Подготовка к сочинению по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Кареева Наталья Викторовна

Предмет: русский язык

Тип урока: урок развития речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 13.12.2013

Предмет: русский язык

Тип урока: урок развития речи

Технология: коммуникативная технология обучения на уроках русского языка и литературы.

Методы и приемы: исследовательский, поисковый, эвристический, метод творческого чтения, метод творческого письма.

Реализуемая программа:  по русскому языку общеобразовательных  учреждений. 5 класс: основной курс /авт.-сост. С.И. Львова.– М.: Мнемозина, 2013; в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом  общего  образования  по русскому языку.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов. – М.:  Мнемозина, 2013.

Цели урока:

Обучающие: формировать умение использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний, разных по своему значению; добиваться осознания роли словосочетаний в художественной речи.

Развивающие: развивать умение описывать произведение живописи.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к искусству на примере произведений живописи, формировать нравственные и эстетические ценности.

Планируемые результаты:

Предметные – проводят анализ содержательной, стилистической, языковой сторон текста; рассматривают текст в единстве содержания и способов языкового выражения этого содержания; осознают и используют на практике механизмы функционирования языка.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока, стремятся ее выполнить и оценивать достижения на уроке; самостоятельно формулируют определения; выполняют практическую работу по составленному плану; готовят устные сообщения, используя дополнительную учебную литературу.

УУД познавательные – структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

УУД личностные – дают адекватную оценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

УУД регулятивные – формируют потребность активного обучения, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя.

УУД коммуникативные – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивают способности решать наиболее типичные коммуникативные задачи, соблюдают правила речевого этикета, умеют высказывать и обосновывать свою точку зрения, уважительно относятся к мнению других, развивают монологическую речь.

Используемые средства: компьютер, интерактивная доска, авторский медиапродукт: мультимедийная презентация Power Point.

п/п

Название современных образовательных

технологий

Этапы урока/занятия, в которых

технология применяется

1.

Здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества

Организационный момент,

предусматривающий комфортный психологический настрой на урок; целеполагание.

2.

Технология уровневой дифференциации

Проверка домашнего задания

3.

Коммуникативная технология обучения на уроках русского языка и литературы

Актуализация имеющихся опорных знаний и умений; формирование новых понятий и способов действий; Синтезирующий анализ (применение знаний, формирование умений и компетенций).

4.

Технология критического мыщления через чтение и письмо

Самостоятельная (творческая) работа

Примечание: содержание урока, его этапы обеспечивают формирование у обучающихся коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций; развивают виды речевой деятельности: говорение, письмо; проведение различных анализов на уровне морфологическом, лексическом, синтаксическом.

Ход урока.

I. Организационный момент: приветствие кадет, доклад о готовности к уроку.

Создание эмоционального настроя для дальнейшей деятельности на уроке (кадеты знакомятся с видеофрагментом презентации).

-Попробуйте сформулировать тему урока после знакомства с предложенным видеофрагментом.

II. Проверка домашнего задания:

Игра «Самый умный» (см. презентацию)

Ш. Подготовка к сочинению (рассмотрение картины, составление плана).

Слово учителя.

Картина «Юный живописец» И. И. Фирсова – один из загадочных памятников русской жанровой живописи. Это один из самых ранних и вместе с тем самых совершенных образцов бытового жанра. 

О художнике известно немного: Иван Фирсов обучался живописи в Москве за свой счет и занимался главным образом театральными декорациями и украшением дворцовых интерьеров в Москве и в Петербурге.  Будучи уже одним из самых известных русских художников, он отправился в Париж для обучения в Академии художеств. Картина «Юный живописец», как полагают, была написана Фирсовым во время его пребывания в Париже.

1. Актуализация имеющихся опорных знаний.

Попросим пятиклассников вспомнить, с какими произведениями живописи они уже познакомились на уроках русского языка, и попытаться назвать жанры этих произведений. Пятиклассники могут назвать пейзажи А. А. Рылова («Полевая рябинка»), В. Д. Поленова («Осень в Абрамцево»), портреты М. А. Врубеля («Царевна-Лебедь»), В. Л. Боровиковского («Портрет Е. Н. Арсеньевой») и др.

2.Формирование новых понятий и способов действий.

Обратим внимание кадет на то, что сейчас перед ними картина, которая относится к жанру, с которым кадеты ещё незнакомы, - к жанру бытовому. Расшифруем для пятиклассников это понятие. Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, посвящённый отражению событий и сценок из повседневной жизни. Предложим ребятам рассмотреть и описать бытовую зарисовку И. И. Фирсова.

Прежде всего попросим пятиклассников изложить сюжет художественного полотна и постараемся добиться чёткого его определения. Ответ может быть примерно следующим.

И. И. Фирсов изобразил юного художника, который создаёт портрет маленькой девочки. Маленькая натурщица шаловлива и непоседлива, она не может долго сидеть на одном месте, и мать прижимает её к себе рукой, чтобы девочка успокоилась.

После этого вырабатываем умение более подробно описывать расположение фигур в художественном пространстве, а также выражение лица каждого из персонажей картины.

Художник свободно расположился за высоким мольбертом и водит кистью по полотну, выписывая детали. В левой руке он держит палитру и кисти, ящик с красками стоит на полу. Взгляд его сосредоточен на полотне, из причёски выбились пряди волос, но молодой человек этого не замечает. Юный художник охвачен вдохновением, он творит самозабвенно, увлечённо.

        Натурщица ещё мала, поэтому сама она сидит на стуле, а ножки её стоят на скамеечке. Ей трудно так долго сидеть без движения, она послушно сложила ручки, но на личике её играет лукавая улыбка. Девочка прижалась головкой к матери, которая обнимает малышку и уговаривает её посидеть спокойно. Художнику удалось искусно передать спокойную и ласковую строгость молодой женщины, терпеливо объясняющей дочке необходимость сохранять нужную позу.

        Мастерская живописца залита ровным светом, который льётся из окна, расположенного слева от художника. Художник установил мольберт так, чтобы свет падал прямо на полотно, и сам немного развернулся к окну и откинул голову, чтобы игра света и тени не мешала созданию портрета.

        На заднем плане картины – обычные атрибуты  художественной мастерской: мраморный бюст, манекен, несколько книг, на стене – две картины.

        В картине «Юный живописец» художник одновременно сумел передать прелесть обыденной, повседневной жизни и поэтическое очарование процесса свободного творчества.

Молодой художник, изображённый за созданием портрета, и женщина с девочкой по-настоящему просты. Позы персонажей картины непринуждённы, выражения лиц естественны и сообразны с тем моментом, в который они запечатлены. Вместе с тем основной темой картины можно считать творческий процесс, и создателю полотна «Юный живописец» удалось передать поэтическую атмосферу, царящую в мастерской художника-главного персонажа картины.

Серо-розовая гамма соответствует общему характеру картины. И. Э. Грабарь так писал о мастерстве художника: «Фирсов пишет свободно и мягко... Розовые, бруснично-красные, белые и бледновато-желтые цвета, преобладающие в первой части полотна, мягко сочетаются с зеленоватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок находит себе отзвук в более глухом зеленом тоне занавеса в глубине.
Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма содействует сдержанной поэзии картины и атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней».

3. Составление плана.

        План составляем совместно:

I. Картина И. И. Фирсова «Юный живописец» – один из лучших образцов бытового жанра.

II. Описание картины.

1. Сюжет картины.

2. Персонажи произведения живописи.

3. Изображение художественной мастерской.

            4. Цветовая гамма.

        III. Мастерство художника.

IV. Синтезирующий анализ.

            1. Определение лексических значений малознакомых слов.

Интерьер – внутреннее пространство какого-либо помещения.

Манекен – деревянная кукла с подвижными руками и ногами, которую художники применяют как натуру для изображения человеческих поз.

Мольберт – подставка, на которой помещается холст на подрамнике, или доска для работы художника.

Палитра – тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец левой руки, которая служит художникам для смешивания красок.

Цветовая гамма – подбор красок для картины.

        2. Лексический анализ данных в упр. 234 словосочетаний.

        Читаем словосочетания и определяем возможность их использования в сочинении.

        3. Запись словосочетаний, использованных в ходе устного описания картины для характеристики её персонажей и интерьера изображённой художественной мастерской.

Памятник русской жанровой живописи,  шаловливая и непоседливая натурщица,  ящик с красками, сосредоточенный взгляд, охвачен вдохновением, самозабвенно и увлечённо творит, лукавая улыбка, искусно передать, спокойная и ласковая строгость, терпеливо объяснять, залита ровным светом, льётся из окна, развернуться к окну, откинуть голову, игра света и тени, атрибуты  художественной мастерской, мраморный бюст, манекен, прелесть обыденной, повседневной жизни, поэтическое очарование, процесс свободного творчества, непринуждённые позы, поэтическая атмосфера, серо-розовая гамма.

V. Самостоятельная творческая работа.

Предложить кадетам устно описать картину И.И.Фирсова.

VI.Рефлексия. Обмен впечатлениями.

VII.Задание на самоподготовку: сочинение по картине И. И. Фирсова «Юный живописец» (упр. 234, печатная рабочая тетрадь часть 1 – упр. 48 стр. 48).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Фирсова "Юный живописец"

Представлена презентация и вспомогательный материал  к уроку  "Сочинение по картине И.И. Фирсова "Юный живописец". Презентация знакомит с биографией писателя, планом сочинения, историей напи...

Урок по картине И.И.Фирсова " Юный живописец"

Урок развития речи. проведен в 5 классе по прогорамме С.И.Львовой, В.В. львова...

Презентация к уроку по картине И.И.Фирсова " Юный живописец"

Презентация выполнена в программе SMART...

Презентация для подготовки к написанию сочинения по картине Фирсова "Юный живописец"

В презентации даётся понятие жанров живописи, краткие сведения о художнике, особенности его картин, примерный план сочинения, словарная работа....

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра  по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"...

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...