Интеллектуальный турнир (подготовка к ЕГЭ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме

Ракитина Светлана Петровна

Открытый урок русского языка в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальный турнир (урок русского языка в 10 классе, подготовка к ЕГЭ)

Цель урока: 

 

Подготовка к Единому государственному экзамену по русскому языку (задания части А, В) в занимательной форме.

Тип урока: 

 Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование: 

Мультимедийный экран, карточки с заданиями, бланки ответов. 

 

Задачи:

воспитательная – создание условий для развития личностных качеств – коммуникативные умения (вести беседу, обсуждать по теме, отстаивать свою точку зрения), познавательные и эстетические потребности (воспитание чувства любви к родине):

 развивающая – создание условий для развития высших психических функций личности – содержательность высказываний (при обсуждении вопроса), объем и концентрация внимания, логическое и абстрактное мышление;

 обучающая – стимулирование умственной деятельности учащихся (посредством малых форм интеллектуальных игр).

 

 

Ход мероприятия.

 Что русский язык – один из богатейших

языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

В. Белинский.

 

Ученик декламирует отрывок из стихотворения С. Абдуллы, узбекского поэта.

Чтец:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре, -

Выучи русский язык!

 

Ведущий:

Дорогие ребята! Велико значение языка в жизни человека. О самых высших достижениях человеческой мысли, самых глубоких знаниях и самых пламенных чувствах нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах. Язык – это орудие для выражения мысли. Издавна в народе бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «В умной беседе быть – ума прикупить», «Без языка – как без рук».

 

Итак, начинаем интеллектуально-познавательную игру «Наш великий, могучий русский язык!».  Это своеобразный кросс, только не спортивный, а лингвистический. Нужно будет отвечать на вопросы,  решать интеллектуальные задачи.  За каждый правильный ответ вам будет даваться звёздочки разного цвета. Сейчас вы все участники  интеллектуального турнира. Но по мере продвижения к цели многие из вас попадут на скамейку запасных игроков. Однако не стоит отчаиваться. Ведь у нас есть как очная, так и заочная форма обучения. Запасные игроки могут продолжать участвовать в турнире заочно и накапливать свои звёзды. Тот, у кого их окажется больше всего, сможет сразиться с финалистом интеллектуального турнира.

 

1 тур «Разминка-аукцион». (7звёзд  жёлтых) В русском языке много прекрасных слов, но сейчас хотелось бы вспомнить такие как  РАДОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, МУДРОСТЬ. По какому признаку можно объединить эти слова? ( существительные, обозначают отвлеченные понятия, имеют одинаковые суффиксы – ость – , образованы одним способом - суффиксальным). За каждый правильный ответ – звезда.

Задание: вспомнить слова с таким суффиксом. Продаются слова с суффиксом –ость. Побеждает тот игрок, который последним  назовет слово с суффиксом –ОСТЬ –  . Победителю – звезда.

 

После каждого из последующих туров подсчитываются звёзды отдельного цвета.  У кого звёзд меньше всего – на скамейку запасных.

Всего в начале игры в 10 классе 7 человек.

2 тур. «Найди ошибку» (35 звёзд белых)

  1. Все слова имеют ударение на последнем слоге. (Мастерски, мельком, алфавит,  духовник, договор, жалюзи).
  2. Все местоимения отрицательные. (Никто, никакой, ничей, некого, несколько, нечего).
  3. Формы всех слов образованы верно. (Более мудрый, ляжь на пол, кожаная туфля, на обоих берегах, четырёмстам голосам, положи на стол).
  4. Во всех словах пропущена одна и та же буква. (Под..грать, пред..юльский, с..митировать, фин..нспектор, раз..грать, без..дейный).
  5. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий – греческий? (Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, омографы, омофоны).

Остаётся 6 человек.

3 тур «Третий лишний». (35 звёзд красных) (30 сек на каждые 3 слова). (Ряды слов поочерёдно появляются на экране. В каждом ряду  надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные (В1). Игроки поднимают карточку с лишним словом.

1. Протаранить, неточный, ответ.

2. Подорожник, обеденный, почему-то.

3. По-настоящему, внизу, небольшой.

4. Косогор, подстаканник, распутица.

5. Приветливый, вокруг (нас), (уютная) гостиная.

Остаётся 5 человек.

 

4 тур «Конструкторский». С полученными словами  сконструировать словосочетания со способом связи – согласованием.

 

 

 Остаётся 4 человека.

  

5 тур «Анализируем текст».  Игрокам  предлагаются тексты, в которых  необходимо найти предложения по заданию (В4, В5, В6, В7). (текст на слайде и у каждого игрока). (35 звёзд зелёных) (по 1 мин. на каждое задание)

 

 

 (1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда на Полесье – неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо, по которому плыли круглые, точно крутящиеся, белые облака. (4)С крыш посыпались частые звонкие капли. (5)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали  громко и возбужденно. (6)За их криком ничего нельзя было расслышать. (7)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.

А.Куприн. «Олеся».

 

1.                                  Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (6)

2.                                  Найдите предложение, в котором есть вставная конструкция. Укажите его номер. (1)

3.                                  Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Укажите его номер. (3)

4.                                  Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и однородных слов. Укажите его номер. (6)

 

Остаётся 3 человека.

 

5 тур «Блиц-опрос». Проводится в форме «Своей игры». Участники выбирают вопросы из определенной группы стоимостью  от 1 до 4 баллов и без подготовки отвечают. Если игрок  дает неверный ответ, право отвечать переходит к соперникам.

 

Художественные средства:

  1. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.С.Пушкин) (Гипербола) – 1 балл.
  2. Котелок сердится и бормочет на огне.  (К.Паустовский) (Олицетворение) – 1 балл.
  3. Снег, словно мёд ноздреватый,

      Лег под прямой частокол. (С.Есенин) (Сравнение) – 1 балл.

  1. И солнце греется на льдине.  (Б.Пастернак) (Оксюморон) – 2 балла.
  2. Не умрет твой стих могучий,

Достопамятно-живой,

Упоительный, кипучий,

И воинственно-летучий,

И разгульно-удалой.    (Н.Языков) (Эпитет) – 2 балла.

  1. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.С.Тургенев) (Антитеза) – 2 балла.
  2. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)(Литота) – 3 балла.
  3. Рассвет рукой прохлады росной

Сшибает яблоки зари. (С.Есенин) (Метафора) – 3 балла.

  1. На лице его светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)             

                                                                                                                 (Градация) – 3 балла.

  1. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтобы не мимо господского дома?..   (Н.В.Гоголь)    (Метонимия) – 4 балла.
  2. И слышно было до рассвета,

      Как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов) (Синекдоха) – 4 балла.

  1. Отколе, умная, бредёшь ты, голова?  (И.А.Крылов) (Ирония) – 4 балла

 

Синтаксические фигуры:

  1. Выхожу один я на дорогу. (М.Ю.Лермонтов) (Инверсия) – 1 балл.
  2. Изначальней всего остального – любовь,

В песне юности первое слово – любовь…  (О.Хайям) (Эпифора) – 2 балла.

  1. Опять язвительности. Жалкие, бессильные.(Ю.Трифонов) (Парцелляция) – 3 балла.
  2. Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.        (А.Ахматова) (Анафора) – 4 балла.

Остаётся 2 человека.

 

6 тур «Финал». Финалисты  выполняют задания по вопросам (В2). Право участвовать в финале имеет тот, у кого из двух игроков больше всего звёзд. Второй игрок может быть в финале и из запасных, при условии, если у него звёзд больше, чем у второго, вышедшего в финал игрока.

 

(1)Наш язык – это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

(3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4)Но хоть  трудно – это надо. (5)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды.

                                                                                                                (Д.С.Лихачев)

 

№1. Найти прилагательное в превосходной степени. (Важнейшая)

№2. Найдите частицы. (Хоть, не)

№3. Из предложения 2 выпишите относительное местоимение. (С кем)

№4. В предложении 5 найти сочинительный союз. (Не только, но и)

Задания финалисты выполняют на листочках и предоставляют жюри (5 мин.).

Пока финалисты выполняют задания, объявляю аукцион. Продаётся слово язык (нос, зубы). Купить сможет тот, кто последним назовёт фразеологизм.

 

Подведение итогов игры. Объявление победителя.

Вручение грамот.

 (читают наизусть уч-ся 7 б)

Стихотворение «Родной язык».

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

 То нежно – певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

 

Домашнее задание: выполнить по сборнику ЕГЭ Варианты 6, 7(задания части В).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

6 тур «Блиц-опрос» Изобразительно-выразительные средства 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4

Слайд 2

И никто с начала мира не видал такого пира Гипербола

Слайд 3

Котелок сердится и бормочет на огне. Олицетворение

Слайд 4

Не умрёт твой стих могучий, Достопамятно-живой, Упоительный, кипучий, И воинственно-летучий, И разгульно-удалой. Эпитет

Слайд 5

Лес, точно терем расписной , лиловый, золотой, багряный... Сравнение

Слайд 6

Изначальней всего остального – любовь, В песне юности первое слово – любовь… Эпифора

Слайд 7

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Литота

Слайд 8

Выхожу один я на дорогу. Инверсия

Слайд 9

И солнце греется на льдине. Оксюморон

Слайд 10

Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Анафора

Слайд 11

На лице его светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Градация

Слайд 12

Горит в саду костёр рябины красной... Метафора

Слайд 13

Не то на серебре – на золоте едал. Метонимия

Слайд 14

Я не забуду тебя. Никогда. Парцелляция

Слайд 15

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Синекдоха

Слайд 16

Тихо. Не может быть тише. Слышно, как всходит трава. Ночь тишину чуть колышет, Сладкие шепчет слова… Звукопись

Слайд 17

Генералы напились кофе, наелись сдобных булок, поехали в казначейство и получили кучу денег. Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина! Ирония



Предварительный просмотр:

5 тур «Анализируем текст».

 (1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда на Полесье – неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо, по которому плыли круглые, точно крутящиеся, белые облака. (4)С крыш посыпались частые звонкие капли. (5)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали  громко и возбужденно. (6)За их криком ничего нельзя было расслышать. (7)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.

А.Куприн. «Олеся».

Задания:

1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер.

2. Найдите предложение, в котором есть вставная конструкция. Укажите его номер.

3. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Укажите его номер.

4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и однородных слов. Укажите его номер.

 Ответы:

1.______________

2.______________

3.______________

4.______________

5.______________

Укажите свою  фамилию и имя_______________________________



Предварительный просмотр:

7 тур «Финал».

 (1)Наш язык – это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

(3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4)Но хоть  трудно – это надо. (5)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды.

                                                                                                                                        (Д.С.Лихачев)

Задания:

№1. Найти прилагательное в превосходной степени.

№2. Найдите частицы.

№3. Из предложения 2 выпишите относительное местоимение.

№4. В предложении 5 найти сочинительный союз.

 

 Ответы:

1.______________

2.______________

3.______________

4.______________

Укажите свою  фамилию и имя_______________________________



Предварительный просмотр:

«Финал».  Ответы

 (1)Наш язык – это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

(3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4)Но хоть  трудно – это надо. (5)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды.

                                                                                                                (Д.С.Лихачев)

 

№1. Найти прилагательное в превосходной степени. (Важнейшая)

№2. Найдите частицы. (Хоть, не)

№3. Из предложения 2 выпишите относительное местоимение. ((С) кем)

№4. В предложении 5 найти сочинительный союз. (Не только, но и)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интеллектуальный турнир"

В презентации дан материал для  проведения внеклассного мероприятия по русскому языку для 6 - 7 классов. Игра проходит в несколько туров:Тур первый. Звуки и буквыТур второй. Состав словаТур трети...

интеллектуальный турнир "Большая игра"

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного проведению декады предметов естественно-математического цикла...

Сценарий интеллектуального турнира "Мы - патриоты Отечества"

Представленный сценарий турнира посвящен Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-45 гг. Турнир можно посвятить Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим внеклассным меропри...

Интеллектуальный турнир "Моя семья"

Презентация представляет собой иллюстрированный сценарий детско-родительского мероприятия "Моя семья". Может быть использована в качестве развлечения, включена в родительское собрание и т.д....

Интеллектуальный турнир по русскому языку

Презентация предназначена для учащихся 5-6 классов,содержит  занимательные задания по словообразованию, синтаксису, морфологии....

Интеллектуальный турнир "КЛИО"

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие А.С. Пушкин   Изучение истории, ее преподавание всегда было сродни искусству, требовало ос...

Интеллектуальный турнир "Проза жизни" (5 класс)

Материал представляет внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое трём произведениям. изучаемым в пятом классе: "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого, "Хирургия" А.П. Чехова, "Муму" И.С. Тургенева...