“Определяй значение слов – и избавишь мир от половины заблуждений”
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Материалы к уроку-конкурсу по лексике и фразеологии “Определяй значение слов – и избавишь мир от половины заблуждений”

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к уроку-конкурсу

по лексике и фразеологии

“Определяй значение слов – и избавишь

мир от половины заблуждений”

9 класс


1.Зуб болел все сильнее, и Витя … пошел к зубному врачу. Как же Витя пошел лечить зуб?

А) скребя сердце

Б) скрепя сердце

В) скрипя сердце

Г) скривя сердце

Д) скрипя в сердце

2.Некоторые устойчивые словосочетания “помещают” животных в определенные места: (чувствовать себя) как рыба в воде, (бежать) как крыса с тонущего корабля…вот пять животных: белка, слон, собака, синица, журавль – и пять мест:

А) в руках

Б) в небе

В) на сене

Г) в колесе

Д) в посудной лавке

                       Составь пять устойчивых словосочетаний.

3.Все приведенные ниже слова – устаревшие, но четыре устарели по одной причине, а одно – по другой. Какое? Объясни.

А) боярин

Б) вече

В) армяк

Г) ямщик

Д) чело

4. Неделю длится русская Масленица, и каждый день ее замечателен по-своему. В среду – “лакомку” – едят блины да кулебяки, в пятницу – “тещины посиделки” в гостях у матери жены (тещи), а в субботу – тоже посиделки, но уже у золовок. Кого же по традиции надо навестить вечером масленичной субботы:

А) сестру мужа

Б) сестру жены

В) жену брата

Г) сестру матери

Д) мать мужа

5.Вот названия некоторых частей дома (усадьбы):

А) ворота

Б) крыльцо

В) крыша

Г) окно

Д) наличник

Е) чердак

Ж) черепица

           Какие из них исторически являются однокоренными с названиями частей тела?

6.Какие из названий головных уборов русские по происхождению?

А) панама

Б) шапоклак

В) цилиндр

Г) бейсболка

Д) сомбреро

Е) берет

Ж) треуголка

З) шапка

И) ушанка

7.Укажи предложения, содержащие ошибки в употреблении слова, исправь ошибку:

А) Живя за границей, она постоянно испытывала ностальгию по родине.

Б) Будучи истинным патриотом родины, он не покинул Россию.

В) Пожилая старушка села на скамейку.

Г) Этот футболист – настоящий патриот своего клуба.

8.Укажи пример с ошибкой в образовании формы слова:

1.

А) пять апельсинов

Б) наиболее решительнее

В) в двухстах местах

Г) на их территории

2.

А) больше шестьдесят рублей

Б) нет мест

В) проиграв вступление

Г) в двухстах местах

3.

А) несколько ножниц

Б) умелые повара

В) двое девушек

Г) в полутора часах

9. Какое из перечисленных слов имеет значение “заключающий в себе разногласия при обсуждении научных, литературных и политических вопросов”?

А) многозначительный

Б) однозначный

В) полемичный

Г) теоретический

10.Вспомни фразеологические обороты!

Мы говорим :                                                    А понимаем:

Как в воду опущенный                                   имеющий унылый вид

                                Продолжи…

Как в воду кануть

Как с гуся вода

Как рыба в воде

Много воды утекло

Прошел сквозь огонь и воду

Как в воду глядел

Вилами на воде писано

Набрать в рот воды

Седьмая вода на киселе

Как две капли воды

Вывести на чистую воду.

11. Напиши миниатюру, используя один из фразеологизмов.


ОТВЕТЫ:

  1. скрепя сердце (Б)
  2. белка в колесе, слон в посудной лавке, собака на сене, синица в руках, журавль в небе
  3. (В) чело-архаизм (оно устарело, т.к. его заменили словом лицо). Остальные историзмы (устарели, т.к. исчезли из жизни понятия, ими обозначавшиеся).
  4. У сестры мужа, т.е. золовки (Б)
  5. Окно-око, наличник – покрытие на “лице” дома, черепица – череп. Обратная метафора “крыша поехала” – дом уподобляется человеку (Г, Д, Ж)
  6. Треуголка, ушанка – что видно из словообразовательной структуры (Ж, И)
  7. Ошибки: 1 предложение – ностальгия – тоска по родине; 2 предложение – патриот – человек, преданный родине: 3 предложение – старушка.
  8. 1-б, 2-а, 3-в.
  9. Полемический (В)
  10. Как в воду кануть – бесследно пропасть; как с гуся вода – ничем не проймешь, все нипочем; как рыба в воде – свободно, непринужденно; много воды утекло – много времени прошло; прошел сквозь огонь и воду – бывалый, все испытавший; как в воду глядел – угадал, правильно предсказал; вилами на воде писано – еще неизвестно, каков будет исход; набрать в рот воды хранить молчание; седьмая вода на киселе – дальний родственник;  как две капли воды – полное сходство; вывести на чистую воду – разоблачить, уличить кого-либо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как определить лексическое значение слова

Данный урок разработан  к учебнику русского языка под редакцией Разумовской М.М. для 5 класса...

презентация урока на тему" как определить лексическое значение слова"

Урок по русскому языку. Лексика, 5 класс .К учебнику под редакцией М.М.Разумовской...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Как определить лексическое значение слова»

Технологическая карта  урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...

Мастер-класс на РМО "Как определить лексическое значение слова" (структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС).

Технологическая карта  урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Как определить лексическое значение слова"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Как определить лексическое значение слова"...

Презентация "Как определить лексическое значение слова"

Презентация "Как определить лексическое значение слова"...