Использование мнемонических приёмов запоминания при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку по теме

Данный  материал  содержит  коллекию  мнемонических  приёмов  запоминания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_master-klasse.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  мнемонических  приёмов  запоминания  

     при  подготовке  к  ЕГЭ  по  русскому  языку.

Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся — задача не из легких. Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок, поэтому очень важно, как работает учитель, какие использует приемы и методы, способствующие выработке устойчивых орфографических навыков.

Более 400 правил содержит русская орфография, в школьном курсе изучается 71. Виды орфограмм не поддаются строгой систематизации по какому-либо одному признаку - так они разнородны. Наряду с написаниями проверяемыми есть и такие, которые необходимо запомнить. Часть написаний совпадает с произношением, но их усвоение тоже представляет большие трудности.

Как ученику сориентироваться в огромном количестве правил? Найти орфограмму? Совершенствование методики орфографии продолжается и сегодня. Наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы, школа использует и новые, дающие положительные результаты.

При обучении учащихся русскому языку необходимо учитывать  дидактические принципы, к числу которых относятся  доступность материала и наглядность в обучении. Не менее важным требованием я считаю и интерес к предмету как со стороны ученика, так и со стороны учителя. А этому во многом способствуют нетрадиционные способы и приемы формирования знаний, поэтому наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы и формами уроков, я использую и новые, дающие положительные результаты. Одной из наиболее приемлемых форм для запоминания считаю мнемотехнику.

 Мнемозина — это древнегреческая богиня памяти, мать муз. В ее честь многие из понятий, имеющие отношение к аспектам запоминания, называются мнемоническими. (mnemynicas).

Мнемоника (греч. τα μνημονιχα) — искусство запоминания.

Мнемотехника— совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Замена абстрактных фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление.
Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно   в  большинстве  случаев  исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Мнемоника не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

    Помимо повышения уровня запоминания мнемонические приемы помогают вызвать интерес к предмету со стороны учащихся.

Наконец, использование мнемоники позволит сделать процесс постижения русской орфографии интересным и ярким, создаёт необходимый для успешного овладения знаниями благоприятный эмоциональный фон и так необходимую каждому ситуацию успеха.

С улыбкой и удовольствием даже взрослые люди вспоминают фразу, помогающую запомнить цвета спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Спустя годы, многие помнят знаменитые «пифагоровы штаны», которые, как известно, «во все стороны равны», или  «биссектрису-крысу, которая  бегает  по  углам  и  делит  угол пополам»,

 Много мнемонических приемов разработано и в области русского языка. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию. Часть из них составлены известными психологами, многие придумали   учителя  и  ученики, какие-то являются на сегодняшний день «школьным фольклором», о некоторых способах мы узнаём в процессе общения с коллегами.

Фонетика.

Для запоминания глухих согласных:.

СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!
ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?

Для запоминания звонких согласных:

Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа!
ГДе ЖиЗНь БыЛа В МиРе + Й

Лимон – рай!

Все согласные – только звонкие, непарные по звонкости/глухости.

Очень  много  ошибок  допускают дети  в  области  произношения.

                                                              Орфоэпия.

Очень удобны  для  запоминания  группы  слов  со  сходным  ударением.

Договор – приговор – разговор.
Каталог – диалог – некролог.
Шофёр – монтёр.
Облегчить – полечить.
Звонит – говорит.
Столяр – маляр.
Документ – инструмент – медикамент.
Портфель – щавель.
Средства для детства.

Баловаться - улыбаться. 

Включит - трещит.

Ещё  один  приём – стихотворные  тексты  с  интересным  сюжетом, которые  многие  дети  запоминают  очень  хорошо  и  с  удовольствие применяют  при  выполнении  упражнений по  орфоэпии.

Надеваю шо'рты,

Чтобы кушать то'рты.

Коль будильник зазвони'т -

У меня ужасный вид.

Если классная звони'т –

Папа за ремнем спешит.

Не звони'те, не звони'те,

Пощадите, пощадите.

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

Пусть неду'г

Обойдет твоих подруг.

Выполняя договОры,

Инженеры и шофЁры,

Столяры и маляры-

Потрудились все на славу,

Чтоб за месяцы зимы

Возвести домов квартАлы.

Заболел вчера малЯр,

Заменил его столЯр!

Танцовщик с танцовщицей любят
Своих малышей баловать.
На кухонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.

Мы с шофером пустились по грязи
И, подолгу буксуя в грязи,
Прорвались к отделению связи -
Нам типограф прислал жалюзи.

Сегодня – тошнота, вчера – в костях ломота.
К тому ж дремота не пускает за ворота.
И лавки заняты и печка занята. 
Ворота отперты, а дверь не отперта. 

Ворожея', да жаль – не я.

Довольно  удобно  запоминание  на  основе  логических  ассоциаций.
Ударение с слове красивее мы запоминаем по ноте си♪.

Краси♪вее – ноту си♪ выделяй, произноси.

Грамматика.

Достаточно  трудно   для  запоминания   правильное  образование формы  имён  существительных  Родительного  падежа  множественного  числа.

В детской сказке колобок по траве катиться мог

Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.

Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,

Баклажанов — грядок пять, помидоров — не собрать.

Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,

У таджиков и армян, у монголов и цыган.

У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,

У киргизов и грузин, у бурят и осетин.

Традиции  англичан  и  армян, хазар  и  цыган,

Башкир, бурят  и  болгар,

Грузин, лезгин  и  осетин,

Румын, туркмен  и  турок

Отличаются  от  традиций

Калмыков  и  киргизов, коряков   и  монголов,

Таджиков  и  узбеков, тунгусов, чукчей,

Бедуинов, хакасов  и  хорватов.  

Употребление  Ь   после  шипящих  как  показателя  грамматической  формы.

Стало  невмочь, потому  что  любишь  ты  царскую  дочь. Лишь   откроешь  ты  настежь  окно, ночь  и   тишь  там  всегда  заодно.

Среди  немыслимых  задач, обрушившихся  на  нас  неудач, по-прежнему  свеж  и  певуч  сыгранный  нами  туш.

Орфография.

Написание   производных  предлогов.


 Слитно пишутся предлоги: НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
Ещё НАПОДОБИЕ,
Знаю все наперечет: ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ.
 


Навстречу, вроде, несмотря, насчет, ввиду и вместо —

В предлогах пишем вместе.

Вследствие - «из-за» — ясно вполне:

Слитно напишем, конечная е.

Написание  приставок.

Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз- , из- , через- , раз- и без- .
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой с.
Глухие звуки — это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

Не забудьте про приставки раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-.

Пред согласными глухими быстро сменят  з  на  с.

Пусть никто никогда не забудет, что з приставкой не была и не будет.

-десь, -доровье, -дание — нет в них содержания.

Обрати внимание

На " Здесь", "Здоровье", "Здание".

3 - нельзя в них отделить,

Чтобы смысл не повредить.

Здесь  должно  быть  здание  с  вывеской  «Здоровье», но  ни  зги  не  видно.

Иноязычные  приставки,   которые  пишутся слитно:


АвтоМотоВелоФотоТелеРадиомонтёр

Написание  гласных  в  корне.

Чередование  о-а.

Правописание чередующихся гласных Е и И в корнях -бер-/-бир- , -дер-/-дир- , -мер-/-мир- , -пер-/-пир- , -тер-/-тир- , -блест-/-блист- , -жег-/-жиг- , -стел-/-стил- , -чет-/-чит можно запомнить с помощью простых стихотворений.


Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — вытИрай!
Собирать, стирать, задира,
Повнимательней гляди:
Если в слове имя  
Ира,
Значит, в корне буква И.

Или на то же правило есть мнемоническое правило Ослика ИА: пиши в корне И, если за корнем А.

Чередующиеся гласные А и О в корнях -гар-/-гор- , -твар-/-твор- , -клан-/-клон- поможет запомнить мнемоника.

Горению творца поклоняйся.

–лаг - и - лож-

- Гуси, гуси!

-Га, га, га!

- Перед г пишите а.

-раст-, -ращ- , но –рос-

Если в корне т и щ (а) –

Стопроцентно пиши а!

Исключенья не забудь:

Отрасль, росток, Ростислав, ростовщик, Ростов -  и в путь!

Правописание  О — Ё после шипящих, слова-исключения.

Шорох, чокаться, трущоба,

Жом, изжога и чащоба,

Шов, крыжовник и обжоры,

Шомпол, чопорный и шоры,

Шоу, джоуль, корнишон,

Рожон, боржоми и пижон,

Капюшон, мажор и шорты,

Шок, харчо, анчоус, джонки,

Трещотка, джокер, чох, вечор —

Запомни весь этот набор.

После шипящей не спеши,

В рифмовку входит?  О пиши!

Шоколад, шофер, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба.

В иноязычных словах,

Без сомнения,

О мы напишем...

И в исключениях.

Запоминаем слова с  Ё.

Пишем  Ё в словах: дешевка,

Бечевка, ночевка и раскорчевка,

Тяжелый, сгущенный, стажер, ухажер,

Печенка, тушенка и дирижер.

Спряжение  глаголов.

Ко  второму  же  спряженью

Отнесём  мы  без  сомненья

Все  глаголы, что  на  -ИТЬ,

Исключая  БРИТЬ, СТЕЛИТЬ,

И  ещё  11  глаголов-исключений:

Гнать, держать, смотреть  и  видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И  зависеть, и  вертеть,

И  обидеть, и  терпеть.

Суффиксы.

Н, НН В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Отличить - ан - (-ян -) от - енн-

Не составит нам проблем. 

Если в слове есть значение

"Сделанный из...", "предназначенный для...",

То напишем без сомнения

-ан - (-ян -), ведь так,  друзья.

ВоробьИНый, соловьИНый.

КомарИНый, бекасИНый.

Суффикс - ин- с одною Н

Мы напишем без проблем.

Что кому принадлежит.

То с этим суффиксом бежит.

ЛуННый, камеННый, осеННий

НН напишем без сомнения.

Первая Н из корня идет.

Вторую Н суффикс несет.

И еще НН напишем.

Если суффикс -онн- иль -енн-.

Например,

торжествЕННый, огнЕННый, обществЕННый.

Ученик, не ошибись!

Здесь НН писать стремись!

СмышлеНый надо писать с одной Н, он и так умный, ему и одной хватит.

МошеННик у тружеНика одну Н украл.

Н  в  отглагольных  прилагательных.

Труженице  гостиницы  на  масленицу  подарили  румяна  и  пудреницу, угостили  пряником  и  вареником.

Смышлёный  жених.

В  прощёное  воскресенье, в  последний  день  Масленицы, смышлёный  жених, известный  всем  ветреник  и  бессеребреник,   вместе  с  посажёным  отцом  и  названым  братом  рассматривали  приданое  невесты, писаной  красавицы. (Для  неё  они  были  незваными  и  непрошеными  гостями). Тут  были  и  домотканые  скатерти, и  златокованые  сундуки, и  свежемороженые  свиные  окорока  для  свадьбы.

Сказка  о  возлюбленном,   или  Н-НН  на  слух.

Был  он  неслыханный, невиданный, нежданный  негаданный, нечаянный, желанный, как  будто  богом  обещанный, лелеянный. Стал  священным, для  меня  нетленным. Но  чеканным  шагом  прошёлся  он  по  моей  любви. И  стал  отчаянным, жеманным, чванным, медленным, окаянным, дубинноголовым. И  всё  это  увидело  моё  недрёманное  око  поздно. (Ещё  штукатуренный  и  пеклеванный).

Юный  извозчик.

Юный  извозчик, чуть  пьяный  и  румяный  от  мороза, на  рьяном   буланом  коне  вёз  пряную  свиную  тушёнку  в  зелёных  и  багряно-синих  коробках.

Ветреный  гусар.

Не  то  на  вороном, не  то  на  буланом  коне  ветреный  гусар  непрошеным  и  незваным  гостем  влетел  в  гостиную  залу, где  кружили  в  вальсе  посажёный  отец  и  юная  невеста.

Правописание  суффиксов  глаголов.

Если  я  -УЮ-ЮЮ, то  надо  -ОВА-ЕВА,

Если  я  -ЫВАЮ-ИВАЮ, то  надо  -ЫВА-ИВА.

Правописание  суффиксов  имён  существительных.

А   сыночек, открыв  замочек, взял  ножичек, подарочек   и  мешочек.

Без  замочка  не  было  бы  у  сыночка  ни  ножичка, ни  подарочка, ни  мешочка.

Взяв  из  карманчика  ключик  и  открыв  ларчик, мальчик-с-пальчик  взял  оттуда  огурчик  и  помидорчик.

А  не  было  бы  ключика  от  ларчика, не  было  бы  ни  огурчика, ни  помидорчика.

— ОНК, - ЕНК-:


Девчонка смотрит в окно — под ударением буква О.

Правописание  суффиксов  имён  прилагательных

Красивый, слегка  игривый  и  ленивый, но  правдивый  молодой  человек  взял  эмалевый  сиреневый  таз  для  боевых  игр. Исключения: милостивое  отношение  к  юродивым.

Дефисное   написание.

-Либо, кое-, -то, - нибудь надо черточкой стянуть!

И при -таки, -ка, и -де
Ставьте черточку везде!
Но в частицах   ЛИ,  ЖЕ,  БЫ
Дефис  не надо бы.

-Либо, кое -, -ка, - нибудь, –
-То, - таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
(Из-за, из-под)

помощь пришла мнемоника. Была найдена

^ Рекомендации по использованию мнемонических приемов:

1. Использование любых произвольных ассоциаций помогает лучше запомнить материал и правильно писать слова.

2. Ритмичные речёвки позволяют провести физкультминутки, подчиняя их теме урока, т.е. не тратится время урока впустую.

3.При запоминании материала задействованы различные виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, слуховая, зрительная, что помогает лучше усвоить материал детям с различными видами памяти, различным уровнем восприятия.

4. Данные приемы помогают осуществлять разноуровневое обучение.

5. Мнемонические приемы помогают оживлять урок, делая его более интересным, запоминающимся.

6. При   использовании рифмовок и  речёвок  учитель должен всегда проговаривать с учениками вместе, задавая им темп и ритм.

    Конечно, мнемонические приемы не заменят понимания языка и процессов, происходящих в нем, они имеют второстепенное значение. Но если мнемотехника дает возможность облегчить запоминание и увеличить объем памяти, то честь ей за это и хвала.