Спряжение глагола
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Приходько Ольга Николаевна

Тема: Спряжение глагола (1 урок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spryazhenie_glagola.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Спряжение глагола.

Цели:

  1. Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.
  2. Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.
  3. Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.

Оборудование:Таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

Слово учителя: (Психологический  настрой).

        Здравствуйте, ребята!Сегодня у нас с вами необычный урок, со мной пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получил SMS-сообщение от своего друга Незнайки,который отправился в путешествие. Но Вася не всё понял, поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем сообщение и ответим на его вопросы.

        Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.

II. Проблемная ситуация:

  1. Какая часть речи подчёркнута?  (Глагол).

  1. Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания? (Незнайка не знает,какое окончание верно)

        

  1. От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов? (От спряжения.)

  1. Так какую тему не знает Незнайка? (Спряжение глаголов).

  1. Поможем Незнайке? (Да).

III. Переход к новой теме.

        Запишите число, тему урока  «Спряжение глаголов».

Давайте вспомним, что такое спряжение? (Изменение по лицам и числам.)

  1. Сколько спряжений в русском языке? (Два).

IY. Изложение нового материала.

Обратите внимание на таблицу.

   

   пишу

   пишешь

   пишет

    пишем

    пишете

    пишут

несу 

несёшь

несёт

несём

несёте

несут

ворчу

ворчишь

ворчит

ворчим

ворчите

ворчат

свечу

светишь

светит

светим

светите

светят

  1. К какому спряжению относятся  глаголы первых двух столбиков?

(К I спряжению).

  1. Как вы это определили? (По окончаниям).

  1. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

        Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ут (-ют).

Сверим наши выводы. (откроем учебник на стр 266 и прочитаем первую часть правила)

Работа по таблице.

  1. К какому спряжению относятся  глаголы третьего и четвертого столбиков? (Ко II спряжению).

    5. Как вы это определили? (По окончаниям).

  1. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

        Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.

  1. К какому спряжению относятся эти глаголы?

Ко II спряжению.

Сверим наши выводы. (прочитаем вторую часть правила)

  1. А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?

Они ударные и безударные.

  1. По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов? (По ударным).

  1. А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?

Слово учителя:

        Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.

Пишем –

рисуем -

полем –

пляшем –

Чертим –

чиним –

маним –

просим

Слово учителя:

 Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

        Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению.

  1. Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?

Поставили в неопределённую форму.

Слово учителя:

        Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 267.  Запомни!

12.Чтение алгоритма по учебнику.

Слово учителя:

        Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:

    Учащиеся хором проговаривают.

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е-   спрягать нельзя.

Y. Тренировочные упражнения.

  1. Физминутка.
  2. Кто, скажите, сможет, дети, 

    Повторить движенья эти?

    Руки вверх я подниму.

    Это тоже я могу.

    Вправо-влево разведу

    Это тоже я могу.

    И, как птица полечу.

    Головою поверчу.

    А потом присяду, встану.

    Это тоже я могу.

    И нисколько не устану.

    Это тоже я могу.

    Я попрыгаю немного.

Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу.

        А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если услышите  глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.

        Платить, ужинать,  ловить, играть, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.

      2. Поиграем в игру  «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)

1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т

2. Ла..т, се..т, чита..т, кле..т

3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т

Проверка

Слово учителя:

А теперь выполним творческое задание.

  1. Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице и составить с ними предложения.

Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.

YI. Заключение.

  1. Что сегодня узнали на уроке?
  2. Чему научились?
  3. А теперь исправим текст SMS-сообщения Незнайки.

Рефлексия.

Д/з: выучить стихотворение, упр. 681.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение» 8 класс

Урок-обобщение: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»8 класс Цель: обобщить знание о спряжении глагола; умение отличать глаголы I  и II спряжения. Задачи: Обучающие: закрепить...

Контрольная работа по французскому языку, 5 класс. Тема "Спряжение глаголов avoir и être, спряжение глаголов I группы, обозначение времени".

Контрольная работа по французскому языку, 5 класс. Тема "Спряжение глаголов avoir и  être, спряжение глаголов I группы, обозначение времени". 2 варианта....

«Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Урок обобщения и систематизации знаний.      Основная цель урока: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения...

Проверочная работа 5 кл. по теме "Личные окончания глаголов" (спряжения глагола)

Проверочная работа для учащихся 5 кл. по теме "Личные окончания глаголов"  (спряжения глагола)...

Мастер-класс для учащихся "Подготовка к 5 заданию ОГЭ и к 12 заданию ЕГЭ: спряжение глаголов, личные окончания глаголов"

В презентации предоставлена теория о спряжении глаголов, основных исключениях из правил.Прикреплены практические задания для отработки теогретических знаний....

Наглядный материал по русскому языку для 5-6 кл. Спряжение глаголов/Разноспрягаемые глаголы

Наглядный материал, который можно распечатать и раздать учащимся. В файле 2 таблицы -спряжение глаголов и разноспрягаемые глаголы....