Тест в форме ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Стадник Лена Николаевна

Тест в форме ГИА, составленный по тексту романа "Живун" Истомина И.Г.

Истомин Иван Григорьевич (1917-1988) - коми-ненецкий писатель, поэт, драматург и живописец, один из основоположников литературы коренных народов Севера. Его повести, рассказы, стихи, пьесы, очерки, сказки и романы публиковались на русском, ненецком и коми языках. Самое крупное произведение писателя – автобиографический роман «Живун» (1974) – повествует об истории родного села Мужи и его жителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_v_forme_gia._stadnik_l.n._labytnangi.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тест в форме ГИА

Составила Стадник Л.Н., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №8 г.Лабытнанги

(1)У больного Ильки было много разных игрушек. (2)Но всего больше любил мальчик ваньку-встаньку, подарок дяди Пранэ.

— (3)Дивная игрушка! — хвалил дядя Пранэ.— (4)Как ни положь — встанет. (5)Недаром он ванька-встанька. (6)Вот и ты, Илька, тоже встанешь на ноги, коли стараться будешь.

— (7)Вот какой ловкий,— изумлялся Илька.— (8)А я вот не могу встать. (9)Стараюсь, стараюсь — и не могу.

(10)Илька не помнил, как ходил и резвился на ножках. (11)Но горестный рассказ о своей беде слышал не раз.

(12)Приключилось это два года назад — летом тысяча девятьсот двадцатого года. (13)Гражданская война на Севере только-только закончилась, и люди вздохнули облегченно. (14)Началась путина. (15)Надо было запасаться рыбой на долгую зиму. (16)Гриш с двумя братьями уехал рыбачить за тридцать верст от Мужей. (17)Братья ловили рыбу сетями на двух лодках. (18)Поначалу дело не ладилось: часто перепадали дожди, штормило. (19)Ильке в ту пору минуло три года. (20)Мальчик был смышленый, подвижный, говорливый.

(21)Как бывает после непогоды, рыба пошла, да так обильно, что рыбаки не успевали с ее разделкой и засолкой. (22)Братья решили вызвать на помощь Еленню.

— (23)Пускай и сынишку заберет с собой,— велел передать Гриш.

(24)Елення был одета тепло, и Ильку она закутала в меховую малицу с пестрой пыжиковой сорочкой поверху. (25)Все же, когда отчалили от села да выплыли на речной простор, студеный северный ветер стал пробирать до костей. (26)Волны белыми гребешками колотили о борта. (27)Вечернее солнце пугливо выглядывало сквозь рваные облака, река казалась то рыжей, то оранжевой, как сок морошки, то темно-синей, под цвет ночного зимнего неба.

(28)А резкий холодный ветер дул все сильнее, подхватывая брызги от весел, бросал их людям в лицо. (29)Укрыться было нечем и негде. (30)Приходилось терпеть и работать веслами что есть мочи. (31)Мальчик зябко ежился, испуганно глядел по сторонам широко раскрытыми глазами. (32)Одежда на людях и поклажа вымокли.

(33)Волнение гребцов усилилось, когда показался Каменный мыс и все увидели бушующую реку. (34)Она в этом месте словно усеяна камнями. (35)В тихую погоду их хорошо видно и за десяток саженей, а в непогоду можно вблизи не заметить и либо лодку разбить, либо перевернуться. (36)Чтобы объехать опасное место, вырулили на середину реки. (37)Но там бушевали волны.

(38)Илька вцепился в поперечную перекладину иззябшими ручонками, едва держался, чтоб не свалиться. (39)Сильный набег волны повалил мальчика на мешок с солью. (40)Так он и остался лежать, беспомощно пытаясь укрыть лицо от ветра и брызг. (41)Елення беспокойно глядела, как барахтается на соляном мешке сын, слышала его плач, но не могла кинуться к нему на помощь: новая, еще большая волна окатила их.

(42)А волны будто насмехались, хлестали и хлестали по лодке, по беззащитному ребенку. (43)Мальчик ревел, глотал соленую воду. (44)Голосок его тонул в реве бури. (45)Внезапно ветер утих. (46)Словно натешился своей силушкой. (47)Хорошо бы Ильку переодеть в сухое, но не во что было. (48)Елення только прикрыла его брезентом, чтоб не так студило. (49)К месту они подъехали на восходе солнца. (50)Гриш радостно встретил жену и сына. (51)Но мальчик был вял, ко всему безразличен, к полудню он впал в беспамятство.

(52)Вот так приключилась беда с Илькой. (53)Полгода его кормили с ложечки. (54)Постепенно головка выпрямилась, возвратилась речь, а ноги и руки не действовали и стали сохнуть.

(По И.Г. Истомину)

Истомин Иван Григорьевич (1917-1988) - коми-ненецкий писатель, поэт, драматург и живописец, один из основоположников литературы коренных народов Севера. Его повести, рассказы, стихи, пьесы, очерки, сказки и романы публиковались на русском, ненецком и коми языках. Самое крупное произведение писателя – автобиографический роман «Живун» (1974) – повествует об истории родного села Мужи и его жителей.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему больше всего мальчик любил ваньку-встаньку?».

  1. Это была необыкновенная игрушка.
  2. Игрушек  в это время было мало.
  3. Ваньку-встаньку мальчику подарил дядя Пранэ.
  4. Мальчику хотелось быть похожим на ваньку-встаньку.  

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дивный» (предложение 3).

  1. красивый
  2. неестественный
  3. удивительный
  4. сказочный

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  1. Волны белыми гребешками колотили о борта.
  2. Елення беспокойно глядела, как барахтается на соляном мешке сын, слышала его плач, но не могла кинуться к нему на помощь: новая, еще большая волна окатила их.
  3. Вечернее солнце пугливо выглядывало сквозь рваные облака, река казалась то рыжей, то оранжевой, как сок морошки, то темно-синей, под цвет ночного зимнего неба.
  4. Илька не помнил, как ходил и резвился на ножках

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЧТОБ все согласные звуки глухие.
  2. В слове СТАРАТЬСЯ звуков больше, чем букв.
  3. В слове МИНУЛО все согласные имеют пару по твёрдости-мягкости.
  4. В слове МЕХОВУЮ 4 слога.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. пробирать
  2. перевернуться
  3. колотили
  4. закончилась

А6. В каком слове правописание приставки НЕ зависит от последующего согласного звука?

  1. беспомощно
  2. облегченно
  3. возвратилась
  4. разделка

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется Н»?

  1. соленую
  2. беспокойно
  3. рваные
  4. усеяна

В1. Замените фразеологизм «что есть мочи» в предложении 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «сок морошки», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 28. 

В4. Среди предложений 38-41 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

— Дивная игрушка! — хвалил дядя Пранэ.— Как ни положь — встанет. Недаром он ванька-встанька. Вот и ты,(1) Илька,(2) тоже встанешь на ноги,(3) коли стараться будешь.

— Вот какой ловкий,(4)— изумлялся Илька.— А я вот не могу встать. Стараюсь,(5) стараюсь — и не могу.

Илька не помнил,(6) как ходил и резвился на ножках.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 54. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Так он и остался лежать,(1) беспомощно пытаясь укрыть лицо от ветра и брызг. (41)Елення беспокойно глядела,(2) как барахтается на соляном мешке сын,(3) слышала его плач,(4) но не могла кинуться к нему на помощь: новая,(5) еще большая волна окатила их.

В8. Среди предложений 28-37 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 33-41 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответы

А1

4

А2

3

А3

3

А4

2

А5

1

А6

2

А7

4

В1

сильно

В2

морошковый сок

В3

ветер дул, бросал

В4

40

В5

1,2

В6

3

В7

2,3

В8

33

В9

41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест в форме ЕГЭ "Россия в первой половине XIX века"

Данная работа выполнена ф форме ЕГЭ. Учащиеся с целю подготовки к ЕГЭ проверяют свои знания по истории России первой половины XIX века....

Тесты в форме ЕГЭ по теме «Культура Древней Греции» (программа и учебник «МХК» Емохоновой Л.Г.) 10 класс.

Это проверочная работа в  формате  ЕГЭ, состояшая  из трёх частей: 1-тесты  закрытого типа, 2-найти соответствия, 3- дать  развёрнутый  ответ  на вопрос....

Тест в форме ЕГЭ по теме "Факторы производства"

Тест в форме ЕГЭ по теме "Факторы производства"...

тест видовременные формы глагола 5 класс

Тест может быть использован при обобщении знаний времен Present, Past, Future Simple, Present Continuou...

ТЕСТ «ГОСУДАРСТВО. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА»

Тест "Государство и формы государства (2 варианта)" По программе : Певцова, Козленко "Право и основы правовой культуры 10-11 класс"...

Тема: История России с древнейших времен до конца XVI века» - тест в форме ЕГЭ

Данная работа представляет собой тематическую подборку материалов для подготовки к ЕГЭ по истории. Работу можно использовать в 10 классе при изучении курса "История России" и при подготовке к ЕГЭ в 11...