Главные вкладки

    Статья по русскому языку (5 класс) на тему:
    Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС ООО

    Федорова Наталья Алексеевна

    В работе представлен опыт использования продуктивных заданий, классификация продуктивных задний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_modelirovanie_produktivnykh_zadaniy.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Федорова Наталья Алексеевна

    МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ  (В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО)

    Долгое время индикатором качественного образования считались знания, полученные учениками в результате школьных занятий. Эти знания проверялись контрольно-измерительными материалами, где выпускники показывали хорошие результаты. Они умело воспроизводили информацию, отраженную в учебниках. Международные исследования TIMSS  и PISA показали, что наличие знаний не дает гарантии в том, что ученик сможет их применить в конкретной жизненной ситуации при решении при решении практических задач. Исследование PISA, определяющее оценку того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для жизни, показывает, что российские школьники испытывают затруднения при решении конкретных жизненных задач. За 10 лет исследований Россия потеряла почти 20 мест в международном рейтинге участников PISA.

    Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт. Типичными ошибками проверочных и итоговых работ, проводимых в школах, педагоги называют следующие: ученики не умеют правильно определять суть вопроса, с трудом определяют главное, плохо ориентируются в структуре задания, не умеют составлять план своей работы, а затем её анализировать согласно предложенным критериям.

    Решить эти проблемы, на мой взгляд, могут продуктивные задания, которые будет использовать учитель на уроке и предлагать для домашнего задания.

    Продуктивные задания, по мнению Е.Л. Мельниковой, это творческое воспроизведение знаний. Каждый ученик должен сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить на суд учителю и одноклассникам собственный продукт. Отсюда и название.

    Если сравнить продуктивные и репродуктивные задания, то можно выделить ряд существенных отличий. Ответ в учебнике на репродуктивное задание находится в готовом, легко воспроизводимом виде. Это прямые вопросы, на которые всегда можно найти ответ в учебнике, заучить, а затем воспроизвести в нужный момент. Ответа на продуктивное задание в готовом виде в учебнике нет, информацию необходимо искать не только в тексте, но и вне его: в таблицах, схемах, рисунках, графическом выделении, а также в других источниках. Эти задания сложнее, но интерес учеников к ним больше. Они позволяют развивать универсальные учебные действия, применять свои знания на практике. Способ открытия знаний переносится с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другое. Это позволяет достигать метапредметных результатов.

    Разницу в формулировках продуктивных и репродуктивных заданий можно проследить на конкретном примере:

    • Дайте определение сложноподчинённого и сложносочинённого предложения.
    • Составьте письменный ответ на одну из тем: «Как найти в сложноподчинённом предложении придаточную часть», «Средства связи частей сложноподчинённого предложения». Используйте в своём ответе сложноподчиненные предложения. Составьте их схемы.

    Первое задание предполагает конкретный ответ на вопрос, который есть в учебнике, второе – творческую переработку информации.

    Все продуктивные задания можно разделить на группы:

    1. Выделение главного в мини-тексте по заданному основанию важности и формулирование суждения.

    2. Поиск и отбор информации в полноценном тексте и любом

    источнике информации по заданному основанию.

    3. Построение умозаключений – обобщений-выводов.

    4. Доказательство, в т.ч. подведение под понятие.

    5. Определение причин и следствий.

    6. Группировка по заданному основанию.

    7. Сравнение по указанным критериям.

    8. Формулирование определения понятия по тексту.

    9. Классификация (группировка с иерархией).

    10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода.

    11. Определение своей аргументированной оценки, отношения к…

    12. Определение личных качеств, черт характера человека по

    его поступкам.

    Павлова Т.И., Белоусова Т.В. предлагают следующие речевые клише для формулировок продуктивных заданий:

    Каким образом можно…использовать для…?

    Что подразумевается под…?

    На что похоже…?

    Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее?

    В чем разница между …и…?

    Какой аргумент можно привести против…?

    Что, на ваш взгляд, является причиной… и почему?

    Чем вы можете аргументировать свой ответ?

    Что случится, если…?

    В чем сильные и слабые стороны…?

    Что мы уже знаем о…?

    Каким образом…влияет на…?

    Объясните, почему…? Объясните, как…?

    В чем смысл…? Почему важно..?

    Чем похожи…и…?

    Какой…является лучшим и почему?

    Сравните … и … на основании…

    Согласны ли вы с утверждением, что…?

     На  уроках русского языка и литературы можно использовать следующие задания для формирования УУД:

    - регулятивных: работа с правилом, составление плана текста, различных инструкций и алгоритмов, плана самооценки деятельности;

    -познавательных: моделирование, диалог с текстом, сравнительные характеристики героев, произведений; задания на соответствие;

    - коммуникативных: ведение диалога, написание сочинений и изложений, свободные диктанты, устные ответы и др.

    На своих уроках я уделяю большое внимание работе с правилами. Предлагаю не просто прочитать и пересказать, а выполнить ряд заданий:

    • Прочитай текст в рамке. Что из этого тебе уже известно?

    • Какие новые сведения ты получил?

    • Озаглавь текст в рамке.

    • Разбей его на смысловые части. Поставь к каждой части вопрос.

    • Составь план. Перескажи текст по плану.

    • Составь вопросы к каждому абзацу.

    • Допиши слова в правиле (доскажи словечко…);

    • Составь рассказ по правилу;

    • Отметь графически;

    • Выбери ключевые слова.

    Методисты Образовательной системы «Школа 2100» предлагают следующий алгоритм выполнения продуктивных заданий:

    1. Осмысли цель задания. (Что надо сделать?)
    2. Найди нужную информацию (текст, рисунок, схему…).
    3. Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…).
    4. Запиши, если необходимо, свое решение ( в виде таблицы, списка, текста) или мысленно составь ответ, например, используя слова: « я считаю, что…», «потому что…», « во-первых,…», 2во-вторых,…» и т.д.
    5. Дай полный ответ (если необходимо), не ожидая наводящих вопросов.

    Этот алгоритм я использую на уроках русского языка и литературы на первоначальном этапе, когда ученики только учатся выполнять продуктивные задания. Свою работу они анализируют по алгоритму самооценки, задавая себе вопросы:

    1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

    2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

    3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

    4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

    Потом добавляются другие вопросы, в т.ч.:какую ты ставишь себе отметку?

    Такая форма работы развивает регулятивные универсальные учебные действия, позволяет контролировать выполнение задания на каждом этапе, самому давать оценку своей работе, видеть плюсы и минусы, пути достижения лучших результатов.

    Анализ заданий в учебниках показывает, что продуктивных заданий в них немного. Учителю необходимо самому формулировать их. При подготовке к уроку использую следующие формы трансформации репродуктивных заданий в продуктивные:

    • Вместо оценки авторской предлагаю ученику оценить ситуацию самому;
    • отрабатываю учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций;
    • Переношу акцент с воспроизведения на анализ информации;
    • Связываю задание с повседневным опытом ученика через жизненную ситуацию;
    • Даю задание паре или группе, распределив роли участников.

    Например, задание в учебнике: поставь существительные  в форму мн. ч. род. падежа: апельсины, помидоры, мандарины…

    Продуктивное задание: по фотографии составьте несколько предложений с данными словами, отвечая на вопросы: чего на прилавке много, а чего нет? Употребляйте существительные во множественном числе. Проверьте себя по словарю.

    Работа с продуктивными заданиями направлена на получение нового образовательного результата, соответствует ФГОС.

    Список использованной литературы

    Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:

    Пособие для учителя.- М., 2002.

    Образовательные технологии. Сборник материалов.– М. : Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

    Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Компетентностные задания по русскому языку. Методический конструктор. – Ростов на Дону, 2012


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование познавательных способностей на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС»

    Проблема формирования познавательных способностей учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме  диктуется условиями современной жизни. В ...

    Рабочий лист участника семинара «Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)

    В материале представлены примерная классификация продуктивных заданий, алгоритмы решения и самооценки...

    Разработка урока по русскому языку 5 класс в соответствии с ФГОС ООО

    1. Тема урока: Грамматическая основа предложения 2. Класс 5 3. УМК Бунеев Р.М. 4. Тип урока Урок открытия нового знания 5. Технологии Здоровьесбережени...

    Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

    Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...

    Технологическая карта урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

    Смысл технологической карты  - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому,  чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней с...

    Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС

    Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС...