Групповое занятие по русскому языку "Изложение с использованием изобразительных средств языка"
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) по теме

 Занятие по русскому языку "Изложение с использованием изобразительных средств языка"представляет собой разработку урока в рамках подготовки к экзамену по предмету.Цели занятия:

развивать речь учащихся, совершенствовать умения работать с текстом;определять стиль, тип речи, выделять языковые средства; развивать общеучебные умения и навыки;  воспитывать внимательное отношение к языку, интерес к чтению. В ходе работы учащиеся повторяют основные понятия текста, изобразительные средсва, анализируют тексты, работают над определением языковых средств выразительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku.rar231.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»

г.Череповца Вологодской области

Групповое занятие

по русскому языку в 8 классе

Тема:

«Изложение

с использованием изобразительных средств языка»

                       Подготовила:  Картавая Галина Дмитриевна,    

                                                           учитель русского языка и

                                   литературы

                       

Череповец, 2014

Групповое занятие

по русскому языку в 8 классе

 «Изложение

с использованием изобразительных средств языка»

Цели: 

  • развивать речь учащихся, совершенствовать умения работать с текстом:
  • определять стиль, тип речи, выделять языковые средства;
  • развивать общеучебные умения и навыки;
  • воспитывать внимательное отношение к языку, интерес к чтению.

Задачи для учащихся:

Знать:  основные понятия текста;  

               изобразительные средства языка

Уметь: анализировать текст;

               определять стиль и тип речи;  

               выделять языковые средства  

Ход  занятия

I.  Оргмомент.  Эмоциональный настрой.

Учитель:Не волнуйтесь. Если сказать по секрету, то я тоже волнуюсь. Это нормально: всякий раз, когда мы ждём гостей – мы переживаем, готовимся. И сегодня мы подготовились. Думаю, что наши гости увидят, как вы хорошо умеем работать. Для этого у вас есть всё необходимое на партах  и в багаже знаний и умений.

II. Сообщение темы и определение целей занятия. Слайд №1.

  • Работа с эпиграфом.

- Определите, какие вопросы нам необходимо решить сегодня.

Слайд№2. «Знания и умения».

III. Актуализация знаний.

1. Разминка. Упражнение на формирование умений определять тип и стили речи.

 Самопроверка – слайд №3.

1. Прочитайте этот «псевдотекст». Определите границы текстов.

        Я пошёл посмотреть на цветы. Цветковые растения, покрытосеменные, относятся к отделу высших растений, имеющих цветок. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Семязачатки (семяпочки) заключены в полость завязи пестика. Цветок является органом размножения покрытосеменных растений. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных ночных цветов, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. В цветке происходит опыление, оплодотворение, развитие зародыша, образование плода с семенами. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. На оси цветка – цветоложе – располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и плодолистики. У некоторых растений цветоложе участвует в образовании плодов (ежевика, малина, лотос). А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона. На цветоножке – участки побега между кроющим листом и цветком – часто (но не всегда) имеются прицветники.

Ключ.

Я пошёл посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных ночных цветов, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона. (Е.Носов «Живое пламя»).

Цветковые растения, покрытосеменные, относятся к отделу высших растений, имеющих цветок. Семязачатки (семяпочки) заключены в полость завязи пестика. Цветок является органом размножения покрытосеменных растений. В цветке происходит опыление, оплодотворение, развитие зародыша, образование плода с семенами. На оси цветка – цветоложе – располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и плодолистики. У некоторых растений цветоложе участвует в образовании плодов (ежевика, малина, лотос). На цветоножке – участки побега между кроющим листом и цветком – часто (но не всегда) имеются прицветники (Из учебника биологии).

2. Самостоятельная работа в парах. 1 уч-ся – консультант.

а) Работа с текстами

№1. Прочитайте текст.

        Вы когда (нибудь) вид..ли город в тумане  Это очень кр..сиво! Или ты идёш.. в тумане по дороге где (нибудь) в деревне. И вдруг из тумана выезжа..т лошадь запряжё(н,нн)ая в телегу. Но ты пока видиш.. только одну лошадь а телегу уже потом... и всего видиш.. только часть, это очень интересно. И смешно. Но как кр..сиво! Это потому, что туман всё старается спрятать а показывая вещи и стр..ения, словно бы дразнит..ся, словно бы поиграть решил с нами в прятки. Вот какая уд..вительная вещ.. – туман!

                                                                                                                                        (По Ю.Коринцу)

2. Докажите, что это текст.

3. Определите стиль и тип речи.

№2. Прочитайте текст.

   Помню что я был бе…конечно счас…лив усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. Счас…лив и просветлён. Книга делала чудо: она разг…варивала со мной разными гол…сами детей и взрослых. Я чу…ствовал, как подо мной п…качивается палуба белоснежного пар…хода, видел всплески огромных рыб в т…жёлых струях реки. Я слышал мета…ический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё(таки)с трубкой в зубах.

   Бу…то волшебная власть ун…сила меня в другое пр…странство и время и раскрывались безмерные дали ра…тупались облачные небеса.                       (По А. Лиханову)

2. Докажите, что это текст.                                

3. Определите стиль и тип речи.

№3. Прочитайте текст.

        Глубок..й зимой, часов в десять-оди(н,нн)адцать, на соверше(н,нн)о безобл..чном небе вдруг расцв..ла радуга. Она обоими концами к..салась г..ризонта  была (не)обыкновенно ярка и имела в ш..рину градусов сорок пять. Под ней, такой же яркой, изг..балась другая радуга  но несколько слабее цветом, а дальше третья четвёртая пятая, и всё бледнее и бледнее – какой (то) сказочный (семи)цветный коридор. Это продолжалось минут пятнадцать. Потом радуги растаяли, наб..жали мгновенно, бог знает откуда, тучи, и повалил сплошной сн..жище.                                                                                                                                                                                  

                           (По А.Куприну)

2. Докажите, что это текст.

3. Определите стиль и тип речи.

б) Развитие грамматического слуха. Подготовка к экзамену

1 уч-ся из пары читает, 2-й объясняет, все на слух проверяют – взаимопроверка.

IV. Повторение. Расширение знаний.

  • Признаки художественного стиля.

- Перечислите выразительные средства языка.

  • Работа по таблице «Приёмы художественной выразительности»

эпитеты

сравнение

антитеза

метафора

Риторический вопрос

олицетворение

Риторическое обращение

инверсия

гипербола

ирония

сарказм

  • Дополните таблицу во время просмотра презентации.

Реализация добровольного д/з – компьютерная презентация.

Практическая работа.

  • Анализ текста с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств.

- Каким языком  Константин Паустовский описывает творчество Пришвина?

        Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

        Пришвин происходил из старинного русского города Ельца. Из этих же мест вышел и Бунин, точно так же как и Пришвин, умевший наделять природу окраской человеческих дум и настроений.

        Чем это объяснить? Очевидно, тем, что природа восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца, - очень русская, очень простая и небогатая. И вот в этом её свойстве, даже в некоторой её суровости, и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее видна прелесть родной земли, острее делается взгляд и собраннее мысль.

        Простота говорит сердцу сильнее и больше, чем ослепительный блеск, - богатство красок, бенгальский огонь закатов, кипение звёздного неба и лакированная растительность тропиков, напоминающая мощные водопады, целые Ниагары листьев и цветов.

        Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы». Но он ошибался. Его проза гораздо сильнее наполнена соком поэзии, чем многие стихи и поэмы.

        Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий».

        Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство!»

        В чём его тайна? В чём секрет этих книг? Слова «колдовство», «волшебность» относят обыкновенно к сказкам. Но ведь Пришвин не сказочник. Он человек земли, «матери сырой земли», свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.

Секрет пришвинского обаяния, его колдовства – как раз в этой его зоркости.

        Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.

        Всё у Пришвина сверкает поэзией, как трава от росы.

        Но этого мало. Язык Пришвина – язык народный. Он мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде, в простоте и мудрости народного характера.

Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то. Наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд  

                                                                                                                ( К.Паустовский).

V. Подведение итогов. Карточка самоконтроля.

Хороши, чисты русские снежные зимы. Глубокие сверкают на солнце сугробы. Скрылись подо льдом большие и малые реки. В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля.

        Тихи и светлы зимние ночи. Обливая снега тонким светом, сияет луна. В лунном свете мерцают поля, вершины деревьев. Хорошо видна накатанная зимняя дорога. Темны тени в лесу. Крепок зимний ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев. Высокие звёзды рассыпаны по небу. Ярко светит Большая Медведица с ясной Полярной звездою, указывающей на север. От края до края протянулся по небу Млечный Путь – загадочная небесная дорога. В Млечном Пути распростёр свои крылья Лебедь – большое созвездие.

        Что-то фантастическое, сказочное есть в лунной зимней ночи. Вспоминаются пушкинские стихи, гоголевские рассказы, Толстой, Бунин. Кому приходилось ездить лунной ночью по зимним просёлочным дорогам, наверное, помнит свои впечатления.

        А как хорош зимний рассвет, утренняя заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают золотые лучи восходящего солнца и заблестит,  засверкает ослепительная белизна! Необыкновенная русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи!

        Возле деревень и старинных парков видишь раздувшихся краснозобых снегирей, а у самых домов попискивают шустрые смелые синички. Случается, что в морозный день синицы залетают в открытые форточки. Или в сени домов. Я приручал залетевших  в мой маленький домик синиц, и они быстро в нём обживались.

        А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне тёмного елового леса. Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины.

                                                                                                                       (И.Соколов-Микитов.)

        

VI. Рефлексия

  • Вернёмся к эпиграфу. Вспомним текст «Есть ли у книги будущее?»
  • Как бы вы  ответили на этот вопрос?
  •  Нужно ли читать?
  • Зачем нужен компьютер? Может ли он заменить книгу?

        VII. Д/з. Подготовить тексты для анализа. См. виды заданий для  анализа.

1.Напишите, с помощью каких лексических и синтаксических языковых средств создаётся поэтическое настроение текста.

2.Объясните, с помощью каких языковых средств автор добивается эмоциональности и поэтичности описания.

3.Подчеркните сочетания слов, придающих тексту поэтичность, образность.

4.Напишите, какие образные средства языка (тропы) использует автор для описания (передачи)...

5.Перечислите образные языковые средства, которые использованы в данном отрывке.

6.С помощью каких языковых средств автор точно передаёт настроение радости (грусти, печали, восторга)?

7.Выделите эпитеты (метафоры, сравнения, олицетворения).

8.Объясните роль риторических вопросов (риторических восклицаний) в этом тексте.

9.Объясните, какими изобразительными языковыми средствами достигается комический эффект в тексте.

Список использованной литературы:

1.Коринец Ю.И. «Привет от Вернера»- гл. «В тумане»

2.Куприн А.И. Рассказ «Чёрная радуга».

3.НосовЕ.И. «Живое пламя».

4.Паустовский К.Г. «Золотая роза».

5. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5-9 классы.М., «Просвещение»,1991.

6. Соколов-Микитов И.С.  «Найдёнов луг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку в коррекционном классе

Программа индивидуально-групповых занятий в коррекционном классе VII вида по русскому языку....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных (групповых) занятий по русскому языку

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание ста...

Календарно-тематическое планирование групповых занятий по русскому языку

Календарно-тематическое планирование групповых занятий по русскому языку  "Русская словесность" (8 класс)...

Занятие "Изобразительные средства языка"

Занятие по развитию речи, 2-й год обучения...

Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."

Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения....