Игры со словами.
план-конспект занятия (русский язык, 6 класс) на тему

Грунина Людмила Валерьевна

Занятие элективного курса "Люби и знай русский язык" на тему "Игры со словами" в форме конференции с использованием "сингапурских технологий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_so_slovami.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

   

Тема: «Игры со словами». (Занятие элективного курса «Люби и знай русский язык!», 6 класс, в форме конференции с использованием «сингапурских» структур).

Цель: 1. Познакомить учащихся с такими словесными играми как шарады и логогрифы; 2. Продолжить развивать умения учащихся работать в команде с учетом предложенного времени; развивать устную речь учащихся, умения выделять основную информацию и применять её 3. Воспитывать чувство взаимовыручки, сплоченности.

Информационно- методическое обеспечение: презентация, доклады учащихся, электронный таймер, карточки менеджмет.

Содержание мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.

На занятии будут работать две команды, каждая из которых подготовила выступление. После выступлений другая  команда может задать выступающим интересующие их вопросы. Для этого вы должны внимательно слушать учителя, выступающих. В их выступлениях содержится вся необходимая информация как для постановки вопроса, так и для ответов на них. Тема сегодняшнего занятия- «Шарады и логогрифы»..

  1. стихи учащихся Слайд№1

1 ученик

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нём воркованье голубя весной,

Взлёт жаворонка к солнцу - выше, выше.

Берёзовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше…

2 ученик

..Поосторожней со словами,

 Они и ранят, и казнят,

 Они порой в душе, как камень,

 Никем не убранный, лежат.

...Поосторожней со словами:

 Ведь словом можно и убить...

 Прервав, как робкой свечки пламя,

 Чужой судьбы живую нить.

...Поосторожней со словами:

 Все то, что высказано зря,

 Как бумеранг придет с годами,

 В груди раскаяньем горя.

...Поосторожней со словами:

 В словах - завет, в словах - запрет.

 В словах всегда живем мы сами,

3 ученик

Слово о слове

совсем не ново,

И всё же я снова

Восславлю слово.

Слово -

Всей нашей жизни

Основа.

Жить

И любить

Невозможно

Без слова.

С нами

Всюду,

Всегда

Слова.

Слово

В жизни

Всему голова.

Учитель: Слово- в жизни всему голова. Академик Д. С. Лихачев писал, что язык- Самая большая ценность народа- это показатель общего развития человека, его культурного уровня, поэтому за своей речью - устной или письменной - надо следить постоянно. Надо совершенствовать свою речь, обогащать ее постоянно. Для этого есть множество способов: чтение умных книг, просмотр хороших кинофильмов и спектаклей, беседы с образованными людьми, а также игры со словами, которые все мы знаем и любим. СЛАЙД №3

     Игры и развлечения со словами по своей популярности занимают одно из лидирующих мест среди других видов досуга.

     Кто из вас не увлекался в часы отдыха или хотя бы просто в транспорте во время дальних поездок разгадыванием кроссвордов, чайнвордов, шарад, ребусов, криптограмм и других головоломок со словами?

     Игры со словами расширяют кругозор, развивают культуру речи , учат работать со словарями. Немалое значение словесные игры имеют и для развития мышления и речи.

     Игры со словами дают возможность потренировать память и проявить свою эрудицию. От играющих, помимо эрудиции и большого словарного запаса, требуются немалые комбинаторные способности, ведь здесь приходится производить большой перебор букв и слов. На прошлом занятии мы познакомились с различными видами кроссвордов. Сегодня познакомимся с двумя словесными головоломками, которые называются шарадами и логогрифами.

    Учитель: Предоставим слово для выступления группе первого стола. Кто будет выступать? Представьтесь, пожалуйста. Слайд 4

Выступление группы первого стола.

Шарады

Загадки шарады являются разновидностью головоломок со словами. Целью этих загадок является определение слова, которое было зашифровано в слогах или частях. В первую очередь необходимо отгадать все слоги, и тогда будет понятна отгадка шарады. Иногда шарады имеют стихотворную форму. Слоги этой головоломки могут быть и глаголами, и прилагательными, и существительными. Этим шарады значительно отличаются от других головоломок.

История возникновения шарад

Впервые шарады (charade – беседа) возникли в VI веке у Симфосия. Где-то с XVIII века они стали очень популярны у французов. Во времена средневековья под шарадами подразумевали двухколесные повозки. Намного позже у феодалов, которые любили предаваться после ужина словесным развлечениям, это слово поменяло свое значение на “целый воз болтовни”.

В российской истории эти игры появились так же в XVIII веке. Даже в наше время можно найти публикацию, которая сохранилась с тех давних пор. В этой публикации была описана загадка, которая имела такое решение: “глад + кость = гладкость”. На век позже, с 1845 года, эта игра регулярно публиковалась в петербургском журнале “Иллюстрация”.

В настоящее время решение шарад увлекает практически каждого. В русском языке имеется более 7 тысяч нарицательных существительных. С их помощью можно легко составить интересную шараду, достаточно только правильно их расположить. Интересным является тот факт, что каждое слово в данной шараде можно использовать два раза, для этого необходимо всего лишь поменять одну строчку головоломки на другую. Если взять отдельный слог в шараде, его смысл никогда не совпадет со смыслом слога в фонетике.

Пример решения шарад

Первое слово над чайником витает,

Второе – у папы растет над губой.

А целое – ветер в море надувает

И в плаванье нас зовет с тобой.

Необходимо определить значение первой строчки в данной шараде – это “пар”. Затем находим значение второй строчки – “ус”. Когда мы сложим эти два слога, получаем “парус”. Именно его ветер моря надувает и зовет в плаванье.

Вот еще пара примеров:

На земле остается, когда по ней кто-то прошел.

Дается, после ошибок в долгом труде.

словом охотник зовется, что зверя отыщет в тайге.

Ответ: след + опыт = следопыт.

Первый слог – небольшой грызун, второй – дикий бык.

Каждый, кто с химией дружит, наверняка найдет ответ.

Ответ: мышь + як = мышьяк.

Тем не менее, не всегда у вас получится составить слово, как показано в примерах выше, используя законченные самостоятельные слова. Нередко в составных словах либо находятся лишние буквы, либо наоборот их не хватает. В таком случае в головоломке указано, что к какому-то слогу необходимо добавить букву или отнять ее.

Учитель      Вы прослушали доклад, спасибо, Костя, присаживайся. А команда стола 2 готовит вопросы, применяя структуру ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН. (СЛАЙД 5- прокомментировать)

Я даю вам 3 минуты. Вы должны вспомнить доклад и предложить команде докладчика вопросы. (включить таймер на  3 минуты). Кто первым задаст вопрос? Представьтесь пожалуйста. (Вопросы-ответы. На обдумывание- 1 минута)

Учитель  Предоставим слово второй команде. Кто будет выступать, представьтесь пожалуйста.

Выступление команды 2 стола.

Логогрифы (СЛАЙД 6)

Название этих загадок происходит от греческих слов logos – слово и griphos – сеть, загадка. То есть логогриф – это словесная сеть.

В России первые стихотворные логогрифы появились в начале 19-го века. Вот одна из первых загадок того времени:

Всегда из четырёх частей я составляюсь

И кровию людей, как хищный зверь, питаюсь,

Когда ж ты голову отнимешь у меня,

Питаю я тебя, янтарностью маня.

А если ты меня разделишь пополам,

Вторую часть свою я в смех тебе отдам.

Когда же только хвост один ты мой возьмёшь,

То в азбуках и даже здесь найдёшь.

Ответ отыскать несложно: МУХА, УХА, ХА, А.

    Логогрифом называется род шарады или загадки, в которых задуманное слово получает различное значение от добавления или выбрасывания слогов или букв.

Например, возьмем букву «а», прибавим к ней «и», получится «па», прибавим еще «р», получится «пар», прибавим «и», получится «пари» и, наконец, прибавим еще «к», получится «парик». Зашифровав эти слова, составляем логогриф примерно по такой схеме: «Я — союз. Прибавь букву «п», и я буду движение в танцах. Прибавь еще «р», и я буду состояние воды. Прибавь «и», и ты можешь меня выиграть. Припиши к этим буквам «к», и ты узнаешь слово, которое обозначает накладные волосы, которыми обычно пользуются артисты, играя роль». Если взять слово «парик» и отнимать от него по букве, то логогриф надо составлять в обратном порядке.

 

Еще пример: возьмем слово «спрут», отнимем от него букву «с» — получится слово «прут».

В стихах это может выглядеть так:

Я синоним осьминога,

А без «С» — в метле нас много.

Или:

Могучая река меж берегов струится, Но «И» прибавь к реке — Вспорхнет над нею птица.

(Волга — иволга.)

Логогрифическая история приключилась  с яхтой капитана Врунгеля Победа. Когда она отваливала от берега, одновременно от её названия отвалились две первые буквы, и яхта превратилась в Беду!

Беда подкралась незаметно!

Учитель  Спасибо,  присаживайтесь. Команда первого стола готовит команде докладчика свои вопросы, используя структуру ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН. Кто первым задаст вопрос? Представьтесь пожалуйста.

(Вопросы - ответы. На обдумывание- 1 минута)

Учитель    Спасибо. Вопросы были очень содержательными. Вы устали? Наша физкультпауза называется «Перерыв для мозга». Человеческий мозг имеет размер в два кулака. После долгой работы ему нужен кислород. Его мы можем получить при движении.. Приглашаю вас на танцевальный перерыв. (СЛАЙД 7). (После того, как потанцевали все встают в круг и произносят кричалку: Ходи по кругу, прыгай вверх, разум с телом ждет успех.)

Учитель      Наша работа близится к завершению . Давайте обобщим материал, с которым мы сегодня познакомились. Сделаем это посредством структуры , которая называется РАФТ. (СЛАЙД 8- разъяснить). РАБОТА НАД ПОСТЕРОМ (защита)

Учитель Ребята, как мы с вами работали? Давайте спросим у гостей. (Слово гостям, присутствующим на занятии).

А теперь давайте сами себя похвалим. (Чир «Отличная работа!)

 Заключительное слово учителя.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольно-печатная игра "Подбери слова к рассказу"

Уважаемые взрослые! Эта игра предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Игра поможет детям развить связную речь и расширить словарный запас, потренироваться в чтени...

Презентация Лингвистический турнир "Игры со словами"

Эта презентация является слайдовым сопровождением внеклассного мероприятия по русскому языку, которое можно провести в рамках Недели русского языка  с учащимися 5 класса...

Фрагмент игры «Родное слово»

Фрагмент игры "Родное слово""Замени фразелогизмом"...

6-7 класс. Дидактическая игра «Составь слово»

Из копилки учителя-практика.      Игра – моя отличная союзница   в воспитании детей,  и в обучении их предмету математика. Практически ни один мой урок не обход...

Настольно-дидактическая игра"Прочитай слово по первым буквам"для младших школьников

Игра поможет закрепить навыки чтения и звукобуквенного анализа слова, разовьет внимание, память, логическое мышление....

Игры со словами на уроке английского языка

Презентация для закрепления,контроля усвоения лексики....