Понятие об обособлении 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Рыжикова Ольга Ивановна

Технологическая карта урока "Понятие об обособлении.8 класс""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_ob_obosoblenii_8_klass.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Предмет: русский язык

Тема: «Понятие об обособлении»

Тип урока: изучение  и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Участники: обучающиеся 8 класса

Цели: Развивающие:

        Создать условия, в которых обучающие могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания.

          Воспитательные:

          Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям, культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

        Образовательные:

        1) ознакомить обучающихся с основными приемами при нахождении обособленных членов предложения;

2) показать практическое применение изученного материала;

3) способствовать развитию лингвистической речи,  оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-

действенного мышления.

 Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

        Предметные:

Понимать, что такое «обособленные члены предложения», уметь находить их в предложении, правильно выделять их в письменной речи, правильно произносить.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Работа над понятием информация-знание.

Познавательные УУД:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия: обособление, обособленные члены предложения.

Межпредметные связи: русский язык, литература.

Ресурсы: учебник для общеобразовательных учреждений: «Русский язык 8 класс», Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др., учебник для общеобразовательных учреждений: «Русский язык 8 класс», М.М. Разумовская, С.Я.Львова и др., презентация, карточки  с заданием, карточки для рефлексии.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание  учебного материала,

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку (рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей).

Настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего места.

Актуализация субъективного опыта обучающихся.

Постановка проблемы.

Задает вопросы по ранее изученному материалу.

Организует самостоятельную работу обучающихся  в парах, в результате которой обучающиеся вспоминают правила постановки знаков препинания при причастном и деепричастном обороте.

Создание проблемной ситуации. Предлагает ответить на вопрос:

-Что знают об обособлении? Кто готов ответить на этот вопрос?

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Проблема: что такое  обособление, обособленные члены предложения, какие члены предложения обособляются, какие признаки они имеют.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в парах по карточкам.

Выслушивают ответ у доски, задают вопросы, дают оценку ответа.

Выявляют затруднения.

Проговаривают причину затруднения.

Выдвигают предположения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться   в своей системе знаний (познавательные УУД)

Умение слушать и понимать речь других, работать в паре,  умение дополнить,  оценить  свое высказывание и высказывание обучающихся.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(регулятивные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).

   Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание плана деятельности при решении проблем поискового характера (познавательные УУД).

Изучение новых знаний и способов деятельности.

Предлагает выслушать подготовленное о Пешковском  сообщение.

Предлагается работа с учебником, дополнительным материалом: составить вопросы к учебному тексту.

Предлагает  зафиксировать на доске   ответ на вопрос: «Группы обособленных членов», ответить  по схеме

Предлагает сделать вывод.

Слушают, запоминают.

 Работают самостоятельно с учебником. Читают материал учебника , задают вопросы к учебному тексту.

На доске фиксируют схему «Группы обособленных членов», отвечают по схеме.

Формулируют вывод, делают запись в тетради.

Планируют учебное сотрудничество с учителем , с одноклассниками ;  поиск и выделение необходимой информации ( познавательные УУД),  определение способов взаимодействия; постановка вопросов, сотрудничество в поиске информации, принятие решения,  оценка действий. Строят устное высказывание (коммуникативные УУД).

Делают вывод.

Первичная проверка.

Предлагается работа с упр. №287 по колонкам.

Читают вслух, выделяя с помощью интонации обособленные члены предложения,  определяют вид  обособленного второстепенного члена, делают вывод.

Работают с учебником, планируют свое действие  с целью преодоления препятствий (регулятивные УУД) тренируются в правильности произношения обособленных членов предложения, осознанно выделяют в речи обособленные члены предложения (коммуникативные УУД).

Закрепление изученного материала.

Предлагается самостоятельная работа по упр. №288, работа по индивидуальным карточкам.

Выполняют самостоятельно упр. №288, решая орфографические и пунктуационные задачи.

Работают самостоятельно, графически показывая повышение тона, выделяя паузы.

Саморегуляция. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания, осознание уровня и качества усвоения материала (регулятивные  и познавательные УУД).

Обобщение и систематизация материала.

Организует обсуждение  полученных результатов.

Взаимопроверка выполненной работы.

Осознавать то, что уже усвоено, что еще нужно усвоить (регулятивные УУД).

Подведение итогов учебного занятия.

Подводит итог урока.

Какая тема урока была? Какую цель поставили перед собой? Достигли цели?  

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексию  и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я повторил…»

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку.

Умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

(регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности (личностные УУД)

Конспект урока

Цели урока: 

  • дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;
  • раскрыть роль обособленных членов в предложении;
  • формировать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять их;
  • развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.

ХОД УРОКА

1. Целеполагание

– Знакома ли вам тема урока?
– Какое место занимает она в разделе «синтаксис»?
– Сложная ли это тема? Какова цель нашего урока?  

2. Новая тема 

– Что означает слово «Обособление»?
Обособиться – как-то отделиться, выделиться.
Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).
Однокоренные слова:
особа, особенный, обособленный.

Вывод: ОБОСОБЛЕНИЕ – это ВЫДЕЛЕНИЕ

Работа на карточках по вариантам:

Карточка №1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, запятые. Графически обозначьте постановку знаков препинания.

1) По пыльной дороге в..дущей к с..дам т..нулись скр..пучие арбы наполненные  ч..рным виноградом. (Л.Толстой)

2) Щурясь от ветра я гл..жу в эту темную даль. (И.Бунин)

Карточка №2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, запятые. Графически обозначьте постановку знаков препинания.

1) Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей. (М.Лермонтов)

2) У ворот стояла кибитка запряженная тройкой татарских лошадей (А.Пушкин)

Обучающиеся   делают вывод о выделении на письме знаками препинания причастных и деепричастных оборотов.

3. Продолжение новой темы, теория

 - Сообщение обучающегося  об А. Пешковском

– Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.

Создание проблемной ситуации. 

Ответьте  на вопрос:

-Что знают об обособлении? Кто готов ответить на этот вопрос?

Обучающиеся предлагают способы решения проблемы.

- Работа с текстом учебника: самостоятельно знакомятся с учебным материалом из разных источников, отмечают новое, что было ранее не известно.

-Ответы обучающихся, вопросы к отвечающему.

Презентация

Выделяют  следующие признаки существования обособления в предложении:

  • Наличие слов, зависящих от обособления.
  • Инверсивный порядок слов.
  • Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.

Обособления выполняют следующие функции: 

  • Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
  • Насыщает предложение экспрессивным характером.

– Какие же нам знакомы виды обособлений? Вспомним, разберем примеры и запишем их.

4. Закрепление темы 

– Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях.
Муж ее рабочий завода был на все руки мастер. Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека. Запершись в своей комнате он горько плакал. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое. Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали. Он выехал из дома надеясь что погода не испортиться. Качающийся от ветра он едва не упал. А немцы дурни думают что мы их боимся. Около леса на поляне росли грибы.

- Работа с упр. №287 по колонкам. После выполнения упражнения –взаимопроверка.

- Самостоятельная работа по упр. №288, работа по индивидуальным карточкам

5. Творческое задание

Напишите сочинение-миниатюру на свободную тему с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями.

6. Итоги урока 

– Что нового вы узнали об обособленных членах предложения?

6. Домашнее задание: подготовить карточку: 10-12 предложений из худож. текстов с обособленными членами предложения (без знаков препинания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об обособлении. Обособленное определение.

Презентация к уроку русского языка. Содержит материал для наблюдения....

Открытый урок по теме"Понятие об обособленных членах предложения", 8 класс

Урок по теме " Понятие об обособленных членах предложения" , 8 класс, по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н.Бунеевой....

Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная

Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...

Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения

Понятие об обособленных членах предложения...

Урок русского языка в 8 классе на тему "Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них".

Знакомство с понятием обособление членов предложения.Задачи: показать, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения; научить находить грамматические условия обособле...