  легко восстановить содержание текста.

Для этого недостаточно освоить грамотное письмо, необходимо ещё познакомить

школьников с законами практической стилистики. Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же.  Неслучайно именно стилистические недочёты в работах школьников на экзаменах становятся главной причиной снижения оценок.

Всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Это непросто. Нужно только не ограничиваться узким кругом привычных слов, отказаться от штампов, стараться использовать все стилистические ресурсы для правильного и образного выражения мысли. Богатство стилистических синонимов, вариантов в русском языке открывает простор для их творческого использования в речи.

        Поэтому на уроках в 5-9х классах учащимся предлагаются задания, направленные на поиск нужных слов и верно построенных конструкций:

-в данных предложениях найдите лексические ошибки; исправьте предложения, сделав лексические замены;

        1. Речь Варвары, в отличии от Катерины, очень бедная. 2. Получить травму можно в четверг (объявление в Госстрахе).3. У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию. 4. Этот будний день был последним в году.

-укажите нарушение лексической сочетаемости в предложениях, взятых из ученических сочинений;

        1.Я люблю наши русские берёзки в их подвенечном саване. 2.При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки. 3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины. 4. Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

-что стало причиной искажения смысла и неясности высказывания в следующих предложениях;

        1.Первое место в соревнованиях по стрельбе заняла И. Петрова, она перестреляла всех мужчин.2. Весной самолёт будет летать  с остановками. 3. Я прослушал замечания учителя.4.Я увлёкся идеей, брошенной Сидоровым.

-прочитайте предложения, в которых синонимы выполняют различные стилистические функции, укажите их;

        1.Он был из тех людей, к которым привязываешься сердцем. Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный лётчик…Как он любил храбрых, стойких людей! 2. Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании. 3.О чём бы разговор ни был, Чичиков всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, он показывал, что ему небезызвестны судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха…

-сравните тексты, объединённые общей темой; укажите на их стилистические отличия, выделяя книжные и разговорные слова, выражения, а также особенности синтаксических конструкций, характерных для письменной и устной речи;

        1.Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (порой до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более тёплую подстилающую поверхность.

        2….Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я человек не робкого десятка и то испугался насмерть. Сначала всё было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнёт молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби  небесные…

-попытайтесь восстановить авторский текст, выбирая один из перечисленных синонимов; - прочитайте предложения из ученических сочинений и выделите в них неудачные «неологизмы», возникшие в результате неправильного словообразования;

        1. Это небольшой провинциальный городок. 2. Одна фанатичка сумела обнесчастливить ни в чём не повинную семью. 3. Беспринципиальность – отличительная черта характера Обломова.( и т. д.)

- укажите неоправданное повторение слов и характер стилистических ошибок;

 исправьте эти недочёты в данных предложениях;

        1.Изображённый образ наглядно показывает, как человек может опуститься под влиянием жизненных условий. 2. Никто заранее не предвидел наступления стихии. 3. Мы встретились впервые на спортивных соревнованиях.4. Пришлось отступить назад  на два шага. 5.В борьбе против террористов население объединилось воедино.

- укажите ошибки в образовании причастий и употреблении причастных оборотов; в случае необходимости заменяйте причастные обороты придаточными определительными предложениями;

        1.Писатель придавал большое значение делу декабристов, выражая уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть Россию свободной.2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах нашей медицинской науки. 3. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.

.- переделайте сложные предложения в простые, сократите количество придаточных, чтобы выражение мысли автора  не затрудняло чтение текста.        

        1. Егор рассказал, какими докучливыми были бураны в их местности, как ему, который остался без отца на десятом году жизни, приходилось расчищать сугробы, которые часто забивали выход из избы вровень с крышей.2. А. П. Чехов показал, как его герой Беликов, который получил прозвище «человек в футляре»,всё время боялся, как бы чего не вышло, потому что был очень мнительный и потому что не научился жить как все и даже в хорошую погоду выходил из дома с зонтиком и в галошах, которые носил всегда, из-за чего его коллеги смеялись над ним, потому что он ни в ком не находил сочувствия.

        Учащиеся при написании сжатого изложения  должны кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления и события, глубже вдумываясь в содержание произведения, вычленяя наиболее важный материал, самостоятельно подбирая слова и синтаксические конструкции, построить такой текст, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

        Завершающим этапом подготовки учащихся 9х классов к созданию требуемого текста могут быть итоговые тесты по стилистике:

1.Впишите в таблицу номер правильного объяснения значения слова.

Невзгода-1)тяжёлое переживание; 2)несчастье; 3)плохая погода.

2.Впишите в таблицу номера предложений, в которых есть слова, употреблённые в несвойственном им значении.

        1)Добро, совесть, порядочность сегодня многим кажутся изжившими себя анахронизмами.2)Печорин по натуре оптимист: он способен на глубокие чувства.3)Развязкой послужила банальная смерть Катерины в драме «Гроза».

3.В каких предложениях допущены логические ошибки? Впишите в таблицу номера предложений, в которых вы заметили:1)алогизм; 2)подмену понятия;3)несоответствие посылки следствию; 4)неоправданное расширение (или сужение) понятия.

1) Поведение Базарова резко отличается от Аркадия Кирсанова. 2) Тургенев с симпатией относится к Базарову, но в конце романа «убивает» своего героя. 3) Современная медицина стоит на страже здоровья: врачи помогают детям преодолеть многие болезни.

 4) Количество заболевших в этом году несравнимо с прошлым годом. 5)  Такие герои, как Базаров, Инсаров, нравятся девочкам, и я не исключение. 6) Мне кажется, что окончив школу, не многие смогут продолжить учение в вузах. 7) Конкурсные экзамены в вуз -вот  моя мечта после окончания школы. 8)На вступительных экзаменах в высшие учебные заведения самый трудный- это тестирование.

1

2

3

4

4.Впишите в таблицу номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1)Катерина права в том, что не хочет подчиняться прихотям свекрови. 2)Всё,  что делала для меня моя подруга, причиняло мне радость. 3)Наша дружба была проверена временем, и ничто не могло нас разлучить. 4) можно спорить, удачна ли выбранная автором тема, но талант его не вызывает сомнения.

5.Впишите в таблицу номера: 1)однозначных слов; 2) многозначных слов.

1) Айсберг 2) арена 3)бок 4)блесна 5) брошюра 6) голова 7) горб 8)горилла 9) день 10) дом 11) велосипед12) верблюд.

1.

2.

6.Впишите в таблицу: 1) номера предложений, в которых возникла двусмысленность из-за употребления слов, имеющих омонимы; 2)номера предложений, в которых двусмысленность возникла из-за употребления многозначного слова.

1)Я смотрю фигурное катание: вот на экране Волков в красивой комбинации. 2) Ферма оборудована новой техникой: на оператора падает по 50 коров. 3)Ещё один матч футболисты закончили без голов. 4)Объявление в бане: «Билет годен для помывки одного лица». 5) Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. 6) Будем ждать, что покажут данные обследования. 7) Сейчас судьи вынесут очки. 8) Маяковский хотел представить своё творчество через двадцать лет. 9) Ребёнок требует ухода матери.

1.

2.

         Неслучаен на итоговой аттестации в 9м классе выбор работы с текстом – сжатое изложение на основе услышанного текста. Это обусловлено практическими умениями, которые должны быть сформированы у учеников основной школы: в процессе обучения на любом этапе им приходится воспринимать на слух и перерабатывать большое количество информации по разным предметам. Вне сферы обучения часто необходимо разобраться в услышанном или прочитанном, будь то радио- или телепередача, журнальная статья или книга. Одним словом, в наш информационный  век умение воспринимать и обрабатывать информацию - одно из важнейших умений, постоянно используемое в жизни. Поэтому освоение важнейших тем стилистики и культуры речи позволит успешно сдать экзамены по русскому языку.

 

  МОУ «Судогодская основная общеобразовательная школа»

                         

                         

                                 Тема выступления

«Подготовка учащихся к различным формам трансформации текста через освоение различных приёмов компрессии текста»

                                                                

                                                                Подготовила

                                                                Рубахина Н.А.

                                         2010год

                                                                                        

                        

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка с применением ИКТ ресурсов в 7 классе по теме «Мой любимый вид спорта»

Урок разработан по технологии ТРКМ. Целью урока является обобщение и систематизация знаний по теме "Спорт". Были поставлены следующие задачи: образовательные:  1) тренировать и закреплять в речи ...

«Применение ресурсов медиатеки для самостоятельной работы учащихся при изучении биологии в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Современная образовательная система претерпела колоссальные изменения. И в первую очередь изменилась сама цель образования: от классического понимания «научить, чтобы знать» мы плавно переходим к поня...

Разнообразие педагогических технологий и их применение на уроках английского языка. автор работы :Степанова Алина Александровна

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели: • развитие иноязычной коммуникативной компетенции, кот...

Применение интернет ресурсов и работа онлайн на уроках английского языка.

Статья посвящена использованию компьютера на уроках английского языка. Она рассматривает преимущества и недостатки работы  онлайн, а также, содержит примеры из личного опыта. В статье п...

МО иностранный язык, родные языки. Исследовательские работы. Конференция МБОУ «Центр образования №11»

Исследовательские работы обучающихся для коференции в апреле-месяце МБОУ "Центра образования №11". Применение материале обучающимися родных и английского языка, опирающихся на традиции и обы...

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...

Электронные ресурсы по родному языку (русскому)

Данная презентация содержит ссылки на электронные ресурсы для изучения родного языка (русского). Позволит расширить представления о родном языке (русском) и углубиться в особенности родного языка. Под...