Конспект внеклассного мероприятия «Устаревшие слова» (6 класс)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Нерушева Марина Геннадьевна

Данная разработка поможет провести внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе по теме: "Устаревшие слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное мероприятие20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия

«Устаревшие слова» (6 класс)

Цели:  1) познавательная −  расширить знания учащихся по теме      «Устаревшие слова», познакомить с особенностями старинной одежды и военных доспехов;

2)        практическая − формировать умения находить в толковом
словаре устаревшие слова и обосновывать использование
устаревших слов в художественном тексте;

3) развивающая − развивать логическое мышление, пополнить словарный запас учащихся;

 4)        воспитательная − формировать познавательные интересы и          культуроведческую компетенцию  учащихся; воспитать любовь к русскому языку, истории и культуре.


         
Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации (изображение дворянки – иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке»         А.С. Пушкина, изображение мужчины и женщины в русской народной одежде, репродукция картины В.М. Васнецова «Три богатыря»), толковые словари разных авторов, карточки со словами.

Оформление: на доске – название мероприятия, эпиграф.

Подготовительная работа: изучение темы «Устаревшие слова» на уроках основного курса русского языка, нахождение толкований слов в словарях, сообщения учащихся (по заданию учителя).

Организация: учащиеся делятся на команды, выбирается жюри. За каждый правильный ответ участники получают по жетону.

Влечет меня старинный слог.

Есть обаянье в древней речи.

Она бывает наших слов и современнее и резче. 

(Белла Ахмадулина).

  1. Вступительное слово учителя.

Цель мероприятия – ребята, сегодня мы поговорим об устаревших словах. Они могут дать нам много интересной и полезной информации о нашей истории, культуре, традициях. Недаром, Белла Ахмадулина сказала:

«Влечет меня старинный слог.

Есть обаянье в древней речи.

Она бывает наших слов и современнее и резче».

Именно эти слова и будут эпиграфом нашего мероприятия.

          Представьте, что мы с вами оказались  в старинном русском городе. Люди, которые рядом с нами, говорят на русском языке, но мы многого не понимаем. Мы слышим слова парча, душегрея. Вы понимаете, о чем идет речь? Давайте вместе разберемся, что они означают.

    Сначала вспомним, как одевался простой народ на Руси. Одна команда (девочек) расскажет, как одевалась русская женщина, а другая (мальчиков) – как одевался русский мужчина.

 Учитель: Расскажите, как одевались женщины на Руси.

 1команда: Сначала надевалась длинная холщевая рубаха, затем – красный сарафан. На голову – кику, на ноги – онучи и лапти. Немаловажное значение в те времена имели замужество и возраст женщины. Именно от этих двух факторов зависел и внешний вид представительниц слабого пола. Замужняя женщина, её называли мужатица, закрывала свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. Поэтому на голову надевали платок. Девушки, а точнее, юницы, юнотки, отроковицы, преходницы, вплетали в косы ленты, надевали кокошники.

Учитель: А как одевались мужчины на Руси?

2команда: Сначала надевали порты (штаны), длинную рубаху-косоворотку, ее подвязывали тонким поясом, ноги обертывали онучами и поверх них надевали лапти. (На слайдах - изображения русских женщины и мужчины в национальной  одежде и обуви).

Учитель: Подумайте, какую одежду мы не носим сейчас. Перечислите.

(Онучи, лапти, кика, косоворотка, порты).

Учитель: Как вы думаете, как называются такие слова? (Устаревшие).  Как обозначаются устаревшие слова в толковых словарях? (Пометой устар.) Получается, что слова могут устаревать по двум причинам. Первая — у какой-то «вещи» появляется новое название. Например, вместо современного очень раньше употреблялось слово зело, вместо этот - сей и т. д. Такие устаревшие слова называются архаизмами.

Вторая причина выхода из употребления слов языка - исчезновение самих вещей, которые эти слова обозначают. Никто в наши дни не стреляет из аркебуз, не ездит на конках, не носит кокошники. Такие устаревшие слова назвать архаизмами уже нельзя. Для них в науке существует специальное обозначение - историзмы.

Вопрос классу. В связи с чем выходят из активного употребления слова? (С течением времени выходят из употребления отдельные орудия труда, предметы одежды, домашнего обихода и т.д. Одновременно перестают употребляться слова, называющие их. Слова могут устаревать, заменяясь другими, хотя называемые ими предметы, явления остаются, например: ветрило (парус)).

Учитель: Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах, рассказывающих об истории нашей страны. Я предлагаю познакомиться с отрывком из одного произведения. В нем мы услышим много устаревших слов.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки,

Перед нею усердные слуги;

Она бьет их, за чупрун таскает.

Учитель: Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор? О ком идет речь в отрывке? Да, это та самая старуха, которая сидела у разбитого корыта. Как же она оказалась дворянкой?

Рассмотрите внимательно иллюстрацию с изображением дворянки. Выпишите из текста устаревшие слова, которые автор использовал для описания одежды дворянки  (Дети работают в парах).

Учитель: Проверяем. Какие слова вы выписали?

Дети: Душегрейка, парчовая.

Учитель: Значение каких слов вам понятно? Давайте сверимся с толковым словарем. В этом нам помогут дети-консультанты (2 чел.), которые находят толкование и зачитывают.

 II. Учитель: А теперь давайте понаблюдаем, какую одежду и вооружение носили русские воины. В этом нам поможет репродукция картины В.М.Васнецова «Три богатыря». Ребята, а кто такой богатырь? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре.

 Дети-консультанты: Богатырь – человек рослый, дюжий и видный; необычный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.

Учитель: Петушок кричит опять, кличет царь другую рать. Как вы понимаете значение слова рать? (войско) Как называется человек, который служил в этом войске? (ратник). На Руси воинов называли богатырями, витязями, ратниками. Употребляем ли мы эти слова в речи? (Они являются устаревшими).

Ребята, посмотрите внимательно на картину и назовите былинных героев.

Дети: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.

Учитель: Какими их изобразил художник, что их объединяет?

Дети: Богатыри  зорко стоят на страже русской земли, у них одна цель – защищать свою родную землю от врага.

Учитель: Рассмотрите одежду и вооружение богатырей. (Перед тем, как команды начнут выполнять задание, четыре ученика объясняют значения слов: палица, кольчуга, шлем, щит). Три команды получают карточки со словами: лапти, кольчуга, меч, кика, сарафан, копье, колчан, лук, стрелы, палица.

Учитель: Вам понято значение всех этих слов? Что такое шлем?

Ребята, вы работали с толковым словарем. Давайте узнаем, как это слово в нем истолковывается.

Дети: Шелом – военный доспех, кроющий голову, ныне – каска.

Учитель: Что такое кольчуга?

Дети: Кольчуга – броня, кольчатая рубаха, доспех из мелких колец.

Учитель: Какое толкование слова палица дает нам толковый словарь?

Дети: Палица – дубина для обороны, как оружие, с тяжелым или окованным наболдажником.

Учитель: Что такое щит?

Дети: Щит – воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля.

Учитель: Кто из вас знает, где хранились стрелы у воина?

Дети: В колчане.

Итак, задача каждой команды – описать (устно) одежду и вооружение богатырей. 1 команда описывает одежду и вооружение Добрыни Никитича, 2 команда – Ильи Муромца, 3 команда – Алеши Поповича. Из предложенных слов необходимо выбрать те, которые можно использовать для описания героя. Побеждает та команда, чье описание будет самое полное (3 мин.).

Ответы: Добрыня Никитич: шлем, кольчуга, меч, щит.

Илья Муромец: шлем, кольчуга, палица, копье.

Алеша Попович: шлем, кольчуга, стрелы, лук, колчан.

Заключительное слово. Русская речь – загадка. Когда мы разгадываем ее загадки, мы становимся грамотными. Итак, вам было интересно путешествовать в мир устаревших русских слов? Выслушиваются высказывания детей. Подведем итоги. Кто же был самым активным?

Награждение команд и самых активных участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя ВЕДУЩИЙ (1): Николай ...

План-конспект внеклассного мероприятия для 5-ого класса

План проведения праздника « Women`s Day» 5-ом классе...

Конспект внеклассного мероприятия в 7-8 классе "Все начинается с любви…"

Тема: «Все начинается с любви…»Интегрированное мероприятие с включением музыкальных и литературных композиций. Посвящено празднику День святого Валентина....

Конспект внеклассного мероприятия по адаптации 5 класса «Посвящение в пятиклассники»

внеклассное мероприятие по адаптации 5 класса «Посвящение в пятиклассники»...