Урок "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Попова Елена Агибаевна

Это итоговый урок по теме "Деепричастие", на котором повторяются морфологические признаки деепричастия, правила правописания деепричастий, обособления деепричастных оборотов, нормы употребления деепричастных оборотов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_deeprichastie.docx33.46 КБ
Office presentation icon deeprichastie_urok.ppt314.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Деепричастие

  1. Попова Елена Агибаевна
  2. МБОУ «Лицей» г.Междуреченска
  3. Учитель русского языка и литературы
  4. Русский язык
  5. 7 класс
  6. «Деепричастие» (заключительный урок в теме)
  7. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык
  8. Цель урока: обобщение и систематизация знаний о деепричастии.
  9. Задачи:
  • обучающие: повторить сведения о деепричастии, его грамматических признаках, орфограммах в деепричастии,   деепричастном   обороте,   знаках   препинания   в   предложениях   с деепричастным оборотом;
  • развивающие: способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, устной и письменной речи;
  • воспитательные: способствовать формированию коммуникативных умений.
  1. Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
  2. Формы работы учащихся: групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование: интерактивный комплекс.

Таблица 1.

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

Орг. момент

Слайд презентации №1 (№1)

Приветствует учащихся.

Демонстрация слайда №1.

Приветствуют учителя, записывают число, тему урока.

1

2

Интрига

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (№ 1)

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (№ 2)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (№ 3)

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (№ 4)

Беседует с учащимися.

Дает задание.

Демонстрирует тексты разных стилей:

  • официально-деловой;

  • публицистический

  • научный

  • разговорный

Отвечают на вопросы.

Составляют тексты в группах и читают их.

Читают и слушают тексты, отвечают на вопрос.

12

3

Повторение и обощение изученного

Слайд № 2

Слайд № 3, 4, 5

Работа с текстом. Беседа

Совместная постановка цели.

Задания каждой группе.

Вывод.

Общие задания для всех групп №1, 2, 3

Демонстрация слайдов №3,4,5

Беседа

Читают текст, отвечают на вопросы

Выполняют задания в группах.

Выступления групп.

Вывод.

Группы выполняют задание. Коллективная проверка

Отвечают на вопросы

25

4

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока, беседа. Выставление оценок.

Отвечают на вопросы. Подводят итоги.

2

Приложение к плану-конспекту урока

Деепричастие

Таблица 2.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка

1

Слайд презентации «Деепричастие» №1

Информационный

Текст

2

Текст, его основные признаки. Официально-деловой стиль речи. И1

Информационный

Текст

http://fcior.edu.ru/card/3653/tekst-ego-osnovnye-priznaki-oficialno-delovoy-stil-rechi-i1.html (сцена 4)

3

Ораторская речь. Публицистическое выступление об истории своего края. И

Информационный

Текст

http://fcior.edu.ru/card/14585/oratorskaya-rech-publicisticheskoe-vystuplenie-ob-istorii-svoego-kraya-i.html (сцена 3, дополнительная информация)

4

Особенности научного и публицистического стилей речи (интервью с учителем)

Информационный

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%ED%E0%F3%F7%ED%FB%E9+%F1%F2%E8%EB%FC&tg= (1 мин.)

5

М.А. Шолохов «Судьба человека»

Информационный

Видеофрагмент

http://fcior.edu.ru/card/28414/m-a-sholohov-sudba-cheloveka- (сцена 3)

6

Слайд презентации №2

Информационный

Текст

7

Слайд презентации №3

Информационный

Текст

8

Слайд презентации №4

Информационный

Текст

9

Слайд презентации №5

Информационный

Текст

Деепричастие

Цель: обобщение и систематизация знаний о деепричастии. Задачи:

  • повторить сведения о деепричастии, его грамматических признаках, орфограммах в
    деепричастии,   деепричастном   обороте,   знаках   препинания   в   предложениях   с
    деепричастным оборотом;
  • способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, устной и
    письменной речи;
  • способствовать формированию коммуникативных умений.

1. Орг.момент.

Приветствие. Сообщение темы урока (слайд №1).

2. Интрига.

- Здравствуйте. Запишите число. Ребята, какие стили речи вы знаете? Назовите их.

-  На карточке у каждой группы написано, какой текст вам нужно создать.

1        группа:  напишите заявление о приеме в Центр детского творчества (ЦДТ) в
хореографический кружок «Задоринка»;

  1. группа: напишите определение любого термина
  2. группа: подумайте, есть ли общая тема разговора у Бармалея, Змея-Горыныча и
    Терминатора. Составьте их диалог.
  3. группа: обращение к горожанам: «Любите город!»

- Посмотрим, что у вас получилось. Стиль вашего текста? (Группы читают свои тексты).

- А какую часть речи мы сейчас изучаем?

- Найдите в ваших текстах деепричастия и деепричастные обороты? А почему не нашли (их так мало)? (Лишние, не нужны).

- Ребята,  а давайте  посмотрим,  может, только  мы не употребили в этих стилях деепричастия? Ваша задача: внимательно слушать, определить стиль и проследить, есть ли деепричастия.

(После   каждого   кинофрагмента  учащиеся   называют   стиль   и   говорят,   есть  ли

деепричастия).

- Мы рассмотрели 4 стиля и выяснили, что   деепричастия и деепричастные обороты практически не употребляются.

3.  Повторение и обобщение знаний.

- Так где же они употребляются? Выясним это. Послушайте текст (слайд №2)

А из города уже выступало неприятельское войско гремя в литавры и трубы и подбочен...вшись выезжали паны окружс.ые несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на таборы грозя нацелив...ясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами.

Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам слившись в беспрерывный гул; дымом затянуло все поле а запорожцы палили (не)переводя духу. Уже не видно было за великим дымом обнявшим то и другое воинство.

- Из какого произведения взят этот отрывок, и кто его автор?

- Обратите внимание, есть ли в данном тексте деепричастия и деепричастные обороты?

- Назовите.

- Каков стиль этого отрывка?

- Какой вывод можно сделать?

- Из какого произведения взят этот отрывок, и кто его автор?

- Обратите внимание, есть ли в данном тексте деепричастия и деепричастные обороты?

- Назовите.

- Каков стиль этого отрывка?

- Какой вывод можно сделать?

- Послушайте, что писал об этом К.Г. Паустовский: «Я стараюсь изгнать из рукописи все причастия и деепричастия, оставляю необходимые. Они делают речь угловатой, громоздкой и разрушают мелодию стиха. Деепричастия скрежещут, как будто танки переваливают на своих гусеницах через каменный завал. Деепричастия сообщают языку иногда некоторую крылатость, но злоупотребление ими делает язык бескостным, мяукающим».

- На что обращает внимание писатель? (Отказываться от них нельзя, но употреблять их нужно в меру)

- Ребята, у нас сегодня последний урок по теме «Деепричастие», и называется он «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие». Что нам нужно повторить?

- А теперь поработаем с отрывком из повести «Тарас Бульба». Каждая группа получила задания. Приступайте к их выполнению.

Задания для 1 группы.

  1. Что такое деепричастие?
  2. Объясните пропущенные орфограммы.

Задания для 2 группы.

  1. Назовите признаки глагола и наречия у деепричастия.
  1. Выпишите деепричастия совершенного и несовершенного вида, напишите, от
    каких глаголов образованы.

Задания для 3 группы.

  1. Деепричастный оборот.
  2. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку (первые 3 предложения).

Задание для 4 группы.

  1. Правописание НЕ с деепричастиями и глаголами.
  2. Расставьте   знаки   препинания   и   объясните   их   постановку   (последние   2
    предложения).

- Работа в группах закончена. Начинает   1 группа. Остальные внимательно слушают и, если нужно, дополняют (выступает каждая группа).

- Итак, давайте обобщим все, что мы знаем о деепричастии.

- В тексте нам встретился фразеологизм, уместно использованный Гоголем. А давайте проверим вашу находчивость и сообразительность и попробуем сами заменить некоторые слова синонимичными фразеологизмами (объясняя знаки препинания). Предложения перед вами, пользуйтесь словарями (слайд №3).

  1. С большой неохотой (скрепя сердце) Янкель рассказал Тарасу, что видел среди
    поляков пана Андрия.
  2. И стремглав (сломя голову) бросились казаки, сбили и смешали ляхов.
  3. Остап выносил терзания и муки, и вся толпа напряженно вслушивалась (затаив
    дыхание), ожидала его криков и стонов.
  4. Вглядывался Тарас в Остапа, не проронил ни единого слова, немигающими глазами
    (не моргнув глазом) следил за каждым его движением.

5.        Принялись запорожцы дружно, усердно (засучив рукава) готовиться к отпору
неприятельского войска.

  1. Укорял Тарас Козаков за то, что поверили ляхам и делают в последнее время все кое-
    как (спустя рукава).
  2. А Тарас с полком гулял по всей Польше, выжигая польские местечки, мстя за
    Остапа, и беспомощно отступали ляхи (несолоно хлебавши), не умея остановить
    козацкого атамана.
  3. Коронный гетьман Потоцкий неутомимо (очертя голову) гнался за полком Тараса.

(Если учащиеся не выполнят, задать на дом).

- Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием. А вы знаете, что во времена Гоголя были и другие деепричастия.

- Замените, где это возможно, устаревшие формы деепричастий (слайд №4).

  1. глядючи
  2. играючи
  1. едучи
  2. жалеючи
  3. припеваючи (это слово употребляется и сегодня. Можете привести пример его
    употребления ? Жить припеваючи).
  4. будучи (Приведите пример употребления этого слова).
  5. живучи
  6. крадучись

- Есть ли в нашем тексте устаревшая форма деепричастия? (Блеща). Как произносят

сегодня это слово? (Блестя)

- Может, кто-то вспомнит строку из стихотворения А.С. Пушкина с этим словом?

- Для выполнения следующей работы вам придется проявить сметливость, и тогда вы

углубите ваши знания.

- Запишем словарные слова: сметливость, углубить.

- Значение слова сметливость? (Смекалка, находчивость). Придумайте деепричастный

оборот со словом сметливость.

- Образуйте деепричастие от слова углубить.

- Следующая работа заключается в следующем: необходимо на время стать корректорами и отредактировать предложения. Отредактированные предложения запишите в тетрадь (слайд №5).

  1. Проснувшись, было уже светло.
  2. Гуляя по Коммунистическому проспекту, нам очень понравилось.
  3. Любуясь красотой Междуреченска, было радостно.
  4. Посещая дворец «Кристалл», мне нравится заниматься фигурным катанием.

4. Подведение итогов урока.

- У нас был урок повторения, обобщения знаний. Но вы узнали что-то новое сегодня на уроке?

- Вы сегодня очень хорошо работали. Оценки я выставляю такие: «5» получают ... Ваши ответы были полные и правильные. «4» получают... Вы отвечали не всегда верно, но работали активно.

Спасибо за урок.





Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деепричастие

Слайд 2

А из города уже выступало неприятельское войско гремя в литавры и трубы и подбочен…вшись выезжали паны окруже…ые несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на таборы грозя нацелив…ясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами. Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам слившись в беспрерывный гул; дымом затянуло все поле а запорожцы палили (не)переводя духу. Уже не видно было за великим дымом обнявшим то и другое воинство.

Слайд 3

Замените выделенные слова синонимичными фразеологизмами. С большой неохотой Янкель рассказал Тарасу, что видел среди поляков пана Андрия. И стремглав бросились казаки, сбили и смешали ляхов. Остап выносил терзания и муки, и вся толпа напряженно вслушивалась , ожидала его криков и стонов. Вглядывался Тарас в Остапа, не проронил ни единого слова, немигающими глазами следил за каждым его движением. Принялись запорожцы дружно, усердно готовиться к отпору неприятельского войска. А Тарас с полком гулял по всей Польше, выжигая польские местечки, мстя за Остапа, и беспомощно отступали ляхи, не умея остановить козацкого атамана. Коронный гетьман Потоцкий неутомимо гнался за полком Тараса.

Слайд 4

Глядючи играючи едучи жалеючи припеваючи будучи живучи крадучись

Слайд 5

Проснувшись, было уже светло. Гуляя по Коммунистическому проспекту, нам очень понравилось. Любуясь красотой Междуреченска, было радостно. Посещая дворец «Кристалл», мне нравится заниматься фигурным катанием.