Правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему

Конспект урока на тему: "Правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_pristavok_na_z-s.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 5 классе

ТЕМА.           Правописание приставок,

оканчивающихся на з-, с-.

Цель:

  1. познакомить учащихся с правилом написания букв з-, с- на конце приставок, изменяющихся на письме;
  2. развивать умение применять правило на практике;
  3. развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: карточки, тесты, бочонки, запись-схема, кроссворд, учебники, тетради.

Эпиграф:

Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.

К. И. Чуковский

Учитель: Л. А. Максимова.

  1. Организационный момент.

 – Здравствуйте, ребята. Садитесь.

  1. Проверка домашнего задания. ( Два ученика работают по карточкам).

– Урок начнём с проверки домашнего задания. Вы выполняли упражнение 644. Назовите слова с пропущенными буквами.

    Вы должны были произвести орфографический и пунктуационный разборы.

- Запишите число, классная работа, тему урока

  1. Синтаксическая пятиминутка.(Слайд № 1)

- Проведём синтаксическую пятиминутку. Разберите предложение, начертите схему.

 Я чувствовал, что город оставался у нас справа.

- Найдите в этом предложении слово самостоятельной части речи, у которого нет окончания.

  1. Словарный диктант.

 – Ребята, словарный диктант, который сейчас будет, не совсем обычен. Вы сами выберете одну из трёх орфограмм, над которой и будете работать. Предлагаю открыть один из трёх бочонков.

 1 бочонок. О-Ё после шипящих в корне. (Самостоятельно у доски)

Отрастить ч…лку, спелый крыж…вник, тяж…лый человек, ш..лковый костюм, красивый капюш..н.

2 бочонок. Буквы И, У, А после шипящих.(Самостоятельно у доски)

Ш..рокая полоса, белые кувш..нки, природа ож..вала, большой параш..т, строгое ж..ри.

3 бочонок. Буквы Ы-И после Ц. (Коллективно)

Заменить развёрнутое определение одним словом.

   Основной закон государства (конституция); точная выдержка из какого-либо текста (цитата); прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть); инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах (циркуль); систематическое собрание каких-нибудь предметов (коллекция); бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).

- Сформулируйте правило.

  1. Игра «Составь слово». (Используется интерактивная доска: из коллекции вытаскивают морфемы).(Слайд № 2)

Поговорить, страда, писать, читал, пели – по-страд-а-л-и.

- Какая приставка в этом слове? (По-)

- Изменяется ли данная приставка на письме? (Нет)

  1. Сообщение темы и целей урока. (Слайды № 3, 4, 5)

– А на сегодняшнем уроке мы начинаем изучать изменяющиеся приставки, которые заканчиваются на з-(с-).

   Цель нашего урока: узнать, когда писать букву З в приставке, а когда С; уметь применять правило на практике, формировать орфографическую зоркость.

   В качестве эпиграфа я взяла слова К. Чуковского. К нему мы вернёмся в конце урока.

  1. Знакомство с новым материалом. (Слайд № 6)

– Посмотрите на запись-схему:

Возносить

Безрассудный

Разберётся

Измерить

Восхитить

Беспокойный

Расфасовать

Исследовать

- Приставки бес-(без-), рас- (раз-), ис-(из-), вос-(воз-) произносятся одинаково, но пишется на конце или З, или С. Внимательно посмотрите на схему и скажите, от чего это зависит? (От следующего звука)

- Перед глухими согласными какая буква в приставке? (С) А перед звонкими? (З)

- Откройте учебник «Теория». Прочитайте правило на стр. 75 (II). Подготовьтесь его рассказать.

- Откройте учебник «Практика» на стр. 212. Расскажите, как обозначается орфограмма «Буквы з-с в приставках».

  1. Закрепление.
  1. Упражнение 664 (у доски).

Разносчик (носить), раскладчик (класть), раздатчик (дать), размётчик (мести).

  1. Физкультминутка. (На мелодию «Изгиб гитары жёлтой…)(Слайд № 7).

Склонениям, спряжениям

И всем местоимениям,

И знакам препинания

Ты низко поклонись.

Замучились с приставками,

Зачем они в грамматике

На наше зло, несчастие

Так густо собрались?

  1. Закрепление.
  1. Упражнение 662.

 - Вспомним, как определить З или С писать на конце приставки?

  1. Задание на дом: параграф 53, упражнение 663, повторить пар. 39

  1. Самостоятельная работа.(Используется интерактивная доска, из коллекции вставляются буквы). (Слайд № 8).

- Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

    Ласковым словом и камень ра..топишь. Бе..порядочный человек не проживёт в добре век. Бе…донную бочку водой не наполнишь.

 - Взаимопроверка (работа в парах).

- как определить, какую букву писать в приставке?

- А что это за предложения? (Пословицы) Объясните смысл последней пословицы. (Не надо делать бесполезную работу)

  1. Тестирование.

- Вот и мы сейчас займёмся ещё одним полезным делом.

  Ребята, вы знаете, что в 11 классе выпускники сдают единый государственный экзамен. И пусть вы ещё малы, но тем не менее вы должны уметь работать с тестами, чтобы в старших классах это не стало для вас неожиданностью.

   К сегодняшнему уроку вы должны были повторить правописание всех корней с чередованием. Вот и проверим, как вы справитесь с тестированием на эту тему.

   Перед вами лежат тесты и листочки. Напишите свою фамилию и вариант, а дальше только цифры.

  1. Подведение итогов.(Слайд № 9).
  1. – Достигнута ли цель урока?

- Как же определить, какую букву писать в приставке на з-(с-)

2. Разгадывание кроссворда.

- Раздел науки о языке, в котором изучаются ССЧ, предложения, текст. (Синтаксис)

- Главная единица синтаксиса. (Предложение)

- Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)

-Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова. (Морфемика)

- Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица. (Окончание)

- Часть слова без окончания. (Основа)

- Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. (Корень)

- Значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов. (Суффикс)

- Как называется процесс смены одного гласного (согласного) другим? (Чередование)

П

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е

м

о

Р

ф

е

м

и

к

а

о

к

о

н

ч

а

н

И

е

С

у

ф

ф

и

к

с

с

и

н

Т

а

к

с

и

с

ф

о

н

е

т

и

к

А

ч

е

р

е

д

о

В

а

н

и

е

К

о

р

е

н

ь

о

с

н

о

в

А

- Какое слово появилось в выделенных клеточках? Как вы думаете, почему именно оно? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся снова к эпиграфу. Как вы понимаете слова К. И. Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.» ( Приставка – одна из важнейших морфем слова. Она придаёт выразительность речи. От неё во многом зависит смысл слова. Приставок великое множество, как и слов. Русский язык богат и красив, и не последнюю роль играют в этом приставки.)

  1. Выставление оценок.

- Все работали на уроке, но оценки получают…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание приставок, оканчивающихся на з-с»

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание приставок, оканчивающихся на з-с»...

Урок в 5 классе на тему "Правописание приставок, оканчивающихся на з и с"

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС ООО второго поколения. Материал содержит технологическую карту урока, презентацию и лист обратной связи....

Разработка урока по русскому языку "Правописание приставок, оканчивающихся на С-З" по ФГОС

Урок по русскому языку в  5 классе по учебнику "Русский язык. Практика", авторы: А. Ю. Купалова, П.Е. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. Урок разработан с требованиями ФГОС....

План-конспект урока по теме "Правописание приставок, оканчивающихся на з-с"

План-конспект урока по теме "Правописание приставок, оканчивающихся на з-с"...

Презентация к уроку русского языка "Правописание приставок, оканчивающихся на З-С"

ПРезентация  содержит материал для изучения правила о написании приставок, оканчивающихся на З-, С-. В работе представлены разнообразные задания, направленные на активизацию познавательного интер...

Открытый урок русского языка в 5 классе на тему: «Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с »

Материал полезен для учителей, работающих по учебнику 5 класса под редакцией Баранова. Цель данного урока - путём наблюдения и анализа привести к выводу, что приставки , оканчивающиеся на –з, -с...